Китаев Владимир Алексеевич - советский военный летчик - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Китаев Владимир Алексеевич

Китаев Владимир Алексеевич

Родился в 1908 году в Восточной Сибири, в городе Улан - Уде   ( ныне столица Бурятии ). В рядах Красной Армии с октября 1926 года по октябрь 1948 года, был призван ГВК города Москвы.

1 октября 1926 года по спецнабору поступил в Ленинградскую теоретическую школу ВВС. С 15 октября 1926 года по июнь 1929 года проходил обучение в 1-й военной авиационной школе лётчиков  ( город Кача ). Затем, по сентябрь 1930 года служил младшим лётчиком в 52-й авиаэскадрилье Белорусского ВО   ( город Гомель ); по апрель 1937 года был командиром звена 19-й авиаэскадрильи БВО  ( город Брянск ); по апрель 1938 года - командир эскадрильи 19-й авиаэскадрильи БВО  ( город Могилёв ); по октябрь 1938 года - и. д. командира 3-й авиабригады БВО  ( город Могилёв ); по ноябрь 1939 года - помощник командира 3-й авиабригады БВО  ( город Могилёв ); по март 1940 года - и. д. командира 49-го Краснознамённого ИАП Ленинградского ВО; по май 1940 года работал лётчиком - испытателем Наркомата авиационной промышленности  ( город Москва ); по апрель 1941 года - командир 36-й ИАД Московского ВО.

Боевое крещение получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красного Знамени.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. По март 1943 года полковник В. А. Китаев командовал 72-й и 283-й ИАД   ( Крымский, Сталинградский и Донской фронты ). В 1941 году, в составе Крымского фронта, принимал участие в десантной операции Керчь - Феодосия. В 1942 - 1943 годах, в составе Донского фронта, участвовал в обороне Сталинграда.

Полковник В. А. Китаев стал первым командиром 283-й ИАД   ( к концу войны она гордо именовалась: "283-я истребительная Камышинская Краснознамённая ордена Суворова авиационная дивизия" ), которая с 26 августа 1942 года приступила к боевой работе в составе 16-й Воздушной армии Сталинградского фронта.

Эпизод боевой деятельности В. А. Китаева в декабре 1942 года можно найти в книге воспоминаний Героя Советского Союза С. И. Руденко - "Крылья Победы"  ( Москва, "Военное издательство", 1976 год ). Так, на страницах 137 - 138 он пишет:

"30 декабря 1942 года директивой Ставки ликвидация окружённой группировки немецких войск была целиком возложена на Донской фронт. До этого в операции участвовали 62, 64 и 57-я армии Сталинградского фронта. Ими соответственно командовали генералы В. И. Чуйков, М. С. Шумилов и Ф. И. Толбухин. Их передали в Донской фронт. Да своих у нас было 4 армии. Авиационных частей нам не прибавили, считали, что сил у нас достаточно для помощи наземным войскам в разгроме вражеской группировки.

В.А.Китаев (справа).
Командир 4-й Гвардейской ИАД В. А. Китаев  ( справа ).

В связи с тем что части Манштейна, пытавшиеся прорваться к войскам Паулюса, потерпели поражение и отступили, изменилась и воздушная обстановка. Лишившись прифронтовых аэродромов, вражеская авиация действовала теперь с удалённых от Сталинграда баз: Сальска, Ростова, Новочеркасска, Шахт, Ворошиловграда. Истребителям противника стало труднее сопровождать транспортные самолёты. Фашисты вынуждены были отказаться от полётов большими группами и посылали теперь одиночные машины по разным маршрутам. Транспортники врага старались обойти наши зоны зенитного огня и места базирования нашей истребительной авиации. К Волге они прорывались значительно южнее окружённой группировки, затем поворачивали на север, добирались до Сталинграда и заходили на посадку с востока. Мы понимали, что надо усилить воздушную блокаду.

В декабре 1942 года нам удалось поставить перед вражеской авиацией надёжный заслон. Были предусмотрены 4 зоны её уничтожения. Первая располагалась за внешним обводом кольца и предназначалась для ударов по аэродромам, с которых летали фашистские самолёты. Вторая находилась между внешним и внутренним фронтами окружения.

Каждый из 5 имеющихся здесь секторов располагал своими штурмовыми и истребительными частями, а также радиостанциями наведения. Часть истребителей постоянно патрулировала в воздухе, остальные вместе со штурмовиками находились на аэродромах в готовности номер один. Третья зона отводилась для зенитных средств. Она примыкала непосредственно к району окружения. Четвертая включала сам этот район. Здесь действовали наши истребители, бомбардировщики и штурмовики. Пехотные и артиллерийские части также участвовали в борьбе с авиацией противника.

Изредка противник поднимал в воздух большие группы транспортных самолётов, сопровождаемых истребителями. Расчёт был прост: хоть части из них удастся прорваться через наши зоны противовоздушной обороны. Такой караван мы обнаружили, например, 30 ноября. В тот день 17 "Юнкерсов-52" шли под охраной 4 "Мессершмиттов-109". Группа "охотников" из 283-й дивизии во главе с комдивом полковником В. А. Китаевым немедленно вылетела наперехват и в районе Гумрак настигла врага. Стремительными атаками наши истребители сбили 5 "Юнкерсов" и 1 "Мессер". Через несколько дней те же "охотники" уничтожили почти половину вражеского воздушного каравана..."

Немецкий самолёт Ju-52.

Более кратко эти события можно описать так. 30 ноября 1942 года около 10:00 утра четвёрка Як-1 из звена управления 283-й ИАД во главе с командиром дивизии полковником В. А. Китаевым перехватили группу из 17 Ju-52, летевших по маршруту Большая Россошка - Ново-Михайловский - Гумрак, под прикрытием 4 Ме-109. На высоте 400 - 500 метров завязался воздушный бой, в результате которого было сбито 5 Ju-52. По 2 самолёта сбили командир дивизии полковник В. А. Китаев и майор Ф. Д. Елисеев, ещё один сбил майор Д. И. Родин. Также был сбит и один Ме-109, победу одержал командир 431-го ИАП майор А. А. Кукушкин.

С марта 1943 года до октября 1945 года В. А. Китаев командовал 274-й  ( 4-й Гвардейской )  ИАД. В 1943 году сражался на Северо - Западном фронте и Орловско - Брянском направлении. В 1944 году сражался на 3-м Белорусском фронте  ( направления Смоленск - Орша - Минск ), 2 и 1-м Прибалтийских фронтах  ( Прибалтийская операция ). В 1945 году сражался на 1-м Белорусском фронте, участвовал в Берлинской операции  ( направления Кюстрин - Берлин ).

Клятва лётчиков 4-й ГвИАД.

Клятва лётчиков 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Весь период Великой Отечественной войны принимал личное участие в боевых действиях. Согласно одного из наградных листов, к 1 июля 1944 года Гвардии полковник В. А. Китаев совершил 171 боевой вылет, из них: на штурмовку войск противника - 31, на разведку - 35, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 37, на прикрытие наземных войск - 35, отражение самолётов противника - 31, другие вылеты - 2. Проведя 31 воздушный бой, лично сбил 9 самолётов противника: 3 Ju-52, 1 Ju-88, 1 Не-111, 3 Ме-109 и 1 FW-190. К концу войны на его счету числилось 11 воздушных побед.  [ Из справки о боевой деятельности Гвардии генерал - майора авиации запаса В. А. Китаева. Возможно имел 9 личных и 2 групповые победы. ]

За боевые действия на фронтах 4-я Гвардейская ИАД, которой командовал В. А. Китаев, награждена орденами Красного Знамени и Кутузова 2-й степени, удостоена почётного наименования "Оршанская". Все полки дивизии стали Гвардейскими, орденоносными.

На фронтовом аэродроме 4-й ГвИАД.

Первомайский митинг на фронтовом аэродроме 4-й Гвардейской ИАД.  1943 год.

Последние боевые вылеты Гвардии генерал - майор В. А. Китаев выполнил в небе Берлина. Вспоминает Герой Советского Союза генерал - полковник авиации Василий Николаевич Кубарев:

"25 апреля 1945 года многие лётчики полка побывали над Берлином. До этого они знали город по картам, на которых он выглядел огромным чёрным спрутом. Сейчас этот спрут корчился, извивался, жалил. Он не хотел умирать. Но час его пробил, и он издыхал, истекая кровью. А над Берлином, как вестники победы, проносились "Яковлевы" и "Лавочкины".

...Задача полку на день: сопровождение бомбардировщиков на Берлин. Первую группу "Яков" ведёт командир полка, последующие - Кубарев, Кудленко, командиры эскадрилий. В тот день наша 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия обеспечивала действия самолётов 6-го бомбардировочного авиационного корпуса. По замыслу командования бомбардировщики вылетали четырьмя колоннами по 18 самолётов в каждой.

Первые 2 колонны обеспечивают 28 истребителей Як-3 из 64-го Гвардейского авиаполка. Группу сопровождения ведёт командир полка подполковник Сурков. Ударную группу прикрытия из 10 самолётов возглавляет командир дивизии генерал - майор авиации В. А. Китаев. Третью колонну бомбардировщиков прикрывают 18 истребителей из 66-го Гвардейского авиаполка. Группу непосредственного прикрытия возглавляет капитан Луговцев, ударную из 6 истребителей - майор Кривушин. Четвёртую колонну бомбардировщиков Ту-2 поручалось прикрывать мне. В моё распоряжение поступило 18 истребителей Як-3. А над всей колонной с превышением 400 - 600 метров свободным полётом следует восьмёрка майора Кудленко.

Як-3 одного из Гвардейский ИАП.

К этому полёту готовились как никогда тщательно. И не удивительно. В воздух поднималось в общей сложности более 150 самолётов. Раньше нам не приходилось участвовать в таких массовых вылетах. Не так-то просто организовать его. Наконец, всё готово. Лётчики разошлись по самолётам и ждут сигнала на вылет.

На горизонте появляется первая группа бомбардировщиков. Вверх взвивается зелёная ракета. Зарокотали авиационные моторы, наполняя аэродром гулом. Выруливаю на старт и вместе с ведомым взлетаю. Вслед за нами поднимаются остальные самолёты. Собрались над аэродромом и пошли на сближение с бомбардировщиками. Подойдя к ведущему первой девятки, я покачал ему крылом. Он ответил тем же. Возникло такое чувство, будто мы пожали друг другу руки. Мы связались по радио. Я доложил, что у меня всё в порядке и сказал: "Идём на логово".

Посмотрел по сторонам. Кругом краснозвёздные самолёты. Целая армада идёт на Берлин. Такого на моей памяти не было. До цели всего 17 минут полёта. Но эти минуты показались нам бесконечными. Наконец, показались пригороды Берлина, а дальше - огромное дымящее пространство. Это Берлин. Дым от пожаров поднимался на высоту до 1000 - 1500 метров и ещё больше ухудшал видимость. Но бомбардировщики уже ложились на боевой курс, а мы, истребители, все внимание отдавали воздуху, поиску врага. Но его нет. Правда, минуту спустя справа промелькнули несколько пар "Фоккеров", но они тут же куда-то исчезли. В бой вступать не решились.

Наступил момент бомбометания. Плавно отделяясь от самолётов, бомбы пошли вниз, на головы фашистов. На земле, в центральной части города, видны мощные огненные взрывы. Там бушевало пламя, выжигавшее из укрытий гитлеровскую саранчу.

Когда мы уходили от цели, я долго оборачивался назад. Хотелось ещё раз посмотреть на горящий и чадящий Берлин. Думалось: мало. Надо удесятерить удары !   Проводив бомбардировщиков, мы в полном составе произвели посадку на своём аэродроме. У Гвардейского знамени я доложил командиру полка о выполнении боевого задания. Улыбающиеся глаза лётчиков светились радостью и гордостью. Каждый понимал - дни Берлина сочтены, конец войне близок. А большего счастья для солдата и не надо..."

После окончания войны Владимир Алексеевич продолжал служить в ВВС. С октября 1945 года по февраль 1946 года Гвардии генерал - майор авиации В. А. Китаев находился в распоряжении Главнокомандующего ВВС Вооружённых Сил СССР.

После увольнения в запас, работал директором завода "Металлист" с 1949 по 1953 год, директором завода Металлоизделий в 1952 - 1953 годах, с ноября 1958 года - слесарем Машиностроительного завода. Жил в городе Жданов  ( Сталинской области ).

За годы службы награждён орденами: Красного Знамени   ( четырежды ), Кутузова 2-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; 4 медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии генерал - майора В. А. Китаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.11.1942 г.2  Ju-52западнее Красный ПахарьЛаГГ-3, Як-1,

Як-9, Як-3.

212.12.1942 г.1  Ju-52Кривомузчинская - Большая Россошка
31  Ме-109
408.08.1943 г.1  FW-190западнее Нарышкино

      Всего сбитых самолётов - 9  [ 5 + 0 ];  боевых вылетов - 170.

*     *     *
Обложка книги

В 1974 году вышла в свет книга Ф. А. Костенко - "Корпус крылатой Гвардии"  ( Москва, "Военное издательство" )  о боевом пути 1-го Гвардейского истребительного авиационного Минского Краснознамённого корпуса в годы Великой Отечественной войны. Автор книги - один из ветеранов корпуса, генерал - майор авиации в отставке - на основе архивных документов и воспоминаний участников событий повествует о беспримерном мужестве и героизме лётчиков и авиационных специалистов, об их верности воинскому долгу и советскому народу. Есть там некоторая информация о В. А. Китаеве. Так, на странице 132 описан такой эпизод с его участием:

"8 августа 1943 года командир 4-й Гвардейской ИАД Гвардии полковник В. А. Китаев возглавил шестёрку истребителей, вылетевших на прикрытие наземных войск. В районе населённого пункта Нарышкино группа встретила 12 бомбардировщиков Не-111 под прикрытием 14 истребителей FW-190. Командир дивизии понимал, что за его действиями кроме противника наблюдают 5 своих лётчиков и ждут от него решения. Гвардии полковник Китаев подал в эфир команду "Атакуем !" и первым ринулся на бомбардировщиков, чтобы не дать им прицельно сбросить бомбы. Все лётчики дружно последовали его примеру. Напуганные слаженностью и решительностью атаки, бомбардировщики, сбросив куда попало бомбы, развернулись и поспешно ушли на запад.

Истребители противника, имея численное превосходство, вступили в бой с нашей шестёркой. Гвардии полковник Китаев приказал ведущим и всем ведомым выдерживать боевой порядок в группе, да и сами лётчики хорошо понимали свою ответственность - ведь командир дивизии руководит боем. Группа организованно вступила в бой с вражескими истребителями.

Китаев знал, что в групповом бою управляет действиями подчинённых ведущий группы, поэтому он избрал целью головной самолёт в группе противника и атаковал его. Гитлеровец, искусно пилотируя свой FW-190, пытался уйти из-под атаки. Но не так-то легко было оторваться от Китаева, мастера своего дела. Быстро настигнув врага, Китаев со второй очереди сбил его. Замысел его оправдался. Потеряв своего ведущего, "Фоккеры", кто со снижением, а кто резкой горкой с разворотом на свою территорию, поспешили выйти из боя. Наша группа, выполнив боевое задание, без потерь вернулась на аэродром.

Личный пример, отвага, тактически грамотные действия, отличная техника пилотирования и меткая стрельба командира дивизии сыграли важную роль в достижении успеха в неравном бою. Наши лётчики, следуя примеру командира, дрались смело и уверенно.

Полковнику Китаеву было приятно видеть в своих подчинённых зрелых и отважных воздушных бойцов. Участники этого боя в свою очередь рассказывали всем лётчикам об отваге, решительности и превосходных летных качествах командира дивизии. Авторитет командира дивизии среди личного состава, особенно среди лётчиков, неизмеримо возрос. У них укрепилась безграничная вера в его командирский талант".

Китаев Владимир Алексеевич

Информацию о послевоенной деятельности Китаева можно найти, опять - таки, в книге Ф. А. Костенко - "Корпус крылатой Гвардии":

"Бывший командир 4-й Гвардейской Оршанской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени истребительной авиационной дивизии генерал - майор авиации Владимир Алексеевич Китаев, уйдя по состоянию здоровья в отставку, не стал довольствоваться предоставленным ему государством отдыхом, а пошёл работать на завод. Большое трудолюбие, высокое сознание своего долга перед рабочим коллективом помогли Владимиру Алексеевичу быстро освоить профессию слесаря. Он скоро добился высокой квалификации, стал рационализатором. Предложение Владимира Алексеевича о замене металлических деталей на капроновые дало промышленности нашей страны большую экономию в денежных средствах и дорогостоящем металле.

Коллектив завода, где трудится Владимир Алексеевич Китаев, отнёсся к нему с большим уважением и доверием. Он был избран заместителем секретаря партийного бюро цеха. О том, как относятся к В. А. Китаеву на заводе, рассказал корреспондент одной из газет в статье "Позывной остается прежним":

"Когда мы выходили из завода, к нам подошёл слесарь и сказал: "Хочу, чтобы и моё слово о Владимире Алексеевиче Китаеве записали. Любит он человека. Потому и на медицинском заводе трудится. А ещё такое скажу: из рабочего класса он вышел и верен остался ему".

Действительно, это так. Отважный лётчик - истребитель, командир Гвардейской истребительной авиационной дивизии, генерал - майор авиации, кавалер 14 правительственных наград, Владимир Алексеевич Китаев и сейчас является достойным представителем Советских Вооружённых Сил в народном хозяйстве".

*     *     *
В.А.Китаев (третий справа).

Владимир Китаев  ( третий справа )  с товарищами, в первом ряду - шлем на затылке.

Курсант В.А.Китаев. Полковник В.А.Китаев.

Этапы большого пути: от курсанта до Гвардии полковника.

В.А.Китаев (первый слева).

Командир 4-й Гвардейской ИАД генерал - майор В. А. Китаев  ( первый слева )  среди товарищей.
*     *     *
Открытие выставки, посвящённой 70-летию 283-й ИАД. Открытие выставки, посвящённой 70-летию 283-й ИАД.

5 июля 2012 года в Камышинском краеведческом музее Волгоградской области
открылась выставка, посвящённая 70-летию прославленной 283-й истребительной
Камышинской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии.

Стенд 520-го ИАП. Камышинский краеведческий музей.

Один из стендов выставки музея, посвящённой 70-летию 283-й ИАД.

(Фотоматериалы и часть информации прислал Юрий Анатольевич Какадий.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz