Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Едкин Виктор Дмитриевич

Едкин Виктор Дмитриевич

Родился 21 июня 1917 года в городе Александрия Кировоградской области в семье рабочего. Учился в Мариупольском  ( Ждановском )  металлургическом техникуме. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военно-авиационное училище лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант В. Д. Едкин на фронтах Великой Отечественной войны. До 12 сентября 1941 года сражался в составе 158-го ИАП, выполнил 88 боевых вылетов на Ленинградском фронте. С 1 апреля 1942 года по май 1945 года воевал в составе 485-го ИАП  ( 72-го Гвардейского ИАП ).

К маю 1945 года штурман 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии майор В. Д. Едкин совершил 358 боевых вылета, в 58 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 3 самолёта противника, уничтожил 2 аэростата.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 года окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы командиров частей. С 1955 года Гвардии полковник В. Д. Едкин - в запасе. Жил в Одессе. Работал в гидрометеорологическом институте. Умер 17 мая 1993 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( трижды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

В своих воспоминаниях Герой Советского Союза, Маршал авиации, Георгий Васильевич Зимин достаточно много места уделил Виктору Едкину. Некоторые из этих эпизодов и предлагаются вашему вниманию:

"Лейтенант Виктор Едкин быстро зарекомендовал себя как один из наиболее перспективных молодых лётчиков. Он прекрасно владел машиной, в бою был смел и настойчив. Едкина любили в полку. Это был скромный парень и очень надёжный боевой товарищ. Однако же в бою Едкин нередко поддавался неудержимому молодежному азарту и доставлял нам немало волнений.

Однажды в мае 1942 года штурман 485-го авиаполка майор Б. П. Кондратьев с группой прикрывал наземные войска под населённым пунктом Кириловщина. Виктор Едкин был ведомым у опытного командира звена старшего лейтенанта Крикунова. В те дни редко какой вылет проходил без воздушного боя. Так получилось и на этот раз: в район Кириловщины шла группа Ю-88 под прикрытием четырёх Ме-109. Звено Крикунова атаковало бомбардировщиков, не дав им возможности отбомбиться по нашим войскам. Едкин, выходя из атаки, увидел впереди и ниже себя один Ме-109. Не осмотревшись как следует, он погнался за ним и одной длинной очередью сбил. Но в тот момент, когда Виктор открывал огонь, он уже сам находился в прицеле другого "Мессера". Такая тактика гитлеровцев была нам знакома. Как правило, один из Ме-109 болтался в стороне, играя роль "живца" и привлекая к себе внимание наших истребителей, а другие "Мессеры" обычно атаковали тех наших летчиков, которые неосмотрительно бросались за "живцом". Конечно, фашист, игравший роль приманки, сильно рисковал. Его нередко сбивали, как это сделал Едкин. Но если этим приёмом пользовались сильные немецкие лётчики, то, как правило, "живец", который должен был вести себя чрезвычайно осмотрительно, успевал удрать, а наш лётчик попадал в тяжёлое положение.

Едкину очень повезло в том, что он успел сбить "Мессер", а сам был только подбит: очевидно, гитлеровец, страховавший "живца", как и Едкин, среагировал с опозданием, иначе всё кончилось бы для молодого лётчика плачевно. Но и в этом случае Виктор получил урок на всю свою дальнейшую боевую жизнь: подбит он был на малой высоте, парашютом воспользоваться уже не мог и вынужден был сажать самолёт на лес. Когда Едкин очнулся, вокруг стояли наши бойцы. Они следили за ходом воздушного боя, видели, как был подбит наш истребитель. Они же сообщили в полк, что лётчик не погиб, а только ранен.

Он сильно переживал свою неудачу. Зная, что полк ведёт тяжёлые бои, Виктор настоял на досрочной выписке. После госпиталя это был уже другой человек, возмужавший, будто повзрослевший на несколько лет. Мне не раз на фронте приходилось наблюдать подобные метаморфозы с молодыми лётчиками. Пройдя какое-то нелёгкое испытание, они в удивительно короткие сроки становились зрелыми людьми и воздушными бойцами. По настоятельной просьбе Едкина я разрешил ему летать с ещё не до конца зажившими ранами. В отношении внутренних перемен, произошедших в его сознании, я не ошибся: Виктор очень скоро стал одним из самых сильных лётчиков полка. Воевал он на редкость умело и хладнокровно.

16 июня 1942 года семёрка "Харрикейнов" из 485-го ИАП под командой майора Г. В. Зимина, атаковали группу из 12 "Юнкерсов-87" и 4 Ме-109. Вскоре в бой вступили ещё 11 Ме-109. В ходе 45-минутного боя советским пилотам удалось сбить 7 "Юнкерсов" и 4 "Мессера", а также повредить ещё 3 Ju-87 и 1 Ме-109. В этом бою старший лейтенант В. Д. Едкин уничтожил один из "Мессеров". Немцам удалось повредить машину лейтенанта Н. Н. Безверхнего, который сумел благополучно посадить самолёт на болото, но вскоре утонул вместе с машиной. Остальные "Харрикейны" вернулись на базу.

'Харрикейн' Г.В.Зимина

Истребитель Hawker Hurricane Mk IIb  ( уже с советским вооружением ), на котором летом -
осенью 1942 года совершал боевые вылеты командир 485-го ИАП майор Г. В. Зимин.

9 июля 1942 года лётчики 485-го ИАП старший лейтенант В. Д. Едкин и младший лейтенант К. А. Красавин в районе населённого пункта Васильевщина встретили до 20 двухмоторных вражеских бомбардировщиков Ju-88, шедших плотным строем под прикрытием группы Ме-109. Вся группа выглядела настолько внушительно, что на двух советских истребителей немцы не обратили никакого внимания: им, вероятно, и в голову не могло прийти, что пара истребителей рискнет атаковать такую армаду. Что же касается советских авиаторов, то у них на этот счёт никаких колебаний не было. Их атака была совершенно неожиданной для врага, нелогичной, никакой схемой не предусмотренной. Строй бомбардировщиков распался. Бомбёжка советских войск была сорвана. На Едкина и Красавина, ринулись "Мессершмитты", но советские лётчики действовали хладнокровно, без ошибок, очень чётко провели бой, и каждый из них сбил по одному вражескому истребителю. За этот бой, который с земли наблюдал командующий Северо - Западным фронтом, оба лётчика были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

18 июля 1942 года шестёрка "Харрикейнов" из 485-го ИАП в районе Васильевщина - Бяково провела ещё один успешный воздушный бой с 7 бомбардировщиками "Хейнкель-111". В этом напряжённом бою наши лётчики сбили 2 самолёта: один - В. Д. Едкин, ещё один - К. А. Красавин.

На следующий день пара "Харрикейнов"  ( пилоты: В. Д. Едкин и К. А. Красавин )  в том же районе провела воздушный бой с численно превосходящим противником: до 20 самолётов Ju-88 и He-111 под прикрытием большой группы Ме-109. В результате смелых и решительных атак, нанесённых бомбардировщикам противника, был сорван бомбовый удар по советским войскам. В этом бою оба лётчика сбили по одному Ме-109.

20 июля 1942 года четвёрка "Харрикейнов" из 485-го ИАП в районе Васильевщина - Налючи провела воздушный бой с 12 Ju-88 и 4 Ме-109. В результате боя старший лейтенант В. Д. Едкин сбил один "Юнкерс", а лейтенант Красавин - "Мессер".

14 марта 1943 года наше командование ввело в бой свежую 68-ю общевойсковую армию, которая прибыла на усиление войск Северо - Западного фронта. Армии была поставлена задача освободить Старую Руссу и выйти на реку Шелонь. Однако к этому времени дороги сделались непроходимыми. Наступление армии успеха не имело. Войска фронта перешли к обороне по реке Редья. В те напряжённые недели мы использовали каждую возможность для боевого вылета. Некоторые из них хорошо запомнились.

Незадолго перед концом операции с ВПУ воздушной армии срочно потребовали выслать звено истребителей: над передним краем появились две "рамы" под прикрытием FW-190. Они корректировали артогонь. Поскольку в те дни большинство наших аэродромов из-за распутицы вышло из строя, немецкие корректировщики артогня, очевидно, чувствовали себя в безопасности.

Вылетели две наши пары: старший лейтенант Виктор Едкин и капитан Иван Лихобабин с ведомыми. Надо сказать, что в наших наземных войсках "раму" ненавидели больше, чем любой другой немецкий самолет. Он имел невысокую скорость и подолгу мог "висеть" над полем боя. Экипажу "рамы" сверху были прекрасно видны все цели, и потому, как только этот самолёт появлялся, артиллерийский огонь противника становился убийственно точен. Как только "рама" начинала работу, общевойсковые командиры всех рангов требовали немедленно прислать истребителей.

Немецкий самолёт FW-189.

Но наши лётчики тоже очень не любили этот вражеский самолёт. Его чрезвычайно трудно было сбить. Благодаря невысокой скорости и неплохим аэродинамическим качествам "рама" была очень маневренной и легко уходила из-под атаки истребителя. Повторить маневр FW-189 на наших машинах было невозможно. Сбить "раму" нужно было с первой атаки. Но это удавалось только тогда, когда она была неожиданна и экипаж "рамы" не видел советского истребителя. Экипаж FW-189 состоял из двух человек, кабина была очень продуманно расположена, и обзор у экипажа - особенно верхней полусферы - был прекрасный.

Наши лётчики всё это отлично знали, поэтому, когда пары Едкина и Лихобабина увидели над передовой двух немецких корректировщиков, они обошли этот район стороной, пересекли линию фронта и развернулись над территорией противника. Расчёт был на то, что меньше всего гитлеровцы ожидают атаки с запада. Нижняя кромка облаков позволяла после разворота подойти к вражеским самолётам скрытно. Разделившись на пары, наше звено внезапно атаковало их. Всё же в последний момент экипаж одной "рамы" заметил пару Едкина. Он сманеврировал, и Едкину пришлось повторить атаку. Будь на его месте другой, менее опытный лётчик, может быть, этот "Фокке-Вульф-189" и смог бы уйти. Но Едкин при повторной атаке был точнее: "рама" задымила и со снижением потянула на запад. Преследовать подбитые "рамы" всегда было опасно: как правило, они уходили под прикрытие своих зенитных батарей.

Лихобабин был более удачлив и сбил свою цель о первой очереди. "Рама" упала в районе Старой Руссы. Два немецких истребителя прозевали атаки наших лётчиков и помочь своим корректировщикам ничем не смогли. Однако они, развернувшись, пошли на сближение с парой Едкина. Тот, имея некоторое превышение над "фоккерами", атаковал ведомого вражеской пары на встречном курсе. Когда два самолёта идут навстречу друг другу, их суммарная скорость очень велика. Лобовая атака - это испытание на выдержку. Чтобы избежать столкновения, кто-то должен отвернуть первым и, естественно, подставить себя. Сбить же машину в лоб - очень трудно. Положение для стрельбы невыгодное: очертания машины в прицеле минимальные. К тому же мотор - мощная масса металла, - расположенный в носовой части машины, надёжно защищает лётчика от поражения. И всё-таки Едкин сбил "Фоккер" в лобовой атаке. Одной его снайперской очереди оказалось для этого достаточно. Это была замечательная победа".

( Из материалов книги воспоминаний Г. В. Зимина - "Истребители". Москва, Воениздат, 1988 год. )
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. Д. Едкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.04.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / ? )БяковоЯк-1, Як-7,

Як-9, Як-3.

208.05.1942 г.1  Ме-109Сухая Нива - Корниловщина
31  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )район Васильевщины
416.06.1942 г.1  Ме-109Редцы - Большие Горбы
519.07.1942 г.1  Ме-109Васильевщина
61  Не-111Чёрный Ручей
720.07.1942 г.1  Ме-109Васильевщина - Налючи
803.08.1942 г.1  Ме-109севернее Васильевщина
919.08.1942 г.1  Ме-109южнее станции Муры
1009.05.1943 г.1  ФВ-190Чириково
1110.06.1943 г.1  аэростатюго-западнее Холм
1226.06.1944 г.1  ФВ-190южнее озера Святое
1306.08.1944 г.1  ФВ-190северо-западнее Биржай
1422.10.1944 г.1  ФВ-190Скуодаст
1529.10.1944 г.2  ФВ-190Прекуле
1618.03.1945 г.1  ФВ-1901-й Прибалтийский фронт

      Всего сбитых самолётов - 16 + 3  [ 14 + 2 ] + 2 аэростата;  боевых вылетов - 358;  воздушных боёв - 58.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz