Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Гражданинов Павел Андреевич

П.А.Гражданинов

Павел Гражданинов родился 19 Декабря 1920 года в деревне Дьяково, ныне Ясногорского района Тульской области, в семье крестьянина. С 1932 года жил в Москве. Окончил 7 классов средней школы № 201. В 1937 году поступил и в 1939 году окончил школу фабрично - заводского ученичества  ( ныне СПТУ № 5 Главного управления профтехобразования города Москвы ). Работал на заводе. Окончил аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил инструктором в Сталинградском авиационном училище.

С начала Великой Отечественной войны Лейтенант П. А. Гражданинов перегонял самолёты с завода на фронт. Всего перегнал около 250 самолётов, за что был награждён орденом Красной Звезды. С Ноября 1942 года в действующей армии.

22 Ноября 1942 года 169-й ИАП  ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус )  в составе 30 самолётов Ла-5 начал своё перебазирование на Калининский фронт.

Уже вскоре, в полном составе, полк прибыл к месту назначения - аэродром "Гряда"  ( 30 км западнее города Белый ). Первые воздушные бои с него были проведены 8 Декабря. Прикрывая боевые порядки наших наземных войск в районе Батурино - Дубровка  ( южнее города Белый ), группа самолётов, ведомая командиром 2-й эскадрильи Старшим лейтенантом Числовым в составе Гражданинова, Давыдова, Козобродова, Емлютина встретила звено бомбардировщиков Не-111, шедших под прикрытием 12 самолётов Ме-109. В результате завязавшегося воздушного боя Лейтенант Гражданинов сбил 2 истребителя Ме-109, а при возвращении домой - корректировщик FW-189.

С каждым боевым вылетом росло мастерство Павла Гражданинова. Меткостью удара, высоким лётным мастерством и огромной выдержкой в боях отличался молодой лётчик.

16 Декабря 1942 года стал самым напряжённым днём работы на Белейском направлении. В этот день было произведено 33 самолета - вылета, проведено 4 групповых воздушных боя, сбито 5 самолётов противника. Потерь полк не имел. Как и 8 Декабря отличился командир звена Лейтенант П. Гражданинов. Лучше всего об этом рассказывают боевые документы:

"16 Декабря 1942 года Лейтенант П. Гражданинов, патрулируя над боевыми порядками своих войск, встретил группу фашистских бомбардировщиков и, смело ринувшись в бой, разогнал их, а затем уничтожил одного Ju-88. В этом же полёте, но в другом месте он, мастерски стреляя, с перевернутого положения сбил многоцелевой Me-110".

Ла-5 из состава 169-го ИАП.

29 Декабря 1942 года командир звена 169-го истребительного авиационного полка Лейтенант П. А. Гражданинов вылетел в составе пятёрки Ла-5 под командованием Старшего лейтенанта А. М. Числова на прикрытие наземных войск в районе Великих Лук. В районе прикрытия наши лётчики обнаружили большую группу бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Завязался неравный воздушный бой.

"Гражданинов вместе со своим ведомым врезался в основную массу бомбардировщиков. Подойдя вплотную к Ju-88, он несколькими очередями сбивает его. В это время перед носом самолёта второй Ju-88. Он стреляет по нему. Бомбардировщик противника стремится уйти от прицельного огня на свою территорию. Гражданинов не хочет упустить врага. Он решил уничтожить его во что бы то ни стало. Наконец его истребитель в нескольких метрах от хвоста стервятника. Гражданинов сбавляет газ и винтом рубит хвостовое оперение. Сбив самолёт, он возвращается к своей группе и продолжает групповой бой. Самолёт, получивший незначительное повреждение, он мастерски посадил на свой аэродром".

Бомбардировщик Ju-88A-5

После небольшого ремонта самолёта отважный лётчик вновь поднялся на нём в воздух.

К Январю 1943 года он совершил 16 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника.

21 Февраля 1943 года группа в составе 6 Ла-5 под командованием Старшего лейтенанта Числова была вызвана с командного пункта 210-й истребительной авиационной дивизии для прикрытия своих войск. В районе патрулирования группа на высоте 500 метров встретила 8 Ме-109. Затем, через некоторое время, в район подошла ещё 4 вражеских истребителя того же типа. Бой был исключительно напряжённым. Чувствовалось, что на "Мессерах" сидят лётчики высокого класса. Видя своё двукратное превосходство, немцы обнаглели. Они, безусловно, были уверены в лёгкости победы. Однако они не знали, что и против них дерутся не "слабачки", а лётчики, накопившие громадный боевой опыт, имеющие на своём счету по несколько сбитых вражеских самолётов, совершивших десятки боевых вылетов.

Наши лётчики, используя прекрасные качества Ла-5, его преимущества перед Ме-109, умело строили свою тактику. Группа Ла-5 была единым целым, хорошо отработанное взаимодействие в группе, и особенно в паре, дали замечательные успехи. Немецкие лётчики, как это потом выяснилось, были из группы "свободных охотников", среди них были и признанные асы. Хорошо дрались истребители 169-го ИАП. Однако силы были неравные. В один из моментов боя противник отколол от общей группы старшего сержанта Давыдова. Сразу 6 вражеских машин устремились на него. Волчком вертелся молодой лётчик среди врагов. В трудном положении руку товарищеской помощи ему смело подал Лейтенант Павел Гражданинов. Высокое чувство взаимовыручки всегда руководило этим мастером воздушного боя. Не посчитался он и с опасностью, которой подвергал себя ради помощи товарищу. Воля к победе была сильнее других чувств.

Наблюдавшие восторженно отзывались о бое пары Гражданинов - Давыдов против 6 Мессеров". Как ни странно, 6 вражеских пилотов не могли удержать инициативу в своих руках. Гражданинов и его ведомый от обороны перешли к нападению. Действуя смело и решительно, они добились победы. Из шести Ме-109 пять было уничтожено: трёх сбил Лейтенант Гражданинов и двух - старший сержант Давыдов. Гражданинов короткой очередью спустил воду одному Ме-109. Немецкий лётчик сел вынужденно на территории, занятой нашими войсками, и был взят в плен. Он оказался матёрым асом - Майором Гансом "Аси" Ханом, сбившим за время пребывания на всех фронтах 108 самолётов, награждённым 4-мя Железными Крестами, в том числе одним с дубовыми ветками   ( высшая награда Рейха ).

Ганс

Командир II./JG 54 майор Ханс Хан забирается в кабину своего Ме-109G-2.

Прошло всего 3 месяца со дня прибытия Гражданинова на фронт, а он своим метким огнём уничтожил уже 11 вражеских самолётов. Слава о нём гремела по всему фронту. Но, к сожалению, он не дожил до победы.

Вечером 5 Марта 1943 года, в составе шестёрки самолётов Ла-5, Лейтенант Гражданинов вступил в бой против 32 самолётов противника. В ходе боя сбил 2 самолёта, но и сам был подбит и погиб. Это был его 58-й боевой вылет и 28-й бой. Всего сбил 13 самолётов противника.

Вот как рассказывает о его последнем вылете один из его боевых друзей:

"5 Марта 1943 года. Перед заходом солнца мы поднялись в воздух... Атаковали дружно и сбили 3-х бомбардировщиков. И вдруг откуда - то сверху, как коршуны, свалились "Мессеры". В сумеречной темноте молниями хлестали очереди. Нашу шестёрку атаковало 32 вражеских самолёта. В этой неравной схватке мы сбили 2 истребителя, но и нас из боя вернулось только трое".

А вот как рассказывается о этом в книге Ф. А. Костина - "Корпус крылатой Гвардии"  ( истории боевого пути 1-го Гвардейского истребительного авиационного Минского Краснознамённого корпуса ):

"В конце дня на исходе времени патрулирования группа из 6 Ла-5, возглавляемая Майором А. А. Федотовым, встретила 6 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 Me-109 и атаковала их. Метким огнём Майора А. А. Федотова, Старшего лейтенанта Г. И. Запорожченко и Лейтенанта П. А. Гражданинова было сбито 3 "Юнкерса".

Не успела группа Федотова после боя собраться, как появилась вторая группа самолётов противника: 8 бомбардировщиков и 8 истребителей. Федотова не смутило явное неравенство сил. Он принимает решение парой Лейтенанта Гражданинова связать боем вражеских истребителей сопровождения, а своё звено ведёт в атаку на бомбардировщиков.

И в этом бою атака Федотова оказалась роковой для врага: запылал один Ju-87. Завязался бой. Наши лётчики не давали бомбардировщикам противника прицельно сбросить бомбы. Не выдержав натиска, фашисты сбросили куда попало бомбы, поспешно развернулись и ушли на свою территорию.

Старший лейтенант Павел Гражданинов и его ведомый старший сержант Александр Давыдов из этого воздушного боя не вернулись. Так тяжело закончился для 169-го истребительного авиаполка напряжённый боевой день 5 Марта 1943 года. Однополчане погибших - люди, прошедшие большой боевой путь, не раз смотревшие смерти в лицо, - не могли удержать слёз.

П.А.Гражданинов

Павел Гражданинов оказался в полку необычным образом. В составе группы перегонщиков он пригнал в 169-й ИАП самолёты Ла-5 и попросил командира полка взять его к себе. Майору Иванову с первой встречи понравился этот невысокий хорошо сложенный лётчик, и он добился разрешения оставить его в полку. Лётчиком - истребителем Павел был незаурядным. Современным самолётом Ла-5 он владел виртуозно. Ему почти не составляло труда зайти в хвост любому немецкому асу. Стрелял он из оружия своего самолёта исключительно точно, с любого положения. Поэтому без всякого ввода в боевой строй, как делали для других лётчиков, не имевших боевого опыта, 8 Декабря 1942 года Лейтенант П. Гражданинов вылетел в составе группы Ла-5 на прикрытие наземных войск и в первом же воздушном бою сбил 2 истребителя противника: вначале Ме-109, а затем немецкую новинку FW-190. В последующем воздушном бою в этот же день Гражданинов уничтожил ещё один самолёт противника. В дальнейшем в каждом вылете Павел Гражданинов искал врага и уничтожал его.

29 Декабря 1942 года он совершил первый в корпусе таран, а после тарана, продолжал вести воздушный бой и сбил ещё один Ju-87.

За короткий период пребывания на фронте в воздушных боях Павел Гражданинов уничтожил 13 самолётов противника".

1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Приказом Министра обороны Союза ССР за № 122 от 4 Мая 1965 года командир звена 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка Лейтенант Гражданинов Павел Андреевич навечно зачислен в списки 2-й эскадрильи своей части - 470-го Гвардейского Виленского ордена Кутузова истребительного авиационного полка.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта П. А. Гражданинова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.12.1942 г.1  Ме-109юж. БелыйЛа-5.
21  FW-189юж. Белый
316.12.1942 г.1  Ме-110Шайтровщина
41  Ju-88Коровятино
529.12.1942 г.2  Ju-87зап. Великие Луки
606.01.1943 г.1  Ме-109зап. Сорокино
71  Ju-87Гущино - Грибушино
807.01.1943 г.1  Не-111Сахны - оз. Искусственное
921.02.1943 г.3  Ме-109юж. Вольное
1005.03.1943 г.1  Ме-109Барские Кулики

      Всего сбитых самолётов - 13 + 0;  боевых вылетов - 58;   воздушных боёв - 28.

*   *   *

П.А.Гражданинов

Как уже писалось выше, 21 Февраля 1943 года под Демьянском группа лётчиков 196-го ИАП провела удачный бой с пилотами прославленной истребительной эскадры JG 54 "Grunherz". В числе трёх немецких асов, чьи Ме-109G-6 были сбиты в том бою, оказался и командир II-й Группы Майор Ганс "Асси" Хан  ( имевший на счету 108 побед ). За поединком Лейтенанта Гражданинова с немецким асом наблюдал командующий 6-й Воздушной армии Генерал Ф. П. Полынин, который красочно и довольно точно  ( судя по донесениям немецких лётчиков )  описал этот бой в книге "Боевые маршруты". Позволю себе процитировать этот отрывок:

"...Отважно сражались с 10 "Мессерами" Старший лейтенант Гражданинов и его напарник Старший сержант Давыдов. Их грозные атаки я видел сам.

Выполняя горку, Давыдов заметил, что один из Ме-109 преследует Гражданинова. Ведомый тут же свалил свой истребитель влево и устремился к противнику. Он настиг его и с дистанции 100 метров выпустил длинную очередь. "Мессер" вспыхнул и врезался в землю.

Набрав высоту, Давыдов заметил, что второй "Мессер" заходит в хвост ведущему. Ведомый перевёл самолёт в пике, догнал и расстрелял врага.

Ме-109 Ганса Гана

Боевой пыл вражеских истребителей начал остывать. Наши же "ястребки" атаковали их с нарастающей активностью. Старший лейтенант Гражданинов сбил третьего Ме-109 лобовой атакой со стороны солнца. Вдруг он услышал голос Давыдова:

- Сзади нас три "Мессера" !

Наша пара развернулась и пошла на сближение с противником. Тот не выдержал, стал отваливать. Но было поздно. Сначала Гражданинов, а затем и его ведомый сбили ещё по самолёту. Всего они вогнали в землю 5 вражеских машин.

Майор Ганс
Майор Ганс "Асси" Хан.

Вскоре выяснилось, что Гражданинов и Давыдов сражались с группой отборных лётчиков. Командовал ею один из асов Германии - командир второй группы 54-й истребительной эскадры. Он оказался в числе сбитых, выбросился с парашютом, но приземлился на нашей территории, и его взяли в плен.

- Ещё не родился тот лётчик, который бы мог со мной справиться, - заявил он. - А ваших я и сегодня трёх свалил !

- Ну и наглец, - сказал Полковник Стороженко, когда ему перевели слова немецкого пилота. - Ведь сегодня мы потеряли только один самолёт.

- А как вы объясните своё пребывание здесь, в плену ? - с трудом сдерживая негодование, спрашиваю немца.

- Случайность. Забыл взять с собой пистолет.

- Врёте !   Пистолет был при вас, - одёрнул его начальник разведки Прусаков. - Вот он, - и положил на стол новенький "Вальтер". - Вы трусливо выбросили его в снег и сразу подняли руки вверх, как только заметили наших солдат.

Немецкий ас, опустив голову, сник...

А Гражданинов и позже не раз участвовал в жарких воздушных схватках и одерживал победы".

Отбросив в сторону патриотический пафос, просматривающийся в воспоминаниях Ф. П. Полынина, добавим, что Майор Ганс "Аси" Хан вернулся в Германию из плена только в 1950 году. В том же бою погибли оберфельдфебель Герхард Беютин   ( 60 побед )  и унтерофицер Артур Гартнер  ( 27 побед ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz