Гончар Иван Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гончар Иван Алексеевич

Гончар Иван Алексеевич

Родился 21 сентября 1921 года в городе Никополь, ныне Днепропетровской области. Окончил 7 классов. Работал на Южнотрубном заводе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1943 года младший лейтенант И. А. Гончар в действующей армии. Сражался на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. 21 июля 1943 года тяжело ранен.

К 20 апреля 1945 года командир звена 89-го Гвардейского истребительного Оршанского ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка  ( 7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант И. А. Гончар совершил 87 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника - 14, на штурмовку - 4, сопровождение Ил-2 и Пе-2 - 16, прикрытие наземных войск и переправ - 54. Проведя 28 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника: 4 Ju-87 и 12 FW-190. Штурмовыми ударами уничтожил 2 танка, 4 автомашины, 1 бензозаправщик, подавил огонь 1 зенитной батареи, сжёг на земле 1 самолёт Не-111 и повредил 1 самолёт Ju-87.

20 апреля 1945 года при посадке на повреждённом самолёте потерпел катастрофу и погиб. Похоронен на военном кладбище в городе Любек  ( Польша ).

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Славы 3-й степени. Его именем в городе Никополе названа улица.

*     *     *

Окончив 7 классов, как и большинство сверстников, Иван Гончар пошёл работать на престижный Южнотрубный завод в Никополе, который в довоенное время славился своей продукцией. Но вот в общий дом пришла беда: началась Великая Отечественная война. Молодых ребят мобилизовали в армию, направили в военные училища. Гончара определили в лётное. Фронт всё откладывался. Учили на один тип самолёта, потом переучивали на другой. Время шло, а он все ещё был в тылу...

И вот, наконец, долгожданный и волнующий момент - выпуск. На следующий день транспортный самолёт взял курс на Брянский фронт. Это произошло в июне 1943 года. В полку сразу же началась подготовка к боевым вылетам. Командир звена, опытный лётчик, много работал с Гончаром. На "спарке" отрабатывал элементы воздушного боя, совершенствовал технику пилотирования и фигуры высшего пилотажа.

20 июня 1943 года под Орлом состоялось боевое крещение. Противник систематически совершал разведывательные полёты, он так же периодически пытался обрушить бомбовый груз на позиции наземных войск и аэродромы.

Первые боевые вылеты таили и неожиданности, но Гончар старался на земле услышать от лётчиков советы по ведению воздушного боя и проанализировать всё лично. Как результат, приказом командира дивизии от 31 декабря 1943 года был награждён орденом Славы 3-й степени. Он стал в одну шеренгу с боевыми лётчиками. Солдатский орден воодушевил и зажёг на новые подвиги.

Это он уничтожил переправу через Днепр южнее Запорожья, наведённую немецкими войсками осенью 1943 года. Проиграв битву за Днепр, противник сосредоточил в районе Никополя мощную группировку войск и пытался нанести удар в направлении Перекопа, окружить и уничтожить наши войска, подошедшие к реке в районе Каховки и Херсона. Для накапливания сил на левом берегу Днепра восточнее Никополя немецкое командование навело мост через реку, опустив его на 15 - 20 сантиметров под воду, чтобы он не наблюдался с воздуха. Возвращаясь с выполнения боевого задания, Иван Гончар заметил посредине реки стоящую автомашину. Развернув самолёт и снизившись до бреющего полёта, он пронёсся над головами убегавших по мосту фашистов. Поняв в чём дело, лётчик ушёл на свой аэродром, доложил о замеченном командованию. Тут же было поднято в воздух звено самолётов. Пройдя линию фронта, советские истребители снизились до бреющего полёта и внезапно атаковали переправу, которая после нескольких заходов была полностью разрушена.

Жаркие бои лета 1944 года были для Гончара памятными. Он стал командиром звена. Теперь отвечал не только за себя, но и ещё за трёх лётчиков.

20 июля 1944 года было приказано уничтожить вражеский аэродром Сувалки. Лётчики, штурмовавшие ранее этот аэродром, знали: там сильное зенитное прикрытие. Тщательно продумали план налёта. Группа в составе 8 Як-9 взяла курс на цель. Подойдя к аэродрому, разделились на 2 группы. Гончар был в первой, которая наносила удар по стоянке самолётов и вызывала огонь артиллерии на себя. Вторая уничтожала зенитные точки.

И вот, первый заход. Небо покрылось хлопьями от разрывов зенитных снарядов. Но Гончар настойчиво пошёл в пикирование, за ним другие. Бомбы обрушились на вражеские самолёты: 4 были уничтожены и 7 повреждены  ( лично Иван Гончар зажёг 1 Не-111 и повредил 1 Ju-87 ). Огонь зенитной артиллерии прекратился, её уничтожила вторая группа.

Серьёзные испытания выдержал Гончар и в других воздушных боях. Расслабляться было некогда. 21 июля 1944 года на командный пункт полка пришло сообщение, что в районе трёх озер  ( территория Литвы )  замечена большая группа вражеских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Идёт курсом к позициям советских войск. Объявлена боевая тревога - и звено Гончара поднялось в воздух. При подходе на них набросились истребители. Гончар связал их боем, а остальным дал команду уничтожать бомбардировщики. Вот он провёл искусный маневр, и "Фоккер" сбит. Вскоре пошли к земле и 2 "Юнкерса-87". Строй немецких самолётов расстроился. Они бесприцельно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром.

На следующий день - снова воздушный бой с вражескими бомбардировщиками. Гончар сбил 4 пикировщика Ju-87. За совершенные подвиги приказом командования от 6 сентября 1944 года лётчик был удостоен ордена Красного Знамени.

И.А.Гончар с товарищами.

Лётчики 89-го Гвардейского ИАП после боевого вылета  ( слева направо ):
Михаил Молчанов, Юрий Голдобин, Кузнецов, Иван Гончар, Юрий Мовшевич.

Однажды звено Гончара произвело дерзкий налёт на аэродром противника. Зашли на небольшой высоте, неожиданно появились из-за лесного массива и прошлись по стоянке. Вспыхнуло сразу несколько пожаров. Но тут появились вражеские истребители. Наши лётчики оказались в невыгодном положении - ниже вражеских истребителей. Маневрируя, они удачно вступили в бой. Гончар сбил 2 истребителя, но его самолёт был повреждён. Сообщил товарищам о случившемся, взял курс на аэродром. Лётчики, связывая боем врага, не дали атаковать подбитый самолёт командира, который благополучно добрался до аэродрома.

Через несколько дней шестёрка "Яков", ведомая Гончаром, была наведена на 16 "Юнкерсов", шедших под прикрытием 4 FW-190. Гончар завязал бой, несмотря на численное превосходство, смелой атакой расстоил строй бомбардировщиков и помешал сбросить бомбы. В этом бою Иван сбил один истребитель.

17 января 1945 года звено Гончара принимало участие в обеспечении советских войск прикрытием. Бои по прорыву обороны в районе Сандомира и Глогау, юго-восточнее Коттбуса, были упорными. Противник пытался применить массированный удар авиацией по нашим войскам. Но советские лётчики не позволяли врагу бомбить наземные части. В этом бою звено Гончара сбило несколько самолётов противника.

20 апреля 1945 года состоялся его последний вылет. Гвардии старший лейтенант Гончар отправился на разведку. При полёте над Берлином группа была обстреляна. Самолёт Гончара получил сильные повреждения, но умелый пилот довёл машину до своего аэродрома. При посадке самолёт плохо слушался рулей, произошла катастрофа и лётчик погиб.

К тому времени Иван Гончар совершил 87 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных побед. ]  Своё лётное мастерство - результат многих искусно проведенных жарких боёв - он успешно передавал молодым пилотам. Руководимое им звено с июня 1944 года произвело 314 боевых вылетов, в воздушных боях сбило 21 самолёт противника. За этими цифрами стоит титанический труд, огромное физическое и нервное напряжение.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Гончар Иван Алексеевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *
Гончар Иван Алексеевич

Гварии старший лейтенант Гончар, по моему мнению, один из лучших лётчиков полка. На его счету было более сотни боевых вылетов и 17 лично сбитых самолётов. О его гибели мне подробно рассказал Юрий Голдобин.

Долетели они до Берлина нормально. Покрутились. Выяснили, где наши, передовые танки. Сведения передали по радио и развернулись для возвращения домой. И тут почему-то вместо того, чтобы лететь курсом на юго-восток к своему аэродрому, они, то есть ведущие, повернули строго на восток. Мы входили в состав 1-го Украинского фронта, а они повернули на территорию 1-го Белорусского фронта. Когда отошли от Берлина, в разрывах облаков промелькнули бомбардировщики Пе-2, и тут штурман полка почему-то их покинул, пристроился к "Петляковым" и улетел с ними. А они ещё отошли от фронта на восток, и здесь командир эскадрильи, обнаружив подходящую посадочную площадку, передал по радио, что он первый пойдёт на посадку и по его сигналу будут садиться все остальные.

И тут командир звена И. А. Гончар передал по радио, что он идёт на свой аэродром, и стал звать Юру Голдобина с собой. Мне казалось, что они вместе окончили авиашколу, вместе попали в этот полк, воевали ещё на Курской дуге и вообще были друзьями. Сейчас уже не помню, почему Голдобин не присоединился к нему. Наверное, решил, что начальство садится здесь и ему, подчинённому, надо тем более здесь садиться. Надо было садиться здесь и Гончару, так как если старшие командиры здесь садятся, то ему, подчинённому, также надо садиться, а он улетел от них и направился на свой аэродром.

Почему он это сделал ?   Мне кажется, в данном случае повлиял один психологический фактор. Дело в том, что было положение, по которому лётчик, сбивший 15 самолётов, представлялся к присвоению ему звания Героя Советского Союза. А у И. А. Гончара было на счету 17 лично сбитых самолётов. А тут на него посыпались неприятности, которые, как он думал, отрицательно повлияют на представление его к званию Героя Советского Союза. Сперва у него погиб его ведомый Гвардии младший лейтенант М. Молчанов. Затем в одном из боевых вылетов пропал без вести новый его ведомый, заменивший Молчанова, - Виктор Махонин.

Затем, прилетев после боевого вылета, Гончар на посадке сел не около "Т", а "промазал" на несколько десятков метров дальше. А в конце посадочной полосы была большая лужа. Самолёт вкатился в эту лужу, встал на нос и, перевернувшись, упал по ту сторону лужи. Большинство видевших это и зная Гончара как первоклассного лётчика, решили, что он сильно ранен, раз допустил такие промахи. Все, кто это видел, кинулись к самолёту, вручную его приподняли, и из кабины выполз целёхонький, без единой царапины Гончар. Как он объяснял это происшествие командованию полка, я не знаю. Нам он ничего не сказал. Самолёт был сильно поломан. После этого он потерял ещё одного ведомого, Толю Пушилина, хотя и здесь его вины не было. Вот это всё, наверное, и заставило такого дисциплинированного лётчика покинуть свою группу и летать искать аэродром, а не садиться на вынужденную !

Уже вернувшись на свой аэродром, мы узнали некоторые подробности гибели Гончара. Он, оказывается, прошёл недалеко от нашего аэродрома  ( в нескольких километрах ), и если б не сумерки, разыскал аэродром. Но всё сильнее вечерело, и надо было скорее садиться. Тут он обнаружил посадочное "Т" - аэродром !   Но в наступающей темноте он не разобрался, что за аэродром. А это оказалась взлётно - посадочная полоса для самолёта У-2, у которого пробёг на посадке всего метров 50 - 70, а для "Яков" нужна посадочная полоса не менее 500 метров. Кругом этого аэродрома были картофельные грядки. Гончар в наступающей темноте не разглядел это, да ещё, идя на посадку, зашёл не в створ посадочного "Т", а под углом, что ещё более сократило полосу пробега. Посадку он совершил нормально. Но так как впереди ничего не было видно из-за конструкции тогдашних самолётов, ему пришлось, чтобы что-то рассмотреть впереди, куда он катится, положить шею на борт, чтобы выставить хоть немного голову и посмотреть вдоль фюзеляжа. В это время он выскочил на грядки, а скорость ещё была большая, и самолёт мгновенно перевернулся и придавил бортом к земле шею, повредив шейные позвонки. Он прожил ещё несколько часов, но как был без сознания, так и умер.

( Из воспоминаний бывшего лётчика 89-го Гвардейского ИАП Юрия Моисеевича Мовшевича. )
*     *     *

Список известных побед Гвардии младшего лейтенанта И. А. Гончара:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.10.1943 г.1  FW-190западнее ХвошноЯк-9
205.11.1943 г.1  FW-190Скураты
310.11.1943 г.1  FW-190севернее Гурки
421.07.1944 г.1  Ju-87севернее озера Обелия
51  Ju-87севернее озёр Обелия - Метеле
61  Ju-87озёра Дусь - Метеле - Обелия
71  Ju-87севернее озера Дусь - Метеле
831.01.1945 г.1  FW-190Штейнау
902.02.1945 г.1  FW-190Вейсиг
1003.02.1945 г.2  FW-190Книгниц
1104.02.1945 г.1  FW-190южнее Раудтен
1211.02.1945 г.1  FW-190юго-западнее Польковиц
1317.04.1945 г.2  FW-190восточнее Нойхаузен

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - 87;  воздушных боёв - 28.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz