Николаев Дмитрий Семёнович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Николаев Дмитрий Семёнович

Д.С.Николаев

Родился 7 Ноября 1919 года в деревне Даниловка, ныне Куркинского района Тульской области, в семье крестьянина. В 1933 году семья переехала в Москву. Там окончил 7 классов средней школы, затем школу ФЗУ и аэроклуб. Работал фрезеровщиком на заводе "Калибр". С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. По Октябрь 1941 года сражался в составе 158-го ИАП; по Январь 1943 года - в 123-м ИАП  ( 27-м Гвардейском ИАП ).

27 Января 1943 года, прикрывая наши наземные войска в районе Синявина, сбил 2 "Юнкерса-88". Атакуя третий, попал под удар Ме-109 и был тяжело ранен. Истекая кровью, довёл свою машину до аэродрома, посадил на одно колесо и потерял сознание.

К Июлю 1943 года командир звена 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны )  Гвардии старший лейтенант Д. С. Николаев совершил 360 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника.

8 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После лечения был списан с лётной работы, но добился возвращения в строй. В 1944 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1960 года Гвардии полковник Д. С. Николаев - в запасе. Жил в Москве, работал инженером в одном из авиационных конструкторских бюро. Умер 9 Октября 1993 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев в суровую военную пору выполнял различные боевые задачи: патрулировал над Ленинградом и над советскими наземными войсками, летал на разведку и штурмовку, сопровождал на задание бомбардировщики. Сколько раз он выручал товарищей в бою !   Сколько раз они приходили ему на помощь !

Однажды звено истребителей под командованием Лейтенанта Георгия Жарикова сражалось с численно превосходящими силами противника. Трое отважных дрались против 15 "Мессеров". В первые минуты боя Георгий Жариков, Дмитрий Николаев и Николай Добрецов отправили на землю 2 вражеских самолёта. В хвост истребителю Георгия Жарикова начал пристраиваться Ме-109. Николаев метким огнём отсёк врага. Пулемётная очередь прошила фюзеляж Ме-109. Это была 3-я неприятельская машина, уничтоженная звеном за один вылет.

Памятен Дмитрию Семёновичу первый день боёв по прорыву блокады - 12 Января 1943 года. Утром около командного пункта состоялся митинг личного состава. Выступая перед авиаторами, Дмитрий Николаев сказал: "На мою долю выпала высокая честь сразиться за родной Ленинград, за освобождение его от блокады. Я заверяю, что эту почётную боевую задачу выполню с честью. Все свои силы, способности и умение я приложу к тому, чтобы как можно больше уничтожить фашистских стервятников в воздухе и на земле. Я буду всюду искать их и преследовать до тех пор, пока не убью".

Эти слова юного бойца ещё не успели попасть в ежедневное политдонесение, как он схлестнулся в небе Синявина с 2 Ме-109, и один из них врезался в землю. Но и сам попал в трудное положение. Его обстреляли с 2-х самолётов. Выручил Гвардии младший лейтенант Александр Андриянов. Меткий огонь "Яка" обратил в бегство оставшегося врага.

15 Января Николаев схватился с 4 вражескими истребителями и одного из них сбил. На следующий день он поджёг ещё один вражеский самолёт, потом ещё - снова и снова...

Дмитрий Николаев сдержал своё слово, данное на митинге: он сражался смело и в каждом бою сбивал самолёты врага.

Участвуя в Январских боях по прорыву блокады, лётчики 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбили 21 вражеский самолёт, в том числе по 4 машины тогда уничтожили Дмитрий Николаев, Ириней Беляев, Александр Карпов.

*   *   *

В последнем своём бою по разгрому синявинско - шлиссельбургской группировки противника самый молодой лётчик полка 20-летний Дмитрий Николаев сбил сразу 3 вражеских самолёта. И был подбит сам.

...Память старого лётчика, пройдя сквозь толщу лет, перенесла его на прифронтовой аэродром, к Январским событиям 1943 года, когда советские войска разорвали кольцо вражеской блокады Ленинграда.

27 Января звено истребителей, которым командовал Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев, прикрывало подразделения наступающих войск Ленинградского фронта в районе Синявина. Выполнив задание, ведомые Николаева вернулись на аэродром. Но ведущий не прилетел. Лётчики и техники забеспокоились: "Что же могло случиться ?"

День клонился к вечеру. Лучи зимнего солнца уже прятались за горизонт, освещая полоску леса багровым пламенем. Вдруг прямо над взлётно - посадочной полосой из облаков "вывалился" самолёт и пошёл на снижение. Бесшумно, с выключенным мотором.

Трудно представить, какое волнение охватило всех, когда увидели, что шасси у машины убрано. Через мгновение левая стойка опустилась, а правая так и не появилась. Нервное напряжение нарастало. Люди настроили себя так, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

К удивлению и радости всех, самолёт, мягко коснувшись бетонки, накренился на левый бок и, пробежав несколько метров, привалился к снежной насыпи на краю аэродрома. Бросившиеся к машине люди застали лётчика в бессознательном состоянии. Николаева осторожно положили на носилки и доставили в санитарную часть, где у него обнаружили несколько ран. Из них сочилась кровь. Очнувшись, пилот попросил пить. Позднее, уже в госпитале, Николаев рассказал товарищам, что с ним произошло в тот злосчастный день.

В 14 часов 30 минут на аэродроме была объявлена тревога. Первой в воздух поднялась пара - Карпов, Потапов. На взлётной полосе самолёт Николаева. Но нет ведомого. Вылет задерживался.

- Старший лейтенант Гусев полетит с вами, - сообщили Николаеву с КП. - Он уже в капонире.

Гусев - старший лётчик соседней эскадрильи. Николаев знал его, но последнее время им не приходилось летать парой. Как - то получится ?   Взлетели и взяли курс на Синявино, где наземные войска с нетерпением ждали помощи лётчиков. Вскоре с земли передали по радио команду: "С юга появилась большая группа бомбардировщиков противника. Идите наперехват".

На высоте 2000 метров Карпов, Потапов, Николаев и Гусев обнаружили до двух десятков "Юнкерсов-88". Бомбардировщики готовились нанести удар по советским войскам. Во что бы то ни стало надо сорвать замысел врага. С какой стороны атаковать ?   Старший группы Николаев передал ведомым: "Разворачивайтесь влево. Подходите ближе. Бейте по моторам. Атакуем !"

Первым по ведущему "Юнкерсу" стреляет Николаев. Бомбардировщик загорелся. Оказавшись выше неприятеля, наши лётчики стремительным ударом сломали их боевой порядок и начали расстреливать поодиночке самолёты со свастикой. Преследуемый Карповым "Юнкерс" резко пошёл на снижение. Николаев метким огнём пожёг другую машину.

Разгорячённый и увлечённый боем, Дмитрий не заметил, как на помощь бомбардировщикам подоспели Ме-109. Вражеские истребители атаковали самолёт Николаева, когда рядом не было ни Карпова, ни Потапова, ни Гусева.

"Як" Николаева затрясло, бросило в сторону. Над головой разорвался снаряд. В кабину ворвалась туча металлических осколков. Разбиты левый борт, приборная доска. На рулевое управление по руке потекли струйки крови. В груди - невыносимая боль. Стало тяжело дышать. Кажется, что самолёт качает.

Дмитрий коснулся рукой пристяжного ремня парашюта. Как поступить... Выброситься с парашютом ?   Под крылом самолёта родная земля, но сейчас на ней враг. Надо дотянуть до своего аэродрома...

С большим трудом Дмитрий выровнял самолёт и, не зная теперь его возможностей, не представляя, сколько осталось горючего в баках, по инерции повёл машину на северо - запад. Справа белело Ладожское озеро. "Спланировать на лёд ?   Связь не работает. Пока ищут - замёрзну, - думал лётчик. - Рядом должна быть посадочная площадка... Да, да, знакомые ориентиры. Вот и она..."

...В одном из домов тихого ленинградского переулка за Московской заставой, в квартире бывшего командира авиационного полка Н. П. Мажаева и его жены полкового врача Е. И. Ерошиной недавно вспомнили этот случай. Вспомнили, как в тот Январский день зарулил неуверенно, далеко от обычной стоянки весь израненный самолёт.

- Дима, - по-домашнему назвала его Елена Ивановна. - Он не мог выйти из самолёта и сказал мне, что осколок попал ему в сердце. А у него - 20-летнего - был инфаркт. От перенапряжения, от невыносимых болей, от ран в бедре, в груди и в боку...

Чувство долга, вера в преодоление непреодолимого, воля к победе, слитность с боевым коллективом и горячие руки воина-комсомольца привели его искалеченную машину на аэродром. На свой аэродром. Ах, каким он был родным, этот коллектив, каким животворящим.

- Я привезла его в госпиталь чуть живого, - вспоминала Елена Ивановна. - Оставила в палате, а сама пошла посоветоваться с врачами. А потом слышу хохот, целая палата лётчиков: настроение поднимают, привезли главное из лекарств - частицу души коллектива.

...Хотя врачи успокаивали раненого, заверяли, что он ещё будет летать, сам Дмитрий Семёнович хорошо понимал, что тяжёлые раны надолго приковали его к постели. Друзья часто приходили в госпиталь, делились новостями. В начале Сентября 1943 года делегация однополчан с шумом вошла в палату, чтобы поздравить Дмитрия Семёновича с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Д.С.Николаев

Друзья навещали его часто, рассказывали о своих победах. Он искренне радовался боевым успехам товарищей. Каждая весть об этом разжигала в нём страсть - летать, летать !   Но раны не отпускали с госпитальной койки. Бой 27 Января 1943 года оказался для Николаева последним. Это был его 360-й боевой вылет. За год и семь месяцев пребывания на Ленинградском фронте он провёл 58 воздушных боёв и сбил 14 вражеских самолётов.

Только в Мае 1945 года, когда вся страна праздновала победу над фашизмом, Дмитрию Семёновичу удалось вернуться к лётной работе на боевых самолётах. После выздоровления он служил на Востоке и Севере, летал на Балтике и над Волгой. Обучал тактической и огневой подготовке пилотов. 10 различных типов самолётов освоил лётчик - истребитель 1-го класса Д. С. Николаев. В составе ВВС ТОФ участвовал в Советско - Японской войне 1945 года.

Осенью 1960 года Дмитрий Семёнович был уволен в запас в звании Гвардии полковника. Последние годы жил в Москве, на Печёрской улице.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Д. С. Николаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.01.1942 г.1  Ме-109ЛадогаИ-16, Як-1, Як-7.
220.07.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )юж. пос. Володарский
328.07.1942 г.1  Ju-87сев. Антропшино
410.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )сев - вост. 1-й Городок
513.01.1943 г.1  Ме-109Разъезд 9-й км
614.01.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Шлиссельбург
715.01.1943 г.1  Ме-109юж. Павлово
823.01.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )сев - зап. ст. Мга
924.01.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Синявино
1027.01.1943 г.1  Ju-88Синявино
111  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. окр. Синявино

      Всего сбитых самолётов - 14  [ 6 + 5 ];  боевых вылетов - 370;  воздушных боёв - 58.


Возврат

Н а з а д

Msel.ru - изоляционные материалы. Фторопласт свойства и многое другое.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz