На пороге победы - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

НА ПОРОГЕ ПОБЕДЫ...

В конце Февраля 1945 года Василию Сталину пришлось распрощаться с боевыми друзьями - Гвардейцами 3-й истребительной авиадивизии. Он получил назначение командовать авиационной дивизией в Воздушной армии С. И. Руденко, действовавшей в составе 1-го Белорусского фронта на Берлинском направлении.

"Выпускник Качинского училища, Василий Иосифович, - пишет Маршал авиации Руденко в своих воспоминаниях, - начал войну инспектором - лётчиком, под Сталинградом командовал 32-м Гвардейским полком, потом 3-й Гвардейской дивизией.

В ходе боёв под Берлином он возглавил 286-ю истребительную дивизию. За успешные действия был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Суворова 1-й степени, польским крестом Грюнвальда".

Как - то, в личной беседе, Сергей Игнатьевич охарактеризовал своего подчинённого так: "Вася был умный парень...". Почти так же сказал однажды Генерал - Полковник медицинской службы Е. И. Смирнов, после войны ставший министром здравоохранения СССР, который часто бывал в семье Иосифа Виссарионовича и знал Василия очень хорошо: "Василий был умный, способный. Но его никто не воспитывал: матери не было, отцу было некогда..."

Василий Сталин с отцом
Генеральный секретарь ВКП(б) с сыном.

Коль уж зашла речь о воспитании нашего героя, приведу выдержку из письма А. Г. Котова. Как - то Василий завёл с другом такой разговор: "Отец на меня жалуется, говорит, что я горяч, не выдержан, веду себя не как положено. А кто в этом виноват ?  От кого я мог быть хорошо воспитан ?  Сам он не занимался нашим воспитанием - у него работа. После смерти матери отдал нас на воспитание во второй интернациональный дом - вместе с испанскими детьми.

Затем нас воспитывала беззубая немка и рязанский милиционер, который научил меня пить водку и шляться по бабам. Вот и всё моё воспитание. Хорошо хоть немного подправила пробелы в этом Качинская школа, где мне не давали поблажек..."

После войны, как рассказывают нынче все, кому не лень, сын Сталина окончательно запил да загулял. Словом, всё, как у отпрысков руководящей партийной элиты времён Хрущёва - Брежнева, - нынешним - то сам бог повелел !

А. Г. Котов
Александр Котов

И всё же из песни слова не выкинешь. Оставался лётчик Василий предан своим однокашникам, с кем летал ещё в Каче, бесстрашным пилотягой, с кем ходили в атаки по фронтам войны. Не забыл он и Сашу Котова.

После тяжёлого ранения Александр Григорьевич вернулся в родную деревню. Прикованный к постели, он, казалось, навсегда уже был вычиркнут из жизни. Но спустя 2 года усилием воли Котов сделал первый шаг - ноги ожили. А вскоре его отыскал Василий и вернул в строй, в родную его стихию.

"Человек он был противоречивый: вспыльчивый, резкий, но добрый, - пишет Александр Григорьевич. - Он терпеть не мог недисциплинированности, разгельдяйства. Многим от него попадало. Но многие товарищи из нашей среды обязаны ему своим ростом".

Заметим, эти характеристики Василия Сталина сделаны в годы, когда уже не было ни его грозного батюшки, ни самого Василия. Врать не требовалось - всё давно развенчано, что нужно - оплёвано.

Ну а если при жизни - так ли всё неправда ?  Вот, к примеру, из аттестации на комдива Сталина:

"За первое полугодие 1946 года проведено 22 лётно - тактических учения, все они прошли организованно, без происшествий. В целом дивизия по выполнению плана всех видов учебно - боевой подготовки занимает 1-е место в корпусе. За время, прошедшее после войны, 286-я дивизия заметно выросла, стала более организованной. Лётный состав полностью подготовлен к выполнению боевых задач на средних высотах, 40% лётчиков могут летать на больших высотах и в сложных метеоусловиях.

Сам Генерал - Майор авиации В. И. Сталин обладает хорошими организаторскими способностями, оперативно - тактическая подготовка хорошая. Свой боевой опыт умело передаёт лётному составу. В работе энергичен и инициативен, этих же качеств добивается от подчинённых. В своей работе большое внимание уделяет новой технике, нередко подаёт новаторские мысли и настойчиво проводит их в жизнь. Лётную работу организует смело и методически правильно".

В этой же аттестации высказана озабоченность состоянием здоровья Василия Сталина, отмечено, что он вспыльчив, не всегда умеет себя сдерживать, с подчинёнными допускает грубость, а иногда слишком доверяет им.

А в общем Василий Иосифович "дисциплинирован, идиологически выдержан, морально устойчив".  Вывод: "Занимаемой должности вполне соответствует, может быть назначен на повышение, целесообразно было бы использовать в инспекторском аппарате Главного управления ВВС Красной Армии".

Аттестация - хоть Героя давай. Написал её Генерал Е. Я. Савицкий.

Позже - уже Маршал - Савицкий в интервью корреспонденту одной из московских газет так охарактеризовал сына Сталина - в тюрьму не примут !   Когда Маршалу напомнили его былые слова о Василии, он откровенно признался, мол, попробуй напиши на него тогда плохую характеристику.

Евгения Яковлевича понять можно. Интервью он давал в пору гласности и ускорения, а аттистацию - при жизни Сталина. Впрочем, и в культовую эпоху были люди, мыслившие без оглядки, и в те времена существовал нравственный барьер, переступить который соглашался не всякий. Тот же командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал Е. М. Белецкий. Отметив положительные качества Полковника В. И. Сталина, он закатил в характеристике его столько недостатков, что на целую роту хватило бы, и подчеркнул, что эти недостатки снижают авторитет комдива, что они несовместимы с занимаемой им должностью.

Ну, скажем, такое: "Недостаточно глубокое изучение людей, а также не всегда серъёзный подход к подбору кадров, особенно штабных работников, приводили к частым перемещениям офицерского состава в должностях. Это в достаточной мере не способствовало сколачиванию штабов.

В личной жизни допускает поступки, не совместимые с занимаемой должностью командира дивизии, имелись случаи нетактичного поведения на вечерах лётного состава, грубости по отношению к отдельным офицерам, имелся случай легкомысленного поведения - выезд на тракторе с аэродрома в гор. Шауляй с конфликтом и дракой с контрольным постом НКВД..."  И так далее.

Генерал Белецкий эту характеристику подписал в конце Января 1945 года, когда Василий переходил в корпус Савицкого. Под знамёнами Евгения Яковлевича Гвардии Полковник В. И. Сталин будет служить полтора года в Германии. Старейший авиационный инженер Генерал Печенко припоминает: "В конце войны у стен Берлина я познакомился с Генералом Е. Я. Савицким. Он тогда командовал истребительным корпусом, в состав которого входила дивизия В. И. Сталина. Савицкий и Сталин дружили. В наших разговорах он довольно подробно характеризовал своего подчинённого и друга. Летал Василий смело и охотно, но количество его полётов ограничивалось руководством, хотя никаких указаний со строны его отца на этот счёт не было. По словам Е. Я. Савицкого, Василий обладал хорошими организаторскими способностями и волевыми качествами..."

Дружеские отношения Евгения Яковлевича с Василием сохранятся надолго - до самой смерти Иосифа Виссарионовича... А пока Полковник В. И. Сталин принимал вышеназнанную дивизию. Началась подготовка к наступательной операции на Берлинском направлении. Остриё стрел, начертанных штабистами под Москвой и Сталинградом, наконец - то подтянулись на их картах к столице Германии. А вскоре война и закончилась...


В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ...

После окончания войны, 286-я авиационная дивизия Василия Сталина была оставлена в Германии, в Группе советских оккупационных войск. Он продолжал готовить свои боевые полки без скидок на мирное время. Лётчики хорошо овладели всеми видами стрельб по воздушным и наземным целям. Командир авиационного корпуса Генерал Савицкий доволен успехами дивизии, её молодым, но уже сложившимся командиром.

Не только в корпусе, но и во всей 16-й Воздушной армии дивизия Василия Сталина занимает по боевой подготовке ведущее место. Командующий Генерал - Полковник авиации С. И. Руденко считает, что комдив достоин продвижения на должность командира корпуса. Но рекомендует изжить недостатки, которые у Василия замечены: допускает грубость в обращении с подчинёнными, иногда слишком доверчив. И то и другое в работе не годится.

Но всё - таки командование отдаёт приказ о назначении Генерала В. И. Сталина командиром 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса, которым тогда командовал Герой Советского Союза Генерал Г. Н Захаров ( его переводили в Москву ).

После года работы командиром авиакорпуса Василия Сталина назначили помошником командующего Московского военного округа по строевой части. Помимо всех прочих дел в его обязанности входила физическая подготовка личного состава округа. И Василий энергично принялся за эту работу.

Он практически возглавил всю спортивную работу авиаторов округа. По его инициативе началось сооружение спортивного комплекса на Ленинградском проспекте, ныне принадлежащий ЦСКА. Из веллинговского ангара сделали манеж, затем построили бассейн, заложили фундамент первого в стране катка с искусственным льдом - это в Чапаевском переулке. Под личным контролем Василия началось формирование спортивных команд ВВС. Футбольная команда лётчиков уже в 1947 году перешла в Высшую лигу.

В 1948 году Василий Сталин становится командующим Московского военного округа. А в 1949 году - он избран ещё и депутатом Верховного Совета СССР. Теперь он занимался и общественными делами. Раз в неделю он аккуратно являлся в приёмную, встречался там со своими избирателями и, как правило, разрешал многие их проблемы.

В жизнь штаба ВВС округа он тоже внёс свой энергичный задор. Василий был молод, у него хватало энергии организовывать и коллективные посещения театров, концертов, вечеров отдыха, выезды на охоту. В штабе ВВС его распоряжением открылись книжный киоск, затем театральная касса.

Порой, когда читаешь в переодике о жизни Василия в эти годы, складывается впечатление, что не жизнь у него была, а сплошная пьянка. Хорошо бы нынешние трезвенники успевали столько сделать, сколько успевал и успел этот "наследный принц". А он, между прочим, руководил ещё и боевой подготовкой округа, по - прежнему много летал сам, его избрали и председателем Федерации конного спорта СССР.

*   *   *

В.И.Сталин

В Мае 1952 года готовился пролёт над Красной площадью нашей новейшей боевой техники. Предполагалось, что пройдёт дивизия Ту-4 от дальней авиации, затем дивизия новых фронтовых бомбардировщиков Ил-28 и под занавес истребители МиГ-15. В тот день с утра небо зятянуло облачностью. Был сильный ветер. Командование сомневалось - поднимать ли в воздух такую армаду. Ведь малейшая ошибка - и могло случиться непоправимое. Но расчёт производился лучшими военными штурманами - с точностью до секунд, и Василий Сталин решил работать... О том, что произошло дальше, рассказывает участник того парада, начальник главного контрольного пункта Полковник Борис Арсентьевич Морозов:

"Первым взлетел и точно прошёл над Красной площадью сам Василий. За ним следовала дивизия Ту-4. Но бомбёры растянулись на петле - последний полк отстал секунд на 30, и нагнать ушедших вперёд было уже трудно. А летели низко: высота была всего метров 600. Тут, гляжу, появилась группа Ил-28 Генерала С. Ф. Долгушина. Что делать ?  Пустить их - они столкнутся с Ту-4. Скорость - то у "Илов" больше. Я принял решение не пускать группу Долгушина. Дал им команду на разворот влево и отправил всех в Монино..."

Дальше дело развернулось не лучшим образом. Полковник Морозов распорядился: "Пробивай эту плёнку !" - рассчитывая, что "Илы" соберутся, как всегда, на так называемой петле. Но они решили выполнить это под облаками. В результате самолёты перемешались. Один на малой высоте зацепил за сосну да так и прилетел с ней, другой обломал на своей машине трубку ПВД - приёмника воздушного давления. А 2 Ил-28 и того хуже - разбились при посадке...

В.И.Сталин за штурвалом Ту-4.

Василий Сталин за штурвалом бомбардировщика Ту-4.

Василий Сталин успел спросить по радио: "Что там у тебя ?"   Морозов ответил коротко: "Каша..."  И тут же звонит Главком Жигарев: "Почему не прошёл Долгушин ?  Пусть мне и министру обороны рапортом доложит !"

Только Алексей Микоян лихо прошёл тогда над главной площадью страны с группой МиГ-15. Сориентироваться ему в воздухе помог Морозов. Вспоминает Борис Арсентьевич:

"Едва "Илы" улетели, гляжу Лёша чешет со своим полком. Да вывалился откуда - то под углом в 90 градусов... Я командую: "Разворот вправо на 90, на - чали !.."  Поставил курс - и полк истребителей, едва не цепляя за шпили Исторического музея, с рёвом и грохотом пронёсся над площадью...

После воздушного парада всё его руководство собрал Министр обороны Булганин. Состоялась эмоциональная массовая порка. В итоге заместителю министра обороны Маршалу Василевскому за отсутствие руководства командованием ВВС объявили выговор; Главкому ВВС Генерал - Полковнику авиации Жигареву за отсутствие руководства парада - тоже выговор; Генералу Сталину за плохое проведение парада - выговор. Только действия Полковника Морозова в той обстановке решено было считать правильными.

Но все эти выговоры, как подсказывает житейский опыт, приходят и уходят. А вот командующего авиацией округа Генерала В. И. Сталина наказание ждало похуже. В той напряжённой обстановке, сложившейся в воздухе в минуты парада, Василий закатил в эфир не слишком изысканную на слух фразу. Она долетела до отца. Иосиф Виссарионович поинтересовался, кто так "нэкрасыво" ругается. "Ваш сынок", - услужливо доложили ему. Никаких дополнений и изменений Сталину больше не требовалось. Принято было за основу. И тут же последовало распоряжение - от полётов Василия отстранить, с должности командующего округом снять и отослать на Дальний Восток, в самый дикий угол.

Потом что - то спасло Василия, может, смилостивился отец. Во всяком случае, письменный приказ ни от кого не поступил, и тогда его зачислили в Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. От академии Василий отказался. Этого его эмоционального протеста против решения отца оказалось достаточно. Больше он никогда не летал...

НазадЛиния

( С. В. Грибанов - "Заложники времени" )
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz