Ачкасов Сергей Васильевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Ачкасов Сергей Васильевич

Ачкасов Сергей Васильевич

Родился в 1919 году, в селе Старо - Кленовское, ныне Первомайского района Тамбовской области, в семье крестьян. Окончив 7 классов, работал на железнодорожной станции Ступино. Окончил аэроклуб в городе Подольске Московской области. С 1940 года в Красной Армии, окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года сержант С. В. Ачкасов на фронтах Великой Отечественной войны.

К сентябрю 1942 года командир звена 176-го истребительного авиационного полка  ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  лейтенант С. В. Ачкасов совершил 160 боевых вылетов, в 17 воздушных боях сбил лично 8  ( из них 2 - тараном )  и в составе группы - 2 самолёта противника.

4 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб 14 марта 1943 года под Курском. Похоронен в братской могиле в селе Халино Курского района.

Награждён двумя орденами Ленина. Навечно зачислен в списки воинской части, в комнате боевой славы которой установлен бюст Героя.

*     *     *

Очень трудный для нашей страны 1919 год. По всей России полыхает Гражданская война. Войска 14 капиталистических государств вторглись на территорию России. Стоят фабрики и заводы, не работают железные дороги. Всюду царят разруха, голод и холод. И вот в это суровое время в селе Старокленское Первомайского района в бедной крестьянской семье родился Сергей Ачкасов. Когда Серёже исполнилось 2 года, умирает его мама. Отец Василий женится вторично. Немалую роль в воспитании Серёжи сыграла сельская учительница Варвара Кирилловна Зорина. Простая русская женщина полюбила его, как родного сына.

Сергей с отличием заканчивает семилетку и, прибавив себе 3 года, уезжает из родного села. Ему очень хотелось увидеть мир, людей и попытаться начать самостоятельную жизнь. Сергей поступает работать на станцию Кашира табельщиком - счетоводом  ( по некоторым источникам - на станцию Ступино, что также в Московской области ).

Над станцией целыми днями, а иногда и ночами, летали военные самолёты. У Сергея появилась мечта - стать лётчиком. В 1937 году он поступает на двухгодичные курсы Подольского аэроклуба. Затем - он уже курсант Качинской Краснознамённой военно - авиационной школы, а с ноября 1940 года сержант Ачкасов - военный лётчик. В его выпускной аттестации записано: смел, энергичен, инициативен и решителен. Лётная, тактическая, огневая и парашютная подготовки - отличные.

4 января 1941 года сержант Ачкасов прибыл в 16-й истребительный авиационный полк, охранявший воздушные рубежи столицы. Молодой лётчик настойчиво осваивает ночные полёты, совершенствует своё боевое мастерство.

Началась Великая Отечественная война. Полк, в котором служил Сергей Ачкасов, защищал Москву от бомбардировок немецкой авиации. 10 октября 1941 года, находясь на боевом дежурстве в небе над городом Рыбинск   ( Ярославская область ), Сергей заметил 4 тёмные точки и, не раздумывая, направил свой истребитель навстречу "Юнкерсам". Завязался бой. В прицеле - один из "Юнкерсов". Сержант Ачкасов нажал на гашетку пулемётов, и горящий вражеский самолёт начал падать. Сердце его ликовало. Сколько было радости. Первая победа !

В приподнятом настроении сержант Ачкасов возвращался на свой аэродром. Диспетчер, дав добро на посадку, первым поздравил Сергея с победой. Но особый сюрприз приготовили его товарищи. В гостях у авиаторов только что побывали мальчишки из соседнего села. В знак признательности они принесли лётчикам сибирского котёнка. Товарищи Сергея знали, что он любил животных, и решили ему подарить этого котёнка.

Сергей благополучно приземлился и вырулил самолёт на стоянку. Выпрыгнув из кабины, он сразу же очутился в объятиях своих товарищей. Затем прозвучала команда: "Построиться в две шеренги". К строю подошла официантка лётной столовой симпатичная Нина. Она поцеловала Сергея, поздравила его с первой победой и в награду вручила ему пушистого котёнка. На лётном поле прозвучало громкое "Ура !"

17 октября 1941 года. Этот день - особый в биографии Ачкасова. По небу плыли рваные облака и шёл мелкий моросящий дождь. Поднявшись выше облаков, Сергей направил свой истребитель И-16 в район Рыбинска. Вдруг прямо перед ним вынырнули из - под облаков 2 бомбардировщика "Хейнкель-111". Начался бой. Сергей яростно атаковал фашистов, но те напором продолжали лететь к городу. Замолкли пулемёты советского истребителя: кончились патроны. Что делать ?   Сержант Ачкасов уже слышал о таранах советских лётчиков. Он также запомнил слова командира полка подполковника Ф. М. Пруцкова: "Противник не должен уйти живым от истребителя. У советского лётчика есть ещё одно оружие, разящее фашистов, - таран".

Надрывно гудит мотор. "Ястребок" на максимальной скорости правой плоскостью режет левое крыло фашистского "Хейнкеля-111". От сильного удара Сергей потерял сознание, не увидев, как вражеский бомбардировщик врезался в землю. От тарана самолёт Сергея загорелся. Он очнулся, когда до земли оставалось метров 800, и выпрыгнул с парашютом. Жители села Власихи помогли Сергею, получившему сильные ушибы, освободиться от парашюта. Несколько дней ему пришлось пролежать в больнице.

Самолет Не-111

25 октября в паре с капитаном Чучадеевым он сбивает "Юнкерс-88". 6 Декабря - второй "Хейнкель-111". Сергею присваивают воинское звание "Лейтенант" и назначают командиром звена.

4 марта 1942 года лейтенанта С. В. Ачкасова наградили орденом Ленина - за его первый воздушный таран.

"Находясь в полёте, ты обязан искать бой - это закон. Враг не должен уйти от нас живым", - часто повторял он боевым друзьям.

С 7 июля 1942 года их полк сражался под Воронежем, где шли ожесточённые бои. 12 июля 1942 года лётчики Ачкасов и Найденов в воздушном бою сбили 2 "Мессершмитта".

13 августа 1942 года в районе села Подклетное под Воронежем звено Сергея Ачкасова нанесло удар по танковой колонне. Самолёты возвращались домой, когда появились 9 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 7 истребителей. Завязался бой. Ачкасов сбил один самолёт, атаковал второй. Но пулемётная лента опустела. Немецкие самолёты навалились на истребитель ведущего. Несколько раз верх брали фашистские лётчики, но каждый раз Сергей Ачкасов вовремя приходил на помощь своему товарищу. Взорвался на земле ещё один "Мессер", сбитый его ведущим. Уже 40 минут продолжался бой.

Пара фашистских самолётов бродила за облачностью. Сделав вираж, Сергей увидел, что в хвост самолёта ведущего заходят 2 Ме-109. Тогда Ачкасов маневром своего самолёта заставил отстать одного "Мессера" от самолёта ведущего и на высоте 5000 метров пошёл на таран. Своим самолётом он ударил в бок "Мессера", который развалился в воздухе, и обломки его упали в районе деревни Ново - Троицкое...

С.В.Ачкасов

Самолёт Ачкасова стал неуправляемым и перешёл в пикирование. Сергей от сильного удара потерял сознание. Рядом с ним в кабине, привязанный к ремню, находился сибирский котик по прозвищу Пушистик. Почувствовав недоброе, он начал лизать лицо своего хозяина и усами щекотить его ноздри. К счастью, Сергей очнулся. Он быстро посадил в сумку кота и выбросился из кабины с парашютом. Не успел шёлковый купол раскрыться над головой лётчика, как он снова потерял сознание. На земле его подобрали наши бойцы и отправили в госпиталь города Усмань.

В газете "Красная Звезда" от 21 августа 1942 года была опубликована заметка о втором таране Сергея Ачкасова:

"В районе одного населённого пункта группа истребителей встретилась с 6 "Юнкерсами", которые в сопровождении 7 "Мессершмиттов" шли бомбить наши боевые порядки. Начался воздушный бой.

Три "Мессершмитта" атаковали машину лейтенанта Ачкасова, чтобы отогнать его от "Юнкерсов", которые уже готовились сбросить бомбы. В самом начале атаки один "Мессершмитт" загорелся. Остальные истребители повели бой на вертикальных фигурах. Самолёты поднимались всё выше и выше. На высоте в 5000 метров у Ачкасова вышли все боеприпасы и он решил таранить врага. Машина нашего лётчика ударила по одному из "Мессершмиттов", и тот стал разваливаться по частям. Самолёт лейтенанта потерял управляемость. Ачкасов выбросился на парашюте.

Это был второй таран лётчика - коммуниста лейтенанта Сергея Ачкасова. На боевом счету у него 8 немецкик самолётов, сбитых личню, и 2 уничтоженных в групповом бою".

Около 5 месяцев с сотрясением мозга Сергей был прикован к госпитальной койке. После выздоровления он вернулся в свой полк, который готовился к предстоящим боям на Курской дуге, был назначен командиром эскадрильи.

С начала Великой Отечественной войны лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов выполнил 160 боевых вылетов и налетал 147 часов 25 минут. Он участвовал в 17 воздушных боях, не один раз с превосходящими силами противника.

Ачкасов проявлял героизм, смело и решительно атаковал врага, навязывал ему свою инициативу и всегда выходил победителем. У Сергея было велико чувство взаимной выручки и товарищеской помощи. В результате воздушных боёв он лично сбил 8 самолётов, 2 из них таранил и 2 сбил в группе с товарищами.

4 февраля 1943 года лейтенанту Ачкасову Сергею Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

14 марта 1943 года. Полдень. Сергей Ачкасов и Владимир Лялинский вернулись с воздушной разведки. Командир полка Макаров в 14 часов отпустил их обедать, а техникам дал указание заправить "Яки".

Возвращаясь с обеда, Сергей, размышляя, говорил Владимиру, что вот, мол, скоро меня вызовут в Москву к Михаилу Ивановичу Калинину для получения "Золотой Звезды". И добавил, что в этих горячих боях могут убить и "звёздочку" не дадут поносить.

Через 10 минут после этого разговора на высоте 3000 метров показалась большая группа фашистских самолётов, которая начала бомбить аэродром. Сергей и Владимир успели лечь на землю. При втором заходе самолётов противника Сергей сделал перебежку метров на 40 от Владимира. В это время в 2 - 3 метрах от него разорвалась бомба. Владимир быстро подбежал к Ачкасову. Сергей что-то хотел сказать, но умолк. В правом виске и по всему его телу были осколочные раны. Было ему тогда всего 24 года.

После этой бомбёжки умер от ран и командир 176-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии подполковник Георгий Петрович Макаров. Оба были похоронены на аэродроме рядом с землянками, где жили.

Приказом Министерства Обороны СССР № 9 от 11 января 1965 года Герой Советского Союза лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов зачислен навечно в списки 176-го истребительного авиационного Берлинского Краснознамённого полка.

В настоящее время прах Сергея Васильевича Ачкасова покоится в братской могиле в селе Халино Курского района Курской области.

*     *     *

Список всех известных побед лейтенанта С. С. Ачкасова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
114.10.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )КалязинИ-16, Як-1.
217.10.1941 г.1  Не-111  ( сбит таранным ударом )Рыбинск
314.07.1942 г.1  Ме-109ст. Беляево
41  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Раменье
512.08.1942 г.1  Ме-109сев - вост. Воронеж
613.08.1942 г.2  Ме-109  ( 1 сбит таранным ударом )Верейка

      Всего сбитых самолётов - 8 + 2  [ 5 + 2 ];  боевых вылетов - 160;  воздушных боёв - 23.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz