Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Зайцев Дмитрий Александрович

Д.А.Зайцев.

Родился в 1918 году в селе Кутьма, ныне Щёкинского района Тульской области, в семье крестьянина. Вместе с родителями проживал в городе Тула. Окончил 7 классов, работал в лаборатории по ремонту электросчётчиков. С Сентября 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня.

4 Июля 1941 года командир звена 2-го истребительного авиационного полка  ( 36-я истребительная авиационная дивизия ПВО, Юго - Западный фронт )  Младший лейтенант Д. А. 3айцев в воздушном бою в районе Киева таранил вражеский бомбардировщик. Благополучно совершил посадку на свой аэродром.

2 Августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1944 года Майор Д. А. 3айцев был лётчиком - инспектором по технике пилотирования ВВС Северного флота.

1 Октября 1944 года погиб в воздушном бою.

Награждён орденом Ленина. Увековечен в мемориале в городе Тула. Мемориальная доска установлена на улице его имени в городе Щёкино.

*     *     *

При обороне Киева летом 1941 года большую роль сыграли войска ПВО, в том числе и 36-я истребительная авиационная дивизия  ( командир - Полковник В. В. Зеленцов ).

Первый налёт на Киев фашистские бомбардировщики совершили 22 Июня, а затем повторяли их систематически. Но части ПВО Киева давали достойный отпор врагу. Только за первые 5 дней войны они уничтожили 93 вражеских самолёта, из них истребительная авиация - 58 и зенитная артиллерия - 35.

В бой с нашей истребительной авиацией немецкие лётчики вступали неохотно, чаще всего избегали его, используя преимущество в скорости. Только при явном превосходстве или при внезапных атаках со стороны солнца и из облаков они нападали на наших истребителей. Как показал пленный немецкий лётчик со сбитого самолёта Me-109 из 4-го отряда 51-й эскадры, им было дано специальное указание вступать в бой только при явном превосходстве сил. Если такого превосходства нет, то от боя уклоняться.

В связи с усилившейся деятельностью немецкой авиации и уменьшением времени её подлёта части истребительной авиации Киевского района ПВО перешли к непрерывному патрулированию над прикрываемыми объектами одним - двумя звеньями, а при напряжённой обстановке - и эскадрильями. На аэродромах также имелись дежурные звенья, которые поднимались по тревоге и в основном нацеливались "по - зрячему". Для патрулирующих звеньев большое значение имели организованные посты наведения, на которые выделялись командиры штаба 36-й истребительной авиационной дивизии.

Эти посты располагались как в центре Киева, так и на его окраинах и имели телефонную связь с командным пунктом дивизии. Лётчики, находившиеся на постах, выполняли приказания начальника пункта по наведению истребителей. Лично наблюдая за воздушной обстановкой, они уточняли курс и высоту полёта наводимых истребителей, передавая им команды по радио. Иногда для этого применялись специальные целеуказательные стрелы и полотнища, расстилаемые на земле в районе поста.

Для истребительной авиации Киевского района ПВО боевая напряжённость была весьма высокой. Только за первые 2 месяца войны истребители этого района произвели 6856 самолёто - вылетов, из них 5888 - для отражения налётов авиации противника на Киев. За это же время наши лётчики провели 180 воздушных боёв и сбили 92 самолёта.

Отважно сражался в небе Киева лётчик 2-го истребительного авиаполка Младший лейтенант Д. А. Зайцев. Он прекрасно знал свой самолёт, искусно владел им в бою и метко поражал врага.

4 Июля 1941 года, возвращаясь с боевого задания на истребителе И-16, Зайцев встретил немецкого разведчика Ju-88, идущего в направлении города Киева. Он обнаружил противника на высоте 2000 метров и атаковал его. Заметив преследование, пилот "Юнкерса" попытался уйти в сторону линии фронта.

Д.А.Зайцев у своего самолёта.

Непрерывно атакуя, Зайцев израсходовал все боеприпасы, но разведчик продолжал лететь. Дмитрий не мог допустить, чтобы враг безнаказанно ушёл, да ещё с разведданными, и решил таранить противника. Он подвёл свой истребитель к хвосту самолёта Ju-88. Мгновение - и, точно рассчитав удар, он винтом отрубил хвостовое оперение самолёта противника. Клюнув носом, "Юнкерс" потерял управление и камнем пошёл вниз. Он упал на окраине Киева. Двое членов экипажа "Юнкерса" приземлились на парашютах и были взяты в плен. Зайцев же благополучно совершил посадку на своём аэродроме. Через несколько дней машина Зайцева была отремонтирована, и лётчик снова взмыл на ней в небо.

Во 2-м истребительном авиационном полку сражались за Киев два товарища: Младшие лейтенанты Дмитрий и Сергей Зайцевы. Неразлучные друзья были всегда вместе: и на земле и в воздухе. Так случилось и в тот памятный день. Сергей провёл бой с "Мессером" и сбил его. Дмитрий преследовал другой самолёт и, в конечном итоге, уничтожил его таранным ударом. Это был первый таран советских лётчиков над Киевом.

Это, так сказать, официальная версия этой победы. А вот один из ветеранов 2-го ИАП Гвардии полковник запаса Дмитрий Пантелеевич Панов, в своей книге - "Русские на снегу" - описывает этот эпизод совершенно иначе:

"В первый же день войны Дмитрий Зайцев, бывший лётчик моего звена, во время службы во 2-м авиационном полку, эскадрилья которого сменила нас 22 Июня над Киевом, во второй половине дня, при встрече с бомбардировщиками противника, совершил воздушный таран, первый на Юго - Западном фронте. По официальной версии, Дима Зайцев - курносый российский паренек, хладнокровно обрубил лопастями своего самолёта хвостовое оперение "Юнкерса-88", после чего совершил вынужденную посадку. "Юнкерс" упал по маршруту движения немецких бомбардировщиков возле того же Радомысля и к нам на аэродром привезли окровавленные комбинезоны немецких лётчиков, погибших при катастрофе и пулемёты с немецкого бомбардировщика - видимо для поднятия боевого духа. А на самом деле, по рассказам самого Димы Зайцева, ещё не готовящегося стать Героем Советского Союза и попасть в официальные святцы, дело было так:

Зайцев довольно удачно в скольжении со снижением сверху вниз, что увеличило скорость самолёта, догнал бомбардировщик, отставший от строя при развороте девятки влево и принялся поливать его из всех наших 4-х пулемётов "ШКАС" - конструктор Шпитальный. Скорострельность этих пулемётов была отменной - 1300 выстрелов в минуту, но после длинных очередей пулемёт имел привычку захлебываться и его нужно было перезаряжать, дёргая кольца в кабине лётчика, присоединённые к тросикам, размещённые у самых ног лётчика. Атака получилась удачной, стрелок бомбардировщика под задним колпаком у хвоста, видимо, был убит и его пулемёт стал свечёй и замолк. Прекратил огонь и стрелок, который стрелял со спарки из переднего колпака. Но "Юнкерс" был прикрыт довольно надёжно. Сколько не стрелял Зайцев по "Юнкерсу", но наши мелкокалиберные пулемёты не могли принести ему существенного вреда и, в конце концов, заели. Дима наклонился и принялся дёргать за кольца перезарядки пулемётов, перестав наблюдать по курсу. Истребитель за несколько секунд догнал бомбардировщик и уткнулся своим винтом в его хвост. Как это часто бывает в жизни - специально такую операцию повторить наверняка бы не удалось. А случайно получилось: винт истребителя срубил руль поворота и руль глубины полёта бомбардировщика, который сразу клюнул носом вниз и полетел к земле.

Немецкий бомбардировщик Ju-88A-5.

После удачного приземления Димы, очень хорошо попавшего в струю, через пару дней последовал указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина, за героический подвиг в воздушном бою. Вокруг подвига сразу был поднят необыкновенный шум и ясно было, что летать и воевать, рискуя погибнуть, такому герою как Зайцев, не к лицу. Он должен был быть не по зубам фашистским асам. Для этого Диму срочно назначили командиром полка истребителей ПВО в город Горький, куда немцы наведывались лишь по праздникам, и где Дима до самого конца войны благополучно попивал водочку и парился в бане".

Д.А.Зайцев

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Августа 1941 года Зайцев Дмитрий Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Он стал одним им первых лётчиков ПВО удостоенных этого высокого звания.

В тот день, Сергей искренне поздравил своего друга и сказал, что страна скоро узнает и о втором Зайцева.

...Это произошло в конце Августа. Сергей увидел под своей машиной самолёт - корректировщик Hs-126  ( по другим источникам - FW-189, хотя очень сомнительно, чтобы эти самолёты действовали под Киевом летом 1941 года ), который на бреющем полёте удалялся в сторону своего аэродрома. Сергей Зайцев догнал противника и крылом своего самолёта ударил по фашистской машине. Разведчик упал на землю, но и Сергей Зайцев тоже погиб в этом поединке.

Дмитрий Пантелеевич Панов описывает этот эпизод так:

"Сергей Зайцев заявил, что уже есть один Зайцев - Герой, а теперь будет ещё один. Серёжа взялся повторить подвиг Дмитрия, видимо, уверенный и в исходе тарана, после которого в живых оставались очень нечасто, и в славе которая его ожидает. Увы, откуда ему было знать об особенностях политической конъюнктуры, которой подчинялась наша пропаганда и машина по производству Героев.

Через месяц, к концу Июля 1941 года, общая ситуация катастрофически ухудшилась. Красная Армия отступала, неся огромные потери и оставляя жизненно важные центры страны. На этом фоне производство Героев было приказано резко сократить и незамеченными оставались настоящие блестящие подвиги. Именно в это время в районе Остра, над нашим полевым аэродромом появилась очень противная немецкая машина, разведчик - корректировщик "Рама". Это, уродливое на наш взгляд, создание немецких конструкторов, с двумя фюзеляжами и кабиной лётчика посредине, обладало идеальной маневренностью.

Самолёт, который мы ещё звали "вертихвосткой", практически оставаясь на месте, выделывал необыкновенные фигуры, то, падая вниз, подобно осеннему листу, то кружился в разные стороны, то менял высоту. Потому взять его на прицел было очень не просто. Многие прославленные короли больших скоростей обломали на нём зубы. Например, из-за столкновения с "Рамой" в 1943 году оказался на земле и попал в плен мой знакомый, дважды Герой Советского Союза лётчик Владимир Лавриненко, воевавший в 9-м Гвардейском полку.

Так вот Серёжа Зайцев взлетел на И-16, чтобы разделаться с "Рамой", которая вела разведку нашего аэродрома, кувыркаясь, едва ли не над нашими головами, доводя многих до бешенства. Несколько раз Серёжа заходил для атаки, но стоило ему открыть огонь из пулемётов метров с 200, как немецкий пилот улавливающий появление огня, за мгновение успевал увернуться и огненная трасса летела мимо. Затем, видимо, Серёжа решил протаранить "Раму". Но одно дело рубить пропеллером хвост грузного бомбардировщика, а другое дело - столкнуться с вертихвосткой "Рамой" !   Немецкий пилот, видимо, в последнее мгновение разгадал намерение Сергея и резко пошёл влево с набором высоты. "Ишачок" Сергея Зайцева ударил своим курносым носом прямо в кабину немецкого лётчика и намертво сцепился с его самолётом, будто бы одел на свой фюзеляж проклятую "Раму". Уже в воздухе они загорелись и через несколько секунд рухнули на землю.

Наутро мы похоронили Сергея. Немца закопали наскоро. Злая ирония судьбы в том, что этот настоящий, сознательный таран так и остался незамеченным. К тому времени полком уже командовал Тимофей Сюсюкалов, украинец, лет 35-ти, побывавший в Испании, награждённый орденами Ленина и Красной Звезды. Видимо, свой боевой пыл Тимофей растерял в экзотических местах, где потомки Кармен пляшут под стук кастаньет. На свою войну, как и у большинства "испанцев", у Тимофея пороху уже явно не оставалось. Тимофей старчески кряхтел, хитро щурил глаза и частенько заявлял, что он за свою жизнь навоевался. Сюсюкалов был большой специалист отправлять в бой молодых, свежеиспечённых пилотов, только что выпущенных из школ, которых без счёта бросали в воздушную мясорубку. Тимофей напутствовал их с отеческой заботой на открытом, крупном фотогеничном лице героя: "Летайте, детки, летайте".

До подвига ли Серёжи Зайцева было Тимофею Сюсюкалову, думавшему только о том, чтобы спасти собственную жизнь ?   Собирались написать на Серёжу Зайцева представление о награждении, но потом Тимоха Сюсюкалов что-то промямлил и махнул рукой, философски сообщив, что на войне без потерь не бывает. Вот такие разные получились подвиги у двух Зайцевых. Как было в нашей жизни, в которой по своей сути ничто не имело цены, кроме конъюнктуры и умения или везения".

Всего за время боёв за Киев звено Д. А. Зайцева уничтожило 12 вражеских самолётов. Так, 4 Августа 1941 года группа в составе 30 фашистках бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием "Мессеров" пыталась незаметно подойти к Киеву. Немецкие лётчики решили использовать густую облачность. Для перехвата противника поднялись 6 советских истребителей, которых вёл Герой Советского Союза Д. А. Зайцев. Истребители перехитрили врага. Они тоже прикрылись облаками и ударили по "Юнкерсам", когда те не ожидали нападения. В неравной схватке отважные соколы уничтожили 3 "Юнкерса" и 2 "Мессершмитта". Остальные фашисты удрали, беспорядочно сбросив бомбы.

Родился Дмитрий Александрович Зайцев в 1918 году в семье крестьянина в селе Кутьма, что находится в 6 километрах от Крапивны. Он родился и рос среди "застенчивой русской природы", и односельчане до сих пор вспоминают каким скромным, трудолюбивым и жизнерадостным был Митя в детстве. После кульмановской начальной школы Дмитрий Зайцев учился в крапивенской средней школе и, закончив 7 классов, уехал в Тулу, что бы поступить на работу. Многодетной семье надо было помогать материально. В Туле Дмитрий работал в лаборатории по ремонту электросчётчиков и в свободное время занимался в аэроклубе. В 1937 году по направлению Тульского аэроклуба поехал на учёбу в Борисоглебское авиационное училище, успешно закончив его и стал военным лётчиком.

Лётчикам 36-й истребительной авиационной дивизии приходились бороться не только с воздушным противником, но н выполнить многие другие задачи. Они вели разведку наземного противника, штурмовали скопления вражеских войск, бомбардировали объекты, прикрывали высадку десантов, сопровождали наши самолёты на боевые задания, истребляли вражеских разведчиков.

Весь личный состав 36-й истребительной авиадивизии самоотверженно сражался с врагом в эти тяжёлые дни. Об этом красноречиво свидетельствуют такие данные: с 22 Июня по 20 Сентября 1941 года лётчики дивизии сбили в воздушных боях 134 немецких самолёта и 8 аэростатов, уничтожили более 170 автомашин, 31 цистерну с горючим, потопили 20 понтонов и 1 пароход противника.

С 1944 года Майор Д. А. Зайцев - инспектор по технике пилотирования ВВС Северного флота. 1 Октября 1944 года отважный лётчик погиб в неравном бою с врагамим близ города Луга Ленинградской области. К тому времени он совершил 130 боевых вылетов. Количество же сбитых им самолётов в различных источниках указывается по - разному: 5  ( 3 лично и 2 в группе ), 7  ( 5 лично и 2 в группе ), 15  ( 13 лично и 2 в группе ). Михаил Быков в своих ранних исследованиях указывал на 1 личную и 11 групповых побед...

Имя Героя увековечено в мемориале памяти города Тулы. Мемориальная доска установлена на улице, носящей его имя, в городе Щёкино.

*     *     *

ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ ВОЗДУШНЫХ БОЁВ ЗА КИЕВ

Д.А.Зайцев

В одном из политдонесений начального периода войны лётчиков - истребителей ВВС Юго - Западного фронта упрекали в пассивности, нежелании преградить дорогу в киевское небо немецким бомбардировщикам и разведчикам. Им ставили в пример воздушных защитников Москвы и Ленинграда, сражавшихся самоотверженно, неоднократно применявших воздушные тараны для уничтожения неприятеля. Упрек не совсем справедлив: из-за неудовлетворительной работы системы ВНОС своевременно обнаруживать самолёты врага удавалось редко, а имевшиеся на вооружении 36-й ИАД ПВО истребители И-16 и И-153 не имели запаса скорости для того, чтобы догнать "Юнкерсы-88"  ( они чаще всего появлялись в киевском небе ).

Но уже в первые дни войны были среди лётчиков ПВО Киева и свои герои. Об одном из них сообщил начальник управления Политпропаганды ЮЗФ бригадный комиссар А. И. Михайлов в докладе 6 Июля 1941 года в Главное управление Политпропаганды Красной Армии:

"В районе Гостомеля лётчик 36-й авиадивизии младший лейтенант Д. Зайцев вёл бой с самолётом противника Ju-88. После ряда атак, израсходовав все патроны, на большой скорости Зайцев направил свой самолёт на самолёт противника и винтом срезал его хвостовое оперение, в результате чего вражеский самолёт упал и сгорел. Младший лейтенант Зайцев, выполнив задачу, приземлился недалеко от своего аэродрома, оставшись невредимым. Два человека из экипажа германского бомбардировщика разбились, двое выбросились на парашюте".

К сказанному можно добавить, что, судя по документам 2-го ИАП, бой произошёл 28 Июня. Немецкий самолёт, шедший на высоте 2000 метров, энергично маневрировал, уходил от обстрела, а стрелки бомбардировщика не давали "ишаку" занять выгодную позицию для ведения прицельного огня. К тому же, И-16 типа 24 практически не имел превосходства в скорости над освободившимся от бомб Ju-88A-5. Тогда Зайцев решил таранить врага, что успешно и выполнил.

По немецким данным, была сбита машина № 6365, принадлежащая 1-му отряду KG51, а члены экипажа считались пропавшими без вести. Через 3 дня Генерал - квартирмейстер Люфтваффе отметил, что лётчик фельдфебель А. Риксен  ( A. Rixen )  погиб, а 3 других члена экипажа, возглавляемые штурманом унтер-офицером X. Клайером  ( Н. Кlier ), вернулись - вероятно, их вывезли из-за линии фронта на другом самолёте. Наш лётчик весьма метко вёл огонь, добившись нескольких попаданий в фюзеляж и кабину "Юнкерса", ранив 3-х членов немецкого экипажа. За совершенный подвиг Дмитрий Александрович Зайцев 2 Августа 1941 года одним из первых авиаторов Юго - Западного фронта был удостоен звания Герой Советского Союза.

( Из книги Д. Хазанова - "Битва за небо. 1941 год".  Москва. Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )
Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz