Но вернёмся к Гвардейцам 32-го истребительного. О боеспособности
полка Василий Сталин, вчерашний инспектор, вполне мог судить с первых дней работы.
Тем не менее враг не ждал. Воевать надо было, и командир вместе со своими Гвардейцами
включился в боевые действия. Сначала на Великолукском направлении. А с 10 Февраля
все части дивизии были брошены на Демянский плацдарм. Здесь враг сосредоточил большие
силы и вклинился в нашу оборону. С аэродрома Заборовье и началась боевая работа
32-го ГвИАП по ликвидации группировки противника.
Сохранились записи вылетов Василия Сталина в эти дни. Вот десяткой
истребители ушли на прикрытие наших войск в район Хмели. Взлетели в 13 часов 36
минут - Сталин, Герасимов, Якушин, Коробков, Домушин, Батов, Шишкин, Гнатенко,
Луцкий, Хользунов. Задание выполнили, а при возвращении попали в такой снегопад,
что свой аэродром не нашли и сели в Старой Торопе.
Странно читать о сыне И. В. Сталина обывательские импровизации.
Один весьма уважающий себя авиационный специалист поставил под сомнение сбитый
Василием самолёт, заявив в газетном интервью, что и летал - де Василий с няньками.
Добро бы рассуждал так дилетант, человек некомпетентный в лётных делах - а то
ведь лётчик ! Неужели неизвестно, что пилот - истребитель в боевой машине
всегда один. Если летят на задание парой, звеном или эскадрильей - так это принятые
боевые порядки. В той же паре ведомый - щит ведущего. А опытный ведущий разве бросит
в беде своего напарника ? Так кто же здесь нянька ?
26 Февраля Сталин вылетал на боевое задание с Ореховым и был тогда
ведущим пары. Орехов нянька ? Да, Владимир Александрович опытный воздушный
боец, на него можно положиться в любой схватке с противником. Но в тот же день
Василий летал со Степаном Михояном - и опять ведущим. А Степан - то совсем молодой
пилот ?.. Были боевые вылеты командира истребительного авиаполка В. И. Сталина в
паре с Власовым, Луцким, Якимовым. А то уходил на задания вообще один. Например,
8 и 9 Марта.
Вот один прелюбопытный документ тех лет: из политического донесения -
любимого жанра комиссара Стельмащука:
"2 Марта во время осмотра самолёта Як-9,
принадлежавшего командиру 3-го ГвИАП Гвардии Полковнику В. И. Сталину ( техник
самолёта - Старший техник - лейтенант Поваренкин ), обнаружено в соединении
первой тяги от хвоста рулей глубины воткнутое техническое шило, которое заклинивало
управление самолётом. Предварительным расследованием выяснилось, что самолёт
последний полёт имел 26 Февраля 1943 года. С тех пор на нем проводилась работа
по проверке шасси и съёмка бензобаков... Считаю: совершен акт с диверсионной
целью.
Необходимо немедленно: для личной охраны Гвардии Полковника Сталина,
штаба полка, самолётов Сталина и Капитана Микояна прикомандировать к полку 2 отделения
по 10 человек автоматчиков из внутренних войск НКВД. Заместитель командира 32-го ГвИАП
по политической части Гвардии Майор Стельмащук".
Василий Сталин в кабине самолёта Як-9, 1943 год. |
Произошло это 2 Марта. На следующий же день Василий вылетел на Як-9
патрулировать с Коробковым и Якушиным. Напряжение боевой работы истребителей 32-го
Гвардейского нарастало. Командиру полка было не до диверсантов...
В начале Марта Василий вылетает на задания почти ежедневно, иной
раз совершает по 3 - 4 боевых вылета. Об этом рассказывают многие штабные документы,
те же политдонесения. Так, 9 Марта Стельмащук сообщал в дивизию следующее:
"С 1 по 7 Марта было сделано на сопровождение
самолётов Ил-2 в район цели, а также прикрытие своих войск 227 боевых вылетов,
проведено 10 групповых воздушных боёв. Сбито 20 самолётов противника, из них ФВ-190 -
8 самолётов, Ме-109 - 12 самолётов. Образцы боевой работы показывали лётчики:
Гвардии Старший лейтенант Лепин, сбивший 2 самолёта Ме-109, Гвардии Капитан Почечуев,
сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109Ф, Гвардии лейтенант Марков, сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109,
Гвардии Младший лейтенант Разуванов, сбивший 2 самолёта ФВ-190. Один самолёт ФВ-190
сбит лично Гвардии Полковником Сталиным.
Исключительную отвагу проявил в воздушном бою 5 Марта в районе
Коломна и западнее коммуны имени Н. К. Крупской Герой Советского Союза Гвардии
Капитан Холодов. Патрулировавшие наши 4 самолёта, где старшим был тов. Холодов,
встретили до 5 Ме-109 и 5 ФВ-190. В завязавшемся неравном бою, видя явное
превосходство сил противника, после нескольких атак Гвардии Капитан Холодов
таранил Ме-109, сам выбросился с парашютом. Таран подтверждает пленный немецкий
лётчик, тоже выбросивщийся с парашютом.
В этом бою, беря пример со своего командира, Гвардии Капитан
Коваль пошёл на таран и уничтожил самолёт противника ФВ-190, отрубив ему винтом
хвост, сам произвёл посадку на р. Ловать. Был доставлен в тяжёлом состоянии в
госпиталь, поломав при посадке ввиду неуправляемости самолёта обе руки и ногу.
На тараненном немецком самолёте ФВ-190 пилотом оказался Майор. Таран подтверждают
командиры зенитной батареи и лётчики Лепин и Макаров..."
Далее Майор Стельмащук доносил в политотдел дивизии о делах на
земле: "Заседанием партийной комиссии принято в ряды ВКП(б) - 5 человек. Выпущен
1 номер стенгазеты. Вывод: политико - моральное состояние полка хорошее, лётчики
готовы выполнять любую задачу".
Полковник В. И. Сталин в кабине своего Як-9. 1943 год.
Да, комиссар 32-го Гвардейского авиаполка как всегда был педантичен
в своих политдонесениях: одна стенгазета, два тарана, две поломанные руки и одна нога...
Остается добавить, что тот боевой вылет, когда истребителям 32-го
Гвардейского пришлось таранить противника - дважды в одном бою ! - проходил на
высоте 200 метров и ниже. Они сошлись с большой группой Ме-109 и FW-190. Завязался
тяжёлый бой. Наши лётчики, как видно из политдонесения, стояли насмерть. Два
вражеских самолёта бойцы сбили тараном. Один "Фоккер", горящий от атаки Василия
Сталина, упал в районе деревни Семкина Горушка. Там же своё место нашёл и "Фоккер",
сбитый Младшим лейтенантом Вишняковым.
Назову всех участников того боевого вылета: Холодов, Макаров, Баклан,
Коваль, Сталин, Лапин, Шульженко, Вишняков. Кто же у кого в том бою был нянькой ?
На Калининском фронте в полку, братском с 32-м Гвардейским, ходил
в воздушные атаки лётчик Алексей Маресьев. Случайно в запылённых архивных папках
мне встретились как - то небольшие, в полтетрадного листа, донесения о результатах
одного воздушного боя, а точнее подтверждения о сбитых самолётах. Записка Алексея
Маресьева: что, где, когда. Записки всех участников воздушного боя: что лётчик
Маресьев действительно срезал того "Мессера". Так было принято - для контроля.
Сбитый самолёт противника засчитывался лётчику по свидетельствам штабов наземных
войск или партизан, и после подтверждения постов ВНОС. Случалось, что в процедуре
этой участвовали и непосредственно пострадавшие. Так, в воздушном бою над Семкиной
Горушкой таран Холодова подтвердил, например, сбитый им немецкий лётчик. Не подтвердил
бы - Герой Советского Союза Иван Холодов что таранил, что не таранил, ничего бы
ему могли тогда не засчитать.
Ну, а когда тебя самого сбивали и, допустим, приходилось выбрасываться
бог весть где, из горящей машины - что тогда ? Тоже какие - то подтверждения
требовались ?
Всенепременно ! И простого свидетельства очевидцев того,
скажем, как ты горел, как взрывался в воздухе вместе с боевой машиной - тут было
совсем недостаточно. Оправданием могла служить только смерть. Только осознанное
самоубийство. Девять граммов свинца, пущенные себе в висок, позволяли полковым
писарям подготовить похоронку матери, жене, детям, в которой можно было утверждать,
то ты - верный сын Отечества и погиб смертью храбрых.
Не случайно, почти каждое воспоминание людей, оказавшехся в плену,
начиналось с эдакого извинительного упоминания о потерянном пистолете, скажем, в
воздухе во время прыжка с парашютом или что - то в этом роде. Постулат Льва Мехлиса:
"У нас нет пленных - есть предатели !" - доводился политруками до сознания каждого,
кто готовился к схватке с врагом. Оправданий быть не могло...
ЭТИ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ...
Говорят, от состояния звёзд при рождении будут зависеть все твои
жизненные взлёты и падения. Под каким знаком родился - так и пойдёт. Не по этому
ли поводу премудрый Соломон заметил: мы едва можем постичь и то, что на земле, и
с трудом понимаем то, что под руками. А что на небесах - кто исследовал ?..
Так ли, не так - проследим в судьбе Василия Сталина один месяц -
Март. В этом месяце, 19-го числа 1921 года он родился. В Марте 1940 года окончил
Качинскую школу лётчиков и получил первичное воинское звание - Лейтенант. 11 Марта
1943 года его наградили орденом Александра Невского. 1 Марта 1946 года постановлением
Совнаркома СССР Василию Сталину присвоено воинское звание Генерал - Майор авиации.
5 Марта 1953 года умер его отец. 26 Марта того же года приказом Министра обороны
СССР Василия уволили из кадров Советской Армии. 19 Марта 1962 года он умер.
Такой получается расклад - без компьютера. Если же ещё обратиться
к хронике военных лет, к тому весеннему месяцу, когда в Россию возвращаются жаворонки,
заметим, что 5 Марта в воздушном бою над Семкиной Горушкой Василий Сталин одержал
одну из своих побед - сбил истребитель FW-190.
21 Марта пятёркой "Яков" Василий сопровождал правительственный
"Дуглас" на участке маршрута Калинин - Москва. Задание с ним выполняли тогда Власов,
Бабков, Орехов и Луцкий. Это был последний вылет Василия в компании лихих пилотяг,
которых он собрал в полк ещё под Сталинградом.
23 Марта поступило распоряжение: 32-му ГвИАП перелететь на подмосковный
аэродром Монино. Предстояло доукомплектование людьми, боевой техникой. 1-й истребительный
авиационный корпус, в который входил полк Сталина, выводили из боёв - начиналась
подготовка к Курской битве. Но вместо аэродрома Монино Василий приземлился всем
полком на одном из полевых аэродромов. "Пилотам надо отдохнуть !" - принял он
командирское решение. И отдохнули...
Выписка из политдонесения о чрезвычайном происшествии в 32-м
Гвардейском истребительном авиаполку:
"Происшествие произошло при следующих
обстоятельствах. 4 Апреля 1943 года в 15 часов 30 минут группа лётного состава,
состоящая из командира АП Полковника В. И. Сталина, Героя Советского Союза
Подполковника Н. Власова, заместителя командира 3-й АЭ Героя Советского Союза
Капитана А. Я. Баклана, заместителя командира 2-й АЭ Героя Советского Союза
Капитана А. Г. Котова, заместителя командира 1-й АЭ Героя Советского Союза В. И.
Гаранина, командира звена Старшего лейтенанта А. П. Шишкина, инженера по
вооружению полка инженер - капитана Е. И. Разина, вышли на реку Селижаровка,
находящуюся в 1,5 км от аэродрома, на рыбную ловлю.
Бросая в воду гранаты и реактивные снаряды, глушили рыбу, собирая
её у берега сачком. Перед бросанием реактивного снаряда инженер - капитан Разин
предварительно ставил кольцо капсуля детанатора на максимальное замедление ( 22
секунды ), отворачивал ветрянку, а затем бросал снаряд в воду. Так им лично было
брошено 3 реактивных снаряда. Готовясь к броску последнего реактивного снаряда,
инженер - капитан вывернул ветрянку - мгновенно произошёл взрыв в руке, в результате
чего 1 человек был убит, 1 тяжело и 1 легко ранен..."
Такое вот получилось приключение на рыбалке у реки. Тем, легко
раненным в лихой компании воздушных бойцов, выпало быть Василию. Осколком реактивного
снаряда ему раздробило пятку правой ноги.
Да, что - то видно недосмотрел, что - то недодумал комиссар Стельмащук
в плане культурно - массовой работы среди личного состава 32-го ГвИАП. Вроде бы
индивидуальных бесед на душу каждого Гвардейца, докладов и лекций - в том числе
тайно рекомендуемых ПУРККА, - было достаточно. Словом, из пунктов по мерам, впредь
предотвращающим подобное, политработники наметили "ряд мероприятий по использованию
культурного отдыха и занятий для части лётного состава, временно не выполняющего
боевые задания".
Одной из проверенных форм в использовании этого отдыха оставалось
любимое его организаторами мероприятие - перетягивание каната. Тянуть его можно
было целыми эскадрильями, а то и полками. Один полк тянет в одну сторону, другой -
в другую. Любо - дорого смотреть ! Почти целую дивизию делом заняли. Ещё
рекомендовались массовые забеги и заплывы. Погрузил в воду весь боевой коллектив -
а ну, кто скорей ? Пусть себе плавают...
После похорон погибшего лётчика, начальство обычно разрешало
психологическую разгрузку танцами - до упаду. Иногда девчата из соседних с аэродромом
деревень, не зная истинных причин сих мероприятий, спрашивали пилотов: "Что - то
давно у вас танцев не было ?.."
Василию Сталину психологическую разгрузку после той рыбалки снова
определил отец. Очевидно, дела более важные, чем заботы о благоустройстве сына
своего, преследовали Иосифа Сталина, если о происшествии на рыбалке и ранении
Василия он узнал только спустя 2 месяца.
И всё же, узнав о "чепэ" на рыбалке - Лаврентий Берия подсуетился,
заложил Василия, - Сталин проявил внимание к сыну: его освободили от командования
полком и назначили рядовым лётчиком - инструктором 193-го авиаполка. Распоряжение
отца было краткое: "Освободить и без моего личного разрешения на самостоятельную
работу не назначать. Сталин"...
| ( С. В. Грибанов - "Заложники времени" ) | |
|