Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

НАД СЕМКИНОЙ ГОРУШКОЙ

Но вернёмся к Гвардейцам 32-го истребительного. О боеспособности полка Василий Сталин, вчерашний инспектор, вполне мог судить с первых дней работы. Тем не менее враг не ждал. Воевать надо было, и командир вместе со своими Гвардейцами включился в боевые действия. Сначала на Великолукском направлении. А с 10 Февраля все части дивизии были брошены на Демянский плацдарм. Здесь враг сосредоточил большие силы и вклинился в нашу оборону. С аэродрома Заборовье и началась боевая работа 32-го ГвИАП по ликвидации группировки противника.

Сохранились записи вылетов Василия Сталина в эти дни. Вот десяткой истребители ушли на прикрытие наших войск в район Хмели. Взлетели в 13 часов 36 минут - Сталин, Герасимов, Якушин, Коробков, Домушин, Батов, Шишкин, Гнатенко, Луцкий, Хользунов. Задание выполнили, а при возвращении попали в такой снегопад, что свой аэродром не нашли и сели в Старой Торопе.

Странно читать о сыне И. В. Сталина обывательские импровизации. Один весьма уважающий себя авиационный специалист поставил под сомнение сбитый Василием самолёт, заявив в газетном интервью, что и летал - де Василий с няньками. Добро бы рассуждал так дилетант, человек некомпетентный в лётных делах - а то ведь лётчик !  Неужели неизвестно, что пилот - истребитель в боевой машине всегда один. Если летят на задание парой, звеном или эскадрильей - так это принятые боевые порядки. В той же паре ведомый - щит ведущего. А опытный ведущий разве бросит в беде своего напарника ?  Так кто же здесь нянька ?

26 Февраля Сталин вылетал на боевое задание с Ореховым и был тогда ведущим пары. Орехов нянька ?  Да, Владимир Александрович опытный воздушный боец, на него можно положиться в любой схватке с противником. Но в тот же день Василий летал со Степаном Михояном - и опять ведущим. А Степан - то совсем молодой пилот ?.. Были боевые вылеты командира истребительного авиаполка В. И. Сталина в паре с Власовым, Луцким, Якимовым. А то уходил на задания вообще один. Например, 8 и 9 Марта.

Вот один прелюбопытный документ тех лет: из политического донесения - любимого жанра комиссара Стельмащука:

"2 Марта во время осмотра самолёта Як-9, принадлежавшего командиру 3-го ГвИАП Гвардии Полковнику В. И. Сталину ( техник самолёта - Старший техник - лейтенант Поваренкин ), обнаружено в соединении первой тяги от хвоста рулей глубины воткнутое техническое шило, которое заклинивало управление самолётом. Предварительным расследованием выяснилось, что самолёт последний полёт имел 26 Февраля 1943 года. С тех пор на нем проводилась работа по проверке шасси и съёмка бензобаков... Считаю: совершен акт с диверсионной целью.

Необходимо немедленно: для личной охраны Гвардии Полковника Сталина, штаба полка, самолётов Сталина и Капитана Микояна прикомандировать к полку 2 отделения по 10 человек автоматчиков из внутренних войск НКВД. Заместитель командира 32-го ГвИАП по политической части Гвардии Майор Стельмащук".

Василий Сталин в самолёте Як-9, 1943 год.
Василий Сталин в кабине самолёта Як-9, 1943 год.

Произошло это 2 Марта. На следующий же день Василий вылетел на Як-9 патрулировать с Коробковым и Якушиным. Напряжение боевой работы истребителей 32-го Гвардейского нарастало. Командиру полка было не до диверсантов...

В начале Марта Василий вылетает на задания почти ежедневно, иной раз совершает по 3 - 4 боевых вылета. Об этом рассказывают многие штабные документы, те же политдонесения. Так, 9 Марта Стельмащук сообщал в дивизию следующее:

"С 1 по 7 Марта было сделано на сопровождение самолётов Ил-2 в район цели, а также прикрытие своих войск 227 боевых вылетов, проведено 10 групповых воздушных боёв. Сбито 20 самолётов противника, из них ФВ-190 - 8 самолётов, Ме-109 - 12 самолётов. Образцы боевой работы показывали лётчики: Гвардии Старший лейтенант Лепин, сбивший 2 самолёта Ме-109, Гвардии Капитан Почечуев, сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109Ф, Гвардии лейтенант Марков, сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, Гвардии Младший лейтенант Разуванов, сбивший 2 самолёта ФВ-190. Один самолёт ФВ-190 сбит лично Гвардии Полковником Сталиным.

Исключительную отвагу проявил в воздушном бою 5 Марта в районе Коломна и западнее коммуны имени Н. К. Крупской Герой Советского Союза Гвардии Капитан Холодов. Патрулировавшие наши 4 самолёта, где старшим был тов. Холодов, встретили до 5 Ме-109 и 5 ФВ-190. В завязавшемся неравном бою, видя явное превосходство сил противника, после нескольких атак Гвардии Капитан Холодов таранил Ме-109, сам выбросился с парашютом. Таран подтверждает пленный немецкий лётчик, тоже выбросивщийся с парашютом.

В этом бою, беря пример со своего командира, Гвардии Капитан Коваль пошёл на таран и уничтожил самолёт противника ФВ-190, отрубив ему винтом хвост, сам произвёл посадку на р. Ловать. Был доставлен в тяжёлом состоянии в госпиталь, поломав при посадке ввиду неуправляемости самолёта обе руки и ногу. На тараненном немецком самолёте ФВ-190 пилотом оказался Майор. Таран подтверждают командиры зенитной батареи и лётчики Лепин и Макаров..."

Далее Майор Стельмащук доносил в политотдел дивизии о делах на земле: "Заседанием партийной комиссии принято в ряды ВКП(б) - 5 человек. Выпущен 1 номер стенгазеты. Вывод: политико - моральное состояние полка хорошее, лётчики готовы выполнять любую задачу".

В.И.Сталин в кабине своего Як-9.

Полковник В. И. Сталин в кабине своего Як-9.  1943 год.

Да, комиссар 32-го Гвардейского авиаполка как всегда был педантичен в своих политдонесениях: одна стенгазета, два тарана, две поломанные руки и одна нога...

Остается добавить, что тот боевой вылет, когда истребителям 32-го Гвардейского пришлось таранить противника - дважды в одном бою ! - проходил на высоте 200 метров и ниже. Они сошлись с большой группой Ме-109 и FW-190. Завязался тяжёлый бой. Наши лётчики, как видно из политдонесения, стояли насмерть. Два вражеских самолёта бойцы сбили тараном. Один "Фоккер", горящий от атаки Василия Сталина, упал в районе деревни Семкина Горушка. Там же своё место нашёл и "Фоккер", сбитый Младшим лейтенантом Вишняковым.

Назову всех участников того боевого вылета: Холодов, Макаров, Баклан, Коваль, Сталин, Лапин, Шульженко, Вишняков. Кто же у кого в том бою был нянькой ?

На Калининском фронте в полку, братском с 32-м Гвардейским, ходил в воздушные атаки лётчик Алексей Маресьев. Случайно в запылённых архивных папках мне встретились как - то небольшие, в полтетрадного листа, донесения о результатах одного воздушного боя, а точнее подтверждения о сбитых самолётах. Записка Алексея Маресьева: что, где, когда. Записки всех участников воздушного боя: что лётчик Маресьев действительно срезал того "Мессера". Так было принято - для контроля. Сбитый самолёт противника засчитывался лётчику по свидетельствам штабов наземных войск или партизан, и после подтверждения постов ВНОС. Случалось, что в процедуре этой участвовали и непосредственно пострадавшие. Так, в воздушном бою над Семкиной Горушкой таран Холодова подтвердил, например, сбитый им немецкий лётчик. Не подтвердил бы - Герой Советского Союза Иван Холодов что таранил, что не таранил, ничего бы ему могли тогда не засчитать.

Ну, а когда тебя самого сбивали и, допустим, приходилось выбрасываться бог весть где, из горящей машины - что тогда ?  Тоже какие - то подтверждения требовались ?

Всенепременно !  И простого свидетельства очевидцев того, скажем, как ты горел, как взрывался в воздухе вместе с боевой машиной - тут было совсем недостаточно. Оправданием могла служить только смерть. Только осознанное самоубийство. Девять граммов свинца, пущенные себе в висок, позволяли полковым писарям подготовить похоронку матери, жене, детям, в которой можно было утверждать, то ты - верный сын Отечества и погиб смертью храбрых.

Не случайно, почти каждое воспоминание людей, оказавшехся в плену, начиналось с эдакого извинительного упоминания о потерянном пистолете, скажем, в воздухе во время прыжка с парашютом или что - то в этом роде. Постулат Льва Мехлиса: "У нас нет пленных - есть предатели !" - доводился политруками до сознания каждого, кто готовился к схватке с врагом. Оправданий быть не могло...


ЭТИ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ...

Говорят, от состояния звёзд при рождении будут зависеть все твои жизненные взлёты и падения. Под каким знаком родился - так и пойдёт. Не по этому ли поводу премудрый Соломон заметил: мы едва можем постичь и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками. А что на небесах - кто исследовал ?..

Так ли, не так - проследим в судьбе Василия Сталина один месяц - Март. В этом месяце, 19-го числа 1921 года он родился. В Марте 1940 года окончил Качинскую школу лётчиков и получил первичное воинское звание - Лейтенант. 11 Марта 1943 года его наградили орденом Александра Невского. 1 Марта 1946 года постановлением Совнаркома СССР Василию Сталину присвоено воинское звание Генерал - Майор авиации. 5 Марта 1953 года умер его отец. 26 Марта того же года приказом Министра обороны СССР Василия уволили из кадров Советской Армии. 19 Марта 1962 года он умер.

Такой получается расклад - без компьютера. Если же ещё обратиться к хронике военных лет, к тому весеннему месяцу, когда в Россию возвращаются жаворонки, заметим, что 5 Марта в воздушном бою над Семкиной Горушкой Василий Сталин одержал одну из своих побед - сбил истребитель FW-190.

21 Марта пятёркой "Яков" Василий сопровождал правительственный "Дуглас" на участке маршрута Калинин - Москва. Задание с ним выполняли тогда Власов, Бабков, Орехов и Луцкий. Это был последний вылет Василия в компании лихих пилотяг, которых он собрал в полк ещё под Сталинградом.

23 Марта поступило распоряжение: 32-му ГвИАП перелететь на подмосковный аэродром Монино. Предстояло доукомплектование людьми, боевой техникой. 1-й истребительный авиационный корпус, в который входил полк Сталина, выводили из боёв - начиналась подготовка к Курской битве. Но вместо аэродрома Монино Василий приземлился всем полком на одном из полевых аэродромов. "Пилотам надо отдохнуть !" - принял он командирское решение. И отдохнули...

Выписка из политдонесения о чрезвычайном происшествии в 32-м Гвардейском истребительном авиаполку:

"Происшествие произошло при следующих обстоятельствах. 4 Апреля 1943 года в 15 часов 30 минут группа лётного состава, состоящая из командира АП Полковника В. И. Сталина, Героя Советского Союза Подполковника Н. Власова, заместителя командира 3-й АЭ Героя Советского Союза Капитана А. Я. Баклана, заместителя командира 2-й АЭ Героя Советского Союза Капитана А. Г. Котова, заместителя командира 1-й АЭ Героя Советского Союза В. И. Гаранина, командира звена Старшего лейтенанта А. П. Шишкина, инженера по вооружению полка инженер - капитана Е. И. Разина, вышли на реку Селижаровка, находящуюся в 1,5 км от аэродрома, на рыбную ловлю.

Бросая в воду гранаты и реактивные снаряды, глушили рыбу, собирая её у берега сачком. Перед бросанием реактивного снаряда инженер - капитан Разин предварительно ставил кольцо капсуля детанатора на максимальное замедление ( 22 секунды ), отворачивал ветрянку, а затем бросал снаряд в воду. Так им лично было брошено 3 реактивных снаряда. Готовясь к броску последнего реактивного снаряда, инженер - капитан вывернул ветрянку - мгновенно произошёл взрыв в руке, в результате чего 1 человек был убит, 1 тяжело и 1 легко ранен..."

Такое вот получилось приключение на рыбалке у реки. Тем, легко раненным в лихой компании воздушных бойцов, выпало быть Василию. Осколком реактивного снаряда ему раздробило пятку правой ноги.

Да, что - то видно недосмотрел, что - то недодумал комиссар Стельмащук в плане культурно - массовой работы среди личного состава 32-го ГвИАП. Вроде бы индивидуальных бесед на душу каждого Гвардейца, докладов и лекций - в том числе тайно рекомендуемых ПУРККА, - было достаточно. Словом, из пунктов по мерам, впредь предотвращающим подобное, политработники наметили "ряд мероприятий по использованию культурного отдыха и занятий для части лётного состава, временно не выполняющего боевые задания".

Одной из проверенных форм в использовании этого отдыха оставалось любимое его организаторами мероприятие - перетягивание каната. Тянуть его можно было целыми эскадрильями, а то и полками. Один полк тянет в одну сторону, другой - в другую. Любо - дорого смотреть !  Почти целую дивизию делом заняли. Ещё рекомендовались массовые забеги и заплывы. Погрузил в воду весь боевой коллектив - а ну, кто скорей ?  Пусть себе плавают...

После похорон погибшего лётчика, начальство обычно разрешало психологическую разгрузку танцами - до упаду. Иногда девчата из соседних с аэродромом деревень, не зная истинных причин сих мероприятий, спрашивали пилотов: "Что - то давно у вас танцев не было ?.."

Василию Сталину психологическую разгрузку после той рыбалки снова определил отец. Очевидно, дела более важные, чем заботы о благоустройстве сына своего, преследовали Иосифа Сталина, если о происшествии на рыбалке и ранении Василия он узнал только спустя 2 месяца.

И всё же, узнав о "чепэ" на рыбалке - Лаврентий Берия подсуетился, заложил Василия, - Сталин проявил внимание к сыну: его освободили от командования полком и назначили рядовым лётчиком - инструктором 193-го авиаполка. Распоряжение отца было краткое: "Освободить и без моего личного разрешения на самостоятельную работу не назначать. Сталин"...

НазадЛиния

( С. В. Грибанов - "Заложники времени" )
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz