Василий Сталин. Взгляд со стороны - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

ВАСИЛИЙ СТАЛИН - ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

В заключении мне хотелось бы привести выдержки из воспоминаний других известных лётчиков, в различное время встречавшихся с Василием Сталиным. Итак:

С.Ф.Долгушин
С. Ф. Долгушин

Долгушин Сергей Федорович - Герой Советского Союза, служил вместе с В. И. Сталиным в Инспекции ВВС. Когда, в начале Января 1943 года лётная инспекция была расформирована, Капитан С. Ф. Долгушин вернулся в 32-й Гвардейский авиаполк, базировавшийся на аэродроме Заборовье южнее Демянска ( Калининский фронт ). Через несколько дней его командиром стал Полковник В. И. Сталин. Зимой 1943 года в этом районе шли ожесточённые бои, и погода позволяла вовлечь в них авиацию. 32-й полк много летал на прикрытие войск. Основная тяжесть боевых полетов лежала на Героях Советского Союза заместителе командира полка В. П. Бабкове и комэсках С. Ф. Долгушине, А. Ф. Мошине и И. М. Холодове - гораздо более опытных, чем командир, но Василий Сталин тоже поднимался в воздух.

С.Ф.Долгушин (слева) и В.И.Сталин
Сергей Долгушин и В. И. Сталин  ( справа ).

Летал он обычно в звене Долгушина ведущим второй пары и по его словам "сделал 20 - 30 боевых вылетов и имел 2 - 3 победы". Об одном из тяжелых боев с участием Василия Сталина вспоминает Сергей Федорович:

- Дело было между Демянском и Старой Руссой. Нас было 8 или 10, а немцев - штук 30. Я оттягивал бой на свою территорию. Вдруг замечаю, какому - то "Яку" немец заходит в хвост, вот - вот ударит. Я был в невыгодном положении и стрелять прицельно не мог. Даже сейчас не пойму, как я вывернул, чуть не сломал машину, но "Фоккера" из хвоста этого "Яка" все же выбил.

Вгляделся - на "Яке" цифра "12" - Василий Сталин. Он погнался за немцем и оторвался от "каши", а его ведомый Володька Орехов, позже Герой Советского Союза, мой командир звена, отстал от него. Бой прошёл нормально, никого не потеряли, у Василия даже пробоин не было.

Когда сели, я доложил, как положено, потом отошли в сторону, и я ему высказал все, что думал, не стесняясь в выражениях. Василий слушал, слушал, потом говорит: "Сергей, ну может хватит ?"   А сам смеётся...   ( снимок, помещённый справа вверху, сделан вечером того самого дня ).

Як-9 Василия Сталина

Як-9 командира 32-го ГвИАП В. И. Сталина, зима 1943 года.

Пепеляев Евгений Георгиевич - Герой Советского Союза, лучший ас Корейской войны 1950 - 1953 годов. Непосредственно под началом В. И. Сталина не служил, однако всё же встречался с ним несколько раз:

Е.Г.Пепеляев
Е. Г. Пепеляев

"За день - два до отъезда личного состава на Корейскую войну в гарнизон Кубинка приехал командующий ВВС Московского военного округа Генерал - лейтенант авиации В. И. Сталин. При встрече с командованием вновь сформированной 324-й истребительной авиационной дивизии он выслушал некоторых командиров о готовности к поездке в командировку. Затем произнёс напутственную краткую речь. Говорил об ответственности, о патриотизме, интернационализме, о боевых традициях лётчиков в Великой Отечественной войне. Мне бы хотелось сказать сейчас несколько слов о яркой и неоднозначной фигуре сына вождя.

В. И. Сталин вступил в должность командующего ВВС МВО в начале 1948 года. Приступив к работе, развернул бурную деятельность в решении задач боевой подготовки частей ВВС округа. Заменял старые самолёты на новые. Начали приводить в порядок аэродромы, обустраивать гарнизоны и городки. Василий Сталин был строгий и эмоциональный человек. Бывал он жесток с нерадивыми, но справедлив. Искренне любил авиацию и лётчиков.

Я помню случай, когда, вступив в должность командующего, он рано утром приехал на аэродром Тёплый Стан и объявил боевую тревогу 176-му Гвардейскому авиаполку. Оперативный дежурный полка Лейтенант Молотов, получив сигнал боевой тревоги, действовал согласно боевого распорядка. Через 5 - 6 минут на командный пункт прибыл дежурный по аэродрому Лейтенант Рыков и доложил командующему о состоянии готовности аэродрома.

Личный состав 176-го ГвИАП действовал по тревоге вяло и неорганизованно. Только через 30 минут на КП полка прибыл заместитель начальника штаба Майор Вишняков. Командира и начальника штаба полка ещё не было. Тогда командующий и говорит:

- Что же такое получается - собрались Сталин, Ворошилов, Молотов, даже Рыков, а в полку бардак. До сих пор нет ни командира полка, ни начальника штаба...

После тревоги, на разборе, командующий довольно жёстко поговорил с командованием полка. Сделал соответствующие организационные, другие выводы и убыл с аэродрома. Вскоре после этого случая полк принял Герой Советского Союза Гвардии Майор А. С. Куманичкин.

Вот так оперативно, порой с юмором, решал многие задачи командующий ВВС Московского военного округа.

Василий Сталин столь же страстно любил спорт и уделял этому увлечению много внимания. При его личном участии были созданы многие спортивные команды - футбольная, хоккейная, ватерпольная, конная и другие, которым он стремился создать все условия для тренировок, и очень многое сделал в строительстве спортивных сооружений, большинство из которых действуют до настоящего времени.

...Помню, как после одного торжественного собрания в штабе ВВС округа состоялся концерт, на котором выступали известные в то время артисты московских театров. Выступал на этом концерте и И. С. Козловский. И вот, когда спросили В. И. Сталина, что бы он хотел услышать в его исполнении, тот вместо "Ноченьки", которую часто исполнял Козловский, сказал: "Тёмную ночь". А Козловский не исполнял, даже не знал этой песни военных лет. Получилась заминка, пока Козловскому писали слова этой песни и знакомили с мелодией. Только после этого знаменитый тенор исполнил песню по бумажке. Это вызвало бурю аплодисментов в зале, а Козловский впоследствии нередко пел эту песню.

После смерти Иосифа Виссарионовича, Василия Сталина, как мне кажется, несправедливо осудили, посадили, и в 1962 году он умер..."

НазадЛиния

( Небольшие дополнения к статье )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz