Кирсанов Петр Семенович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Кирсанов Пётр Семёнович

Кирсанов П.С.

Родился 1 Января 1919 года. С Августа 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С 22 Июня 1941 года Лейтенант П. С. Кирсанов на фронтах Великой Отечественной войны. По Январь 1943 года сражался в составе 153-го ИАП   ( 28-го Гвардейского ИАП ). Был земестителем и командиром эскадрильи. Затем был инструктором - лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.

Всего совершил 323 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 8 и в группе 6 самолётов противника  ( по другим источниками - 7 лично и 3 в группе, в 216 боевых вылетах ).

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию в Монино. До 1952 служил в Управлении боевой подготовки ВВС, затем командовал дивизией. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1963 годах был заместителем командующего 24-й Воздушной армией по боевой подготовке, в 1963 - 1967 годах - заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С Ноября 1967 по Декабрь 1970 командовал 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией. В 1970 - 1979 годах - заместитель Главкома ВВС по боевой подготовке. В 1979 - 1983 годх - командующий ВВС Дальнего Востока. В 1983 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.

В 1983 - 1987 годах - начальник Центральной инспекции безопасности полётов ВВС. В 1987 - 1988 годах - заместитель Главкома - начальник Службы безопасности полётов ВВС. С Мая 1988 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Заслуженный военный лётчик СССР  ( 1966 год ), Маршал авиации  ( 1982 год ). Умер в 1991 году.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени  ( пять ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й стерени; медалями, иностранными наградами.

*     *     *

Воевал в 153-м истребительном авиационном полку командир эскадрильи Пётр Семёнович Кирсанов, ставший впоследствии Генералом, работником Главного штаба ВВС. Идёт, бывало, по аэродрому, высокий, стройный, и вызывает невольное восхищение. Спокойный, покладистый по характеру, он был храбр в бою и пользовался большим уважением у лётчиков.

Боевое крещение Кирсанов принял под Ленинградом в 3 часа утра 22 Июня 1941 года. Там же он сбил первый вражеский самолёт, и там же его постигло несчастье, едва не закончившееся судом военного трибунала.

Во главе шестёрки истребителей Кирсанов вылетел на сопровождение бомбардировщиков, получивших задачу нанести удар по станции Сиверская. Отбомбились, проводили боевых друзей до аэродрома и взяли курс домой. Подлетают к Неве, а по ней стелется туман. Повернули обратно. И там погода не лучше. Попробовали пробиться вниз - не удалось: туман опустился до самой земли. Радиосвязи между самолётами тогда ещё не было, и шестёрка рассыпалась. Горючее на исходе. Что делать ?

Кирсанов оставил самолёт, приземлился на каком - то болоте и только на седьмые сутки окружным путём через Ярославль и Рыбинск добрался до своей части. Его тут же к ответу: как, да что, да почему ?  Совсем недавно всем шестерым лётчикам выдали партийные билеты. И вот пожалуйста: погубили боевые машины.

- Но что же мне оставалось делать ? - защищался комэск.

Все знали: в подобных условиях иного выбора, как покинуть самолёт, не оставалось. Тем не менее ведущего решили наказать, ибо одновременная потеря шести машин - большой урон для потрепанного в боях полка. До трибунала дело не дошло, но с должности командира эскадрильи Кирсанова сняли. Так, разжалованным, он и прибыл в 153-й авиаполк под Воронеж.

Группа лётчиков 1-й АЭ 153-го ИАП. Осень 1941 г.

Лётчики 1-й АЭ 153-го ИАП.  Слева направо: Б. Д. Мелехин, П. С. Кирсанов,
А. Барабанов, А. И. Никитин, А. Петрин, И. Т. Трубицин, В. Карпухин, Лобанов.

Командир полка Майор С. И. Миронов сразу же восстановил прибывшего лётчика в прежней должности, и не ошибся. Кирсановская эскадрилья была одной из лучших в полку. Сам комэск под Воронежем увеличил свой боевой счёт на 6 сбитых вражеских машин.

Однажды группа истребителей во главе с Кирсановым встретилась над переправой через Дон с 17 немецкими самолётами. В числе их было 8 Ме-109. Комэск первым навязал противнику бой. И закрутилась над русской рекой карусель. Итог ей подвели пехотинцы. Они сообщили в полк: сбиты 3 "Юнкерса" и 2 "Мессера".

И ещё об одной схватке эскадрильи Кирсанова над Воронежем хочется рассказать. Шестёрка его истребителей встретилась с 28 "Мессершмиттами". Нашим пришлось нелегко: против одного советского истребителя почти пять вражеских. И все же кирсановцы не отступили. Одного "Мессера" свалил на землю командир. Но и его самолёт порядком потрепали. Снарядом повредило маслосистему, и мотор заклинился. Пришлось садиться в поле.

Войну Пётр Семёнович Кирсанов закончил инструктором - лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Всего произвёл 323 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 3 групповые победы. ]

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора П. С. Кирсанова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.07.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Рыйха - МякиИ-153, "Аэрокобра".
211.09.1941 г.1  "Хе-113"  ( в паре - 1 / 2 )Красное Село
315.09.1941 г.1  Ме-109сев. окр. Пушкино
401.07.1942 г.1  Не-111сев. ст. Курбатово
504.07.1942 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )вост. окр. Вязноватка
608.07.1942 г.1  Ме-109сев. окр. Воронеж
710.07.1942 г.1  Ме-109сев - вост. ст. Отрожка
809.08.1942 г.1  "Макки-200"Троицкое
906.11.1942 г.1  Ме-109сев. ст. Беглово

      Всего сбитых самолётов - 6 + 3.


Возврат

Н а з а д

украшение воздушными шарами


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz