Бычков Семен Трофимович - советский военный летчик - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Бычков Семён Трофимович

Родился в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Окончил 7 классов средней школы и Воронежский аэроклуб в 1936 году, Тамбовскую школу ГВФ в 1938 году. В рядах Красной Армии с 16.01.1939 года. Окончил Борисоглебскую ВАШП им. В. П. Чкалова 5.11.1939 года. Направлен пилотом И-16 в 12-й запасной авиаполк, Младший лейтенант ( с 30.01.1940 ).

С 16.12.1940 года - младший лётчик 42-го ИАП ( Прибалтийского военного округа ), затем - пилот, командир эскадрильи 287-го ИАП 6-го ИАК ПВО, Лейтенант ( с 25.03.1942 ), штурман и заместитель командира 482-го ИАП 322-й ИАД, штурман 937-го ИАП 322-й ИАД 2-го ИАК 15-й Воздушной армии Брянского фронта, Капитан ( 28.05.1943 ).

За 15 сбитых лично и 1 в группе самолётов противника 2 Сентября 1943 году присвоено звание Героя Советского Союза.

10 Декабря 1943 года был сбит и взят в плен. Перешёл на сторону противника. После войны за измену Родине осуждён судом военного трибунала и расстрелян. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 Марта 1947 года в связи с осуждением был лишен звания Героя Советского Союза и орденов.

Был награжден советскими орденами Ленина ( 2.09.1943 ), Красного Знамени ( 1942, 1943 ) и немецким знаком отличия "За заслуги" 3-го класса ( 4.02.1945 ).

*     *     *

Начало биографии Семёна Бычкова ничем не отличается от судьбы его сверстников. В 16 лет начал трудовую деятельность: с Июня по Август 1934 года работал коногоном на руднике Бокчеевка Воронежской области, затем по Июнь 1935 года - водосливщиком на руднике "Стрелица". В 1936 году окончил школу и одновременно Воронежский аэроклуб, где до Июня 1938 года работал инструктором - планеристом. С Сентября 1938 года - рейсовый пилот Воронежского аэропорта.

В Красную Армию пошёл добровольно и стал военным лётчиком. Перед самым началом войны окончил курсы командиров звеньев Конотопской военной школы лётчиков - истребителей.

После неудач первых дней войны остатки авиационной части, в которой служил Бычков, влились в 43-ю ИАД, которой командовал Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров. Среди лётчиков, отличившихся в первых боях с 22 Июня по 2 Августа 1941 года, встречается и имя Бычкова. За первые 1,5 месяца войны он сбил 4 самолёта противника.

Вскоре он попадает в 287-й ИАП, который входил в состав 6-го ИАК ПВО города Москвы. Участвует в обороне Москвы на Западном и Северо - Западном фронтах. Части корпуса в Марте выполняли задачи по прикрытию войск, железнодорожных перевозок и объектов тыла. 7 Марта 1942 года Младший лейтенант С. Бычков в районе Юхнова сбил истребитель Ме-109F.

20 Июля 1942 года Бычков был назначен заместителем командира эскадрильи. Однако карьера лётчика чуть было не прервалась в том же году. За поломку самолёта Бычков был осуждён и приговорён к 5 годам лагерей. Срок был заменён отправкой на фронт в особую "штрафную" группу лётчиков. Довольно быстро за отличия в боях, отношением Военного совета № 037/44 от 1 Октября 1942 года судимость была снята.

В дальнейшем лётчик продолжал успешно воевать. Участвовал в обороне Сталинграда. Однажды над Волгой группа истребителей Ла-5, в которой он находился, встретила 12 "Юнкерсов", летевших на бомбардировку советских наземных войск под прикрытием 7 истребителей. Лётчики смело атаковали армаду врага, расстроили боевой порядок бомбардировщиков и заставили их повернуть назад. Бычков сражался с четвёркой "Фоккеров". Он не только успевал вовремя уходить из-под скрещивающихся трасс вражеских снарядов и пуль, но и сам атаковал врага. Вот его самолёт круто взмыл вверх и оказался в хвосте "Фоккера". Две короткие очереди - и самолёт противника вспыхнул, как свеча. Спустя 3 дня Бычков, будучи ведущим 9 Ла-5, вступил в бой с 34 бомбардировщиками, которых прикрывали 4 истребителя. По команде Бычкова "Лавочкины" быстро перестроились и вслед за ведущим ринулись в бой. В том бою немцы потеряли 7 самолётов, один из них был записан на боевой счёт лётчика С. Бычкова.

В 937-м ИАП Бычков быстро сдружился с командиром полка А. И. Кольцовым, который оказался его земляком. К тому же Кольцов окончил ту же авиашколу, но на 2 года раньше. Вместе они не раз участвовали в воздушных боях. К лету 1943 года Бычков совершил 130 успешных боевых вылетов и в воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника: 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт.

В период ожесточённых боёв на Курской дуге лётчик увеличил свой боевой счёт на 3 самолёта. 14 Июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ju-87, 6 FW-190 он лично сбил Ju-87, который упал в районе Речицы. Командование 248-го стрелкового полка в тот же день прислало подтверждение. На следующий день 5 Ла-5, возглавляемые Бычковым, перехватили и сбили вражеский самолёт - разведчик Ju-88, который упал в районе Мосальского.

В середине Августа командир полка Майор А. И. Кольцов подписал наградной лист на присвоение Бычкову высокого звания Героя Советского Союза. В нём отмечалось:

"Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника... с 12.07 по 10.08.1943 г., проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой учёбой, личным примером и показом - произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу".

15 Августа 1943 года в газете "Правда" было опубликовано групповое фото отличившихся в боях лучших лётчиков - асов. Рядом с Героями Советского Союза стоит и С. Бычков. Невысокая полноватая фигура, немного одутловатое  ( видимо, от постоянного недосыпания )  лицо. На груди 2 ордена Красного Знамени. Спустя 2 недели в газетах будет опубликован Указ о присвоении ему и Майору А. Кольцову звания Героев Советского Союза.

С.Т.Бычков (третий справа)

С. Т. Бычков  ( третий справа )  среди других известных лётчиков - истребителей.

Золотые Звёзды лётчики - земляки из 937-го ИАП получали в Кремле из рук М. И. Калинина 10 Сентября 1943 года вместе с другими прославленными асами. Среди них: Борис Ковзан - лётчик, четырежды таранивший вражеские самолёты, легендарный Алексей Маресьев, который добился после ампутации ног права сражаться с врагом в бою. Сохранились кадры кинохроники, где в группе военных, получивших высокую награду Родины, стоит и Семён Бычков. Ему была вручена Золотая Звезда за № 1117 и Грамота о присвоении № 14766, а А. Кольцову - № 1118 и № 14767 соответственно.

Военная доля переменчива. 7 Ноября 1943 г. при штурмовке вражеского аэродрома погиб А. И. Кольцов. 10 Декабря того же года огнём зенитной артиллерии был сбит в районе Орши и самолёт Бычкова. Лётчик совершил вынужденную посадку в болотистом месте и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии. Самолёт упал на захваченной врагом территории, и лётчик был пленен.

Он прошёл тот же путь, что и Антилевский: лагерь в Сувалках, затем лагерь в Восточной Пруссии. Бычков был завербован в Вооруженные силы КОНРа ещё до начала формирования там авиачастей. В своих показаниях на следствии бывший Полковник Красной Армии, власовец В. Мальцев рассказывал, что в Марте 1944 года он выезжал в лагерь военнопленных в городе Морицфельде  ( Восточная Пруссия ), где "был завербован в РОА Герой Советского Союза капитан Бычков, которого я длительное время обрабатывал в антисоветском духе".

Сам Бычков на допросе в ГУКР СМЕРШа 8 Марта 1946 года подробно рассказал, как проходила "обработка", которая началась ещё в конце 1943 года:

"Явившись к Мальцеву, я застал его за выпивкой с уже служившими в то время у немцев бывшим Старшим лейтенантом Красной Армии Антилевским и Капитаном Вараксиным. Мальцев поинтересовался моей службой в Красной Армии и обстоятельствами, при которых я попал в плен. После моих объяснений Мальцев в резкой форме высказал своё враждебное отношение к советской власти и руководителям партии и Советского правительства. При этом он заявил, что намерен вместе с немцами вести борьбу против советской власти и что по поручению немцев он формирует авиационные части из пленных лётчиков Красной Армии для использования их в боях против Советского Союза. Мальцев сказал, что им уже сформирована так называемая "Восточная эскадрилья", дислоцированная в городе Двинске, которая ведёт борьбу против советских партизан, а отдельные подразделения занимаются перегонкой самолётов с заводов на немецкие военные аэродромы...

Мальцев особенно подчёркивал, что мне, если я останусь в лагере военнопленных, придётся погибнуть голодной смертью... Поговорив со мной в таком же духе, Мальцев сделал мне предложение вступить в РОА. Я отказался и тут же заметил, что Мальцев разозлился на меня.

Считая разговор законченным, я вышел на улицу, но у самой двери Меня догнали Антилевский и Вараксин. Последний крикнул мне: "Мы из тебя коммунизм выбьем !" - и сильным ударом по голове сбил меня с ног, а затем ногой ударил по лицу... После избиения Вараксин возвратился к Мальцеву... Выйдя от него, Вараксин заявил Антилевскому: "Мы его стащим в нижний лагерь за проволоку !"   Таким способом мне дали понять, что, если я не соглашусь служить в авиачастях РОА, меня ожидают большие неприятности.

После избиения... я 2 недели болел. При этом Мальцев заходил ко мне, а по выздоровлении неоднократно вызывал к себе".

Мальцев убеждал Бычкова, что его как лётчика, попавшего в плен, якобы считают изменником Родины, и если он какими - либо путями вернётся из плена, то органами советской власти будет расстрелян. В то же время Мальцев каждый раз подчёркивал, что отказ от службы у немцев будет расценен как враждебный немцам акт и что Бычкова ждет концлагерь, где он, несомненно, погибнет.

Бычкова трижды посещал бывший Генерал Красной Армии А. Власов и советовал ему брать пример с него. Одновременно Власов также не забывал пугать Бычкова концлагерем.

Как это ни горько признать, но в конце концов Бычков сломался и дал своё согласие. Дальше был путь предателя. Вместе с Мальцевым и Антилевским в Марте 1944 года он посетил ряд лагерей в окрестностях Берлина, где сам склонял военнопленных вступать в ряды Русского освободительного движения. Одновременно Антилевский и Бычков выступили по немецкому радио, называя себя полностью по имени и отчеству, перечисляя свои звания и награды, заслуженные в боях с фашистами, и заявили следующее - "Мы узнали, что сотни тысяч русских добровольцев, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления. И мы тоже стали в эти ряды".

Это выступление предателей было передано по радио дважды. 29 Марта 1944 года в газете "Доброволец" было опубликовано следующее заявление подписанное Антилевским и Бычковым:

"Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам и боевым заслугам".

Полмесяца спустя немецкие самолёты уже разбрасывали над линией фронта агитационные листовки с этим же текстом.

По окончании двухмесячных подготовительных курсов Бычков принял присягу в верности германскому Рейху, после чего в составе немецкой эскадрильи, базировавшейся в Хильдесхайме, он перегонял самолёты с заводских площадок на полевые аэродромы Восточного фронта.

В начале Декабря 1944 года в городе Мюнзинген  ( Германия )  началось формирование первой дивизии РОА. Одновременно Генерал А. Власов, по указанию фашистского командования, приступил к созданию спецчастей, в первую очередь авиации. По этому вопросу Власова вызывал к себе Герман Геринг, который 19 Декабря 1944 года подписал приказ о создании ВВС КОНРа.

Бычков при формировании 1-го ИАП возглавил 5-ю истребительную авиаэскадрилью имени Полковника А. А. Казакова. В её состав вошли как русские эмигранты, так и пленные советские лётчики. Она стала первой лётной эскадрильей ВВС КОНР. В начале Февраля 1945 года формирование эскадрильи  ( 16 самолётов Me-109 )  было закончено. 4 Февраля 1945 года Генерал А. А. Власов на аэродроме в городе Эгер  ( ныне Хеб )  устроил смотр частей своей авиации. В этот день среди отмеченных в приказе Генерала был и Бычков, которого наградили немецким знаком отличия "За заслуги". Он "засветился" на фотографии рядом с руководителями КОНР. На следующий день он получил звание Майора КОНР.

В конце Февраля эскадрилья Бычкова была переброшена на аэродром в немецком Броде  ( ныне Гавличков Брод в Чехии ). Здесь лётчики заступили на боевое дежурство.

Отличиться в боях против своих бывших товарищей или союзников лётчики эскадрильи Бычкова не успели. Фронт стремительно приближался. Перегнать машины на запад они не могли, так как их неминуемо перехватили бы союзники, господствовавшие в воздухе, а при попытке сесть на американские аэродромы - сбили бы зенитчики. Поэтому 20 Апреля части ВВС КОНРа из Хеба и Марианске Лезна пешим порядком отправились на юг, оставив технику и самолёты на базе. 27 Апреля на дороге между Цвизелем и Рогенсбургом они разоружились под личное обещание бригадного генерала армии США А. А. Ральфа - Канаяна не выдавать их советским властям...

В Сентябре 1945 года из лагеря, расположенного вблизи французского города Шербур, С. Бычков в числе первой группы из 200 человек, был выдан советским репатриационным властям. В 1946 году он выступал на процессе против А. Власова и других предателей как свидетель обвинения. В том же году, 24 Августа, он сам был приговорён за измену Родине к расстрелу. Хотя формально он не совершил ни одного боевого вылета против советских войск, тот факт, что он дал врагу использовать свое имя Героя в пропагандистских целях, не оставлял ему ни малейшего шанса остаться в живых. И 16 сбитых немецких самолётов были не в счёт. Казнён всё же он был Героем, так как Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении его наград был подписан лишь 21 Марта 1947 года.

Примечательно, что у С. Бычкова было 4 братьев, которые доблестно сражались в годы Великой Отечественной войны.

( Из материалов книги В. Н. Конева - "Герои без Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz