Ковтюлев Дмитрий Филиппович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Ковтюлев Дмитрий Филиппович

Ковтюлев Дмитрий Филиппович

Родился 7 ноября 1918 года в деревне Бойдолово, ныне Невельского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Невеле. Работал токарем на одном из заводов. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии и в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник похода Советских войск в Западную Украину в 1939 году и Советско - Финляндской войны с декабря 1939 года по март 1940 года.

С июня 1941 года младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев в действующей армии. Воевал на Юго - Западном и Калининском фронтах. По 5 сентября 1941 года сражался в составе 91-го и 20-го ИАП, летал на И-153; с 20 января 1942 года - в 518-м ИАП, летал на Як-1.

К середине февраля 1942 года командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка  ( 140-я истребительная авиационная дивизия, Калининский фронт )  младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев совершил 141 боевой вылет, провёл 44 воздушных боя, в которых уничтожил лично 5 самолётов противника и 7 в составе группы.

30 января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С февраля 1944 года капитан Д. Ф. Ковтюлев - в запасе. Умер 1 октября 1945 года. Похоронен в городе Невеле.

Награждён орденом Ленина и медалями.

*     *     *

В самом начале войны, в её тяжелейший период, на Юго - Западном фронте родилась слава лётчика 91-го истребительного авиаполка младшего лейтенанта Д. Ф. Ковтюлева. За 15 дней боёв он лично сбил 3 немецких самолёта, а ещё один вынудил приземлиться на нашей территории в районе Бердичева.

В августе 1941 года представлялся на Юго - Западносм фронте к званию Героя Советского Союза за 118 боевых вылетов, 4 лично сбитых самолёта противника и 7 в группе с товарищами. Эти наградные материалы, вероятнее всего, были утеряны, так как часть находилась в окружении под Киевом.

С 20 января 1942 года младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев сражался в составе 518-го истребительного авиационного полка, на истории которого стоит остановиться подробнее.

Этот полк был сформирован в соответствие с приказом Наркома обороны от 10 октября 1941 года в городе Кузнецке Пензенской области из резервных кадров 133-го ИАП. Первым его командиром был назначен капитан Околелов Яков Харлампиевич, опытный боевой лётчик, участник борьбы за свободу республиканской Испании, награждённый двумя орденами Красного Знамени и медалью "XX лет РККА".

В первом составе полка было 2 эскадрильи, которыми командовали: 1-й - младший лейтенант Ковтюлев Дмитрий Филиппович  ( впоследствии Герой Советского Союза ), 2-й - Герой Советского Союза капитан Гринёв Николай Васильевич   ( звание Героя получил за участие в боях на Халхин - Голе ).

Именно под их руководством полк "становился на ноги", обретал необходимые для боевых действий навыки и формировался как сплочённый воинский коллектив. Лётный состав полка состоял преимущественно из молодых лётчиков, выпускников лётных школ, не имевших достаточного лётного, а тем более и боевого опыта. Основной частью технического состава также были молодые техники и механики, недавние выпускники технических школ и курсов.

На вооружение полка первого состава были истребители Як-1. Для того времени это была новая и мало освоенная техника. После практического переучивания, которое прошло в сжатые сроки, полк 13 ноября 1941 года перебазировался под город Куйбышев для решения задач ПВО этого важнейшего административного и военно - промышленного объекта СССР.

В конце 1941 года полк получил приказ о передислокации на Калининский фронт, где шли ожесточённые бои с фашистами. Там личный состав получил своё боевое крещение.

Потом полк бил фашистов в небе над Кубанью, участвовал в сражениях на Курской дуге, принял участие в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, войну закончил в небе над Берлином.

За освобождение польского города Радома приказом Верховного Главнокомандующего 518-й ИАП от Указом 19 февраля 1945 года награждён орденом Суворова 3-й степени, а за взятие столицы Германии 11 июня 1945 года ему присвоено почётное наименование "Берлинский".

За годы Великой Отечественной войны лётчики совершили 6845 боевых вылетов, провели 226 воздушных боёв и уничтожили 246 фашистских самолётов. Во время штурмовок уничтожено 13 самолётов противника и более 400 солдат и офицеров, 100 автомашин, 30 танков.

Трём лётчикам полка в годы войны присвоено звание Героя Советского Союза: майору Д. Л. Калараш, капитану Д. Ф. Ковтюлеву и капитану С. С. Щирову.

В мае 1945 года на поверженном Рейхстаге, как вспоминали лётчики - фронтовики, участвовавшие в воздушных боях над Берлином, они оставили надпись: "Здесь были лётчики славного Берлинского полка".

Но вернёмся к герою нашего повествования. К февралю 1942 года Ковтюлев уже имел ряд благодарностей за хорошую боевую работу и отдельную благодарность от командира 140-й авиационной дивизии за выручку в воздушном бою командира 2-й эскадрильи 518-го ИАП Героя Советского Союза капитана Н. В. Гринёва.

Это произошло 26 января 1942 года. В районе аэродрома истребители противника внезапно атаковали самолёт капитана Н. В. Гринёва и завязали с ним бой. Быстро взлетев, Ковтюлев помог атразить все атаки противника и спас своего товарища, который уже получил ранение и не мог активно вести бой. Отвлекая на себя самолёты противника, Ковтюлев способствовал и успешному взлёту с аэродрома 2-х самолётов У-2, на одном из которых находился командир 140-й авиадивизии. За этот вылет комдив и объявил благодарность Д. Ф. Ковтюлеву.

15 февраля 1942 года шестёрка истребителей 518-го ИАП, поднявшись с полевого аэродрома, взяла курс через линию фронта, на совхоз Дугино. По данным разведки, близ Дугино противник соорудил большой аэродром.

Командир группы младший лейтенант Дмитрий Ковтюлев, крепко сжимая штурвал самолёта, уверенно вёл машину. Под ней проплывала Сычёвка. Окрест - чёрные пепелища сожжённых деревень.

При подходе к цели вокруг наших самолётов заклубились чёрные взрывы снарядов вражеских зенитных установок. Не теряя ни секунды, Дмитрий Ковтюлев умелым маневром вывел свои машины из зоны заградительного огня и тут же увидел аэродром, на котором стояли вражеские самолёты.

Советские истребители устремились на цель. С бреющего полёта они разили огнём построенные в несколько рядов машины противника. За первым заходом последовал второй, третий...

А между тем в машине Ковтюлева бензиномер показывал: горючего - минимальный запас. Он отдал приказ прекратить штурмовку и повёл группу на свой аэродром. Прошло всего несколько считанных минут полёта, как вдруг появились 12 немецких истребителей.

Командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка Дмитрий Ковтюлев был уже опытным воздушным бойцом: с начала войны он совершил более сотни боевых вылетов, участвовал во многих схватках и одержал несколько побед. Он понимал: если сейчас, когда горючее на исходе, его группа втянется в бой, то погибнут и лётчики, и машины. Что делать ?   Какое принять решение ?   Времени на размышление уже не было: "Мессершмитты" настигали, ещё мгновение - и завяжется бой, в который вступит он один. Да, да, один против 12. Это единственно правильное решение. Ковтюлев приказывает своим лётчикам не задерживаться, следовать прежним курсом, а сам круто поворачивает свою машину и устремляется навстречу "Мессерам".

Один против двенадцати !   Головной Ме-109 попытался увернуться от лобовой атаки и тут же вспыхнул от меткой пулемётной очереди Ковтюлева. Словно стая стервятников, набросились остальные немецкие истребители на советский самолёт. В морозном воздухе закрутилась головоломная карусель неравного боя. Мужественно и яростно сражался Дмитрий Ковтюлев. Он увертывался от вражеских атак, сам бросался в атаки. А боеприпасы уже на исходе, почти кончилось горючее. Но схватка продолжалась. Противник осыпал "ястребка" градом пуль. "Ястребок" изворачивался. Его фюзеляж был вспорот пулями. На плоскостях - пробоины. Очередная вражеская очередь перебила управление, и "ястребок" перешёл в крутое пикирование. Ковтюлев попытался вылезти из кабины, но тщетно: встречный воздух с огромной силой прижал его к борту. Земля неслась навстречу со страшной быстротой.

Младшему лейтенанту Дмитрию Ковтюлеву казалось: вот и конец... Что ж ?   Зато живы его боевые друзья. Теперь они уже вне досягаемости немецких истребителей, и он может умереть с сознанием выполненного долга... И вдруг он увидел стремительно приближающиеся заснеженные кроны деревьев. Самолёт ударился об их верхушки, и лётчика выбросило из кабины.

...Дмитрия Ковтюлева нашли наши воины в бессознательном состоянии. Контузия, сотрясение мозга, висящая плетью правая рука - таким доставили его в Московский госпиталь. Началась борьба за жизнь. И в этой борьбе опять же победили железная воля лётчика, непреодолимое желание летать, сражаться с ненавистным врагом.

После этих событий на боевом счету лётчика числилось: 141 боевой вылет, 44 воздушных боя, 12 сбитых самолётов  ( 5 лично и 7 в группе ). Командование полка представило его к высшей правительственной награде.

Подвиг лётчика - истребителя Дмитрия Филипповича Ковтюлева был оценён по достоинству. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Спустя некоторое время, Ковтюлев вернулся в авиацию. На фото внизу он среди своих товарищей по 518-му ИАП с "Золотой Звездой" и в погонах   ( то есть, не ранее весны 1943 года ). Согласно некоторым источникам, больше он не летал  ( врачи запретили ). В феврале 1944 года по состоянию здоровья был уволен в запас.

Д.Ф.Ковтюлев (внизу справа) с товарищами.

Однако интересен следующий факт. В газете "Красная Звезда" № 123 от 27 мая 1943 года была опубликована заметка о боевых делах 91-го истребительного авиационного полка, в которой говорилось:

"На днях в авиационном подразделении, которым командует тов. Цветков, отмечалась годовщина боевой деятельности лётчиков. Итоги года войны показывают, что здесь каждый боевой самолёт стал грозой для немцев.

Лётчики этого подразделения уничтожили в воздушных схватках 83 немецких самолёта и подбили 29. Многие лётчики известны своими подвигами далеко за пределами своего соединения. Старший лейтенант Ковтюлев стал Героем Советского Союза. Он лично уничтожил 8 ( ! ) немецких самолётов и ещё 7 в групповых боях.

Лейтенант Троян вогнал в землю 7 гитлеровских самолётов, капитан Дымов - 4. Командир подразделения тов. Цветков имеет на своём боевом счету 9 машин противника, сбитых лично, и 13 в групповых схватках".

Помимо указания в статье на 8 личных побед Д. Ф. Ковтюлева, интересно ещё и следующее. Согласно данных М. Ю. Быкова подполковник Цветков Григорий Александрович имел к концу войны 9 личных и 3 групповые победы. Однако, согласно наградного листа от 11 июля 1942 года Гвардии майор Цветков Г. А. уже к 8 февраля 1942 года имел 219 боевых вылетов, 7 сбитых лично и 5 в группе. Вернувшись на фронт после переучивания, только в период с 23 июня по 11 июля 1942 года, выполнил ещё 31 боевой вылет, провёл 6 воздушных боёв и сбил в паре 1 самолёт противника. Таким образом, к 11 июля 1942 года  ( когда лётчик был представлен к ордену Ленина ), он имел на счету 250 боевых вылетов, 7 личных и 6 групповых побед...

*     *     *

Список всех известных побед Д. Ф. Ковтюлева на 15.02.1942 года
согласно материалов наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза.


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.06.1941 г.1  Hе-111севернее БердичеваИ-153, Як-1.
226.06.1941 г.2  Hs-126  ( в паре )Острог
31  Ju-88  ( в паре )Острог
430.06.1941 г.1  Hs-126  ( звеном )севернее Славуты
502.07.1941 г.1  Ме-109южнее Изяславля
609.07.1941 г.1  Ме-109Коростышев
711.07.1941 г.1  "Хе-113"Ревное
813.07.1941 г.1  Ме-109  ( звеном )Бышев
924.07.1941 г.1  "Хе-113"  ( шестёркой )Белая Церковь
1014.08.1941 г.1  Ме-109"  ( в паре )Хотов
1115.02.1942 г.1  Ме-109южнее Воскресенское

      Всего сбитых самолётов - 5 + 7;  боевых вылетов - 141;   воздушных боёв - 44.

*     *     *

Список всех известных побед капитана Д. Ф. Ковтюлева
по данным М. Ю. Быкова  ( "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.07.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )ОстрогИ-153, Як-1.
203.07.1941 г.1  Ме-109Славута
34  Ме-109  ( в группе - 4 / 6 )Шепетовка
409.07.1941 г.1  Ме-109Коростень
524.07.1941 г.1  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 7 )Фурсы
615.02.1942 г.1  Ме-109совх. Дугино

      Всего сбитых самолётов - 5 + 7  [ 3 + 6 ];  боевых вылетов - 141;  воздушных боёв - 44.


Возврат

Н а з а д

http://www.zavodcepei.ru/ гусеница из цепи и транспортерной ленты.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz