Антилевский Бронислав Романович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Антилевский Бронислав Романович

Антилевский Бронислав Романович

Родился в июле 1916 года в деревне Марковцы Озерского уезда, в семье крестьянина. Окончил семилетку, а в 1937 году и техникум народно - хозяйственного учёта по специальности "экономист".

3 октября 1937 года в Красной Армии. С ноября 1937 года по июнь 1938 года учился в Монинском училище авиации особого назначения. В июле 1938 года младший командир взвода Б, Антилевский был направлен для дальнейшего прохождения службы стрелком - радистом дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф в 21-й дальнебомбардировочный авиаполк.

Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Воевал в составе 21-го ДБАП  ( 27-я ДБАБ, ВВС Северо-Западного фронта ).

Полк участвовал в боях с первого дня и понёс тяжёлые потери: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года потерял 11 самолётов в авариях и катастрофах, 3 бомбардировщика были сбиты, а 2 пропали без вести.

7 апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, младший командир взвода Антилевский Бронислав Романович был удостоен звания Герой Советского Союза.

В сентябре 1940 года поступил в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу. 5 февраля 1941 года ему было присвоено воинское звание "старший сержант". 8 апреля 1942 года после окончания авиашколы ему было присвоено воинское звание "Младший лейтенант".

С апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. Служил в 20-м истребительном авиационном полку. Летал на истребителе Як-9. Участвовал в августовских боях 1942 года под Ржевом.

17 сентября 1942 года ему было присвоено воинское звание "Лейтенант". 15 декабря был назначен командиром звена.

В феврале 1943 года основными направлениями боевых действий 20-го ИАП были Сухиничи и Спас - Деменск. Полк сопровождал штурмовики Ил-2 из 224-й штурмовой авиационной Жмеринской Краснознамённой дивизии и прикрывал наземные войска.

В марте 1943 года 20-й ИАП оказался по соседству с формирующейся 303-й истребительной авиадивизией 1-й Воздушной армией Западного фронта и был включён в её состав. Вспоминает генерал - майор авиации Г. Н. Захаров:

"В марте действия дивизии ограничились из - за плохой погоды. При низкой облачности бомбардировщики использовались редко, работали в основном штурмовики. Четвёрками, шестёрками, реже девятками эти трудяги войны, прижимаясь к земле, сновали через линию фронта и обратно, обрабатывая передний край противника, его тыловые объекты. Так что лётчики 20-го истребительного полка, имея большой опыт по сопровождению штурмовиков, сразу же включились в боевую работу и, несмотря на плохую погоду, защищая своих подопечных, часто принимали бой в невыгодных для себя условиях".

15 апреля 1943 года Б. Антилевский был назначен заместителем командира эскадрильи.

В мае 1943 года командиром 20-го ИАП стал майор А. К. Петровец. Рассказывает Г. Н. Захаров:

"Петровца я знал ещё по довоенным временам. Воевал он с первых дней и уже командовал полком. Во время одного воздушного боя Петровец был сбит, попал в плен. Когда группу военнопленных, в которой он находился, перевозили по железной дороге, он с товарищами разобрал пол вагона, и в образовавшийся пролом они по одному выскальзывали под идущий состав. Прижимаясь к шпалам, слушали, как удаляется стук колес. Так был совершён побег.

После возвращения в действующую армию Петровец некоторое время находился на должности начальника учебного центра 303-й дивизии... Восстановить Александра Кузьмича в должности командира полка удалось не сразу. Однако командующий нашей армией Худяков поддержал меня, едва я предложил кандидатуру Петровца на должность командира 20-го истребительного полка. Под его командованием 20-й полк получил наименование "Смоленский", стал 139-м Гвардейским. Поставленные задачи полк выполнял надёжно, не раз получал благодарности от командования дивизии и армии. И больше, чем какой - либо другой полк в дивизии, 20-й полк имел благодарностей от бомбардировщиков и штурмовиков. У этого авиаполка была своя, весьма специфическая работа, которая во многом и определила его судьбу.

20-й истребительный специализировался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. Слава лётчиков 20-го полка - слава негромкая. Их не особенно хвалили за сбитые самолёты противника, но строго спрашивали за потерянные свои. Они не были раскованы в воздухе в той мере, к какой стремится любой истребитель в открытом бою, не могли бросить "Илы" или "Петляковы" и очертя голову кинуться на самолёты противника. Они были телохранителями в самом прямом смысле этого слова, и только лётчики - бомбардировщики и лётчики - штурмовики могли в полной мере отдать им должное...

Как командир дивизии я знал, какая нелёгкая работа выпала 20-му полку. Он вёл в чем - то противоречащие самому характеру истребителя оборонительные бои. Не каждый истребитель другого полка мог выполнять задачу по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков с таким хладнокровием и выдержкой, как это делали лётчики 20-го полка. Не случайно этому полку при скромном балансе сбитых было присвоено звание Гвардейского. Свои задачи полк выполнял образцово, и в этой работе ему, пожалуй, не было равных в дивизии.

В июле, когда начались бои на Орловском направлении, лётчики 20-го полка уже не имели передышки. Во главе со своим командиром они с утра до вечера находились в воздухе, надёжно охраняя подопечные "Пешки" и "Илы".

25 июля 1943 года Б. Антилевскому было присвоено звание старший лейтенант. А вскоре, 28 августа, он был сбит в воздушном бою и попал в плен. Приказом ГУК НКО СССР № 01866 старший лейтенант Б. Р. Антилевский был исключён из списков РККА как пропавший без вести.

Осенью 1943 года под влиянием полковника РОА В. И. Мальцева он добровольно вступил в Российскую Освободительную Армию.

В октябре 1943 года командир авиагруппы РОА полковник В. И. Мальцев объехал концлагеря, агитируя советских военнопленных вступать в РОА. В его обращении говорилось:

"Я весь свой сознательный век был коммунистом, и не для того, чтобы носить партийный билет как дополнительную продовольственную карточку; я искренне и глубоко верил, что этим путём мы придём к счастливой жизни. Но вот прошли лучшие годы, побелела голова, а вместе с этим пришло и самое страшное - разочарование во всём, чему я верил и чему поклонялся. Оказались оплёванными лучшие идеалы. Но самым горьким было со знание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина... Многие из вас помнят и знают меня по совместной работе. Так неужели же вы можете поверить, что я - изменник, германский наймит, шпион и всё прочее ?   Пусть тяжело было разочарование в своих лучших идеалах, пусть лучшая часть жизни пропала, но остаток дней я посвящу борьбе с палачами русского народа, за свободную, счастливую, великую Россию".

Работать с людьми полковник умел и перед пленными представал настоящим спасителем. В письме жене Мальцев рассказывал о встрече с двумя лётчиками, состоявшейся через пару дней после неудачного для них воздушного боя: "Они глядят на меня, как на человека, который должен сказать им что - то вразумительное и дать окончательный ответ, что делать дальше. Ну, поговорили, подумали, и ещё два сознательных врага Сталина появились в моём активе". После посещения Мальцевым только Лицманштадского концлагеря добровольцами записались почти 100 человек.

С октября 1943 года завербованные лётчики стали собираться в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям и подвергались обязательной проверке. К концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована, и после 2-месячного восстановления сил бывших узников сочли готовыми к службе.

Отобранные для переподготовки лётчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером. Немалый упор при этом делался на знакомство вчерашних пленных с Германией, европейскими ценностями и образом жизни. Как вспоминал один из власовцев, их "размещали по 4 человека в комнате. Для каждого была отдельная кровать с постельным бельём и одеялом, выдавались 2 комплекта нового обмундирования и паёк по нормам Люфтваффе. Все добровольцы получали денежное содержание по 16 рейхсмарок в месяц". Хотя они и жили в казармах, пользовались достаточной свободой. Для них устраивали вечеринки с немецкими лётчиками, "пивные встречи" и знакомства с бюргерами.

В Морицфельде под Инстербургом была сформирована 1-я эскадрилья "восточных лётчиков"  ( 1.Ostflieger-staffel ), входившая в состав Вспомогательной ночной штурмовой группы "Остланд" 1-го воздушного флота Люфтваффе  ( Erganzungsnachts - chlachgruppe Ostland ). Эскадрилья была оснащена трофейными самолётами советского производства У-2, И-15, И-153 и другими.

Вскоре Б. Антилевскому был присвоен чин поручика РОА. С февраля 1944 года он участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях авиагруппы против партизан в районе Двинска.

Группа выполнила на Восточном фронте около 500 боевых вылетов. О конкретном содержании боевых задач и результативности деятельности "Остланда" известно немного, однако её работа была достаточно высоко оценена. Ряд русских лётчиков за успехи в боях наградили Железными крестами, а в донесениях как власовского, так и германского руководства подчеркивались их высокая боеготовность и политический уровень. Группа потеряла в боях 3 самолёта. При этом, 9 лётчиков погибли и ещё 12 получили ранения. Никто не перелетел обратно к своим, чего так опасались немцы, не было случаев ухода и в последующем.

29 марта 1944 года в газете "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном С. Т. Бычковым и старшим лейтенантом Б. Р. Антилевским, в котором они утверждали, что "сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление:

"Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

И Бычков, и Антилевский в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к вооружённой борьбе против сталинского режима, и в составе авиагруппы "Остланд" участвовали в боевых вылетах.

После расформирования группы "Остланд" в сентябре 1944 года Б. Антилевский прибыл в Эгер. Принял активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС РОА.

1-й авиаполк ВВС РОА  ( 1.Fliegerregiment )  был сформирован в Хебе. Его возглавил полковник РОА Л. И. Байдак, до революции служивший в авиации Российской империи и эмигрировавший после Гражданской войны. Перед Второй Мировой войной Байдак командовал 5-м авиаполком ВВС Югославии и прославился в воздушных гонках 1930-х годов. Немецкая сторона без задержки предоставила РОА аэродром, ангары, обустроенную базу и казармы, а также оружие, самолёты и горючее.

Полк имел смешанный состав и состоял из 5 эскадрилий: истребительной  ( 16 Ме-109G-10), штурмовой  ( 12 Ju-87D ), разведывательной  ( 2 Ме-109G-12, 1 Та-154, 2 Ме-262, 2 Fi-156 ), транспортной  ( 2 Ju-52/Зm ) и учебно - вспомогательной  ( 2 Ме-109, 2 Fi-156, 2 У-2, 1 Hе-111, 1 Do-17 ).

19 декабря 1944 года Б. Антилевский был назначен командиром 2-й штурмовой эскадрильи. Эскадрилья имела на вооружении 12 пикирующих бомбардировщиков Ju-87D. С учётом осложнявшейся ситуации на фронте её вскоре перенацелили на ночную работу, переименовав во 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков  ( Nachstchlahtstaffel 2 ).

4 февраля 1945 года на аэродроме в Хебе командующий РОА Генерал А. А. Власов устроил смотр авиации.

5 февраля 1945 года Б. Антилевскому было присвоено воинское звание "Капитан РОА". К этому времени он был награждён двумя медалями и именными часами, которые ему вручил генерал - лейтенант РОА А. А. Власов лично.

22 марта 1945 года печатный орган ВВС РОА журнал "Hаши крылья" писал:

"Стоя плечом к плечу со свободомыслящим русским человеком и всем миром, открыто заявляем: мы, лучшие из лётчиков, вступаем в ряды РОА и даём торжественную присягу - все свои силы, а если понадобится, то и жизнь, от дать за освобождение нашей страны от большевизма. Мы ждём лишь приказа, чтобы взять в руки штурвал самолёта и направить наши машины в бой за светлое будущее".

Эскадрилья Антилевского перебазировалась в Hемецкий Брод.

13 апреля 1945 года она выполнила первые боевые вылеты на поддержку наступления 1-й пехотной дивизии РОА на плацдарме "Эрленгоф" в районе Одера в полосе 119-го УРа 33-й армии 1-го Белорусского фронта. Однако более подробных сведений о боевой работе ВВС РОА по понятным причинам не осталось.

20 апреля. части РОА из Хеба и Марианске Лазне, находившиеся неподалеку от линии продвижения американцев, пешком направились на юг, оставив технику и самолеты на базах.

27 апреля части ВВС РОА на дороге между Цвизелем и Регенсбургом начали сдавать оружие американцам. Генерал - майор РОА В. И. Мальцев успел связаться с Власовым, предложив ему перелететь в нейтральную страну, Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен Fi-156 капитана РОА Б. Антилевского, но Власов отверг эту мысль, сочтя невозможным покинуть свою армию в тяжелейшую минуту.

30 апреля 1945 года Б. Антилевский сдался в Лангдорфе американцам. Условия оказались не очень утешительными - начштаба XII корпуса 3-й американской армии бригадный генерал Ральф Канаян не имел полномочий вести речь о предоставлении политического убежища без санкции президента или Конгресса и предложил сдаться под своё личное обещание не выдавать их советским представителям. Власовцам не оставалось ни чего другого, как принять эти гарантии, надеясь на зреющие противоречия между союзниками.

Антилевский Бронислав Романович

Не все из сдавшихся американцам разделяли эти надежды. Перед самым разоружением исчезли трое бывших белоэмигрантов, имевших опыт в таких делах и решивших полагаться на свою удачу. Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба так и не отыскались.

Оставшиеся в Hемецком Броде власовцы продолжали боевые вылеты вплоть до первых чисел Мая. В эти дни солдаты 1-й пехотной дивизии РОА выступили на стороне восставших жителей Праги. Участвуя в уличных боях, части РОА блокировали аэродром Рузин, заставив немцев прекратить вылеты с него, и не допустив бомбардировок и разрушения Праги. Несколько вылетов немецкие лётчики всё же совершили, нанеся тяжёлые потери восставшим.

Эти события не замедлили сказаться на отношениях авиаторов РОА с соседями - немцами, переставшими доверять "коварным русским". После шумного разрыва со вчерашними соратниками, власовцы бросили свои машины на аэродроме, сожгли запасы бензина и двинулись, куда глаза глядят. Большинство из них попали в плен советским войскам, лишь один из лётчиков всё же решился взлететь и покинул аэродром в неизвестном направлении.

12 июня 1945 года при попытке пробраться в Советский Союз Б. Антилевский был изобличён, арестован сотрудниками НКВД и предан суду военного трибунала.

В материалах его следственного дела указывается:

"Антилевский признан виновным в том, что, оказавшись в августе 1943 года в немецком плену, сообщил противнику известные ему сведения о расположении частей своей авиадивизии и марках самолётов, состоящих на вооружении части.

В конце 1943 года добровольно вступил в Российскую освободительную армию  ( РОА ), был назначен командиром эскадрильи и занимался перегонкой самолётов с немецких авиазаводов к линии фронта.

Кроме того, подписал "воззвание" к советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства.

Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко - фашистских войск.

После капитуляции Германии пытался пробраться на территорию СССР при помощи фиктивных документов, выданных на имя некоего Березовского.

На предварительном следствии и в судебном заседании Антилевский виновным себя признал.

Хотя неоднократно имел возможность перелететь на самолёте через линию фронта в тыл Красной армии, либо в третью страну, не делал этого из - за боязни ответственности за содеянное.

Награждался лично генералом А. А. Власовым двумя медалями и наручными часами.

После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР.

Преступная деятельность Антилевского в плену подтверждается показаниями свидетелей.

У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Борис Березовский является членом партизанского отряда "Красная искра" и участвовал в боях с фашистами".

25 июля 1946 года военным трибуналом Московского военного округа на основании ст. 58-1 "б" УК РСФСР Антилевский Бронислав Романович был осуждён к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества. Однако данных о приведении приговора в исполнение в деле нет [ Существует версия, что Б. Р. Антилевский в мае 1945 года сумел скрыться от советского правосудия на территории Испании, где был замечен в 1970-х годах ]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 года Антилевский Бронислав Романович был лишён звания Герой Советского Союза, а также орденов Ленина и Красного Знамени.




Авиация Генерала А. А. Власова.

"Соколы" Генерала А. А. Власова..."

Герой без Золотой Звезды.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz