Гаранин Владимир Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Гаранин Владимир Иванович

В.И.Гаранин

Родился в 1921 году в деревне Малые Ручьи, ныне Конаковского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1929 году переехал вместе с семьёй в Москву. Окончил 7 классов средней школы в Кунцевском районе и фабрично - заводское училище. Работал слесарем на одном из московских заводов. Без отрыва от производства занимался в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени тов. А. Ф. Мясникова. Служил в Одесском военном округе.

С начала Великой Отечественной войны - Младший лейтенант, пилот 88-го истребительного авиаполка, летал на И-16; с Сентября по Октябрь 1941 года - в 254-м ИАП; с Сентября 1942 - в 43-м  ( 32-м Гвардейском )  ИАП, летал на Як-7, Як-1 и Ла-5.

К Октября 1941 года заместитель командира эскадрильи 254-го истребительного авиационного полка  ( 14-я смешанная авиационная дивизия, Юго - Западный фронт )  Младший лейтенант В. И. Гаранин произвёл 130 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 5 и в группе 1 самолёт противника. 4 Октября 1941 года был тяжело ранен в воздушном бою, таранил истребитель противника своим повреждённым самолётом и приземлился на парашюте.

27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1947 году по состоянию здоровья уволился в запас. Работал в гражданской авиации. Умер 20 Марта 1969 года, похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Пионерский отряд школы № 5 города Конакова долгое время носил имя Героя.

*     *     *

Лётчики, служившие вместе с Гараниным, заметили в нём одну отличительную черту - развитое сознание долга, стремление биться в воздухе результативно, как можно более нанести урон неприятелю. Как и многие другие, Гаранин летал на разведку, участвовал в воздушных боях. При этом, он совершенно не жалел себя. Владимир Иванович дважды шёл на таран и победил, дважды был тяжело ранен и, недолечившись, снова вылетал на боевые задания.

Войну Младший лейтенант Гаранин встретил под Винницей в составе 88-го ИАП  ( 44-я ИАД, Южный фронт ). 29 Июня 1941 года Владимир Гаранин вылетел на разведку. Собирая разведданные на румынской территории, он заметил на небольшой посадочной площадке одномоторную машину противника, спикировал и с первой же атаки поджёг её. Продолжая разведку Гаранин через несколько минут столкнулся с "Хейнкелем", пошёл в лобовую атаку на бомбардировщик и первой же пулемётной очередью поразил врага. Немецкий лётчик не успел ни сманеврировать, чтобы уйти, ни ответить встречным огнём - так быстро всё произошло.

2 Августа в воздушном бою Владимир Гаранин был ранен. После возвращения из госпиталя Владимир Иванович воевал в составе 254-го истребительного авиационного полка.

Однажды в начале войны на его долю выпало специальное задание - лететь в расположение наших частей, попавших в окружение, выброситься на парашюте и доставить старшему командиру секретный пакет. Гаранин ночью поднялся с аэродрома на истребителе. Товарищи попрощались с ним. И у Владимира на душе было неспокойно: кто знает, чем закончится его полёт, как сложится дальнейшая судьба. Ночь стояла тёмная. Густая облачность мешала ориентироваться. С большим трудом он нашёл в тумане указанное место. Сделал круг, другой. Убедился, что район тот самый. Пора было и покидать самолёт. Но он медлил. "Истребитель денег стоит, как я его кину ? - болью отдавалось в сердце пилота. - Он мне ещё пригодится". И решил Владимир садиться. Высмотрел поле у леска и благополучно приземлился. Вручив пакет, он поднялся в воздух и добрался до своего полка. Командующий фронтом за отличный полёт и проявленную инициативу объявил Гаранину благодарность и наградил именными часами.

В.И.Гаранин

Сколько раз фронтовикам в то знойное лето 1941 года приходилось наблюдать неравные схватки в воздухе !   Враг господствовал в небе, вёл себя самоуверенно, даже нагло. Немало наших пилотов погибало. А случались - и нередко - ликующие минуты победы и торжества.

Такая схватка произошла в жаркий Июльский день над нашими войсками, сдерживающими натиск противника. В ясном небе появилась пятёрка вражеских истребителей, летевших спокойно к позициям наших пехотинцев. Но вот высоко в синеве появилась чёрная точка. Она падала вниз, разрастаясь, и через какую - то минуту все на земле - и наши и немцы - увидели краснозвёздный самолёт, который дерзко ринулся на строй "Мессеров". Через несколько секунд один из немецких истребителей, объятый пламенем, упал и взорвался на "ничейной" полосе. Наши пехотинцы приветствовали меткий удар "Чайки". А Ме-109, нарушив строй и позабыв о своей цели, стали набирать высоту и вступили в бой с советским асом.

Это был Владимир Гаранин. Он не уклонился от битвы, а смело бросался то на одну, то на другую вражескую машину. Он действовал расчётливо, рискованно, и, видимо, враги почувствовали в нём грозную силу. Один за другим неприятельские Ме-109 ретировались...

То не была случайная удача лихого пилота. Позже командир полка Герой Советского Союза Майор Петров кратко и точно определил качества этого лётчика: "Владимир Гаранин искусный пилот, отличный воздушный стрелок, боец, непобедимый в воздушном бою".

К Октября 1941 года заместитель командира эскадрильи 254-го истребительного авиаполка  ( 14-я смешанная авиационная дивизия, Юго - Западный фронт )  Младший лейтенант В. И. Гаранин произвёл 130 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 5 и в группе 1 самолёт противника.

4 Октября на самолёте ЛаГГ-3 он вылетел на сопровождение штурмовиков, направлявшихся для нанесения удара по вражескому аэродрому в районе Полтавы. В то время, когда штурмовики бомбили вражеский аэродром, группа прикрытия вступила в бой с истребителями противника Ме-109, пытавшимися атаковать штурмовиков. В этом бою Владимир Гаранин сбил 2 "Мессершмитта", но и его самолёт был повреждён, а сам он серьёзно ранен в ногу осколком снаряда, разорвавшегося под сиденьем. В это время в лобовую атаку на него вышел ещё один "Мессер".

Немецкий лётчик видел, что "ЛаГГ" горит, а его бортовое оружие молчит, и поэтому открывать огонь не торопился. Но он просчитался. На горящем истребителе Гаранин пошёл на таран - правым крылом он нанёс удар по "Мессершмитту" и сбил его. От удара у нашего истребителя оторвалась половина плоскости. С большим трудом Гаранину удалось выровнять повреждённый самолёт. В это время он был обстрелян противником, но сумел горящий самолёт посадить в поле. На земле Владимир был снова ранен. Сил хватило на то, чтобы отрыть фонарь и выбраться из кабины. После этого он упал, потеряв сознание. Двое красноармейцев едва успели оттащить его от горящего самолёта, как взорвались топливные баки.

В.И.Гаранин

4 месяца провёл он в госпиталях. Потом вернулся в свой полк. 27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, В. И. Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1942 года Владимир был направлен в 434-й истребительный авиаполк на Сталинградский фронт. Это были тяжёлые дни...

Для 434-го полка самыми напряжёнными оказались 18 - 20 Сентября 1942 года. За эти 3 дня лётчики полка уничтожили в воздушных боях 44 немецких самолёта. Боевые вылеты следовали один за другим. Пилотам удавалось спать не более 5 часов в сутки. Боевая нагрузка была настолько изнурительной, что некоторые, произведя посадку теряли сознание.

18 Сентября четыре звена истребителей во главе с Героем Советского Союза А. Ф. Семёновым вылетели на очередное задание. Им предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Пара Гаранина шла выше всех, прикрывая основную группу.

Через 10 минут с земли сообщили, что к району патрулирования с северо - запада приближаются вражеские самолёты. Наши лётчики усилили наблюдение. И вот появились 9 точек. Это были Ме-109. По - видимому, они шли на "расчистку воздуха" перед появлением групп своих бомбардировщиков.

Наши истребители развернулись для атаки. Противник попытался уклониться от неё. Видя, что советских истребителей больше и они имеют решительные намерения, "Мессера" начали отворачивать и набирать высоту. Но там они попали под огонь нашей пары прикрытия. Один вражеский истребитель был сбит Владимиром Гараниным. Остальный, включив форсаж, со снижением ушли на запад.

21 Сентября - новая победа. В тот день группа из 12 "Яков" под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 "Юнкерсов", шедших под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики решительно атаковали противника, и он недосчитался 7 самолётов. Их уничтожили Якимов, Долгушин, Баклан, Анискин и Гаранин.

25 Сентября Старший лейтенант Гаранин в воздушном бою сбил ещё один Ju-87.

После Сталинграда Владимир Гаранин воевал на Северо - Западном, Брянском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Тяжёлые бои пришлось вести лётчикам 32-го Гвардейского ИАП и летом 1943 года, в период наступления войск Брянского фронта.

Группа лётчиков 32-го ГвИАП. Лето 1943 г.

Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го ГвИАП  ( слева направо ):
Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов, Гвардии подполковник В. И. Давидков,
Гвардии старший лейтенант Н. Н. Шульженко, Гвардии капитан В. И. Гаранин.

Во второй половине дня 13 Июля группа из 8 истребителей Ла-5 под командованием Капитана В. И Гаранина, прикрывая боевые порядки 1-го танкового корпуса, встретила 36 бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 20 истребителей FW-190.

Гвардейцы врезались в строй бомбардировщиков, расстроили их боевой порядок. Но силы были слишком неравны. Потребовались героические усилия и неимоверное напряжение всех лётчиков, чтобы сорвать прицельное бомбометание по походным колоннам наших танкистов. В этом тяжёлом бою наши лётчики сбили 7 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего. Капитан В. И. Гаранин сбил в том бою 1 FW-190.

Ла-5Ф из 32-го ГвИАП.

Самолёт Ла-5Ф из состава 32-го Гвардейского ИАП.  Брянский фронт.  Лето 1943 года.

В.И.Гаранин

К началу 1944 года Гвардии майор В. И. Гаранин был назначен на должность штурмана 32-го Гвардейского авиаполка. К новому делу, как и ко всем другим обязанностям, он относился с какой - то своей особой творческой меркой. К тому вренени на его счету числилось 13 сбитых вражеских самолётов.

В начале 1944 года в корпусе стала активно применяться радиолокационная станция "Редут". Станция уверенно выдавала данные о высоте и курсе самолётов противника. 8 Января РЛС обнаружила приближение к фронту большой группы авиации противника. Командир 3-й ГвИАД немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Дежурная группа из 8 Ла-5 во главе Майором И. Холодовым взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке самолётов противника, группа набрала большую высоту и внезапно атаковала противника. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 3 самолёта: по одному Ju-87 сбили Холодов, Шишкин и Мордвиненко.

Немногим позже и район поля боя была вызвана восьмёрка истребителей под командованием Капитана В. Орехова, которая была наведена в районе озер Зароповского и Лосвида на группу из 25 Не-111 под прикрытием 6 истребителей. Орехов приказал одной четвёрке связать боем истребителей противника, а своим звеном атаковал головную девятку "Хейнкелей". Решительные атаки четвёрки Орехова раскололи группу бомбардировщиков. Меткой очередью из пушек Орехов поджёг один Не-111. У второго "Хейнкеля" Младший лейтенант Романов с первой атаки вывел из строя левый мотор. Бомбардировщик резко развернулся и со снижением стал уходить на запад. Романов повторил атаку, и горящий Не-111 врезался в землю. Бомбардировщики противника сбросили бомбы, не дойдя до цели, и ушли на свою территорию. Группа 32-го Гвардейского полка потерь не имела. В этот день отличились также Старший лейтенант Калинин, сбивший в районе Судники FW-190, Капитан Макаров уничтожил разведчик Hs-126, Капитан Гаранин и Лейтенант Батов записали на свой счёт по одному FW-190.

В.И.Гаранин

В 9 часов утра 23 Июня 1944 года ударные группировки 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. В целом наступление развивалось успешно. Но на левом крыле фронта, на направлении главного удара, противник оказывал упорное сопротивление. Полки 1-го Гвардейского авиакорпуса группами по 4 - 12 самолётов блокировали аэродромы противника, прикрывали наступающие войска фронта и вели воздушную разведку. Летчики, возвращавшиеся с боевых заданий, с воодушевлением докладывали о результатах успешных действий наших штурмовиков и бомбардировщиков.

Однако, несмотря на превосходство в силах и средствах, наши наземные войска в первый день боёв не смогли прорвать оборону противника. Только с 26 Июня наступление стало развиваться более успешно. 28 Июня в воздушных боях Майор В. Гаранин, Капитан В. Орехов, Старшие лейтенанты Корчаченко и Боровик сбили по одному FW-190.

Войну Гвардии капитан В. И. Гаранин закончил в небе Берлина. На его счету 236 успешных боевых вылетов. Участвуя в 96 воздушных боях, он сбил 14 самолётов противника.   [ По данным М. Ю. Быкова - 11 + 1 побед. ]

После окончания войны Владимир Иванович продолжил службу в ВВС. С 1947 года Гвардии майор В. И. Гаранин - в запасе. Жил в Кунцевском районе Московской области.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. И. Гаранина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Hs-126ДумениИ-16, Як-7,

Як-1, Ла-5.
21  "биплан"Арбори
312.07.1941 г.1  "Не-113"  ( в паре - 1 / 2 )Чудново
411.09.1941 г.1  "Не-113"ст. Лещиновка
504.10.1941 г.1  Ме-109аэр. Полтава  ( 1 - тараном )
618.09.1942 г.1  Ме-109Герасимовка
721.09.1942 г.1  Ме-109Россошка
825.09.1942 г.1  Ju-87зап. ст. Лог
913.07.1943 г.1  FW-190Затишье
1008.01.1944 г.1  FW-190ст. Боровляне
1128.06.1944 г.1  Ме-109Погодзице

       Всего сбитых самолётов - 11 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz