Авдеев Александр Федорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Авдеев Александр Фёдорович

А.Ф.Авдеев.

Родился в 1917 году в селе Большая Талинка, ныне Тамбовского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на литейно - механическом заводе в Москве, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Старший лейтенант А. Ф. Авдеев на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал Ленинград.

К Январю 1942 года заместитель командира эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка  ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт )  Капитан А. Ф. Авдеев совершил 189 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 12 Августа 1942 года над селом Новая Усмань  ( Новоусманского района Воронежской области )  таранил вражеский истребитель и погиб. Похоронен близ села Новая Усмань.

10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Установлены памятники и названы улицы в Москве и Новой Усмани. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина средней школы № 331 в Москве.

*     *     *

В Люблине, в центре сквера на Ставропольской улице, есть памятник. На гранитном постаменте высится бронзовая фигура лётчика. У него мужественное лицо, упрямо сжатые губы, глаза устремлены в необъятную даль неба. Это памятник Александру Фёдоровичу Авдееву, героически погибшему на Воронежском фронте в годы Великой Отечественной войны.

Александр Aвдеев родился в 1917 году в Тамбовской области, но детство и юность его прошли в Люблине. В полтора года Саша остался без матери. Жил с бабушкой. В 1932 году переехал к отцу в Московскую область, в Любино. Там окончил 7 классов неполной средней школы. После окончания школы ФЗУ в 1933 году работал слесарем в механическом цехе Люблинского литейно - механического завода. Одновременно учился в подольском аэроклубе, который закончил в 1937 году. Тогда же, по комсомольской путёвке, был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её в 1939 году направлен в Ленинградский военный округ.

Он принимал участие в боях в период военного конфликта с Финляндией, в составе 153-го истребительного авиационного полка. Начав войну Лейтенантом, закончил её Старшим лейтенантом, командиром звена.

Начало Великой Отечественной войны Александр Авдеев встретил уже опытным истребителем, командиром эскадрильи. В те дни 153-й ИАП, используя бипланы И-153, защищал небо Ленинграда. Лётчики полка летая на этих, уже достаточно устаревших, машинах одержали немало побед над опытными вражескими пилотами. В те дни нашим лётчикам нередко приходилось вести воздушные схватки с численно превосходящим противником, но завершались они, как правило, победой.

Группа лётчиков 153-го ИАП. 1941 год.

Карельский перешеек, аэродром Кексгольм.  Второй слева - А. С. Смирнов,
в центре А. Ф. Авдеев, справа - А. Ф. Костюк, стоит - Ю. Минаев.  1941 год.

Самым тяжёлым временем для Александра Авдеева был тот месяц, когда он лежал в госпитале: идёт война, враг рвётся к Ленинграду, а он, лётчик - истребитель Авдеев, вместо того чтобы воевать, валяется на койке. Он даже с врачами переругался. Рана - то уже зажила. А лицо и руки, сколько их ни лечи, всё равно будет видно, что прихватило огнем. Может быть, на свежем воздухе они даже скорей обрастут новой кожей, чем в душной госпитальной палате. А ведь, по - честному говоря, он мог избежать всего этого. Бой шёл под самыми облаками, стоило только Авдееву нырнуть в них, - и след бы его простыл.

И всё - таки, даже очутившись в госпитале, Авдеев не пожалел о случившемся. Избежать ранения он мог. Да что толку в этом ?  Огонь горящего самолёта не опалил бы лицо, а разве лучше, когда его жжёт стыд ?  Никто, конечно, не бросил бы ему упрёка. Но суд собственной совести был для него превыше всего. Он не мог разрешить себе уйти даже от нескольких "Мессеров". Не мог - и всё.

Вальтер Навотны
Вальтер Навотны.

Вот что пишут об этой схватке зарубежные источники. 19 Июля 1941 года, будущий известный немецкий лётчик - ас, Лейтенант Вальтер Навотны ( 9-й штаффель I / JG 54 ), со своим ведомым, вылетел на свободную охоту в район Риги. В районе базирования 153-го авиаполка они столкнулись с четвёркой советских "Чаек", выполнявших боевое задание под командованием Старшего лейтенанта А. Ф. Авдеева. В завязавшейся схватке Навотны сбил 2 "Чайки", но и сам попал под удар советского истребителя, зашедшего ему в хвост  ( это и был истребитель Авдеева ).

В результате этой атаки Ме-109 немецкого аса был сильно повреждён и ему пришлось покинуть машину, приводнившись в Рижский залив. Затем, в течение трёх суток, Навотны добирался на спасательной лодке до территории занятой немецкими войсками. Машина Авдеева, в этом бою, так же была повреждена и пилот совершил вынужденную посадку на своей территории.

Ме-109 Вальтера Навотны

Истребитель Messershmitt Me-109F-2 Вальтера Навотны, 1941 год.

Однако, имеется и другое описание этого боя, приведённые в нескольких книгах военного корреспондента, участника Великой Отечественной войны А. В. Бурова, посвящённым защитникам Ленинграда:

"19 Июля 1941 года Александр Авдеев в одиночку пошёл в атаку на 10 "Мессершмиттов". Вражеские лётчики оказались не из трусливого десятка, они ответили контратаками. Да и чего им, собственно говоря, было бояться, - десять против одного !

"Чайка", на которой летал Авдеев, значительно уступала Ме-109 в скорости, зато превосходила его своей изворотливостью. Пользуясь этим, Авдеев ускользал от ударов, а "Мессеры", атакующие его с разных сторон, рисковали всадить пулемётную очередь друг в друга. Так бывает, когда несколько человек набрасываются на одного, а тот успевает метнуться в сторону.

Поняв, что бессмысленно всем сразу идти в атаку, немцы ударили четвёркой. Советский истребитель загорелся. Авдеев был ранен. Но и после этого не сразу вышел из боя. Он развернул самолёт в сторону ведущего и выпустил в него длинную очередь. И она не пропала даром !   Ведущий "Мессер" задымил, начал падать. Только после этого Авдеев развернулся к линии фронта и, перелетев её, выпрыгнул из горящей машины.

Пехотинцы подобрали раненого лётчика и отправили в госпиталь. Пришлось отлёживаться. Как ни рвался Авдеев, врачи продержали его почти до конца Августа. Зато, вернувшись в полк, он летал столько, будто хотел наверстать время, потерянное в госпитале. И действительно, наверстал. К исходу 1941 года Александр Авдеев имел уже 189 боевых вылетов и позднее получил высшую награду - Золотую Звезду Героя".

А.Ф.Авдеев

Как бы то ни было, уже через месяц, залечив ожоги, он снова сражался в небе Ленинграда. Вот короткий перечень его боевых дел.

В один из дней, Авдеев атаковал группу бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителетями Ме-109  ( всего около 20 самолётов ). Он сбил Ju-88, но и его машина была повреждена и загорелась. Тем не менее, он продолжал атаковать и сбил ещё один Ju-88 и лишь затем выбросился с парашютом из горящей машины. Получив ранение в этом бою, он с ожогами попал в госпиталь, в котором провёл месяц. По возвращению в полк, ему было присвоено звание Капитан.

23 Сентября 1941 года А. Ф. Авдеев атаковал позицию орудий около Пушкино вместе с другими лётчиками и уничтожил её. На следующий день, Авдеев повёл группу истребителей на штурмовку вражеской мотопехоты к востоку от Ленинграда, где было уничтожено более 10 машин.

5 Октября 1941 года, в районе Мги, Александр Авдеев и Николай Лебедев обнаружили 5 самолётов He-111. Авдеев сбил 1 бомбардировщик, но самолёт Лебедева был повреждён и Александр был вынужден вести дальнейший бой один.

Александр должен был держаться возле подбитой машины товарища, словно привязанный к ней. Это очень усложняло бой. Несмотря на опасность, грозившую самому Авдееву, он не оставил товарища, прикрыл его и дал возможность выйти из боя. В итоге - оставшиеся "Хейнкели" повернули назад и ушли не выполнив своей задачи.

В Ноябре 1941 года, ведя разведку позиций дальнобойной артиллерии врага, он сбил очередной Ме-109 и вскоре был награждён орденом Красного Знамени. В Декабре 1941 года, в одном из вылетов на разведку, он обнаружил и сфотографировал замаскированную дальнобойную батарею противника, за что был награждён орденом Красной Звезды. 1 Января 1942 года одержал очередную победу.

Когда требовалось найти особенно важную цель, командир полка посылал в разведку Авдеева. Поэтому неравные бои случались у него чаще, чем у других. Получив задание отыскать орудие, обстреливавшее Ленинград, он успел пометить на карте огневую позицию и тут же вынужден был вступить в бой. На него шло 7 "Мессеров".

Первую атаку удалось отбить заградительной очередью. А как быть дальше ?  Лётчику стоило немалых трудов подавить в себе стремление броситься в самую гущу немецких истребителей. Авдееву это было больше по душе, чем оборонительная карусель. Но ведь самое главное для воздушного разведчика - доставить на аэродром сведения о противнике. На его "Чайке" радиопередатчика не было. Он мог доложить обо всём только сам, лично.

Памятник А.Ф.Авдееву

Бросив самолёт в глубокий вираж, Авдеев на некоторое время оторвался от преследовавших его "Мессеров". Они не смогли развернуться так же круто и по инерции проскочили вперёд. Снова догнав "Чайку", немцы уже не сомневались, что с советским разведчиком всё кончено. Его самолёт падал с ужасающей скоростью.

Только в землю "Чайка" не врезалась. Чуть ли не над самыми макушками деревьев натужно взревел мотор. Преследовать так неожиданно ускользнувшую "Чайку" немцы не решились. Не набирая высоты, она летала над лесом, готовая, казалось, нырнуть даже в просеку.

Во время другого разведывательного полёта Александру Авдееву пришлось иметь дело с 9 истребителями противника. Он отбивался, нападал, снова отбивался, стремясь скорее уйти от преследователей. Увидев на дороге вражеские войска, лётчик хотел тут же, не теряя ни минуты, прочесать дорогу пулемётным огнем. Но мужество - это не только умение заставить себя идти на риск.

Принудить себя не рисковать ради пользы дела - тоже мужество. Именно этим отличался Александр Авдеев. Он понимал, что, даже израсходовав весь боекомплект своих пулемётов, он всё равно не уничтожит колонну автомобилей. Зато наверняка спугнёт врагов. И к тому же, оставшись без патронов, сам превратится в лёгкую добычу для немецких истребителей.

Так и случилось бы, не заставь себя Авдеев сдержаться. И вот теперь он имел возможность отбивать атаки и уходить, уходить, чтобы побыстрее могла прилететь сюда эскадрилья самолётов. Авдеев отбился. Один от девяти !  И хотя сам не участвовал в штурмовке вражеской колонны, разгром её был и его заслугой.

153-й истребительный авиационный полк ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) стал первым авиационным подразделением в Советских ВВС, которое перевооружалось на "Аэрокобры" ( из первой группы этих машин отправленных в Советский Союз ). Переучивание на новые самолёты началось 30 Июня 1942 года на аэродроме в Липецке. В Августе 1942 года полк был отправлен под Воронеж.

12 Августа 1942 года 153-й ИАП уже приступил к боевым действиям. Основным противником наших лётчиков в этом районе была II / JG 77 "Herzas", сбившая к тому времени уже 36 самолётов, но и сама понесшая большие потери. В одном из вылетов заместитель командира эскадрильи Капитан Авдеев во главе группы P-39D вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. С первой же атаки Авдееву удалось сбить самолёт ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стала освобождаться от бомб и поворачивать обратно.

Памятник А.Ф.Авдееву

Затем, Авдеев бросился в атаку на группу "Мессеров". Пилот Ме-109, выполнив иммельман, умело уклонился от его атаки и нырнул под "Аэрокобру". Потеряв противник из виду, Александр увидел идущий прямо на него другой "Meссер". Авдеев принял вызов и пошёл в лобовую атаку. Ни один из двух пилотов не отвернул и самолёты столкнулись... Его жертвой оказался Ме-109F-4, под управлением фельдфебеля Франца Шульте  ( Franz Schulte ), аса с 46 победами, нашедшего свой конец возле посёлка Новоусманский Воронежской области. Последними словами Шульте, в отчаянии прозвучавшими по рации, были: "Почему это случилось со мной ?". Произошло это над селом Новая Усмань Новоуспенского района Воронежской области.

Это был первый таран выполненный на "Aэрокобре". К моменту гибели Александр Авдеев одержал 13 побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года Капитану А. Ф. Авдееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Долгое время не было известно, где покоятся останки отважного лётчика. Только весной 1952 года, распахивая залежные земли, трактористы Новоусманского колхоза обнаружили их и детали разбившегося самолёта. Там же его и похоронили. Именем Героя названы улицы в Москве и селе Новая Усмань, там же - установлены памятники. В механическом цехе Люблинского литейно - механического завода, где работал А. Ф. Авдеев, установлена мемориальная доска, а в заводском дворе - его барельеф.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. Ф. Авдеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.10.1941 г.1  "Хе-113"  ( в паре - 1 / 2 )ст. МгаИ-153, "Аэрокобра".
201.12.1941 г.1  Ме-109Толмачи
301.01.1942 г.1  Ме-109 
430.06.1942 г.1  Ju-88Матвеевка
51  Ju-88зап. Матвеевка
604.07.1942 г.1  Ме-109сев. Вязноватка

      Всего сбитых самолётов - 5 + 1;  боевых вылетов - более 200.

[ Согласно версии, отражённой в наградных документах и советской публицистической литературе, Авдеев погиб при лобовом таране самолёта противника, однако это не подтверждается оперативными документами частей и соединений ВВС КА и данными о боевых потерях самолётов германских Люфтваффе. ]


Возврат

Н а з а д

Глава фск Владимир Воронин и семья.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz