Селютин Аркадий Михайлович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Селютин Аркадий Михайлович

Селютин Аркадий Михайлович

Родился 11 марта 1922 года в станице Отрадная, ныне Краснодарского края, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. С 1941 года в Военно - Морском Флоте. В 1943 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С июля 1943 года младший лейтенант А. М. Селютин на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Балтике.

К сентябрю 1944 года старший лётчик 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота )  Гвардии старший лейтенант А. М. Селютин совершил 222 боевых вылета, в 25 воздушных боях лично сбил 16 вражеских самолётов.

5 ноября 1944 года за мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 344 боевых вылета, лично сбил и повредил 18 самолётов противника.

После войны продолжил службу в морской авиации. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1980 года генерал - майор авиации А. М. Селютин - в запасе. Жил в городе Орджоникидзе. Умер 6 декабря 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

С фотографии на нас смотрит воин с живыми, ясными глазами. Взгляд его устремлён куда-то в небо, к звёздам. И это не случайно. Всю жизнь небо было мечтой Аркадия. Воздушные дали звали его ещё в школьные годы.

Орджоникидзевский аэроклуб, Военно - Морское авиационное училище, авиационные части Краснознамённого Балтийского, флота - вот лесенка, по которой Аркадий Михайлович Селютин шёл к заветной цели. И он достиг её. Он изучал технику пилотирования, учился у старших товарищей, накапливал теоретические знания.

Здесь же, в авиации Балтийского флота, в суровые дни войны он вступил в Коммунистическую партию. В коммунистах лётчик видел образец беззаветного служения Родине и народу. Такими он считал командира эскадрильи капитана Творогова, парторга эскадрильи офицера Кулакова и напарника по воздушным боям старшего лейтенанта Куликова, которые дали ему рекомендации. На них он равнялся в бою, с ними он делил все тяготы и лишения фронтовой жизни.

Селютин до сих пор помнит слова начальника политотдела, вручившего ему партийный билет: "Вы теперь коммунист... С коммунистов и спрос больше. Всегда и всюду будьте стойким бойцом".

Аркадий дал слово высоко нести звание члена ленинской партии, не щадя жизни бить фашистов... И он оправдал высокое доверие партии. Воевал как настоящий большевик. Только за один 1944 год Селютин стал кавалером 4-х орденов Красного Знамени, Героем Советского Союза.

А вот как характеризовал его командир полка в 1943 году:

"Свой первый воздушный бой Селютин провёл 2 августа 1943 года в составе 4 Ла-5 в Финском заливе. Противник в количестве 14 "Фиат-50", несмотря на количественное превосходство, был с потерями вытеснен с поля боя. В этом воздушном бою тов. Селютин показал себя зрелым лётчиком, обладающим смелостью и решительностью и, хотя в этом бою он не сбил ни одного самолёта противника, но своими умелыми маневрами и надёжным прикрытием ведущего обеспечил сбитие одного самолёта противника, много раз выручая ведущего в критические моменты боя".

Селютин быстро вошёл в боевой коллектив, проявив себя исключительно настойчивым учеником. Он усердно перенимал опыт своих старших товарищей по полку, изучал тактику и технические характеристики вражеской авиации, учился вести бой с максимальными перегрузками, точно стрелять из любого положения. И его труды не пропали даром: боевой счёт Селютина стал быстро расти. При этом его жертвами становились не только молодые немецкие пилоты, лишь недавно попавшие на фронт, но и довольно опытные лётчики.

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского летчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все они имели надпись - Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа. Одна из таких машин, с номером "55", была передана в 4-й Гвардейский ИАП КБФ и досталась Аркадию Селютину. На этом Ла-5 молодой лётчик одержал несколько блестящих побед.

Ла-5 Аркадия Селютина

Ла-5 Лейтенанта А. М. Селютина.  4-й Гвардейский ИАП ВВС КБФ, лето 1943 года.

В зимних боях 1943 года и весной 1944 года лейтенант Селютин в паре со своим ведомым Петром Нефагиным сбили 9 неприятельских самолётов. А 5 июня 1944 года Гвардии младший лейтенант Пётр Андреевич Нефагин погиб на подступах к Ленинграду в районе острова Лавенсари, спасая своего командира...

В марте 1944 года Аркадий вылетел в составе 4 Ла-5 ведущим второй пары. Истребители имели задачу прикрыть войска 2-й Ударной армии во время переправы их через реку Нарву. На подступах к переправам наши лётчики встретили 23 Ju-87 под прикрытием 8 FW-190. Было ясно, что вражеские бомбардировщики направляются бомбить наши наземные войска. Соотношение сил в воздухе было почти восьмикратным в пользу противника. Но это не смутило советских лётчиков - первая пара завязала бой с истребителями, а вторая пара во главе с Селютиным напала на бомбардировщиков врага. Аркадий и его напарник Пётр Нефагин сбили по одному бомбардировщику. Остальные стервятники, растерявшись от неожиданного и дерзкого нападения советских истребителей, потеряли управление и беспорядочно сбросили бомбы на свои войска. Селютин быстро набрал высоту и пошёл на помощь к первой паре истребителей, где ему удалось сбить ещё один вражеский самолёт.

В один вылет 2 сбитых самолёта - таков был результат этого дня.

На другой день четвёрка истребителей Селютина вновь вылетела на Нарвское направление. И на этот раз лётчики опять у переправы через Нарву встретили 30 бомбардировщиков в сопровождения 12 истребителей. Прикрывая атаки первой пары, Селютин заметил, как один вражеский истребитель зашёл в хвост его ведомому. Аркадий развернул свой Ла-5 и умелым маневром незаметно подошёл к самолёту противника, атаковав его с короткой дистанции. "Мессершмитт" вздрогнул и, накренившись, пошёл камнем к земле. Рухнул он в 5 километрах юго-западнее Устье - Жердяки   ( на подступах к Эстонии ).

За высокое лётное мастерство и за результативность боевых полётов приказом командующего Краснознамённым Балтийским флотом от 23 марта 1944 года Аркадий Селютин был награждён первым орденом Красного Знамени.

"Результативность боевых полётов", - удачно было подмечено в приказе командующего. Действительно, Аркадий упрекал себя, если его вылет не заканчивался увеличением счета мести. Но это он делал редко, поскольку его полёты почти всегда были результативными. Он крепко упрочил за собой репутацию отличного воздушного бойца, не знающего страха, не ведающего жалости к врагу. Он всегда умел искать цель, а находя, добивался победы. В воздухе себя чувствовал, как в родной стихии. Численное превосходство врага никогда не останавливало Селютина от вступления в бой. Он всегда первым бросался на противника, не давая ему опомниться.

26 мая 1944 года 54 бомбардировщика Ju-87 под прикрытием 20 истребителей FW-190 пыталась произвести налёт на Лужскую военно - морскую базу КБФ. С помощью радиолокационных станций самолёты противника были обнаружены задолго до подхода к объекту удара. На перехват вражеской авиации поднялись 24 истребителя Ла-5. Решительно действовали старший лейтенант Е. М. Куликов, лейтенант А. М. Селютин, старший лейтенант Н. С. Батяйкин и младший лейтенант П. А. Нефагин. Внезапной атакой со стороны солнца сверху сзади они расстроили боевой порядок головной группы, при этом сбили 1 Ju-87 и 1 FW-190.

Всего же, в итоге этого воздушного боя, истребители - балтийцы успешно отразили налёт ударных групп вражеской авиации. Всего лётчики сбили 22 самолёта. Наша истребительная группа потеряла 2 боевые машины.

Однажды произошёл случай, о котором чертовски жалел тогда Аркадий и о котором любил вспоминать впоследствии. Это было 29 мая 1944 года. Четвёрка Ла-5 вылетела на блокировку аэродрома противника. Задание было выполнено, но при отходе от цели у Селютина осталось мало горючего. Получив приказ возвращаться, лётчик шёл на свой аэродром. Над водами Финского залива, у острова Болшой Тютерс Селютин был атакован двумя вражескими истребителями FW-190. В иной обстановке он принял бы бой, но сейчас... при ограниченном запасе горючего. Пришлось обороняться. Вражеские истребители разделились и, маневрируя, заходили то справа, то слева, одновременно и снизу и сверху. И всё же на близкое расстояние он их не подпускал. Наконец выбрав удачный момент, Селютин сам напал на врага, меткой очередью из пушек сбил ведущего врага. "Фокке - Вульф" упал в морские воды в 12 километрах юго - западнее банки Вигрунд.

Селютину, как наиболее опытному лётчику, часто давалось задание на разведку прифронтового тыла врага, на производство аэрофотосъёмок особых объектов в глубине обороны противника. 19 Июня он вылетел ведущим пары. Задание - сфотографировать аэродромы в Раквере, Тапа, Тамсалу и Кахула. Несмотря на то, что над аэродромом Раквере находилось 4 FW-190, Селютин произвёл аэрофотосъёмку аэродрома и от боя с самолётами противника уклонился, уйдя в облачность. Возвращаясь на свой аэродром, лётчик заметил редко встречавшийся в то время на Балтике транспортный самолёт противника Ju-52. Обращало на себя внимание то, что самолёт охраняли 4 истребителя. Видимо, важная персона противника вылетела инспектировать район боевых действий. Селютину, как разведчику, не рекомендовалось вступать в бой, но соблазн был так велик, что он не удержался. Прорвался к самолёту сквозь охрану и внезапной атакой сбил его. Сам немедленно скрылся в облаках. Вынырнув через некоторое время из облачности, Аркадий совершенно неожиданно увидел перед собой FW-190, сверху набросился на вражеский истребитель и меткой очередью из пушек прошил его.

На следующее утро Селютина вызвали в штаб. В комнате, помимо своих, находились 2 немецких пленных: генерал и летчик. Немецкий генерал сидел, небрежно развалясь, смотрел взглядом недобитого волка. Лицо его, надменное и брезгливое, выражало откровенную ненависть и к этой, скупо обставленной комнате, и к людям, здесь находящимся. Рядом стоял рослый лётчик с Железным крестом на кителе. Оказывается, генерал, везший секретнейшие документы, пожелал увидеть лётчика, сбившего их самолёт. А вёл вражеский самолёт, по словам генерала, один из виднейших асов Германии. Увидев же высокого, худенького и очень молодого лётчика, генерал отрывисто, будто выплюнул что-то горькое, сказал:

Селютин у знамени полка.

- Этого не может быть, это не он вёл бой.

Селютин на чистейшем немецком языке пояснил генералу, что, как ни странно, это действительно он вёл с ними бой. Генерал выпучил глаза и еле слышно пробормотал: "О, майн гот". А кавалер Железного креста всё смотрел и смотрел на Аркадия, словно хотел понять, как мог этот молоденький русский лейтенант, почти мальчик, сбить его, уже прославленного аса.

Отважный балтийский ас за этот бой приказом командующего флотом был награждён вторым орденом Красного Знамени.

15 июня 1944 года четвёрка Гвардейцев перехватила 24 "Юнкерса", шедших под прикрытием 12 "Фокке - Вульфов" к стоянке Гаково бомбить наши корабли. Наше звено, ведомое Камышниковым, преградило им путь и сковало боем.

Противник не ждал встречи с "Лавочкиными". Внезапная атака... и в воду упали сразу 2 Ju-87, - их сбили Камышников и Селютин, надёжно прикрытые Батяйкиным и Нефагиным. На высоте 2000 метров разгорелся бой. "Юнкерсы" встали в оборонительный круг, "Фоккеры" бросились отсекать наших лётчиков, успевших сбить ещё один Ju-87. Спустя несколько минут канул в серые гребни волн вражеский истребитель.

За 10 минут боя у наших пилотов почти не осталось боеприпасов. Тройное превосходство врага и подходивший к концу запас топлива могли привести к ненужным потерям. Главная задача была уже решена - бомбовой удар врага сорван. Но и выйти из боя возможности не было. Тогда ведущий звена решил перевести бой на предельно малую высоту, где FW-190 обычно бывали слабее.

Через несколько секунд "Лавочкины", умело прикрывая друг друга, пошли со снижением на восток. Но и враг изменил тактику. Разделившись на 2 группы, атаковал с двух сторон, направив главный удар по Камышникову. Не так уж сложно было отбить их атаку, но у ведущей пары кончились снаряды, и противник, поняв это, стал заходить им в лоб.

Селютин и Нефагин, у которых ещё оставалась в запасе пара очередей, выбирали удобный момент, и вот он настал. С двух сторон две пары врага, третья пара атакует Селютина. Считанные секунды, и Камышников будет сбит. Тогда его ведомый Бутейкин режет курс вражеской паре, атакующей слева, приняв 3 снаряда в свой фюзеляж, а Селютин, рискуя собой, взял в сетку прицела атакующих справа. Последний снаряд - "Фоккер" дёрнулся вверх, завертелся через левое крыло и, опустив нос, врезался в воду. Но второй пошёл на Селютина.

Нефагин бросился на защиту ведущего. Дал очередь. Мимо. Бешеное сближение, никто не сворачивает... Ещё миг, и в воздухе взорвалось огненное облако - самолёты врезались друг в друга. Ценой жизни Пётр Нефагин спас ведущего, который несколько секунд назад сбил вражеский истребитель, выручая Камышникова.

Гибель ещё двух FW-190, казалось бы, в самой выгодной ситуации заставило противника прекратить дальнейший бой. Несмотря на 9-кратное численное превосходство, немцы потеряли 6 самолётов, а подвиг Петра Нефагина, бывшего рабочего, сибиряка, принявшего боевую эстафету лучших воинов полка, закрепил нашу победу в этом неравном бою...

Аркадий Михайлович считался одним из лучших лётчиков не только в эскадрильи, но и в полку, и в дивизии; о нём писали в газетах флота и армии, как о бесстрашном, тактически грамотном лётчике.

Селютин по природе своей был скромным. Он считал, что ему надо учиться и учиться, что достигнутое им - это результат помощи товарищей, у которых он учился мастерству воздушных сражений.

- Главное для истребителя - уметь всё видеть в бою, в воздухе, - рассказывает лётчик. - Это даётся не сразу. Герой Советского Союза Гвардии подполковник Голубев учил нас, молодых: чтобы хорошо видеть в воздухе, надо тренировать себя на земле. Следуя его советам, мы тренировались. Услышу шум мотора, стараюсь обязательно обнаружить самолёт, где бы он ни летел, и проследить его путь и эволюцию. Я старался следить за всем, что жило и двигалось вокруг.

В воздухе учился видеть как можно дальше и искать противника не в непосредственной близости от себя, а там, вдалеке. Трудно это давалось вначале. У Голубева учился я и воздушной стрельбе. Снарядов он много не тратил. Стремился бить по самолёту с предельно короткой дистанции, наверняка. Много тренировался в стрельбе по конусу - мишени.

Я долго летал ведомым у Гвардии старшего лейтенанта Куликова, - продолжает Селютин, - ему я обязан тем, что научился водить пару и четвёрку. Он умно и хитро вёл бой. О том, что было неясно в воздухе, я расспрашивал потом на земле, и Куликов охотно мне объяснял... В подразделении я полюбил постоянное чтение и разбор статей и бюллетеней по тактике авиации...

Селютин стал примером для других лётчиков. Им гордились товарищи, его благодарило командование авиационной части.

Мать Аркадия, заслуженный врач РСФСР Юлия Аркадьевна, возглавлявшая эвакогоспиталь, писала ему из город. Орджоникидзе:

"Получила письмо от командира вашей части, в котором он сообщает о твоих фронтовых делах. Я горжусь тобой, мой сын !   Самым большим счастьем для матери является то, что её дети нашли правильный путь в жизни и самоотверженно служат Родине".

Слова матери, бесконечно дорогие сердцу, ещё более воодушевили Аркадия на боевые подвиги. И он увеличивал свой счёт уничтоженных самолётов врага. Увеличивал грамотно, расчётливо и быстро.

Однажды звену Куликова пришлось вести бой против 27 бомбардировщиков и 16 истребителей противника. И снова, не потеряв ни одной машины, отважная четвёрка сбила 5 самолётов: 2 из них уничтожил Аркадий Селютин.

Селютин А.М.

Приказом по флоту от 12 августа 1944 года Селютин был награждён третьим орденом Красного Знамени, а через неделю - четвёртым.

25 августа 1944 года Селютин представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В реляции указывалось:

"В Отечественной войне тов. Селютин начал принимать непосредственное участие с 31 июля 1943 года. За это время он произвёл 222 боевых вылета, из них: на сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков - 44; на отражение воздушного противника и перехват разведчиков - 51; на прикрытие наших наземных войск над линией фронта и кораблей в Финском заливе - 65; произвёл 42 визуальные разведки и 6 фотосъёмок, 10 раз производил бомбово - штурмовые удары по живой силе и технике врага. Провёл 25 воздушных боёв, в которых сбил 16 самолётов".

Далее указывалось, что Аркадий Селютин, несмотря на свою молодость, считается одним из лучших лётчиков полка. Постоянная жажда к полётам, беспредельная храбрость и мужество, настойчивость в выполнении боевых заданий выдвинули его в число лучших лётчиков Балтики.

Ходатайство командования было удовлетворено. Аркадию Михайловичу Селютину 4 ноября 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была заслуженная награда за 16 лично сбитых самолётов врага. Острое зрение, которое не каждому дарит природа, храбрость, тактическое мастерство, физическая выносливость позволили молодому лётчику побеждать врага, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях, недаром Аркаша, как его любовно звали в полку, слыл признанным воздушным асом. Он стал 13-м Героем в 4-м Гвардейском авиаполку и 8-м - в составе прославленной 3-й эскадрильи.

Герой по-прежнему сокрушал врагов на земле и в воздухе. Ко дню исторической победы над гитлеровской Германией он совершил 344 боевых вылета, лично сбил и подбил 18 самолётов противника.

Аркадия Селютина в полку часто называли охотником за вражескими разведчиками. Из 18 немецких самолётов, записанных на его личный счёт за год пребывания на фронте, 5 были разведчиками FW-189. Возможно, это является рекордом среди советских лётчиков.

Немецкий самолёт FW-189.

Селютин А.М.

Однажды, уже выполнив боевое задание, Селютин услышал по радио, что над нашими войсками кружит неприятельский самолёт. Несмотря на то, что горючее было на исходе, Аркадий начал преследование противника и поджёг его. Настойчивость Лейтенанта всегда приносила успех.

В послевоенные годы Аркадий Михайлович, будучи заместителем командира эскадрильи по лётной части, продолжал неустанно оттачивать своё боевое мастерство, одним из первых на Балтике освоил реактивную технику, стал Военным лётчиком 1-го класса. Он умело обучал и воспитывал молодых авиаторов, передавал им свой богатый опыт. Однако он понимал, что и ему самому надо серьёзно учиться. Бурный прогресс авиационной техники, дальнейшее развитие форм и способов ведения боевых действий требовали новых глубоких и всесторонних знаний.

Такими знаниями Гвардии майор А. М. Селютин настойчиво овладевал в Краснознамённой Военно - Воздушной академии, которую окончил с отличием, после чего Гвардии подполковник Селютин продолжал трудиться над совершенствованием боеготовности Советских Военно - Воздушных Сил. Он летал на новейших сверхзвуковых самолётах, охранял небо Севера, передавал свой богатейший боевой опыт молодым воздушным бойцам.

С 1980 года, выйдя в запас в звании генерал - майора авиации, жил в Киеве, трудился в народном хозяйстве. Последние годы жил и работал в городе Орджоникидзе.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. М. Селютина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.02.1944 г.1  Ме-109зап. КривасоЛа-5, Ла-7.
224.02.1944 г.1  Ju-87Устье - Жердянка
305.03.1944 г.1  Ju-87Агусалу
41  FW-190Агусалу
524.03.1944 г.1  FW-190Устье - Жердянка
623.04.1944 г.1  FW-190сев - вост. Азери,
подбит - "с переворотом ушёл вниз".
726.05.1944 г.1  Ju-87Лужская губа
829.05.1944 г.1  FW-190юго - вост. острова Большой Тютерс
902.06.1944 г.2  Ju-87банка Вигрунд
1015.06.1944 г.1  FW-190Сака
1119.06.1944 г.1  Ju-52р-н аэродрома Раквере
121  FW-190р-н аэродрома Раквере
1307.07.1944 г.1  FW-189сев. Сокка
1419.07.1944 г.1  FW-189сев - вост. Нарва
1521.07.1944 г.1  FW-189Тойла
1623.07.1944 г.1  FW-189юго - зап. банка Вигрунд
1709.08.1944 г.1  FW-189сев - зап. Велето

      Всего сбитых самолётов - 17 + 0  [ и ещё 1 подбил ]  боевых вылетов - 324.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz