Кологривов Михаил Михайлович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кологривов Михаил Михайлович

М.М.Кологривов

Родился 19 Ноября 1919 года в селе Кокшайск, ныне Звениговского района Марийской АССР, в семье рабочего. Окончил 1 курс техникума. С 1937 года в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище.

С Июня 1941 года Старший лейтенант М. М. Кологривов в действующей армии. Сражался в составе 8-го ИАП  ( 6-го Гвардейского ИАП )  ВВС ЧФ.

К середине Июня 1944 года командир эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота )  Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.

5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 600 боевых вылетов. Проведя 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 2 в составе группы.

После войны продолжал служить в морской авиации. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Подполковник М. М. Кологривов - в запасе. Жил в Одессе. Умер 16 Июля 1964 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды; медалями. На зданиях средней школы в деревне Кокшамары и детсада в селе Кокшайск установлены мемориальные доски.

*     *     *

При впадении Большой Кокшаги в Волгу, на её восточном берегу, раскинулось село Кокшайск. В Ноябре 1919 года здесь в рабочей семье родился Михаил Кологривов, здесь он провёл детские и юношеские годы. Живописные, неповторимые по своей красоте берега рек и лес, вплотную подступавший к селу, - излюбленные места, где проводил Миша свободное время. Купался в Волге, Кокшаге, сидел часами с удочками. Ходил в лес за ягодами и грибами. Зимой стремглав спускался на лыжах с крутых, с уклоном до 70 градусов и с барьерами гор. Бывало и так, что к подножию горы Миша летел кубарем. Но неудачи его не огорчали.

Вскоре детские мечты захватило новое увлечение - авиация. Увидев в воздухе самолёт, редко пролетавший над его селом, Миша подолгу стоял, как вкопанный, смотрел вслед удалявшейся машине.

В 1927 году он пошёл учиться в Кокшайскую начальную школу, а потом в Кокшамарскую среднюю школу. Окончив 9-й класс, поехал в Ленинград, к старшему брату, студенту института. Его появление в студенческом общежитии для Иосифа было полной неожиданностью.

- Приехал поступать на учёбу в институт. За меня не беспокойся, вступительные экзамены сдам, - спокойно и уверенно сказал Миша.

В институтах, куда обращался самоуверенный деревенский паренёк, с ним беседовали, прозеряли документы и обязательно требовали аттестат об окончании средней школы.

- Я подготовлен для института, знаний у меня достаточно, а что аттестат ? - настойчиво повторял Михаил при каждом разговоре.

М.М.Кологривов

Да, аттестат подвёл... Неудача огорчила юношу, но он твёрдо решил не возвращаться в Кокшанск. Поступил учиться в Ленинградский техникум точной механики и оптики. Учился отлично, получал стипендию. В свободное от занятий время и дни отдыха работал грузчиком на кондитерской и табачной фабриках.

Однако, избранная профессия его не удовлетворяла. Он твёрдо решил стать военным лётчиком. Его желание исполнилось. По комсомольской путёвке он поступил в Ейское военно - морское авиационное училище. Осенью 1937 года одел форму курсанта - авиатора.

По душе пришлась комсомольцу воинская служба. Он искренне полюбил с первых дней пребывания в училище свою будущую профессию, с большим прилежанием выполнял нелёгкие курсантские обязанности: ходил в наряд, нёс караульную службу и упорно учился. Хорошая физическая подготовка, глубокое знание программы 9 классов средней школы, год учёбы в техникуме, горячее стремление в совершенстве освоить авиационную технику давали положительные результаты. По успеваемости он был в числе лучших курсантов.

Остались позади 3 года упорной учёбы. Приказом Министра Военно - Морского флота Михаилу Кологривову присвоено первое офицерское звание.

Службу он проходил в ВВС Черноморского флота. В безоблачном пространстве крымского неба и над просторами Чёрного моря, охраняя границы нашей Родины, совершенствовал лётное мастерство.

На Западе бушевал пожар Второй Мировой войны. Молодой лётчик Михаил Кологривов много внимания уделял изучению немецкой авиационной техники, тактики воздушной войны.

На Крымском полуострове и застала его война. 22 Июня 1941 года в 3:13 немецкая авиация совершила первый налёт на Севастополь - главную базу Черноморского флота. Лётчики - истребители, и в их числе Михаил Кологривов, в первые же часы начавшейся войны вступили в борьбу с врагом. Днём и ночью встречали они врагов, смело вступая в бой и наносили противнику большой урон, а когда приблизился фронт, активно помогали сухопутным войскам и морякам, надёжно прикрывали их с воздуха и громили штурмовыми ударами жирую силу и технику врага.

И-16 М.М.Кологривова.

В конце Сентября 1941 года немецкие войска рвались в Крым. В районе Перекопа они сосредоточили крупные силы. Лейтенанту Кологривову с ведомым младшим лейтенантом Кириченко было приказано разгромить скопление живой силы и техники противника.

Самолёты до предела загружены бомбами и снарядами. Отважные лётчики с севастопольского аэродрома взяли курс на север. При подходе к линии фронта маршрут полёта изменили, пошли на восток.

Линию фронта пересекли вдали от скопления войск противника. К колонне врага подошли с тыла. Враг этого не ожидал. Внезапно последовали стремительные штурмовые удары. Бомбы и снаряды накрывали цели. Колонна противника разгромлена. Воздух сотрясали сильные взрывы, заполыхали большие пожары. На месте сосредоточения живой силы лежали трупы немецких солдат и офицеров. На артиллерийских позициях валялись разбитые пушки. Налёт был настолько быстротечным, что зенитчики противника не смогли даже открыть огонь.

Хорошо продуманный тактический маневр обеспечил скрытность выхода к цели и победу. Намечавшаяся вражеская атака наших позиций была сорвана. О боевом подвиге Михаила Кологривова командование полка в наградном листе писало: "Уничтожил в районе Перекопа 3 танка, 12 автомашин, 3 батареи, 4 зенитно - пулемётные точки, 13 повозок, 26 кавалеристов и до 3000 вражеских солдат". В Декабре 1941 года грудь отважного авиатора украсила первая высокая правительственная награда - орден Красного Знамени.

Воздушная разведка обнаружила на аэродроме в тылах немецких войск значительное скопление авиационной техники. Шла усиленная подготовка к нанесению бомбового удара по военным объектам и нашим войскам в районе Севастополя. Аэродром усиленно охранялся от воздушного нападения. На выгодных позициях установлены зенитные батареи и пулемётные точки. В воздухе патрулировали истребители.

Нанести штурмовой удар по аэродрому командование поручило бывалым лётчикам - Кологривову и Кириченко. Изучив маршрут полета, систему заградительного огня противника в районе аэродрома, лётчики наметили план выполнения боевого приказа. К аэродрому они подошли над облаками. В воздухе находились 6 Ме-109, охранявших подступ к аэродрому, но Кологривов и Кириченко умелым маневром обошли истребителей противника. Из облаков вышли над аэродромом. В это время самолёты Ju-52 заправляли горючим. Шла погрузка бомб и боеприпасов.

Советские лётики стремительно атаковали скопления вражеской техники. Неоднократные штурмовые удары точно накрыли цели. На аэродроме поднялась суматоха. Немецкие лётчики и обслуживающий персонал в панике бежали в укрытия. Окрестности огласились сильными взрывами. Вспыхнули большие пожары. Штурмовка немецкого аэродрома была исключительно успешной: 15 самолётов врага уничтожены и повреждены !   Налёт противника на наши военные объекты не состоялся. Кологрпвов и Кириченко благополучно вернулись на свою базу. Командование и боевые друзья горячо поздравили их с очередной победой.

Напряжённость боёв на земле и в воздухе нарастала. Немцы вводили в бой, новые силы, рвались в Крым, надеялись на быструю победу, но части Красной Армии и наша авиация преградили путь противнику. Развернулись тяжёлые оборонительные бои на Ишуньских укреплённых позициях. Временное превосходство в живой силе и технике было на стороне немцев и им ценой огромных потерь удалось к 27 Октября выйти на степные просторы Крымского полуострова. Враг рассчитывал с ходу овладеть и Севастополем. Но фашистское командование жестоко просчиталось. Севастополь усилиями его жителей и воинов гарнизона был превращён в неприступную крепость. В первых рядах защитников города был и Михаил Кологривов.

Недостаток самолётов советские лётчики компенсировали большим количеством вылетов. Каждый день они по 6 - 8 раз поднимались в воздух. Ожесточённые бои разгорались над городом и морем, передовыми рубежами обороны.

С Января по Апрель 1942 года противник ни на суше, ни в воздухе особой активности не проявлял. Им было за это время совершено 239 боевых вылетов, наша же авиация продолжала наносить интенсивные удары по врагу, совершив за это же время 1927 боевых вылетов. И в эти сравнительно "тихие" дни черноморцы демонстрировали боевое мастерство и умение бить врага. Так, 20 Марта 1942 года в завязавшейся над Севастополем воздушной схватке 5 наших лётчиков, в числе которых был и Михаил Кологривов, сбили 6 из 7 немецких истребителей Ме-109, не потеряв ни одной своей машины.

20 Марта 1942 года Кологривов в паре с Кириченко патрулировали над главной базой флота. В 16:27 показалась группа немецких бомбардировщиков и истребителей. Их было 12  ( 8 Ju-87 и 4 Me-109 ). Более чем 5-кратное превосходство !   Но несмотря на это Кологривов и Кириченко стремительно пошли на сближение и атаковали врагов вдали от целей. Умелым маневром они разомкнули строй немецких бомбардировщиков. Завязался горячий воздушный бой. Атаки истребителей следовали одна за другой. Немцы не выдержали натиска, начали поспешно сбрасывать бомбовый груз и поворачивать обратно. Но не всем им удалось спастись бегством. Наши лётчики доложили о сбитии 3-х пикировщиков   ( немцы официально признают потерю только одного Ju-87 - Wr.N.5367 ).

За первый год войны он совершил 372 боевых вылета, из них 24 на штурмовку живой силы и техники врага. Его боевой налёт составлял 478 часов. В первую годовщину Великой Отечественной войны, 22 Июня 1942 года, командование ВВС Черноморского флота наградило Старшего лейтенанта Михаила Кологривова вторым орденом Красного Знамени.

В конце Июня 1942 года черноморские лётчики перебазировались на кавказское побережье. Здесь, как и в Крыму, их ждала напряжённая боевая работа. Войска Черноморской группы и Северо - Кавказского фронта готовились нанести сокрушительный удар по фашистским войскам, оккупировавшим Северный Кавказ и Таманский полуостров. В Январе 1943 года наши войска перешли в наступление. Их активно поддерживала и авиация Черноморского флота.

9 Апреля 1943 года Михаил Кологривов один вступил в бой с 4 Ме-109. Немецким лётчикам казалось, что победа на их стороне. Но не так думал отличный мастер воздушного боя. Хорошо зная тактику врага и боевые возможности своей машины, Кологривов был уверен, что добьётся победы. С первого же захода один самолёт врага подбил метким огнём. Последовала вторая стремительная атака. Точный прицел - и второй "Мессер" окутался чёрным дымом. Объятый пламенем, он рухнул на землю. Оставшиеся 2 Ме-109 спаслись бегством. Родина высоко оценила боевой подвиг отважного лётчика. Его наградили 3-м орденом Красного Знамени.

В Мае 1943 года командование назначило его, кавалера 3-х орденов Красного Знамени, опытного командира звена, на новую должность - командиром эскадрильи. Лётчики эскадрильи успешно выполняли свои боевые задачи, плотно прикрывали военно - морские базы, суда на морских коммуникациях, победно наступавшие части Красной Армии, сопровождали штурмовую и бомбардировочную авиацию, летали на перехват самолётов противника, вели воздушную разведку. С Мая 1943 года до начала Июня 1944 года лётчики эскадрильи под командованием Кологривова совершили 923 успешных боевых вылета, провели 87 групповых и 28 одиночных воздушных боёв. В жарких схваткам сбили 22 самолёта противника.

Группа лётчиков 6-го ГвИАП ЧФ. Лето 1943 г.

В 1943 году эскадрилья получила новую материальную часть. Личный состав в короткий срок освоил новый самолёт Як-9. И в этом немалая заслуга командира, сумевшего в сложных условиях военного времени организовать переучивание лётчиков.

Командование дало высокую оценку деловых качеств Михаила Кологривова как командира эскадрильи. В боевой характеристике, составленной 10 Декабря 1943 года, сказано: "Боевой и смелый командир. Лётный состав воспитывает умело и грамотно... Требователен к себе и подчинённым. Эскадрилья к боевым действиям подготовлена хорошо. Занимаемой должности вполне соответствует".

Командир эскадрильи показывал подчинённым личный пример боевого мастерства. 23 Января 1944 года, в районе города Керчь, Кологривов самоотверженно провёл бой с немецкими самолётами и сбил Ме-109. 10 Февраля и 1 Апреля в воздушных схватках сбил ещё 2 таких же самолёта. Грудь отважного лётчика украсила новая правительственная награда - орден Александра Невского.

Воспитание подчинённых - искусство. Командир эскадрильи владел им в совершенстве. Он воспитывал лётчиков и словом и личным примером в бою. С начала Великой Отечественной войны до 10 Июня 1944 года совершил 583 успешных боевых вылета. Провёл 130 групповых и 64 одиночных воздушных боёв. Лично сбил 10 самолётов противника и 2 самолёта в паре с ведомым.

М.М.Кологривов

Командир полка, Герой Советского Союза, Гвардии подполковник М. В. Авдеев, представляя Кологривова к высшей правительственной награде, писал в наградном листе:

"Растущий лётчик - командир, умеющий твёрдой волей воспитывать подчинённых на выполнение поставленных боевых задач по разгрому немецких захватчиков... Пользуется большим авторитетом подчинённых. Обладает хорошими организаторскими способностями, настойчив. Всегда рвётся в бой первым и ищет врага, несмотря ни на какие метеорологические условия летает днём и ночью".

Славные ратные подвиги командира эскадрильи, его отвага, мужество и организаторский талант, проявленные в боях с немецким фашизмом, высоко оценила Родина. 5 Ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Гвардии капитану Кологривову Михаилу Михайловичу высшее военное отличие Советского государства - звание Герой Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3819 ).

Этот день запомнился ему на всю жизнь. Долгих 3 года Михаил находился в самом пекле войны, верой и правдой борясь против фашизма за жизни миллионов людей. В стихотворении одного поэта есть такие строчки: "... солдатский подвиг я считаю высшим и самым бескорыстным на века". С этим нельзя не согласиться. Так же думал и Михаил: "Стать Героем Советского Союза - большая честь, но ещё большая честь - постоять за свободу Отечества".

Михаил Кологривов принимал активное участие в обороне и освобождении от немецких оккупантов Крыма, города Севастополя, черноморского побережья Кавказа, юга Украины, Молдавии. Бил врагов Родины в небе Болгария. Здесь с лётчиками эскадрильи он совершил последние боевые вылеты, провёл последние воздушные бои. Радостный и долгожданный праздник - День Победы над немецким фашизмом - Кологривов встретил на земле Болгарии.

К концу войны Гвардии майор М. М. Кологривов выполнил около 600 успешных боевых вылетов. Проведя 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 2 в составе группы.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 4 групповые победы. ]

В Октябре 1945 года опытного, боевого командира эскадрильи, Михаила Кологривова, назначили на новую высокую должность - заместителем командира авиационного полка. Родина доверила ему воспитание молодых лётчиков. 5 лет он передавал им свои знания, боевой опыт и мастерство. Возросший объём работы требовал не только опыта, практики, но и больших теоретических знаний. В 1950 году Кологривов поступил на учёбу в Военно - Воздушную академию. После её окончания его назначили командиром авиационного истребительного полка.

Организаторский талант командира полка развернулся полностью на новой должности. Полк, ранее отстававший по боевой подготовке, дисциплине, быстро встал в ряды лучших.

Высокая требовательность к подчинённым сочеталась у него с проявлением постоянной заботы о них. Благоустройство военного городка, квартир, торговля и культурное обслуживание - до всего доходил Кологривов. Военнослужащие и члены их семей любили Кологривова за человечность, остро развитое чувство товарищества, за большую благородную душу.

Вера в коллектив, его способности и силы обеспечивали успешное решение задач, стоявших перед полком. Усилиями личного состава, в короткий срок, без затрат государственных средств, была создана заново образцовая учебная база. Полк под командованием Кологривова через год стал лучшим в соединении.

Но годы войны, напряжённая работа и учёба, ранение давали себя знать. В Апреле 1957 года по состоянию здоровья Подполковник М. Кологривов ушёл в запас.

Несмотря на ухудшение здоровья, Михаил Михайлович не думал об отдыхе. Он сразу же активно включился в работу Ленинского районного комитета ДОСААФ, города Одессы, проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Его избрали в состав ревизионной комиссии, коммунисты неоднократно избирали делегатом на партийные конференции.

М.М.Кологривов

В 1960 году Гвардии подполковник запаса М. М. Кологривов поступил на работу в Одесский Главпочтамт - начальником радиоинспекции. И на этой работе он показал себя человеком высокого гражданского долга. Коммунисты избрали его в состав партийного бюро. На заседании партийного бюро Кологривов был избран секретарём. Партийная принципиальность, непримиримость к недостаткам в работе, чуткость, отзывчивость - снискали ему искреннее уважение коллектива работников Одесского Главпочтамта.

Как ни верил Кологривов в силы своего организма, побороть болезнь не мог. Тяжёлый недуг приковал к больничной койке. Началась напряжённая борьба врачей за его жизнь. Новейшие медицинские препараты не давали исцеления. Не помогло и вмешательство хирургов. 16 Июля 1962 года перестало биться горячее сердце отважного советского лётчика, Героя Советского Союза, Гвардии подполковника запаса Михаила Михаиловича Кологривова.

В честь славных побед черноморских лётчиков в авиагородке, на берегу Чёрного моря, разбита аллея Героев. По её обеим сторонам установлены скульптурные портреты Героев Советского Союза. В скульптуре Кологривова воплощены его характерные черты: несгибаемая сила воли, хладнокровие, мужество и большая душевная человечность.

Память об отважном лётчике - истребителе Михаиле Кологривове достойно увековечена и на его родине. По решению Звениговского районного совета депутатов трудящихся на зданиях Кокшайской начальной и Кокшамарской средней школ, в которых учился Миша, установлены Мемориальные доски. В школах созданы комнаты боевой славы, собранные в них документы и фотографии повествуют о славном жизненной пути лётчика. По решению Звениговского районного совета депутатов трудящихся Заводская улица Кокшайска переименована в улицу имени М. М. Кологривова.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора М. М. Кологривова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.12.1941 г.1  Ме-109СевастопольИ-153, Як-1, Як-9.
220.03.1942 г.1  Ju-87Севастополь
31  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Севастополь
417.03.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 4 )Мысхако
518.03.1943 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Фальшивый Геленджик
610.04.1943 г.1  Ме-109мыс Дооб
705.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
823.01.1944 г.1  Ме-109Керчь
910.02.1944 г.1  Ме-109Малый Бабник
1001.04.1944 г.1  Ме-109Кизаульский маяк
1130.04.1944 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Херсонесский маяк
1208.05.1944 г.1  Ме-109Севастополь

      Всего сбитых самолётов - 8 + 4  боевых вылетов - около 550.


Возврат

Н а з а д

Тепловое оборудование купить по низким ценам от компании Стэлс-Дельта.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz