КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шумилов Иван Петрович |
Родился 28 мая 1919 года в селе Михайловка, ныне Лебединского района Сумской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ Керченского металлургического завода имени Войкова ( ныне СПТУ № 5 Крымского областного управления профтехобразования ). Работал слесарем на том же заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал небо Москвы. К февралю 1942 года лётчик 16-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) лейтенант И. П. Шумилов совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в составе группы сбил 8 самолётов противника, причём один из них - 4 января 1942 года в районе города Малоярославец Калужской области - тараном. 4 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 565 боевых вылетов, уничтожил 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1961 года полковник И. П. Шумилов - в запасе. Жил в городе Люберцы ( Московская область ). Работал на лётно - испытательной станции заместителем начальника по лётной службе. Умер 22 июня 1987 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями. ...Осень 1941 года. Вьюга натягивала тросы, наваливаясь на большую брезентовую палатку, служившую клубом в посёлке Нексикан. На далекой Колыме, в 500 км от Магадана, шло торжественное собрание, посвящённое 24-й годовщине Октября. Праздник не радовал, в головах занозой сидела одна мысль: удержат ли наши Москву ? Люди выходили к стролу президиума не речи произносить - отдавали припасённые заранее подарки для фронта. Добротные полушубки, валенки, пачки облигаций, семейные драгоценности. Инженер Степан Шаповалов, выложив массивные золотые часы известной швейцарской фирмы "Лонжин", высказал единственное пожелание: "Прошу передать их лучшему лётчику - истребителю среди защитников Москвы". Его подарок нашёл адресата. В феврале 1942 года магаданская газета "Металл - Родине !" сообщила, что часы вручены лейтенанту Ивану Шумилову из 16-го истребительного авиаполка ПВО. Кем же он был, за какие особые заслуги получил швейцарский хронометр ? Иван Шумилов родился 28 мая 1919 года в селе Михайловка, ныне Лебединского района Сумской области, в семье рабочего. Отец героя, Пётр Семёнович, был человеком довольно незаурядным. В Первую Мировую войну его призвали в армию, но вскоре он примкнул к революционным морякам Черноморского флота. Был красным партизаном на Украине, председателем сельсовета в Михайловке. Учился, затем переехал с семьёй в город Керчь, где работал начальником цеха на металлургическом заводе. Там и погиб при испытании новых машин. Иван пошёл по стопам отца. Ещё школьником зарабатывал на хлеб тем, что катал бочки в Керченском порту, выгружал рыбу из трюмов. Окончил ФЗУ и слесарил на "отцовском" заводе ( имени П. Л. Войкова ). Научился ценить каждую минуту, быть собранным, ведь приходилось совмещать занятия в вечерней школе и аэроклубе. Получил грамоту за удачное рационализаторское предложение, занял призовое место на состязаниях планеристов. В 1937 году Иван был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Молодой пилот получил назначение в 16-й истребительный авиаполк. Это подразделение в предвоенные годы считался "парадным". Его лётчики неизменно заканчивали военные парады, проносясь в безукоризненно чётком строю над Красной площадью. Их водил прославленный авиатор Иван Алексеевич Лакеев, удостоенный за мужество проявленное в небе Испании, звания Героя Советского Союза. Участвовал в этих парадах и Иван Шумилов. С началом Великой Отечественной войны лётчики 16-го авиаполка ( 6-й истребительный авиакорпус, Войска ПВО территории страны ) надёжно прикрывали столицу от налётов вражеской авиации. Почти 100 сбитых самолётов противника на боевом счету авиаполка, которым в то время командовал Подполковник Фёдор Максимович Пруцков. В небе Подмосковья лейтенант Шумилов провёл не один десяток воздушных боёв. Вместе с другими лётчиками полка он штурмовал вражеские позиции, прикрывал действия наших наземных войск от налётов вражеской авиации. К февралю 1942 года Иван Шумилов совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в группе сбил 8 самолётов противника. Подмосковные края стали ему родными и близкими. Здесь прошла его боевая юность, боевое возмужание, здесь пришла к нему слава Героя. Здесь он впоследствии женился, здесь у него родились дочери. Однако, всё это будет потом, а пока... шли тяжелейшие бои. 25 октября 1941 года, принимая участие в групповом воздушном бою над деревней Чернецкой, Шумилов уничтожил Ме-110. Менее чем через 2 недели, 6 ноября, боевая четвёрка, которую старший лейтенант возглавлял, патрулировала в районе Серпухова - Высокиничи. Шумилов первым заметил 4 вражеских бомбардировщика. И тут же передал по радио своим ведомым: "По одному бомбардировщику на брата ! К бою !". Применив фронтальную атаку, четвёрка советских истребителей нанесла удар сверху. Все неприятельские самолёты были уничтожены. Сам И. П. Шумилов уничтожил Ju-88. Ещё через неделю, 14 ноября, звено, которое возглавлял старший лейтенант Шумилов, патрулировало в районе Наро - Фоминска. Командир звена первым обнаружил воздушного разведчика неприятеля. Групповым огнём он был сбит. Спустя 2 дня лётчик в очередном групповом воздушном бою сбил Me-109. 2 декабря 1941 года шестёрка лётчиков, ведомые командиром эскадрильи Николаем Дунаевым, вылетела в район станции Крюково. Они проштурмовали неприятельские позиции, потом завязали воздушный бой с противником. Надо сказать, истребитель Шумилова был оснащён ещё довольно редким в то время видом оружия - реактивными снарядами. Это и продиктовало тактику проведения атаки: выбрав пару летевших рядышком пикировщиков Ju-87, он произвёл пуск "эрэсов". Когда облако огня и дыма рассеялось, картина открылась впечатляющая. У одного "Юнкерса" напрочь оторвало плоскость, другой закувыркался от мощной взрывной волны, и оба врезались в землю. А Иван в тот же день сбил ещё и тяжёлый двухмоторный истребитель прикрытия Ме-110. Итого, 3 самолёта в один день - это поистине редкая удача лётчика. Истребитель МиГ-3 с подвесками для РС-82, Зима 1941 - 1942 годов. Увеличивая свой боевой счёт, старший лейтенант накануне нового года, 24 декабря, сбил в воздушном бою ещё один вражеский истребитель. Есть в Центральном музее Вооружённых Сил документы показывающие, что в период обороны Москвы советские лётчики совершили 23 воздушных тарана. При этом, все сбитые вражеские самолёты, за исключением одного, оказались бомбардировщиками и разведчиками. А этим одним был истребитель Ме-109. Уничтожил его именно Иван Шумилов 4 января 1942 года. В тот день, группа наших истребителей отправилась в район Малоярославца на "обработку" войск противника, откатившихся от Москвы. Задание выполнили, однако на свой аэродром вернулись впятером, без Шумилова. Возвращаясь со штурмовки он увидел в стороне колонну вражеской техники. Спикировав на головные машины, "закупорил" дорогу, затем зажёг и замыкающих. Хотел было заняться "серединой", но после очередного захода его пулемёты замолчали - боекомплект был израсходован. Ничего не оставалось делать, как развернуть свой МиГ-3 и пуститься вдогонку за группой Дунаева. Неожиданно его машина была атакована с высоты восьмёркой "Мессеров". Иван среагировал мгновенно - убрал газ, щитки выпустил так резко, что машину тряхнуло. "Мессеры" на большой скорости проскочили вперёд. Шумилов пошёл вниз, чтобы прижаться к лесу, как вдруг снизу, прямо ему навстречу, вынырнул ещё один "Мессер", которого он раньше не заметил... Не раздумывая, Иван обрушил вся тяжесть разогнавшигося "МиГа" на врага. Тот был буквально разрезан пополам - настолько сильным получился удар. Но пострадал и наш самолёт - от МиГ-3 отлетел винт с редуктором, рассыпался мотор, вспыхнуло пламя. На лётчике загорелись унты, шлемофон. Делать нечего - нужно прыгать. Но воротник комбинезона зацепился за кромку стабилизатора, встречным потоком Ивана прижало к самолёту, да ещё и спиной к корпусу... Чтобы высвободить парашют лётчик, вытянув руку, развернул туловище и резко дернув, оторвал намертво пришитый к комбинезону воротник. Вот где пригодилась ему богатырская сила ! Увидев землю уже метрах в 200, дёрнул за кольцо. Через считанные секунды, почти одновременно с хлопком наполнившегося купола, он врезался в ветки дерева, сорвался с него и ухнул в глубокий снег. Когда Иван пришёл в себя, то понял, что приземлился рядом с линией фронта. Он проверил пистолет и приготовился к возможному бою с противником, который возможно заметил место его приземления. В это время на поляну выехал верховой на лошади, в полушубке и с автоматом на груди. Свой ! Всадник, оказавшийся старшиной, посадил Ивана впереди себя и, поддерживая, довёз до санчасти. За этот подвиг Иван Шумилов, уничтоживший к тому времени уже 10 самолётов противника, 4 марта 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Так что золотые часы явились уже дополнением к "Золотой Звезде". И вновь пошли боевые будни. Вот проводится очередное обслуживание самолётов, техники втроём не могут сдвинуть машину с места, совсем выдохлись. Тогда подходит Иван, жестом отстраняет техников и неторопливо лезет под фюзеляж. Упрётся плечем, поднатужится и разворачивает самолёт как нужно... Семью Шумиловых природа здоровьем не обидела. От всей мощной фигуры Ивана Шумилова, так и веяло богатырской крепостью. Как-то, ещё подростком, поехал Иван на мельницу с 90-летним дедом Семёном. Тот, играючи, нагрузил повозку 5-пудовыми мешками с мукой. Тронулись в обратный путь, и на грязной дороге телега застряла. Лошадь дергалась, рвалась - ни с места. Тогда дед распряг её, сам встал в упряжку, взялся ручищами за оглобли, стронул телегу и доволок до дома. Так что, крепкая физическая сила была у Ивана в крови. Когда Сумскую область освободили от немецких захватчиков, командование разрешило Шумилову завернуть в родное село на учебном самолёте. По случаю встречи с героем все собрались на митинг, выступали с поздравлениями. Дед Семён, ставший Георгиевским кавалером ещё в Крымскую войну, тоже держал речь и особенно упирал на то, что Шумиловы всегда были героями и никакие враги нас не одолеют. Потом Иван, уступая просьбам старика, усадил его во вторую кабину и прокатил над родными местами. В ту пору дедушке шёл 104-й год, но зрение у него было хорошее, и с самолёта он отлично видел наземные ориентиры, а после посадки уверял внука: сбросить бы полсотни годков - махнул бы в авиацию. От Москвы до Берлина прочертил небо трассами истребитель Ивана Петровича Шумилова. Он совершил 565 успешных боевых вылетов, участвовал более чем в 100 воздушных схваток, сбил лично 12 самолётов противника и 4 в составе группы. [ По другим источниккам - 12 всего, включая 4 в группе. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 2 групповые победы лётчика. ] Выполнял он и особо сложные задания командования. Как-то на одном из участков фронта появилась пара "Мессеров" новой модефикации с очень сильным вооружением - одним залпом они буквально разваливали цель на части. Эти "охотники" предпочитали действовать внезапно, атакую, как правило одиночные или уже повреждённые самолёты. Наносили смертельный удар, но в открытый бой не ввязывались, уходя под защиту истребителей прикрытия. Наше командование устроило ловушку - "подставило" немцам одиночный самолёт, шедший на небольшой высоте. Противник, оторвавшись от своей группы, бросился на приманку. Тут их и перехватили атакой снизу 5 наших асов, в числе которых был и Шумилов... После победы Иван Петрович продолжил службу в ВВС, был старшим штурманом одного из истребительных авиаполков. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию, стал полковником. Был старшим штурманом соединения, командиром полка, заместителем командира соединения, одним из первых осваивал реактивную технику. Когда в 1961 году пришла пора увольнения из ВВС, он обратился к Главкому, добился перевода в Гражданский Воздушный Флот, лишь бы не расставаться с авиацией. Работал на лётно - испытательной станции заместителем начальника по лётной службе. Затем пришлось уйти и оттуда: подвело зрение. Но он не расстался с авиацией. Местом своего жительства Шумилов выбрал подмосковный город Люберцы, где в начале войны базировался 16-й авиаполк, знамя которого сейчас хранится в Центральном Музее Вооружённых Сил. На протяжении многих лет Иван Петрович вёл большую воспитательную работу с молодёжью. Вместе с красными следопытами он открыл комнату - музей полка в местной школе № 8, вёл занятия в аэроклубе. И что примечательно: человек, беспощадно сбивавший и таранивший самолёты врага, был на удивление чутким в общении с другими. Он не забыл, как в сентябре 1927 года вошёл "первый раз в первый класс", и спустя полвека слал в родной Лебедин слова признательности. Он тепло отзывался о своих наставниках из Керченского ФЗУ, мог долго рассказывать о боевых товарищах. Известная нам история со швейцарским хронометром, не раз побывавшим в боях, тоже получила своё продолжение. Подаривший часы С. И. Шаповалов за 30 лет добыл на Колыме немало золота для страны, был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. А потом поселился в Подмосковье. Вскоре его разыскал Шумилов. Ветеран войны вручил ветерану труда фоторгафию с надписью на обороте: "Дорогому Степану Ивановичу - замечательному патриоту ! Ваш подарок придавал нам, лётчикам - истребителям, защитникам Москвы, в трудные дни войны силы, укреплял уверенность в победе". Список всех известных побед старшего
лейтенанта И. П. Шумилова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |