Дехтяренко Андрей Николаевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Дехтяренко Андрей Николаевич

А.Н.Дехтяренко

Родился 17 Мая 1909 года в селе Грунь, ныне Ахтырского района Сумской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее, работал в селе. В 1931 году окончил курсы пропагандистов при ЦК ВЛКСМ. С 1931 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков.

Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин - Гол. Сбил один вражеский самолёт.

С Марта 1942 года Старший лейтенант А. Н. Дехтяренко на фронтах Великой Отечественной войны. По Июнь 1942 года служил в составе 580-го ИАП; затем - в 402-м ИАП. Летал на Як-1.

К началу Мая 1942 года командир эскадрильи 580-го истребительного авиационного полка  ( 6-я Ударная авиационная группа, Ставка ВГК )  Старший лейтенант А. Н. Дехтяренко совершил 39 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 10 и уничтожил на земле 2 самолёта противника.

11 Июля 1942 года Капитан А. Н. Дехтяренко не вернулся из очередного боевого вылета.

21 Июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), медалями. В посёлке Демьянск Новгородской области установлен обелиск. Его имя носит средняя школа в селе Грунь.

*     *     *

Свою боевую деятельность Лейтенант А. Н. Дехтяренко начал летом 1939 года, когда участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин - Гол.

Георгий Афанасьевич Литвин в своей книге воспоминаний - "Выход из мёртвого пространства" - посвятил несколько строк и Андрею Дехтяренко:

"В довоенные времена в отношениях лётчиков и с техниками, и с нами, оружейниками, не было и тени высокомерия. Всё было ясно: вы делаете своё дело, мы - своё, а в результате - дело общее, и в этом общем деле друг от друга зависим, куда уж проще. Так что все разговоры велись на равных. И без всякой искусственности, ну, как пацаны в школе: один может своими марками похвастаться, другой - значками...

Хоть и уставали мы изрядно, но для разговоров время всё равно находили. И особенно внимательно слушали тех, кто побывал на Халхин - Голе, понюхал пороху. Один рассказ техника звена Петра Яковлевича Самохина помню до сих пор. Не потому что он был уж какой-то особенно героический, а вот врезался в память, как заноза. Разговор начался с того, что кто-то спросил:

- Почему вашу "двойку" называют знаменитой ?

- Очень просто. Потому что на ней летал Андрей Дехтяренко, - солидно ответил Самохин. - Сейчас он повышение получил, на запад его перевели.

И Самохин с удовольствием и гордостью, которых и не скрывал, начал рассказывать о том, как весной 1939 года его и Дехтяренко вместе с другими техниками и лётчиками транспортным самолётом перебросили из Читы и Монголию. Там на аэродроме их уже ждали новенькие истребители И-16. Несколько тренировочных полётов - и ни Халхин-Гол...

Самолёт И-16.

Истребитель И-16.  На такой машине А. Н. Дехтяренко летал в Монголии.

Как-то Дехтяренко сбил в бою японский самолёт и, посколькy бой шёл чуть ли не над нашим аэродромом, сразу пошёл на посадку, не заметив зацепившегося за правую консоль парашютиста, лётчика со сбитого японского самолёта. Но тот как-то отцепился, и Дехтяренко благополучно приземлился. Всё же правая консоль была повреждена. Всё, летать, не на чем !

- Сидим мы день, другой, загораем, запчастей же нет, - продолжал рассказ Самохин, - как-то прилетает к нам комкор Жуков Георгий Константинович. А начальство ему о случае с Дехтяренко уже доложило и дело представило так, что вроде бы он нарочно крылом парашютиста поддел. А Жуков крут был. Вызывает нас и с ходу к Дехтяренко: "Ты что же это делаешь ?   Нам трупы не нужны, нам "языки" нужны !   Что за палачество в воздухе ?   Десять суток ареста за такое безобразие !"

Никаких объяснений Жуков выслушивать не стал. Повернулся ко мне: "Когда самолёт будет готов к бою ?"   Отвечаю, что отремонтировать за день можно, да запчастей нет. Жуков ничего не сказал, только желваки у него на скулах заиграли... Очень мало времени прошло, и у нас на аэродроме приземлился самолёт ТБ-3. В нём было несколько моторов, крылья и другие запчасти. Через сутки Дехтяренко снова летал и сбивал японцев.

- А с гауптвахтой как же ? - спросил кто-то.

- А ничего. Командир полка сказал, что отсидит позже, когда японцев разгромим. Потом Дехтяренко орденом Красного Знамени наградили. После окончания боёв в Приморье перелетели, а затем перевели его на запад. Так и не отсидел он 10 суток".

С 1942 года Старший лейтенант А. Н. Дехтяренко на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 580-го истребительного авиационного полка. Летал на Як-1.

Истребитель Як-1.

С Января 1942 года на Северо - Западном фронте 580-й ИАП вёл напряжённую боевую работу. Лётчики полка сопровождали штурмовиков, барражировали над передним краем наших войск, вели воздушные сражения.

Вспоминаются полёты на блокировку немецких войск в районе города Демянска. Авиация обеих сторон проявляла большую активность, несмотря на сложные погодные условия. Схватки с противником в воздухе проходили почти в каждом боевом вылете. Однажды полку поставили задачу - произвести разведку целей на одном из участков. На КП вызвали Старшего лейтенанта комэска Андрея Дехтяренко. Офицер штаба разложил на столе карту, обвёл указкой обширный квадрат.

- Вот здесь по предварительным данным должны находиться тщательно замаскированные танки и артиллерийские позиции, - сказал Подполковник, - их необходимо обнаружить. - Помолчав немного, продолжил. - Кого с собой возьмёте ?

- Полетим четвёркой, - ответил комэск. - Вторую пару поведёт мой заместитель. Ведомыми пойдут молодые лётчики. Ребята рвутся в дело, подготовлены основательно.

Первую половину маршрута прошли без приключений, прижимаясь к самым облакам. В районе железнодорожной станции четвёрку обстреляли вражеские зенитчики. Однако чёрные шапки разрывов вспыхивали в стороне и далеко впереди. Дехтяренко приказал всем подняться ещё выше. Вошли в самую пелену облачности, а над предполагаемыми целями снизились до 100 метров и на большой скорости прочесали весь квадрат. Танки обнаружили на опушке леса. Они стояли укрытые стожками сена. Следы, оставленные гусеницами, противник постарался заровнять, а прошедший ночью снегопад сделал их и вовсе невидимыми сверху. И всё же лётчики разгадали хитрость врага. Через несколько минут разведчики увидели и артиллерийские позиции. Ведущий прошёл над ними на бреющем. Фашисты, не выдержали и бросились из укрытий врассыпную.

- Может быть ударим по ним из пулемётов ? - спросил по радио ведущий второй пары.

- Нельзя, - ответил Дехтяренко, - наша задача доложить своевременно обо всём, что увидели, а ударят штурмовики.

На обратном пути встретили большую группу бомбардировщиков Не-111, которы сопровождали 4 истребителя Ме-109. Вначале хотели обойти противника сторонкой, но "Мессеры", увидев разведчиков, ринулись в атаку. Пришлось принять бои. Из-под самых облаков Дехтяренко пошёл в лобовую на головного вражеского истребителя. Ударил из пушки и пулемёта. Ме-109 сразу вспыхнул и, разваливаясь, начал падать. Второй "Мессер" быстро отвалил в сторону. Но в это время "Хейнкелей" уже атаковал Капитан А. В. Зазаев. Один из них, оставляя в небе шлейф дыма, врезался в землю.

Противник от дальнейшей схватки отказался, а четвёрке Дехтяренко надо было спешить на свой аэродром, чтобы доложить итоги разведки...

В другой раз Андрей со своей группой повстречал 18 фашистских бомбардировщиков. Не раздумывая, бросился в атаку. Итог схватки - 5 сбитых самолётов врага, 3 из них уничтожил командир эскадрильи Дехтяренко.

Численность врага его никогда не пугала. Он смело и решительно бросался в атаки. Дехтяренко понимал, как велико значение личной победы в бою для молодых лётчиков и всячески помогал им в этом. Малоразговорчивый, он с каким-то особым вниманием умел слушать подчинённых, чувствовал их радость и душевную боль. С ним лётчики делились всем самым сокровенным. Получил кто-нибудь письмо от родных или близких - Дехтяренко в курсе. В бою лётчик пережил минуту слабости, не утаил от командира, честно рассказал. Выслушал, похлопал лётчика по плечу: "Это пройдёт, а вот, что не утаил - правильно сделал". И больше об этом - ни с кем ни слова !

Не изгладится из памяти однополчан день, когда с боевого задания не вернулся Алексей Маресьев. Сердце Андрея разрывалось от жгучей боли за боевого друга и верного товарища. К линии фронта руководство полка направило группу поиска во главе с офицером инженерной службы и врачом. Шли дни, а от уехавших - никаких вестей. Но вот пришла короткая телефонограмма: "Маресьев жив, находится в селе".

Время было предвечернее. Сгущались сумерки. Дехтяренко взлетел на У-2. Нашёл друга в землянке, в тяжёлом состоянии, схватил в охапку, и в самолёт. Не мешкая, взлетел и возвратился на свой аэродром. А наутро следующего дня, в сопровождении полкового врача, Маресьева доставили в военный госпиталь в Москву. Все это подробно описал Б. Полевой в книге "Повесть о настоящем человеке".

В Июне 1942 года Капитан А. Н. Дехтяренко был переведён в состав 402-го авиационного полка. Однако воевать там ему пришлось не долго. 11 Июля он не вернулся из очередного боевого вылета.

К тому времени на боевом счету отважного воздушного бойца числилось 12 уничтоженных самолётов, включая 2 сожжёных на земле.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 Июля 1942 года Капитан Дехтяренко Андрей Николаевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В посёлке Демьянск Новгородской области установлен обелиск Герою Советского Союза А. Н. Дехтяренко и другим крылатым богатырям, отдавшим свою жизнь за свободу любимой Родины. Память о А. Н. Дехтяренко живёт в названии одной из улиц Демянска, его имя носила пионерская дружина средней школы в селе Грунь.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. Н. Дехтяренко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1??.04.1941 г.4  "Юнкерс"р-н ИстошиноЯк-1.
208.05.1942 г.2  Не-111  ( в паре - 2 / 2 )р-н реки Ловать
31  Ме-109р-н реки Ловать
41  Ме-109р-н Валдая

      Всего сбитых самолётов - 10  [ 6 + 2 ];  боевых вылетов - около 50.

*     *     *

Из материалов наградного листа:

"Тов. Дехтяренко учавствует в Отечественной войне с германским фашизмом с 31 Марта 1942 года по настоящее время. За это время имеет 39 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 10 вражеских самолётов и 2 уничтожил на земле. Из них: 9 Ю-52 с войсками, грузами и боеприпасами, 1 Хе-111 и 2 Ме-109.

В воздушных боях проявил высокое мужество, отвагу и геройство. 1.04.1942 года в районе аэродрома противника Истошино он первым заметил до 18 Ю-52 и первым бросился в бой с германскими стервятниками, уничтожив при этом 3 Ю-52.

8.04.1942 года тов. Дехтяренко звеном вёл воздушный бой с 30 Ю-52 в районе аэродрома Истошино. Расстроив боевой порядок группы "Юнкерсов", лишив их огневой защиты, 3 смелых и отважных сокола уничтожили при этом 9 вражеских самолётов, из них лично Дехтяренко сбил 4 Ю-52.

8.05.1942 года тов. Дехтяренко группой в составе 5 Як-1 сопровождал 4 Ил-2 на штурмовку переправы через р. Ловать. Тов. Дехтяренко зорко наблюдал со своей группой за возможным появлением враяеских патрулей в этом районе и отлично обеспечил атаку штурмовиков по переправе.

Когда последний ведомый Ил-2 после атаки пристроился к своей группе, в воздухе со стороны Бол. Налючи появилось звено Хе-111. Дав сигнал ведомым на атаку тов. Дехтяренко стремительно пошёл на сближение с бомбардировщиками и в паре со своим ведомым двумя длинными очередями пулемётов, пушки, РС сбили по одному Хе-111.

На выручку "Хейкелям" пришли 4 Mе-109Ф, 2 из которых внезапно, с двух сторон в хвост пытались атаковать тов. Дехтяренко в момент его последний очереди по Хе-111. Резким боевым разворотом зоркий истребитель поставил свою машину в лоб Mе-109 и затем последующим боевым маневром, с пикирования сбил вражеский самолёт.

Во втором воздушном бою 8.05.1942 года в районе Валдай, выручая подбитого лётчика своей эскадрильи тов. Дехтяренко один сражался с двумя Mе-109Ф. Воровская хитрость не помогла фашистам сковать боем отважного истребителя. Пять раз он сходился на лобовые атаки и пять раз не выдерживая их первым выходил из лобовой атаки Me-109Ф. Когда один из них был сбит тов. Дехтяренко, то второй немедленно бросился в бегство.

В воздушных боях 8.05.1942 года тов. Дехтяренко лично уничтожил 3 вражеских самолёта, из них 1 Хе-111 и 2 Mе-109Ф.

Эскадрилья которой командует тов. Дехтяренко является передовой в полку. За время с 31 Марта по 8 Мая 1942 года эскадрильией произведено 220 боевых вылетов. Уничтожен 41 вражеский самолёт, из них 21 самолёт сбит в воздушных боях и 10 уничтожено на земле.

Тов. Дехтяренко смелый, решительный и отважный лётчик - истребитель. Овладеет высоким мастерством и техникой воздушного боя. Всегда горит одним желанием - больше летать, беспощадно драться и уничтожать фашистских стервятников.

Тов. Дехтяренко воспитал лётный состав своей эскадрильи высокой храбрости, мужеству и бесстрашию в воздушном бою. Требовательный, волевой командир, пользуется большим деловым авторитетом и любовью среди личного состава части.

За 3 сбитых вражеских самолёта 1 Апреля 1942 года и проявленные при этом мужество и отвагу награждён орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ". За 10 сбитых вражеских самолётов в воздушных боях с 1.04.1942 года по 8.05.1942 года и 2 уничтоженных на земле 4.04.1942 года и проявленное при этом мужество, геройство и отвагу в борьбе с фашистскими стервятниками ходатайствую о представлении к высшей правительственной награде ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz