Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Березуцкий Иван Михайлович

И.М.Березуцкий

Родился 13 Ноября 1918 года в селе Селивёрстово, ныне Волчихинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы, затем - Бийское педагогическое училище и аэроклуб. В 1938 году окончил Ульяновскую школу лётчиков - инструкторов Осоавиахима. В 1938 - 1940 годах работал в Орском аэроклубе Чкаловской ( ныне Оренбургская ) области. С 17 Февраля 1940 года в Красной Армии. Окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов имени К. Е. Ворошилова. Служил лётчиком в 161-м резервном и 4-м запасном авиационных полках. Окончил курсы командиров звеньев.

С Июля 1942 года в действующей армии. По Октябрь 1942 года служил в 864-м ИАП, затем - в 169-м ИАП. Сражался на Сталинградском, Калининском, Северо - Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском фронтах. Был командиром звена и заместителем командира эскадрильи. Затем воевал на 3-м и 1-м Белорусских фронтах в качестве командира эскадрильи.

К Июлю 1944 года штурман 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор И. М. Березуцкий произвёл 223 боевых вылета, в 73 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. С Августа 1969 года Гвардии полковник И. М. Березуцкий - в запасе. Жил в городе Жуковском Московской области. Умер 23 Февраля 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Иван Березуцкий родился в 1919 году в селе Селиверстово Алтайского края. Затем с родителями приехал в город Рубцовск. В 1937 году закончил Бийское педагогическое училище. Увлекался авиамоделизмом и планеризмом. Позднее занимался в Бийском аэроклубе, где и произвёл свой первый самостоятельный полёт. Затем стал курсантом военного авиационного училища. В Июле 1942 года, получив квалификацию лётчика - истребителя, Березуцкий направляется на Сталинградский фронт, в 169-й истребительный авиационный полк  ( в Марте следующего года ставший 63-м Гвардейским ИАП ). Здесь за короткий период он произвёл 65 боевых вылетов.

Позже Иван Михайлович сражался на Калининском, Северо - Западном и других фронтах. Закончил войну в Берлине. Летчиками его эскадрильи в многочисленных воздушных боях было уничтожено 39 вражеских самолётов.

14 Мая 1943 года штурман эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная армия, Прибалтийский фронт )  Гвардии старший лейтенант И. М. Березуцкий в воздушном бою вблизи города Демянска Новгородской области на самолёте Ла-5 уничтожил тараном бомбардировщик противника. Сам благополучно произвёл посадку на повреждённом самолёте.

21 Мая корпусная газета "Советский патриот" поместила беседу Березуцкого с молодыми воинами. К тому времени на его счету было уже 6 личных побед. "По поручению партбюро, - начал опытный лётчик, - я с вами проведу беседу на тему "Ошибки молодых лётчиков в первых воздушных боях", расскажу о том, что нужно делать, чтобы вы не повторяли их. Главное, это не отрываться от своих групп и от ведущего; не терять ориентировки; постоянно наблюдать за воздухом; бить врага с коротких дистанций". Каждый из своих советов Березуцкий подкреплял фактами из боевого опыта. Так, комментируя свой последний совет, он говорил: "В первом воздушном бою молодые лётчики нередко открывают огонь по противнику с больших дистанций. В результате расходуют боеприпасы, а самолётов не сбивают. Наиболее эффективный огонь - с дистанции 50 - 100 метров".

Ла-5 из состава 169-го ИАП.

23 Мая 1943 года 63-й ГвИАП перебазировался на аэродром совхоза Паньково. Первые боевые вылеты на Орловском направлении Брянского фронта были произведены 1 Июня. В этот день было сделано 43 боевых вылета. Несмотря на сосредоточение наших войск, авиация противника активности не проявляла. Истребители, летавшие парами, от боя уклонялись. 3 Июня полку была поставлена задача на разведку сосредоточения и движения войск неприятеля в районах Протасово, Мохово, Семуха, Большой Малиновец. В этот день было сделано 26 боевых вылетов. Проведено 2 воздушных боя. Сбито и подбито 2 самолёта противника. В этот день показали себя хорошими разведчиками Гвардии старший лейтенант Березуцкий и его ведомый Гвардии младший лейтенант Иванов А. Д., привезшие довольно ценные сведения.

В Июле 1943 года лётчики 1-го истребительного авиакорпуса прикрывали наступающие танковые колонны войск Брянского фронта от ударов немецкой авиации. Не считаясь с большими потерями, противник бросал в бой всё новые и новые группы бомбардировщиков, пытаясь приостановить движение 3-й танковой армии. Подчас нашим лётчикам было трудно сдержать лавину неприятельских самолётов. Тогда врагу удавалось сбрасывать часть бомб на наши танковые колонны.

20 Июля группа из 10 истребителей Ла-5 под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора А. А. Федотова, прикрывая войска 3-й и 63-й армии, встретила 20 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 24 истребителей FW-190. Федотов, твёрдо помня приказ не допускать бомбовых ударов по наземным целям, не задумываясь, повёл товарищей на врага. Бой был исключительно напряжённым. Противник потерял 13 самолётов, один из которых уничтожил Иван Березуцкий. В этом бою понесла потери и наша группа: на аэродром не вернулся лётчик В. П. Едунов.

В конце Ноября 1943 года по личному указанию командующего ВВС Красной Армии части 1-го истребительного авиакорпуса были переданы в оперативное подчинение 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Дивизии корпуса сразу же включились в боевую работу.

13 Декабря в 11 часов утра после 2-часовой артиллерийской подготовки дивизии первого эшелона частей ударной группировки 11-й Гвардейской армии перешли в наступление. Нашим лётчикам предстояло решать две задачи: прикрыть поле боя и сопровождать штурмовики. Они развернули решительную борьбу за господство в воздухе, встречая бомбардировщики противника на подступах к прикрываемому обьекту, тактически грамотно вели бой и добивались победы.

15 Декабря первым начал боевые действия 63-й Гвардейский ИАП. 8 самолётов Ла-5 под командованием Гвардии капитана И. М. Березуцкого, прикрывая с высоты 2500 - 3000 метров войска в районе Езерище - Городок, встретили до 25 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей FW-190, шедших на высоте 1500 - 2000 метров. Наши лётчики знали, что Ju-87 над целью обычно образуют круг и поочерёдно пикируют, прикрываю друг друга. Помешать им прицельно бомбить в таком строю, как показал опыт, было нелегко. Поэтому группа Березуцкого, используя преимущество в высоте, поспешила навстречу противнику, чтобы ещё на подходе к цели сбить врага с курса и заставить сбросить бомбы бесприцельно.

И.М.Березуцкий

Оценив обстановку, Березуцкий решил парой Гвардии старшего лейтенанта Г. П. Бурлакина связать боем истребителей противника, а оставшейся шестёркой атаковать "Юнкерсы". Бурлакин на большой скорости атаковал одну, затем другую пару "Фоккеров" и завязал с ними бой. Тем временем шестёрка во главе с Березуцким устремилась к Ju-87. В небе закружилась огненная карусель. Рёв моторов, хлесткие пушечные и пулемётные очереди слились в невообразимый гул.

Со второй атаки Гвардии капитан Березуцкий сбил одного "Юнкерса", а другого поджёг Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К. И. Короткова атаковали 2 "Фоккера". Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Маресьев послал последнюю длинную очередь вдогонку "Юнкерсу" и поспешил на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Гвардии старший лейтенант искусно сманеврировал, вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме.

Удар бомбардировщиков противника по наступающим войскам 11-й Гвардейской армии не состоялся. Враг, потеряв 2 самолёта, убрался с поля боя. Для наших лётчиков это была первая победа дня...

В Июне 1944 года полк перебазировался на аэродром Соколка, а затем вынужден был, чтобы не отставать от передовых частей, перелететь на аэродром Докудово. 30 Июня истребители 63-го Гвардейского ИАП прикрывали наземные войска уже в районе города Борисов, где завязали бои наши передовые части. В этот день Гвардии майор И. М. Березуцкий, уничтожив в воздушном бою истребитель FW-190, довёл счёт сбитых самолётов до 15, чем заслужил право на почётное звание Героя Советского Союза. Спустя 2 дня отважный лётчик был приставлен командованием части к этому высокому званию. При этом, командир полка писал:

"За период службы в полку в должности заместителя командира авиационной эскадрильи, он много работал над повышением лётно - тактического мастерства подчинённых ему лётчиков. Иван Березуцкий лично сбил 6 бомбардировщиков, 1 транспортный самолет и 11 истребителей врага. Так, в районе озера Порезье - Лоево И. М. Березуцкий сбил один Ме-109. Подтверждено лётчиками Героями Советского Союза Гвардии майором Числовым, Гвардии старшим лейтенантом Гражданиновым и Гвардии старшим лейтенантом Запарожченко. В районе Доминов сбил один Ju-88. Подтверждено лётчиками Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом Маресьевым, Гвардии капитаном Воронько, Гвардии старшим лейтенантом Шульгой и Гвардии лейтенантом Ивановым".

В Июле 1944 года 63-й Гвардейский ИАП вышел из состава 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта и был переподчинён 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта и перелетел из города Лида ( Чеховцы ) на аэродром Подбродзе. После частичного облёта района боевых действий полк приступил к ведению боевой работы в направлении на Паневежис и Шауляй, выполняя в основном задачи прикрытия района боевых действий, сопровождение Пе-2 и ведение разведки в интересах наземного командования.

Однако долго работать на этих направлениях не пришлось. Вскоре было принято решение перевооружить полк, дать ему только что поступившие в серийное производство новые самолёты Ла-7. Сдав имеющуюся матчасть Ла-5 армейскому полку, лётный состав убыл в 14-й запасной авиаполк города Тула для переучивания и получения Ла-7.

Ла-7 одного из ГвИАП

Истребитель Ла-7 одного из Гвардейских авиационных полков, 1944 год.

Получив самолёты и облетав их, полк 15-го Августа вновь отправился на фронт и, расположившись на аэродроме Шауляй, приступил к ведению боевой работы в направлениях на Ауце и Иелгава.

В первых же боевых вылетах преимущество Ла-7 было доказано со всей очевидностью. Так, 25 Августа 1944 года лётчиками полка было совершено 12 боевых вылетов, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 16 самолётов противника: 13 FW-190 и 3 Ме-109. Свои потери составили 1 экипаж.

И.М.Березуцкий

Наиболее удачным был полёт на расчистку воздуха от авиации противника и прикрытие наземных войск в районе Ауце. Общей группой в составе 22 самолётов командовал командир полка Герой Советского Союза Гвардии подполковник Горбатюк. Западнее Ауце наши лётчики встретили 12 FW-190, количество которых наращивалось в процессе боя парами и четвёрками. Всего в схватке участвовали 20 FW-190 и 10 Ме-109. Было сбито 8 FW-190 и 1 Ме-109. При этом, Гвардии майор Березуцкий на вертикалях в бою с двумя "Фоккерами" сбил обоих.

Иван Березуцкий воевал до конца войны. Всего произвёл 254 боевых вылета. Участвуя в 79 воздушных боях сбил 22 вражеских самолёта, в том числе 18 лично.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных побед. ]  За это время освоил истребители ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5 и Ла-7.

После войны Иван Михайлович ещё долго продолжал службу в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. После выхода в запас, жил в Подмосковье.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. М. Березуцкого:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
114.12.1942 г.1  Ме-109вост. ЕмельяновоЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
228.12.1942 г.1  Ju-52юж. Великие Луки
329.12.1942 г.1  Ме-109Рыбки
427.01.1943 г.1  Ме-109оз. Поречье - оз. Псовое
509.03.1943 г.1  Ме-109Слугино
615.03.1943 г.1  Ju-88Демянск
720.07.1943 г.1  Ju-87Волоконово - Ермолаево
81  Ме-109Ермолаево - Степь
921.07.1943 г.1  FW-190Хитрово
1022.07.1943 г.1  Ju-88зап. Золотарево
111  Ju-87юго - вост. ст. Золотарево
1223.07.1943 г.1  Ju-88ст. Золотарево
1315.12.1943 г.1  Ju-87Ольховцы
1410.03.1944 г.1  FW-190Шевино
1530.06.1944 г.1  FW-190юго - зап. Баранцы
1625.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Вегеряй
171  FW-190Чапуша
1816.09.1944 г.1  FW-190Паже

       Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 254;   воздушных боёв - 79.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz