Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Щербина Николай Гаврилович

Н.Г.Щербина

Родился 1 Апреля 1919 года в деревне Яковлевка, ныне Березанского района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Затем работал слесарем на Запорожском заводе феросплавов. С 1937 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Kaчинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант Н. Г. Щербина в действующей армии. До 1 Августа 1941 года сражался в составе 34-го ИАП; по 12 Сентября 1941 года - в 35-м ИАП; затем, по Май 1945 года - в 26-м ИАП  ( 26-й Гвардейский ИАП ). Защищал небо Москвы и Ленинграда.

К Июлю 1944 года штурман 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО Страны )  Гвардии капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета  ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах ещё 12 самолётов.

22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 445 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 самолётов противника лично и 4 в составе группы.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал истребительным авиационным полком ПВО. 21 Ноября 1952 года Гвардии подполковник Н. Г. Щербина погиб в авиационной катастрофе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Великую Отечественную войну Николай Щербина встретил Младшим лейтенантом, командиром звена в 34-м истребительном авиационном полку. Эта часть одна из первых в ВВС получил на вооружение новейшие истребители МиГ-3. Уже 1 Мая 1941 года его лётчики участвовали в воздушном параде над Красной площадью. По уровню боевой подготовки, количеству налётанных часов  ( не менее 400 )  такие пилоты, как А. Г. Лукьянов, М. Г. Трунов, А. В. Смирнов, Н. Г. Щербина заметно превосходили многих своих сослуживцев по 6-му истребительному авиационному корпусу ПВО.

Боевой счёт лётчик открыл в 1941 году под Москвой. В ночных боях он сбил там 2 фашистских самолёта: 22 Июля 1941 года бомбардировщик Ju-88, в прожекторной зоне № 5 и 2 Августа 1941 года бомбардировщик Hе-111, в той же прожекторной зоне № 5.

А вот, фрагмент из доклада, представленного в конце Июля 1941 года командиром 34-го истребительного авиационного полка Майором Л. Г. Рыбкиным:

"...Младший лейтенант Н. Г. Щербина 22 Июля 1941 года в 2 часа 30 минут в районе Норо - Фоминска с дистанции 50 метров выпустил две очереди в немецкий бомбардировщик. В это время по МиГ-3 открыла огонь зенитная артиллерия и самолёт противника был потерян..."

27 Августа 1941 года, в составе группы из 3-х самолётов   ( совместно с В. Г. Калачёвым и В. Г. Горюновым ), в 16 часов 30 минут, в районе Мга уничтожил многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110 из состава ZG 26 "Horst Wessel".

29 Августа, в том же районе, в паре с В. Г. Горюновым, в 17 часов 45 минут уничтожил истребитель Ме-109.

В этот же самый день, в группе из 3 самолётов  ( совместно с В. Г. Калачёвым и В. Г. Горюновым ), в 19 часов, в районе деревни Лесье уничтожил ещё один многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110 из состава ZG 26 "Horst Wessel".

6 Сентября 1941 года, в составе группы из 3 - 4 самолётов   ( совместно с А. Г. Лукьяновым, А. А. Подопригорой и Г. А. Пестовым ), в районе деревни Лесье уничтожил разведчик - корректировщик Hs-126.

До Октября 1941 года сражался на Центральном фронте, затем продолжил службу уже в составе 26-го истребительного авиационного полка Ленинградской ПВО, где одержал ещё несколько побед.

В Апреле 1942 года была создана Ленинградская армия ПВО. В состав её вошли 7-й истребительный авиационный корпус, части и подразделения, входившие до этого во 2-й корпус ПВО. При этом самоё серьёзное внимание было уделено подготовке лётчиков к действиям по воздушным целям в ночьных условиях. Ещё осенью 1941 года были созданы отдельные подразделения, а теперь и целый авиационный полк для действий ночью. Зачинателями ночных полётов были Подполковник Б. Н. Романов и Капитан В. А. Мациевич. Наряду с ними в ночных воздушных боях отличились лётчики Д. Оскаленко, Н. Щербина, Н. Молтенинов, М. Трунов, В. Апполонин и другие.

Н.Г.Щербина

Николай Щербина обычно поднимался в воздух с наступлением темноты. В ночных воздушных боях он уничтожил 3 вражеских бомбардировщика. Щербина не любил возвращаться на аэродром с неизрасходованным боезапасом. Когда истрекало время патрулирования, лётчик, перед тем как вернуться, поворачивал к линии фронта и бил врага на земле. 43 раза при сильном зенитном обстреле он штурмовал войска и боевую технику противника. Славился он также и своими ночными разведками.

Днём и ночью истребители ПВО прикрывали Ленинград. В ночь на 22 Июня 1943 года Гвардии капитан Н. Г. Щербина вылетел для выполнения очередного задания. По радио с командного пункта ему сообщили, что в районе станции Мга появился вражеский самолёт. Щербина сразу же пошёл на сближение и обнаружил врага. Первая атака не дала результата. Фашистский самолет стал уходить. Щербина подошёл ещё ближе и дал очередь. Бомбардировщик загорелся и упал.

"Ни одного холостого вылета !" - такой был у него девиз.

Если лётчик не встречал врага в воздухе, то наносил удары по наземным войскам. Ему поручались самые сложные задачи по разведке аэродромов, наземных войск, коммуникаций врага, и он всегда, в любой обстановке успешно их выполнял.

25 Января 1944 года Гвадии капитан Н. Г. Щербина вылетел на очередную разведку. Полёт проходил в сложных условиях - при сплошной облачности, снегопаде. Пришлось лететь на высоте около 100 метров. Щербина отлично выполнил задачу, обнаружил большие колонны врага, отходившие на юг от Красногвардейска. В районе Сиверской он встретил вражеский самолёт - корректировщик Hs-126 и сбил его. Зенитки фашистов открыли по нему сильный огонь, но Щербина благополучно вернулся на аэродром. Пользуясь его данными, штурмовики разгромили вражескую колонну.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Августа 1944 года штурман 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Николай Гаврилович Щербина удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Войну Гвардии майор Н. Г. Щербина закончил летая на истребителе Супермарин "Спитфайр IXЕ".

Спитфайр IXЕ

Общим итогом его боевой деятельности стали 11 вражеских самолётов, сбитых в воздушных схватках  ( 7 лично и 4 в группе ), и ещё 12 - уничтоженных на земле при штурмовках аэродромов противника. Всего совершил 445 успешных боевых вылетов.

После войны Николай Гаврилович Щербина продолжал служить в ВВС, командовал полком. Позднее работал лётчиком - испытателем и погиб в результате несчастного случая во время испытательного полёта 21 Ноября 1952 года.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. Г. Щербина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.07.1941 г.1  Ju-88Наро - ФоминскМиГ-3, "Харрикейн",

Як-9, "Спитфайр".

202.08.1941 г.1  Не-111Наро - Фоминск
327.08.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )Мга
429.08.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )ст. Мга
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Вороново
606.09.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )Лезье
720.07.1942 г.1  Ме-109Коннолово - Дудергоф
803.06.1943 г.1  Ju-88Вырица
925.01.1944 г.1  Hs-126аэродром Сиверская
1029.06.1944 г.1  FW-190сев - вост. Выборг
1103.07.1944 г.1  Ме-109Суикари

      Всего сбитых самолётов - 7 + 4;  боевых вылетов - 424;   воздушных боёв - 51.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz