Шишкань Илья Минович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шишкань Илья Минович

Шишкань Илья Минович

Родился 1 августа 1918 года в селе Могилево, ныне Царичанского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу и зоотехникум, затем - Днепропетровский государственный университет. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня, защищал Ленинград. По сентябрь 1941 года служил в составе 154-го ИАП, летал на И-16; по июнь 1943 года - в 158-м ИАП, летал на "Киттихауке".

К декабрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка  ( 7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны )  старший лейтенант И. М. Шишкань совершил 373 боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 2 самолёта противника.

28 января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 400 боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боёв, сбил 12 самолётов лично и 4 в группе с товарищами.

21 июня 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Смольное Всеволожского района Ленинградской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. В городе Всеволожск и в селе Могилёво Царичанского района Днепропетровской области установлены бюсты Героя. В Санкт - Петербурге и Всеволожске его именем названы улицы.

*     *     *

После окончания средней школы, Илья учился в техникуме на новую в то время на селе специальность - зоотехника. По его окончании непродолжительное время работал в колхозе. Потом учился в университете. В 1937 году комсомол позвал на самолёты. Илья без колебаний поехал в Чугуев учиться лётному делу. Училище он закончил с отличием в 1940 году и убыл на север в Ленинградский военный округ.

Весть о начале войны застала на аэродроме. Полк ПВО был приведён в полную боевую готовность. 23 июня 1941 года Илья взлетает в свой первый боевой вылет.

С первых дней войны немецкие бомбардировщики пытались прорваться к Ленинграду. Но им преградили путь отважные советские лётчики, и в их числе - молодой командир звена Илья Шишкань. Несмотря на небольшой лётный стаж, он очень быстро, благодаря упорному труду, двигался по служебной лестнице. Кто хоть раз встречался с ним, запомнил здоровый блеск его по-орлиному острых глаз, густые чёрные брови и строгие, красивые черты лица. Собеседник проникался симпатией и доверием к этому мужественному лётчику. Храброму и в то же время простому и скромному. Это был исключительно душевный и обаятельный человек.

Однажды в июле 1941 года к Ленинграду пытались прорваться 18 вражеских "Юнкерсов" под прикрытием 12 истребителей. Навстречу самолётам противника была поднята пятёрка истребителей под командованием И. Шишканя. Набрав нужную высоту, советские истребители внезапно атаковали врага.

"Атакую ведущего !", - передал по радио Шишкань, и направил свою машину на немецкий бомбардировщик. Пулемётная очередь пронзила "Юнкерс". Группа Шишканя уничтожила 4 самолёта и заставила остальных сбросить неприцельно бомбы и убраться восвояси.

В одном из боевых вылетов Илья и его товарищ Иван Плеханов прикрывали дороги, ведущие в город. Но вот показались 5 бомбардировщиков. "За мной !" - приказал Шишкань и резко взмыл вверх. Вслед за ним последовал Плеханов. Разворот и они легли на боевой курс. Приблизившись на расстояние 400 - 500 метров к ведущему бомбардировщику, Илья открыл огонь. Первыми очередями сбил его. Второго фашиста сбил Плеханов. Бомбардировщики развернулись и ушли на Запад. Шишкань с Плехановым снизились. На дороге лётчики обнаружили вражескую колонну, состоящую из автомашин, артиллерийских орудий, двигающихся к Ленинграду. С бреющего полёта они атаковали противника, затем развернулись и прочесали её пулемётным огнём.

В полку была традиция: "С "пустыми" руками не возвращаться к себе на аэродром". За сожжённое в полёте топливо враг должен расплачиваться жизнями или техникой.

В тяжелые дни 1941 - 1942 годов наши лётчики отдавали все силы, знания, опыт, жизнь ради победы над врагом. По несколько раз за световой день поднимали свои машины и шли навстречу врагу. Приходилось охранять "Дорогу жизни", которую немцы пытались уничтожить и тем самым сорвать перевозку продовольствия в голодающий город.

В январе 1943 года в приладожских местах шло ожесточённое сражение по прорыву блокады Ленинграда. Наступление сухопутных войск велось в сложных климатических и боевых условиях. Но наземным помогала авиация. Как только позволяла погода, истребители сопровождали штурмовики и бомбардировщики. Постоянно приходилось вступать в бой с авиацией противника. Истребители штурмовали вражеские позиции, колонны на дорогах.

Однажды Шишкань встретился с 40 вражескими истребителями и бомбардировщиками. Погода была ясной. Лётчики решили преградить путь врагу. Сначала шестёрка, ведомая командиром эскадрильи старшим лейтенантом И. Шишканем, встретилась с 4 FW-190, но вскоре к ним присоединилось ещё 16 истребителей и 20 бомбардировщиков. Задача состояла в том, чтобы их задержать до подхода товарищей. Шишкань приказал разделиться на 2 группы и приготовиться к бою. Вместе со старшим лейтенантом Высоцким они атаковали противника и общими усилиями сбили один самолёт. А дальше следовало разрушить строй бомбардировщиков и не дать им возможности прорваться к городу.

Пулемётным огнём старший лейтенант С. В. Деменков сбил один бомбардировщик. Старший лейтенант Высоцкий расправился с другим. Строй вражеских машин распался. Шишкань и Высоцкий сбили ещё один истребитель. Преследуя отходящего противника старший лейтенант Морозов и лейтенант Плякин сбили ещё 2 вражеских бомбардировщика. Так в неравном поединке лётчики из эскадрильи Шишканя одержали очередную блестящую победу, благодаря высокому лётному мастерству.

К декабрю 1942 года Илья Минович Шишкань совершил 373 боевых вылета, провёл 56 воздушных боев, в которых лично уничтожил 12 и в группе 2 самолёта противника. К 21 июня 1943 года на его лицевом счету было уже 15 уничтоженных вражеских машин, совершено более 400 боевых вылетов.

Шишкань Илья Минович

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года старший лейтенант Шишкань Илья Минович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 816 ).

Мужество и отвага принесли Илье Миновичу заслуженную славу. Но у него была и другая страсть. Однажды, возвращаясь с Волховского фронта, секретарь Ленинградского обкома партии А. А. Жданов подарил лётчику бурого медвежонка. Тот привязался к Илье, слушался его беспрекословно. И когда Шишкань погиб, медвежонок как человек переживал эту потерю.

21 июня 1943 года Шишкань возвращался после воздушного боя под Синявино. Неподалёку от аэродрома на него напали вражеские истребители. Самолёт загорелся. Шишкань пытался спасти машину, но, поняв, что это сделать нельзя, выпрыгнул с парашютом. Но... шёлковый купол зацепился за хвостовое оперение самолёта. Упав на землю, Илья Минович прожил 6 часов. Он простился с товарищами и не забыл о мишке, наказал беречь его...

Отважный защитник ленинградского неба похоронен в селе Смольное Всеволожского района Ленинградской области. В городе Всеволожске и в селе Могилёво Царичанского района Днепропетровской области установлены бюсты Героя. В городах Санкт - Петербург и Всеволожск именем Героя названы улицы. Памятник ему установлен в мемориале легендарным защитникам "Дороги Жизни".

*     *     *

Невысокая пожилая женщина старательно подбирала слова, но всё чаще сбивалась. Начав фразу по - русски, заканчивала по - украински. Однако понять её было нетрудно. Она говорила о своём сыне. Не только она гордилась им. Зайдя в сельскую школу, вы увидите там портрет Ильюши. В Царичанском районном музее тоже есть его фотография. Даже из Днепропетровска приезжали, чтобы для областного музея снять копию грамоты, которую подписал сам Михаил Иванович Калинин. В этой грамоте сказано, что Илье Миновичу Шишканю присвоено звание Героя Советского Союза.

При встрече с известным публицистом А. В. Буровым  ( знакомым с Ильёй Шишканем по фронтовым встречам ), Екатерина Ивановна спросила:

- Може, расскажете, як мий Ильюша воював, за що ему Золоту Зирку дали ?

В самом деле, она ведь ничего не знала об этом. Ни одной весточки не дошло до неё от сына. Днепропетровщину захватили немецкие войска. Откуда же было знать матери, как воюет её сын под Ленинградом ?

О чём же мог рассказать ей Абрам Вениаминович Буров ?

Конечно же, не о его первом бое летом 1941 года. После него Илья Шишкань не мог смотреть товарищам в глаза. Немецкий воздушный разведчик не только ушёл невредимым, но ещё оставил Илье "на память" 4 пробоины в крыльях самолёта. И хотя механик заделал эти пробоины так аккуратно, что не сразу отыщешь, лётчик долго помнил о них.

Первая неудача была для него хорошим уроком. Больше он не горячился в бою. Дрался расчётливо.

27 апреля 1942 года старший лейтенант Илья Шишкань повёл 5 истребителей навстречу вражеским самолётам. Впереди бомбардировщиков шли 6 Ме-109. Шишкань сразу же атаковал ведущего и поджёг его. Строй фашистов распался. Наши лётчики прорвались к бомбардировщикам. Не выдержав смелых атак, вражеские самолёты стали разворачиваться и уходить назад...

В июле - августе 1942 года велись кровопролитные бои на Ям - Ижорском направлении. Особенно упорные воздушные схватки происходили 2 Августа. В тот день авиация противника пыталась совершить несколько налётов на наши войска. Советские лётчики рассеяли 7 групп немецких бомбардировщиков, проведя свыше 20 воздушных боёв. Лётчики старший лейтенант И. М. Шишкань и лейтенант П. М. Шестаков сбили по 2 самолёта. Отважно действовали Герои Советского Союза И. Д. Пидтыкан и М. П. Жуков, а также удостоенные этого звания впоследствии Г. И. Богомазов и С. Г. Литаврин.

И.М.Шишкань

В газете "Красная Звезда" № 76 от 1 апреля 1943 года была опубликована такая заметка:

"Ленинградский фронт, 31 марта 1943 года. Прославленный ленинградский лётчик Герой Советского Союза старший лейтенант Илья Шишкань известен своими стремительными и точными атаками. Мастерски владея техникой воздушного боя, он умело навязывает врагу схватку в выгодных для себя условиях и расстреливает вражеские самолёты с близких дистанций.

Так было и вчера. Шестёрка наших истребителей, ведомых Героем Советского Союза капитаном Литавриным, встретила четыре "Фокке-Вульф-190" и два "MЕ-109". Над линией фронта завязался воздушный бой. Отлично слётанная шестёрка Литаврина дружно атаковала противника. Вскоре старший лейтенант Богомазов подбил один "Фокке-Вульф-190", заставив его выйти из боя. Старший лейтенант Шишкань провёл короткую схватку с "MЕ-109". Заняв выгодное положение для атаки, он близко подошёл к противнику и зажёг вражеский самолёт. "МЕ-109" упал недалеко от линии фронта.

Это была одиннадцатая победа, которую Герой Советского Союза Илья Шишкань лично одержал в воздушном бою".

К лету 1943 года на боевом счету Ильи числилось 16 сбитых вражеских самолётов. Впрочем, назвав матери Героя эту цифру, Буров усомнился в её точности. Для этого есть веские основания. Илья Шишкань нередко доказывал, что победа, которую хотят записать ему, одержана не им. Он, дескать, лишь помогал.

О чём же всё - таки было рассказать матери ?   Она смотрела выжидающе:

- Може, газетка есть, в которой про него написано ?

Вопрос Екатерины Ивановны наталкнул на счастливую мысль. У Бурова ведь сохранилась статья, написанная самим Ильёй Шишканем в конце апреля 1943 года.

Екатерина Ивановна бережно взяла в руки пожелтевшую газетную вырезку, внимательно поглядела на неё, потом протянула сидящей тут же девушке:

- А ну ка, внученька, прочитай, що тут пишет твой дядька Илья.

Девушка стала читать о том, как в октябре 1941 года, вылетев звеном на боевое задание, Илья встретил 7 вражеских самолётов, как численному превосходству противника он противопоставил хитрость. Во - первых, повёл звено под самую кромку облаков, - там можно подольше оставаться незамеченным. Во - вторых, обошёл врагов так, чтобы атаковать их со стороны территории, занятой противником. А этого они уже совсем не ожидали. "Бомбардировщики сбрасывали бомбы куда попало, а некоторые, услышав выстрелы сзади, резко развернулись и ушли. В этом бою мы сбили 2 самолёта, сами же потерь не имели".

Дальше в статье Шишканя рассказывается о том, как в зону, где он патрулировал вместе с лётчиками Высоцким, Медведевым и Морозовым, противник выслал 8 "Мессеров". Немцы хотели сковать нашу четвёрку боем, чтобы дать возможность своим бомбардировщикам спокойно ударить по цели. "Я повёл свою четвёрку в обход немецким истребителям, а затем незаметно подошёл к бомбардировщикам и нанёс им сокрушительный удар. С первых же атак мы сбили 3 "Юнкерса", затем ещё 2. Итак - 5 сожжённых машин противника - хороший итог боя. А мы и на этот раз потерь не имели".

Илья Шишкань м Сергей Литаврин.

Статья Ильи Шишканя называется "Роль ведущего". В ней много специфических авиационных терминов, непонятных Екатерине Ивановне. Но она слушала внимательно, стараясь не пропустить ни одного слова. Ведь эту статью написал её сын !   Племянница Героя продолжала читать.

"Патрулируя над своими наземными войсками, наша пятёрка встретила 4 истребителя врага. Так как нашей задачей являлось уничтожение в первую очередь бомбардировщиков противника, то мы вели пассивный оборонительный бой, а боекомплекты берегли для бомбардировщиков. Такое решение оказалось вполне правильным. С земли передали по радио о приближении бомбардировщиков. Заметив их, я резко развернул свою пятёрку, чтобы подальше уйти от немецких истребителей, и сразу врезался в первую группу "Юнкерсов". Схватка была жестокой. За первой группой подошли ещё 8 "Юнкерсов". Мы немедленно развернулись и атаковали и эту группу. Истребители противника были парализованы, так как наши машины кружились в гуще "Юнкерсов". Затем мы с боем ушли на свою территорию. Таких примеров можно привести много".

И.М.Шишкань

На этом заканчивается статья. Мать Героя долго молчала. Потом, взяв из руки внучки газетный листок, положила его перед собой.

Бурову осталось лишь добавить то, о чём не написал её сын. В тот раз, когда в его звене были Высоцкий, Медведев и Морозов, драться пришлось с 18 "Юнкерсами". И первым в бой бросился ведущий - Илья Шишкань.

Об этом он не написал из скромности. А вот о бое, происходившем 21 июня 1943 года, рассказать он уже не мог. Всё случилось на глазах у однополчан. Илья Шишкань дрался с "Мессерами", пытавшимися штурмовать наш аэродром. И хотя бой был неравный, Шишкань выполнил свою задачу. Однако дорогой ценой. Его машина получила такие повреждения, что уже не держалась в воздухе. Лётчику пришлось прыгать. Но и парашют изрубило осколками. Он не мог спасти Героя...

На глаза старой женщины набежали слёзы. Смахнув их уголком платка, она продолжала расспрашивать Бурова о своём Илье.

Узнав, что в Музее истории Ленинграда есть большой портрет её сына, Екатерина Ивановна кивнула:

- Спасибо ленинградцам...

Она повторила эти слова, когда, приехав во Всеволожск, увидела у гранитного обелиска, на котором высечено имя её сына, цветы. Рядом с ними мать Героя положила букет полевых цветов, настолько неприхотливых, что за время пути они не завяли. Положив цветы, женщина поклонилась:

- А это тебе, сынку, от наших полей и от всей Украины...

*     *     *

Список всех известных побед капитана И. М. Шишканя:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.08.1941 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )КричевицыИ-16, "Киттихаук".
225.08.1941 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )ст. Гряды
31  Ме-110ст. Гряды
412.10.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Синявино
524.04.1942 г.1  Ju-88юж. Ленинград
625.04.1942 г.1  Ме-109Урицк
727.04.1942 г.1  Ме-109Петергоф
829.05.1942 г.1  Ju-88Погостье
926.06.1942 г.1  Ju-88Городище
1002.08.1942 г.1  Ju-87юго - зап. Урицк
111  Ju-88Володарский
1203.09.1942 г.1  Ме-109сев. - вост. Ям-Ижора
1306.11.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Урицк
1430.03.1943 г.1  Ме-109Мишкино
1503.04.1943 г.1  Ме-109Красный Бор
1604.04.1943 г.1  Ме-109Красный Бор

       Всего сбитых самолётов - 12 + 4;  боевых вылетов - более 400.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz