Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

ВО ГЛАВЕ ИНСПЕКЦИИ ВВС

Василий с лётчиками - инспекторами.
Василий с лётчиками - инспекторами.

В горячие Октябрьские дни 1941 года начальника инспекции ВВС Василия Сталина, старшего лётчика - инспектора Бориса Смирнова, начальника управления боевой подготовки Генерала Никитина, его первого заместителя Волкова и заместителя по политчасти Генерала Одновола вызвали в Наркомат внутренних дел. Шутка ли сказать - вызвали на Лубянку !

Уже в первом часу ночи, в двух зашторенных машинах, их привезли к зданию на площади Дзержинского. Минуя длинный коридор, они вскоре вошли в просторный кобинет известного всем дома. За письменным столом сидел человек и просматривал какие - то документы. Не отрываясь от них и даже не взглянув на вошедших, жестом он пригласил их сесть. Это был Берия.

Наконец он оторвался от бумаг. Воспалённые глаза его смотрели на присутствующих как - то зло, не мигая. Ничего располагающего в нём не было. Берия потребовал данные о количестве отправленных самолётов на фронт за последние два дня. Все очень волновались, но Генерал Никитин удивительно спокойно, словно находясь в своём кабинете, принялся докладывать по памяти требуемые сведения. В ответ неожиданно полетели упрёки, выражения в грубой форме, затем последовало требование выделить из числа присутствющих одного человека для принятия мер к увеличению выпуска самолётов на Саратовском авиационном заводе. Известно, ни управление боевой подготовки, ни лётчики - инспекторы к авиационной промышленности, выпуску боевых машин отношения не имели. Однако все знали: в доме на Лубянке возражения исключались.

Из всех присутствующих невозмутимо, с некоторым даже вызовом держал себя один Василий: он сидел в сторонке на широком, низком диване, закинув ногу на ногу, и курил.

В итоге Берия распорядился так: Василий Сталин едет на авиационный завод в Куйбышев, а Борис Смирнов - в Саратов.

Борис Александрович Смирнов, участник боёв в Испании и на Халкин - Голе, Герой Советского Союза, прибыв на завод убедился: "выжимать" там было нечего. И тогда на авиационном заводе в Саратове придумали бюрократический ход, чтобы как - то обозначить, принятые меры к увеличению выпуска самолётов. Там, на аэродроме, скопились боевые машины, по каким - то причинам ещё не доставленные в части. Их стали просто прибавлять за "выжатое"...

А Василий Сталин распоряжение Берии выполнил ещё проще. Едва всей группой с Генералом Никитиным они вышли из кабинета наркома на Лубянке, он по - солдатски прямо тут же и разрядился: "Пошёл ты, Лаврентий, на..." - и оставил разрешать проблему выпуски самолётов директору завода и его рабочим.

Через пару дней, на одном из подмосковных аэродромов, Василий уже проверял на друзьях свои инструкторские способности - выпускал их в первый полёт на новом самолёте.

Степан Микоян
Степан Микоян

Закончив лётную школу с Лейтенантскими кубарями на петлицах, молодые парни Тимур Фрунзе и Степан Микоян прибыли в 16-й истребительный авиаполк. На аэродроме их вскоре и отыскал Василий Сталин. Он уже летал на самых современных истребителях, и по праву инспектора - лётчика Главного Управления ВВС, предложил: "Стёпка, Тимур, хотите на Як-1 выпущу ?"

Настоящего пилота перейти на новую машину уговаривать не требуется. И вот Василий, выполнив с каждым из них по 2 полёта на спарке, принял решение:

- Хватит небо утюжить !  Полетите сами ?..

Тимур и Степан переглянулись: метода Капитана Сталина даже им - по молодости лет достаточно бесшабашным пилотам - показалась весьма отважной. Сомнений однако ни тот, ни другой не выразили, и на следующий день оба вылетели на истребителе Як-1 самостоятельно. После вылета оба получили направление в 8-й запасной авиаполк.

- Ну, а теперь в запасной полк. Доучивайтесь - и на фронт ! - уже более благоразумно распорядился Василий. Вместе с Тимуром и Степаном он сел в "Дуглас", вырулил на полосу, взлетел и взял курс на Саратов...

*   *   *

Из Саратова Василий, Степан и Тимур вылетели в Куйбышев. Там, в особнячке на улице Пионерской, жили эвакуированные сестра Василия Светлана, жена брата Якова Юлия с дочкой, Анна Сергеевна с двумя сыновьями, бабушка Василия и его жена Галина. Едва Василий переступил порог дома, его встретил охранник и поздравил с рождением сына...

Степан Микоян, 1941 год
Степан Микоян, 1941 год.

Степан с Тимуром вскоре отправились в Багай - Барановку - доучиваться в запасном полку. Однако программа, как это у нас часто бывает, была составлена фиктивно - ни Тимур, ни Степан, ни другие лётчики её так и не закончили. В полку недоставало горючего. Так что вскоре все - на радость всем ! - получили назначения в действующие полки и разлетелись. Степан попал в 11-й ИАП, Тимур - в 161-й.

По - разному сложились фронтовые судьбы "крестных" Василия. Степан служил в войсках ПВО, защищал Москву. Но... 16 Января 1942 года он был сбит. И сделал это не лютый враг, а свой же краснозвёздый истребитель в районе Истры. Перепутал сокол ясный силуэт боевой машины - решил, что "Мессер" летит, зашёл в хвост, как учили, ну и ахнул из всего бортового оружия. Степан даже растеряться не успел. Видно, неслучайно до сих пор жива в народе не слишком весёлая шутка: "Бей своих, чтобы чужие боялись..."

После этого вылета, Степан Микоян полгода вынужден был отлежать в госпитале. Потом он снова начнёт летать, окажется вместе с Василием Сталиным в одном полку, Будет защищать Сталинград. Пройдя всю войну, он станет известным лётчиком - истребителем, Генералом...

Тимур Фрунзе
Тимур Фрунзе

Судьба же Тимура Фрунзе оказалась трагической. Боевую работу он начал 10 Января 1942 года. Летал на прикрытие своего аэродрома и наземных войск. Провёл 3 воздушных боя. А 19 Января, на 9-м боевом вылете, погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза...

*   *   *

В начале 1942 года группу инспекторов управления боевой подготовки ВВС пополнили лётчики, которых Василий собирал в полк Шинкаренко ещё в первые месяцы войны. Среди них оказался и Борис Морозов, и Николай Власов. Перетянул - таки к себе своих качинских наставников !

Борис Морозов
Борис Морозов, 1941 год.

Инспекторские обязанности пилотов были в те дни весьма разнообразны. Борис Арсентьевич Морозов рассказывал, как на У-2 искал даже запасные аэродромы для наших отступающих частей. Приземляться порой приходилось на каких - то полянках, потом определять пригодность района для дислокации полка, а это значит предусмотреть всё - от взлётной полосы и штабного помещения до питьевой воды личному составу... Около 20 полевых аэродромов подобрали тогда для ВВС Воронежского фронта лётчик - инспектор Морозов с штурманом Алехновичем.

...На заснеженные поля России уже наступала весна. Ожила и ближайшая дача Сталина в Зубалово. С Василием сюда нередко приезжали популярные в те годы артисты, композиторы, поэты. Бывали Константин Симонов, Алексей Сурков, Никита Богословский, Людмила Целиковская, Валентина Серова... А пилоты, боевые друзья Василия, считались здесь вообще своими людьми.

Светлана, сестра Василия, не разделяла застолий пилотской братвы. Спустя годы она назовёт эти встречи простыми пьянками. Ну, это как посмотреть... А для них тогда это была почти научная лётно - методическая конференция.

Вот, скажем, идея создания боевого коллектива из наиболее опытных, одарённых бойцов - наподобие формирований немецкой группы берлинской школы снайперов - решались не только в тиши генштабовских кабинетов, но и в Зубалово. На некоторых наших истребителях стояли малоэффективные пулемёты обычного калибра, на других - пушки и ракеты. Долго ли убедиться в бою - от чего проку больше ?  Но попробуй - ка пробей потом своё предложение !  Василий многие такие практические вопросы решал легко и просто.

Под Харьковом весной - начале лета 1942 года в тяжелейших условиях сражался истребительный полк, который навсегда войдёт в боевую биографию и судьбу лётчика Сталина. Немцы уверенно наседали. Измотанный, обескровленный, тот полк едва держался. И тогда один из "качинцев", Старший лейтенант Александр Котов, предложил обратиться к начальнику инспекции ВВС: "Вася !  Помоги. Нам ракеты позарез нужны. Бьют будь здоров !"  И всё тут же было решено. Один лишь телефонный звонок...

Той же давней весной 1942 года на даче в Зубалово родилась ещё одна, прямо скажем, шальная идея. Впрочем, не такая уж шальная... Как известно, ещё в Ноябре 1941 года на одном из подмосковных аэродромов готовилась к пролёту над Красной площадью во время военного парада пилотажная группа 120-го истребительного авиаполка. Она должна была пройти пятёркой. Ведущим - командующий ВВС Московского военного округа Сбытов, за ним - командир полка Писанко, лётчики Томилин, Шевчук и Глебов. Из - за плохой погоды этот полёт не состоялся.

И вот, уже весной 1942 года, Василий Сталин решил довести эту идею до конца. Ведущим группы должен быть Василий. В левом пеленге за ним - Николай Власов и Борис Морозов. В правом - Павел Коробков и Евгений Антонов. Группа быстро слеталась. "Яки" покрасили в красный цвет. Над Мовзолеем пролёт предполагался на высоте 100 метров, но... и этот полёт сорвался - погодя опять подкачала...

Василий вообще любил рискованный пилотаж. Раз на трофейном "Зибеле", по свидетельству Морозова, такое накрутил, что стабилизатор на пассажирском самолётишке перекосило, а дверцу его после посадки и открыть было невозможно - так деформировалась. Или вот на Ли-2 летели как - то из Тбилиси с Эстери Орджоникидзе. Её Василий предупредительно посадил в кабину рядом с собой, ну и отвёл душу !  Пикирования, горки, невесомость... Долго потом вспоминали тот полёт "сокола", после которого на машине все гайки пришлось подтягивать.

"Сокол" - это был позывной Василия для радиообмена в полёте. В те достопамятные времена лётчиков всех именовали соколами. Точнее говорили так: "сталинский сокол !" - и звучало это динамично, с вызовом. Потому то, наверное, и взял себе такой позывной Василий Сталин...

*   *   *

...Конец Августа 1942 года. Сталинград объявлен на осадном положении... Город горел. Авиация противника господствовала в воздухе. Именно в эти дни на одном из подмосковных аэродромов на очередное переформирование собрались пилоты 434-го истребительного авиаполка. Они прилетели сюда из - под Сталинграда - опытнейшие воздушные бойцы, которых собрал Василий Сталин ещё в Мае 1942 года.

Полком командовал Герой Советского Союза 23-летний Майор Иван Иванович Клещёв. Однако, находясь в непосредственном подчинении инспекции ВВС, руководство 434-м ИАП сначала осуществлял заместитель начальника инспекции Подполковник Пруцков, а с 13 Июля 1942 года - Василий Сталин.

Группа лётчиков 434-го ИАП, 1942 год.

В центре: командир 434-го ИАП Иван Клещёв.  Справа от него:
Василий Сталин - обнял боевого товарища Сашу Котова. 1942 год.

Как же работал этот один из сильнейших наших авиаполков под Сталинградом ?  По - разному. Скажем, с 1 Июня по 7 Июля 1942 года полком сбито 35 самолётов противника. Много это или мало - за месяц боевой работы ?   Ну вот, для сравнения, один вылет под Орлом группы самолётов во главе с Георгием Зиминым - он принёс в счёт 42-му полку сразу 70 уничтоженных вражеских машин.

Рентабельность любого хозяйства, как известно, определяется и по его затратам. На 35 сбитых машин противника было выпущено 180 реактивных снарядов, 7000 пушечных снарядов и 51 750 пулемётных патронов или: 5 РС, 200 снарядов и 1478 патронов на один самолёт...

Или вот, ещё пример, - для сравнения. 26 Июля 1943 года лётчикам полка был дан приказ прикрывать переправы в районе Калача. И за день полк насбивал, как за весь предыдущий месяц - 34 самолёта противника. Бывало и так !

А что же инспекция ?  Там знали о положении под Сталинградом, могли сообщить, что за три сентябрьских дня лётчики 434-го ИАП уничтожили в воздушных боях 44 самолёта противника. Какой ценой ?  Да всё той же - массового героизма. У нас ведь всё было массовое - ансамбль массовой песни и пляски, массовый кросс, массовый заплыв, массовая инициатива или инициатива масс. Ну и - массовый героизм. По этому поводу есть масса дессертаций, даже труд бывшего заместителя начальника ГлавПУРа, ныне весьма известного ниспровергателя прежних исторических и политических догм. У нас масса городов - героев. Поди, и страна у нас - Герой Советского Союза ?..

Клавдия Блинова, 1942 год
Клавдия Блинова, 1942 г.

Архивные документы 434-го авиаполка, лётные книжки оставшихся в живых пилотов скупыми строками фронтовых записей доводят до нас напряжение боёв в сталинградском небе:

...17 Сентября 1942 года. Майор Степан Микоян вылетел в паре с Клавдией Блиновой. Потом они же ходили на задание в составе звена. В тот день полк уничтожил 7 самолётов противника. Погибла командир звена Клавдия Нечаева.

18 Сентября. Полк прикрывал станцию Котлубань и уничтожил 15 вражеских самолётов. Погиб Володя Микоян ( младший брат Степана Микояна ). Был ранен Николай Шульженко.

19 Сентября. Опять Котлубань. Наши сбили 17 самолётов. Не вернулись Марикуца, Кузнецов, Команденко и Клещёв. Машину Ивана Клещёва подожгли в бою, он получил сильные ожоги, был ранен, выбросился с парашютом, но на следующий день добрался до своих.

Владимир Микоян, 1942 г.
Владимир Микоян, 1942 г.

20 Сентября. Сбито 12 самолётов противника. Не вернулись Николай Гарам, Иванов, Трутнёв.

21 Сентября. Сбито 9 самолётов противника. Не вернулся Долгушин.

25 Сентября. Полк прикрывал Котлубань, сопровождал на задание группу штурмовиков, вёл разведку противника. Василий Сталин вылетал на задание в паре с Николаем Власовым. Сбито 3 вражеских самолёта. Не вернулся Прокопенко...

Хорошо ли, плохо ли дрался 434-й истребительный авиаполк - вправе ли кто судить ?

К Октябрю 1942 года от полка почти ничего не осталось. Василий забрал в инспекцию трёх Героев Советского Союза - Долгушина, Гаранина и Баклана. С ними уехал и Степан Микоян. Остальные перелетели в Люберцы, где им предстояло освоить новый истребитель Як-9, - и снова на фронт...

К концу Октября полк был переименован. За бои под Сталинградом ему присвоили звание Гвардейского, и отныне он будет проходить во всех приказах как 32-й ГвИАП.

НазадЛиния

( С. В. Грибанов - "Заложники времени" )
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz