КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Акаев Юсуп Абдулабекович |
Родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск ( Дагестан ) в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал учителем. В 1941 году окончил юридическую школу. С 1941 года в рядах Военно - Морского Флота. В 1942 году окончил военно - морское авиационное училище лётчиков. С сентября 1943 года на фронтах Великой Отесчественной войны. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском. Затем сражался на Балтике. К июлю 1944 года командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) капитан Ю. А. Акаев совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины, 4 самолёта, 5 торпедных катеров и много другой боевой техники противника. 19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВМФ. С 1948 года майор Ю. А. Акаев - в отставке. Умер 19 ноября 1949 года. Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища. Его имя носят школа № 7 в городе Кизилюрт и совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана. Имя Героя носит базовый тральщик проекта 1265. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Перечитываю пожелтевшие от времени газеты, документы и передо мной раскрываются картины суровых дней Великой Отечественной войны. В документах - имена героев и описания их боевых дел, исполненных подлинно эпической отваги и мужества. Читаю. Вслед за именами, как живые, встают образы героев. В летопись Великой Отечественной войны немало славных боевых страниц вписали бесстрашные соколы Военно - Воздушных Сил и Военно - Морского Флота. Вместе с прославленными лётчиками морской авиации дважды Героем Советского Союза Нельсоном Степаняном, Героями Советского Союза Поповым, Удальцовым, Гургенидзе, Симоняном, Старостиным, Сокаевым, полковниками Кибизовым, Фолькииым, Чеповым и многими другими защищал Родину и дагестанец Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Он начал свой боевой путь на Чёрном море. Акаев пришёл в часть в разгар смертельных схваток за город Новороссийск и 25 октября 1943 года совершил первый боевой вылет. Перед ним, как говорят документы, в тот день была поставлена задача: бомбово - штурмовым ударом потопить плавсредства противника в порту Тамань. Восьмёрку "Илов" ведёт старший лейтенант Ивачев. Ясное утро. В голубом небе, словно лебеди, плывут облака. Так хочется жить в этот солнечный, светлый день, но не о солнце, облаках и лебедях думали люди, летевшие впервые на боевое задание. Суровы и серьёзны их лица. Долг перед Родиной превыше всего. Вот она - цель. Вспышками зенитных разрывов и трассами "эрликонов" встретила смельчаков Тамань. Но огонь не задержал их. Самолёты пошли в пике. Заход за заходом идут лётчики на цель, и над портом подымаются 3 огромной силы взрыва - поражены 3 быстроходных десантных баржи. Лётчики возвращаются. Боевое крещение получено. С этого памятного дня боевой счёт Юсупа Акаева растёт день за днем. Он сражается на Чёрном море, затем на Балтийском. Идут бои за Севастополь, Керчь, Феодосию, Выборг, Таллин, Клайпеду, Пиллау. В этих боях растёт и боевое мастерство Акаева. Один из декабрьских дней 1943 года, когда шестёрка Ил-2, пустив на дно 4 торпедных катера, без потерь вернулась на аэродром, стал днём рождения нового способа бомбометания. Оно стало осуществляться с малых высот. Впоследствии этим способом морские лётчики потопили сотни вражеских кораблей и на Чёрном море, и на Балтике, и на Севере, и на Дальнем Востоке, но рождён был этот метод в полётах на Феодосию, и это означало достижение наивысшей эффективности бомбометания. В борьбе за это есть вклад и Юсупа Акаева. Снова листаю старые документы. Вот она, ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года. Началась десантная операция на Крым. В глубокой темноте отряды черноморских моряков высаживаются на восточном берегу Керченского полуострова. Необходимо обеспечить снабжение нашего десанта морским путем. Фашисты принимают контрмеры. Они сосредоточивают свои морские силы, особенно торпедные катера, в Феодосии и Киик - Атлама. На помощь нашим десантникам теперь должны прийти лётчики. Перед частью, в которой служит Юсуп Акаев, ставится боевая задача: уничтожить вражеские плавсредства в портах Феодосии и Киик - Атлама и взять порт Феодосию. Это была трудная и сложная задача. Нелегко прорваться через все преграды к цели, ещё труднее попасть в маленькие верткие суденышки, маневрирующие с огромной для воздушного бомбометания скоростью. Лётчики разрабатывают разные варианты заходов, применяют десятки тактических уловок, но эффективность их бомбовых ударов явно недостаточна. Пока бомбы летят с большой высоты, торпедные катера успевают увильнуть от них. Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикирует на корабль, а идёт на него над водой низко, низко, не выше мачт корабля. Приблизившись, лётчик должен сбросить бомбы и тотчас у самого корабля резко вырвать машину вверх. Это было рискованно, но зато попадание - самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он стал пионером "топмачтового" бомбометания. Вот как рассказывает об этом Герой Советского Союза майор Тургенев: "Командир полка - прославленный ас, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, ознакомившись с приказом "испробовать новый способ бомбометания в боевой обстановке", попросил: "Акаева ко мне". Он назвал эту фамилию почти не задумываясь, ибо Юсуп Акаев считался уже бывалым лётчиком. Его хорошо знали лётчики Чёрного моря. Это он совершал дерзкие полёты над Северным Кавказом и Крымом. Его эскадрилья всегда наносила большой урон врагу. Многим казалось, что Юсупу просто везёт. Но это было не так. Он не раз попадал в чрезвычайно тяжелую обстановку, и смерть не раз смотрела ему в глаза. - Вот что, Акаев, - сказал тогда Степанян, - есть ответственное поручение. В 40 километрах от Севастополя воздушной разведкой обнаружен вражеский караван. В его составе танкер, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер и одна быстроходная десантная баржа. Необходимо потопить танкер. Он везёт противнику горючее. Надо, чтобы он не довёз его. Это, во-первых, а во-вторых, - Степанян испытующе посмотрел на Акаева, - топить будешь "топмачтовым". Юсуп был очень рад. Ему, именно ему поручают опробовать новый способ. Эскадрилья Акаева, миновав Севастополь, ещё занятый противником, пошла над морем. Через несколько минут она обнаружила караван. В нём было столько единиц, сколько значилось в сообщении разведки. В центре, под усиленным конвоем, шёл танкер. - Прикрывайте, иду на танкер, - приказал Акаев через ларингофон товарищам и резко пошёл на снижение. Машина с головокружительной скоростью неслась над волнами. Дистанция между самолётом и кораблём сокращалась с невероятной быстротой. Вот всё отчётливее выступает борт танкера. Юсуп хладнокровно и расчётливо ведёт машину. Успех дела решают секунды. Нужна ясная мысль, острый взор, самообладание. Вот он борт ! Ещё секунда и штурмовик врежется в него. Но ручка вовремя взята на себя и надавлены кнопки. Не машина, а бомбы врезаются в борт. А машина уже парит над облаками. Юсуп наклоняется и смотрит вниз. Из разорванного борта корабля бьет горючее, охваченное огнём. Пламя вместе с горючим разливается по воде. Танкер кренится на бок и задирает вверх корму..." Вот документы суровой осени 1943 года, и в памяти воскресает третья военная годовщина Великого Октября. Второй день Октябрьского праздника - 8 ноября. Акаев ведёт шестёрку "Илов" на выполнение очередного боевого задания. Огонь вражеской зенитной артиллерии достиг невероятной силы. Акаев всё - таки выполняет задание и искусным маневром выводит группу из огня. Но вот лётчики заметили, что самолёт командира отстает. Он, оказывается, ранен зенитным огнем, и Акаев вместе с воздушным стрелком Слепцовым, напрягая все силы, "тянет" самолёт к своим. До берега оставалось 3 - 4 километра, когда самолёт начал резко терять высоту. Ясно, что никуда уже недотянешь, и спасение лишь в одном: посадить машину на воду и суметь, воспользовавшись долями секунды, выскочить из самолёта, пока он погрузится в воду. Ещё несколько секунд, и самолёт поглотила морская пучина, а на поверхности бушующих волн в спасательных лодках плавают 2 лётчика. Товарищи видели, как друзья их сели на воду, - значит помощь должна прийти. Но падение советского самолёта видели со своего берега и фашисты, - они будут подстерегать спасательный катер. Начинается поединок на выдержку. Над морем появляется Ил-2. Он ищет боевых соратников, которым грозит смерть, находит их и возвращается на берег, чтобы сообщить о координатах. Наступают сумерки. Серое небо сливается с потемневшим морем, большие холодные волны без конца набрасываются на лёгкие надувные лодочки, потерпевшие аварию советские лётчики смертельно устали, насквозь промокли, но ни на минуту не предаются отчаянию, - надо бороться. В серой пелене лётчики различают, как от берега двигается маленькая точка. Странно лишь, что она появилась немного левее, почти рядом с прибрежной полосой, занятой противником. Неужели это враг ? До терпящих бедствие доносится глухой удар орудийного взрыва. Поединок разгорается, - это бьют фашисты, их огонь вот - вот накроет советский спасательный катер. Риск слишком очевиден, и катеру приходится повернуть к берегу. Только Акаеву и Слепцову становится ясным, почему спасательный катер вышел почти у самых вод, занятых противником, - правее, дальше от врага и ближе к потерпевшим, всё почти сплошь заминировано. Идёт 5-й час борьбы советских лётчиков со стихией. Они напрягают последние силы. И помощь всё же пришла. Бесстрашные торпедники сумели в конце концов пройти на катере и сквозь минное поле. Друзьям хочется помочь - кричать, подавать сигналы, плыть навстречу, но силы на исходе. Ещё через полчаса почти без сознания Акаев и Слепцов оказываются на палубе катера в объятиях спасших их моряков. А ещё через несколько дней - новое боевое задание. "9 мая 1944 года 14 Ил-2 из состава 47-го штурмового авиаполка под прикрытием 12 Як-8 из 6-го Гвардейского ИАП в 18 часов 10 минут в бухте Камышовая потопили 1 танкер, 1 БДБ и повредили транспорт и баржу. В завязавшемся воздушном бою Ю. А. Акаев на самолёте Ил-2 сбил один вражеский истребитель Ме-109" - скупая хроника боевой работы советских лётчиков. А что скрывается под этими короткими строками... Таинственно и предостерегающе шумело море. Над ним, прижавшись, словно чайки к воде, шли в белесом редком тумане 2 группы "Илов", ведомые капитаном Акаевым. Сизые клочья облаков проплывают над морской пучиной. Юсуп точно выводит лётчиков на цель - караван вражеских кораблей, идущий под охраной большой группы Ме-109. Советские штурмовики приблизились к каравану и сразу попали под удар "Мессеров". Разыгрывается жестокая схватка. Отбивая атаки воздушного противника, "Илы" прорываются на штурм кораблей. В результате потоплены 2 быстроходные десантные баржи, 1 тральщик, повреждено 3 торпедных катера. Задание выполнено. Надо вырваться из огня. Но на 14 "Илов" идут 20 "Мессеров". Завязывается неравный бой. Самолёт молодого летчика Михайленко выскочил вперёд. На него напали 2 Ме-109. Одновременно пара "Мессеров" атакуют и самолёт Акаева. Создается ситуация, которую называют смертельной. Больше всего она грозит Михайленко. Впоследствии обо всем происшедшем участвовавшие в этом воздушном бою лётчики рассказывали так: - Мы не знали случая, чтобы Акаев оставил товарища без помощи. И тут, проявляя исключительную находчивость и мужество, рискуя жизнью, он поспешил на выручку молодому лётчику. В это время "Мессер" зашёл в хвост самолёту Михайленко. Ещё какая-то доля секунды - и пушечно - пулемётным огнём наш самолёт будет уничтожен. Но противника сразил огонь подоспевшего на помощь Акаева. "Мессер" на минуту повис в воздухе, после чего, нелепо кувыркаясь, охваченный огнем, упал в воду. Благодаря отличной технике пилотирования, мастерски маневрируя, Юсуп создал условия для своего воздушного стрелка Николая Губанова, который сбил и второй Ме-109. Атака была отбита. Все "Илы", отлично выполнив задание и не понеся потерь, вернулись на свой аэродром. Трудно найти слова, чтобы рассказать о силе боевой дружбы советских воинов. Её невозможно ничем измерить, нельзя ни с чем сравнить, потому что она была порождена глубоким патриотизмом и безграничной любовью к своему народу, к своей Родине. Помнится, как в Дагестан долетела весть о том, что русский лётчик Владимир Талдыкин, рискуя жизнью, в воздушном бою подставил свой самолёт под пулемётный огонь самолёта противника и спас жизнь своему командиру Юсупу Акаеву. Вот как об этом рассказал в краснофлотской газете лейтенант А. Волошин: "Над линией фронта висели тяжёлые свинцовые тучи. Они медленно плыли с моря бесчисленной вереницей, почти над самыми окопами, застилая заснеженную землю, леса, реки. В это мгновение воздух наполнился рокотом моторов. Немцы, не ждавшие "Илов" в такую погоду, приготовили орудия к бою. Вскоре, вынырнув из-за облаков, почти у самой земли пара "Ильюшиных" пошла в атаку. Гитлеровцы в упор били по ведущему - Герою Советского Союза капитану Акаеву. Многочисленные трассы "эрликонов" потянулись к его машине. Его ведомый лётчик Талдыкин видел, как огненные смерчи вот - вот захлестнут самолёт любимого командира. Коммунист Владимир Талдыкин огнём своих пушек и пулемётов подавил вражеские зенитки, но приведённые в ярость фашисты усилили огонь. Владимир видел, что ещё одна секунда - и огненные клещи зенитных разрывов оборвут навсегда жизнь командира. И в это мгновение бесстрашный штурмовик решился на благородный подвиг. Он подставляет свой самолёт под огонь. Два снаряда почти одновременно попадают в мотор, взрывается маслобак. В глаза лётчика брызнуло масло, но он и не думает уйти от цели. Талдыкин делает 2 захода и лишь после выполнения задания изо всех сил тянет на свою территорию. Тяжело повреждённую машину он удачно посадил на береговую черту". Тогда на фронт Владимиру Талдыкину были посланы горячие слова благодарности от имени Дагестанского обкома КПСС, Верховного Совета и Совнаркома Дагестанской АССР, а также от многих земляков Юсупа Акаева. Декабрь 1944 года. Полк Юсупа Акаева наносит бомбово - штурмовые удары по плавсредствам противника в водах Балтики. Получено боевое задание: лететь на караван судов противника в Нарвском заливе. В караване 14 кораблей. Самолёт Акаева идет по маршруту, и вдруг лётчик чувствует, как его кренит вправо. Заклинен элерон. Акаев не уходит с маршрута. Он вспоминает своего учителя - богатыря воздушной стихии Нельсона Степаняна, верным спутником которого была не только храбрость, но и самообладание. Степанян всего несколько дней до этого погиб в тяжёлом воздушном бою, и перед взором Акаева как бы проходят картины этого боя... В кармане кителя у него лежит портрет друга и командира. Он ещё раз перебирает в памяти всё, чему его учил Нельсон. Самолёт в неисправности, вести его трудно, устали руки. Тогда Юсуп привязывает штурвал к ноге и такой сдвоенной силой ведёт группу к цели. Ринувшись в атаку, он прямым попаданием потопил транспорт водоизмещением в 8000 тонн. В момент выхода из атаки орудия 3-х кораблей противника обрушили свой огонь на ведущего. Машину резко толкнуло. Юсуп едва удерживается в горизонтальном положении. В самолёт попало почти одновременно 2 снаряда. Оторван левый элерон и часть стабилизатора. Один из снарядов раздробил переднее стекло. Осколки его впились в лицо. Юсуп ещё крепче сжимает штурвал, но "Ил" теряет высоту. А внизу - море, враг. Смерть, казалось, неминуема. И всё - таки отважный лётчик, использовав всё своё умение, дотянул до аэродрома. Юсуп совершил почти невозможное. Передо мной лежит письмо, написанное в дни горячих сражений рукой командира полка дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Вот небольшая выдержка из него: "Разрешите, дорогие родители славного Юсупа Акаева, гордости дагестанского народа, гордости нашей Родины, передать Вам от имени всего коллектива нашей части искреннюю благодарность за то, что воспитали такого прекрасного лётчика, который является грозой фашистских банд. Ваш сын вписал много прекрасных страниц в историю нашей боевой части. Он хороший товарищ, отличный командир. Мы все гордимся им..." За годы Великой Отечественной войны лётчиком - штурмовиком майором Юсупом Акаевым уничтожено и повреждено большое количество плавсредств противника, в том числе эсминец, транспорты, торпедные катера, тральщики, танкеры, быстроходные десантные баржи, сторожевые корабли и другие - всего 72 единицы. Кроме того, уничтожил много живой силы и техники противника: танки, автомашины, вагоны, паровозы, самолёты. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года капитан Акаев Юсуп Абдулабекович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4332 ). Грудь отважного лётчика украсили 10 правительственных наград: "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина, три ордена Боевого Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й степени и другие награды. Народная память хранит имя героя и его славные боевые дела. В дни войны о беспримерной храбрости Юсупа Акаева много писали фронтовые и центральные газеты. Фронтовые листовки призывали: "Громите врага так же храбро и умело, как Юсуп Акаев !" В очерке "Храброе сердце", помещённом в краснофлотской газете "Черноморский сокол", писатель Владимир Аидин писал в апреле 1944 года: "Пройдут годы, и счастливое наше поколение будет брать пример, высокий жизненный пример самопожертвования, мастерства и воинской славы, проявленные людьми с храбрыми сердцами в священной войне". До последнего часа войны Юсуп Акаев выполнял боевые задания командования. После войны он служил на Балтике, передавал свой боевой опыт молодым летчикам. Но война подорвала здоровье прославленного аса. В 1949 году он скончался... Автор статьи - ЗАИРА ХИЗРОЕВА. Базовый тральщик "Юсуп Акаев" ( до 30 декабря 2002 года - базовый тральщик "БТ-88" ). Построен на Петрозаводском ССЗ "Авангард", вступил в строй в 1987 году и вошёл в состав КВФ. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |