Сергеев Алексей Антонович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сергеев Алексей Антонович

А.А.Сергеев

Родился в 1921 году. Лётчик - истребитель.

С Июля 1942 года сержант А. А. Сергеев на фронтах Великой Отечественной войны.

По Июнь 1943 года сражался в составе 6-го ИАП; по Апрель 1944 года - в 183-м ИАП; по Апрель 1945 года - снова в 6-м ИАП  ( 149-м Гвардейском ИАП ); по Май 1945 года - в 150-м Гвардейском ИАП. Летал на "Яках".

К концу войны Капитан А. А. Сергеев выполнил 179 боевых вылетов. Проведя 39 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника лично и 2 - в составе группы.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Природа щедро наделила Алёшку даром художника. Каждую свободную минуту отдавал он любимому делу. Алёшке было лет 5 - 6, когда отец, простой рабочий, ушёл из жизни. Он даже помнит его плохо. Помнит только, что это был кто - то очень сильный и добрый. А их, детей, в семье было пятеро...

Богатая ивановская природа дарила ему сюжеты на каждом шагу. Рисовал на чём попало: на тетрадных обложках, обёрточной бумаге. Рисовал и раздаривал картинки друзьям. Учителя заметили талант мальчишки и порекомендовали его в изостудию, которая была при заводе Дегтярёва в Коврове. А затем завод выделил стипендию и его устроили учиться в художественное училище в Иванове.

Но была у Алексея заветная мечта. Он с завистью смотрел на пролетавшие в высоте самолёты. Это были бурные 1940-е годы, всколыхнувшие всю молодёжь, которая повально, была увлечена ОСОАВИАХИМом, бурно развивавшейся авиацией. Из каждых 10 человек 7 - 8 юношей и девушек мечтали летать. Алексей, занимаясь в училище, поступает в Ивановский аэроклуб.

Сбылась его заветная мечта, которая так захватила, что окончив аэроклуб, но не закончив художественного училища, он поступает в одну из лучших в то время Серпуховскую военную школу пилотов. Решение было принято бесповоротно: летать и попутно рисовать - можно, рисовать и попутно летать - нельзя...

В школе пилотов учился отлично. Быстро освоил все учебные самолёты: УТ-2, УТИ-4, УТИ-1 и пересел на боевые машины - истребители И-15, И-16. Окончил школу, получил направление в Белорусский военный округ. Был Март 1941 года.

Военная промышленность выпустила в то время новый истребитель Як-1. Это был уже по - настоящему современный самолёт. Полк Алексея Сергеева откомандировывают в Рассказово Тамбовской области осваивать новые машины. А война уже полыхала. Немцы рвались к Сталинграду, лётчики - на фронт. Рвался в бой и Алексей. Сердце болело за Родину, злоба обуревала парня: гады, неужели же вы так непобедимы. Ну, посмотрим !

В Июне 1942 года, в составе 6-го ИАП, он попал под Сталинград. Три месяца уже на фронте, но не было успокоения - он не мог мстить: самолётов не хватало, в воздухе подавляющее преимущество немцев, а противостоять им нечем. Неожиданно командование перебрасывает группу лётчиков на какой - то Степной фронт. Непонятно: бои под Сталинградом ещё не закончились, а тут... Но наверху знали, что делали. Так В Июне 1943 года он попал в 183-й ИАП.

И грянул бой. Это было памятное утро 5 Июля 1943 года. Немцы бросили в прорыв под Прохоровкой около 500 танков, несколько дивизий мотопехоты, сотни самолётов с целью прорыва фронта в направление на Поныри - Орел. Часть полка Сергеева была брошена на подавление танков противника и прикрытие с воздуха наших танков, часть самолётов патрулировала в воздухе и боролась с авиацией противника.

Командир звена Горчаков получил задание патрулировать над Белгородом, а ведомым себе взял Алексея. Однажды, пролетая над Белгородом, Сергеев увидел, как со стороны солнца, значительно выше их, 4 немецких истребителя Ме-109 устремились на ведущего. Понял, что Горчаков их не видит. Ведущий самолёт немцев стремительно падал на Горчакова и, похоже, не заметил Алексея. Сергеев дал полный газ и повёл свой Як-1 наперерез вражеской машине. И как только "Мессер" появился в прицеле, нажал на все гашетки и двумя крупнокалиберными пулемётами и пушкой буквально расколол немца пополам. "Гад", - сквозь зубы пробормотал Алексей и, не снижая скорости, заложил вираж, пытаясь зайти в хвост остальных. Однако те быстро отвернули и ушли.

- Молодец, Алёшка, спасибо, - прозвучал в наушниках голос Горчакова.

- Стараемся - полушутя ответил Алексей.

- Идём домой, - услышал он вновь командира и послушно полетел следом.

Приземлились на полевом аэродроме. Горчаков доложил командиру эскадрильи о действиях звена и сбитом самолёте. На другой день комэск вызвал Сергеева к себе и ознакомил с приказом командира полка: "Иди, Сергеев, принимай звено".

6 Июля на Обоянском направлении разгорелось кровопролитное сражение. Звено Алексея Сергеева в составе 6 Як-1 получило задание прикрывать танки с воздуха. Сергеев, барражируя над полем боя, увидел девятку Ju-87, явно нацеливавшихся бомбить наши танки. Не раздумывая, делают вираж к солнцу и с его стороны всей шестёркой, как беркуты, бросаются на "Юнкерсов". Сергеев ловит в прицел головного, нажимает на щетки, и тот, пустив облако чёрного дыма, рухнул на землю.

Делая разворот, успел заметить, что ещё 3 "Юнкерса" объяты дымом. Догнал ещё один и сбил его. Сделал круг, собрал своих ребят - все были целы, поздравил их по радио с победой и повел шестёрку домой.

За бои на Орловско - Курской дуге Алексей Антонович Сергеев получил первые награды - ордена Отечественной войны 2-й степени и Красного Знамени.

Разгромив врага на Курской дуге, войска устремились вперед, на запад, освобождая Орловщину, Смоленщину, Брянщину. Часть войск, в том числе и 3-й Гвардейский истребительный авиакорпус, двинула на Украину.

Завязались кровопролитные бои за Днепр. Форсировав его в нескольких местах и заняв плацдармы на правом берегу, войска срочно стали возводить переправы. Немцы эшелон за эшелоном бросали свои бомбардировщики Ju-87 на эти переправы, стремясь любой ценой не дать нашим войскам переправиться.

Командир корпуса Генерал - майор Подгорный приказал командиру 149-го Гвардейского истребительного авиаполка обеспечить охрану переправы. По вызову Генерала на защиту переправы вылетает шестёрка Як-7 - звено Сергеева. К переправе подходят почти одновременно звено Алексея и две девятки Ju-87. И, как на грех, на пути к цели "Яков" атакует восьмёрка "Мессеров". Завязывается бой. Генерал Подгорный кричит по радио: "Бросайте к чёртовой матери "Мессеры", не ввязываться в бой !   Вы нужны здесь".

А как их бросишь ?   Наконец Алексею удалось оторваться. Он устремился к переправе. Подгорному докладывает: "Я один". Слышит ответ: "Атакуй один, не дай прицельно бомбить". Ворвался в кучу "Юнкерсов", снизу сзади заловил один в прицел, дал очередь, самолёт загорелся и упал в Днепр. Остальные построили оборонительный круг. Сергеев в центре этого круга мечется влево, вправо, вверх, вниз - не дает "Юнкерсам" разомкнуть его и приблизиться к цели.

Так они метался, пока не подоспели наши истребители. Немцы побросали бомбы куда попало и стали улетать. Сергеев увязался за одним из них. "Эх, надо бы снизу... уйдёт", - только успел подумать Алексей, как у капота раздался взрыв, ногу обожгло болью, а его "Як" камнем пошёл вниз.

С трудом вывел самолёт из смертельного пике и посадил его на брюхо на берегу Днепра. Подбежали солдаты, вытащили из кабины. Тут же оказался врач... Через месяц вернулся из медсанбата в полк, где ждал его второй орден Красного Знамени.

Вернулся, как говорят, из огня да в полымя - начиналась грандиозная Корсунь - Шевченковская операция. Летать было сложно: запасные аэродромы непригодны - несусветная чернозёмная грязь не дает ни сесть, ни взлететь, небо постоянно затягивает облаками, а крупные комья снега налипают на фюзеляж. Тогда же Сергеева назначают командиром эскадрильи.

Немцы изо всех сил пытаются вырваться из кольца. Командование требует от авиации разведки, подавления скопления войск, огневых точек противника. В погожие дни появляется и авиация противника. Летать нужно было с огромным риском - ниже облаков бреющим полётом, то и дело рискуя задеть крышу или дерево. Однако эскадрилья Сергеева и здесь отличилась, сбив 4 самолёта противника, 2 из которых пополнили личный боевой счёт комэска.

После разгрома Корсунь - Шевченковской группировки началась Ясско - Кишинёвская операция. Наши войска стремительно пошли на запад: Южный Буг, Днестр, Прут... Корпус едва успевал обеспечивать прикрытие наших войск - работы для наших соколов хватало.

Только за Корсунь - Шевченковскую и Ясско - Кишиневскую операции эскадрилья Сергеева сделала 90 боевых вылетов и сбила в воздушных боях 40 самолётов противника. А всего на её счету 60 самолётов. Сам Сергеев в этих боях сбил ещё 6 пикировщиков Ju-87 и один истребитель FW-190. Начав войну сержантом, Капитан А. А. Сергеев за годы войны выполнил 179 боевых вылетов. В 39 воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично и 2 - в группе с товарищами. Был награждён орденами Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Отдавая дань мужеству и мастерству лётчика, командир дивизии Герой Советского Союза Дмитрий Тараненко расцеловал его перед строем. Его товарищи по 149-му авиаполку были уверены, что одним Героем Советского Союза в их полку - станет больше. Но...

Командир полка, спешно сунув руку, что - то невнятно буркнул, отвода глаза в сторону, и ушёл. Затаив обиду за не совсем, мягко говоря, почтительное отношение к нему - командиру. И он, комполка, не представил Сергеева, как это требовалось от него, к присвоению звание Героя Советского Союза. Офицерам тогда было по 22 - 25 лет. А чего не бывает между молодёжью, да и завидно, наверное, было: "Герой !   А почему не я ?"...

Войну он закончил в 150-м Гвардейском авиаполку, летая на новейших Як-3.

Его фотография висит сегодня в музее истории Корсунь - Шевченковской битвы, который до сих пор ведёт с ним переписку. Две фотографии хранятся в музее боевой славы в харьковской школе № 19, куда он трижды ездил по приглашению ребят. Его лётные обмундирование и принадлежности  ( комбинезон, шлем, планшет )  хранятся в музее Воинской части № 65229.

Алексей Антонович подготовил в Карагандинском аэроклубе, куда был откомандирован в 1951 году, 666 спортсменов - лётчиков, мастеров и разрядников. А сам он является лётчиком - спортсменом 1-го разряда и мастером воздушной радиосвязи. Звание ему присвоил ещё в 1944 году командующий 5-й Воздушной армией.

Боевую биографию этого человека знают многие карагандинцы, в том числе и те, кто мог бы выступить с ходатайством о восстановлении справедливости. Например, облсовет ветеранов или военный комиссариат области. Но даже в год 55-летия Победы никому до этого дела нет...

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. А. Сергеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.05.1943 г.1  FW-189вост. КобелевкаЯк-1, Як-9, Як-3.
206.07.1943 г.1  Ju-87Быковка
316.07.1943 г.1  Ме-109Малое Яблоново
404.08.1943 г.1  Ме-109Новая Деревня
51  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Беломестное
606.08.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 )Добрая Воля
707.10.1943 г.1  Ju-87Бородаевка
81  Ju-87зап. Лиховка
908.10.1943 г.2  Ju-87Бородаевка
1003.05.1944 г.1  FW-190Фэргуруцы
1104.05.1944 г.1  Ju-87Холештиени
1205.05.1944 г.1  Ju-87Думбрэвица
132  Ju-87Тыргу Фрумос

      Всего сбитых самолётов - 13 + 2;  боевых вылетов - 179;   воздушных боёв - 39.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz