Андрианов Василий Иванович - советский военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Андрианов Василий Иванович

В.И.Андрианов

Родился 13 Августа 1920 года в деревне Иванисово, ныне Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу в посёлке Сонково и Смоленский кооперативный техникум. С 1939 года Василий Андрианов в Красной Армии. В 1943 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. 1 Июля 1944 года командир звена 667-го штурмового авиационного полка  ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Младший лейтенант В. И. Андрианов удостоин звания Героя Советского Союза за 87 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на Полтавском и Кировоградском направлениях и лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта.

27 Июня 1945 года командир эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 9-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан В. И. Андрианов награждён второй медалью "Золотая Звезда" за мужество и умелое руководство подчиненными в 90 боевых вылетах на поддержку наземных войск в период боёв под Корсунь - Шевченковским, Уманью, Кишинёвом и Яссами, при освобождении Львова, расширении и удержании Сандомирского плацдарма, форсировании рек Днепр, Прут, Серет, Висла и Одер.

К концу войны на штурмовике Ил-2 совершил 177 успешных боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника. Войну закончил в Берлине.

После войны продолжал служить в ВВС, был заместителем и командиром авиационного полка. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. Генерал - майор авиации с 1971 года. Был на штабной работе. Затем, до 1981 года, преподавал в Военной академии Генерального штаба. Умер 7 Мая 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, Славы 3-й степени; медалями. Бронзовый бюст Героя установлен в посёлке Сонково Тверской области.

*     *     *

Жаркий Август 1944 года... Идут непрерывные изнурительные бои на Висле. Немецкие войска отчаянно сопротивляются на выгодном рубеже: они упорно цепляются за свои обжитые укреплённые позиции, не считаясь с потерями, контратакуют.

В те дни лётчики эскадрильи Капитана В. И. Андрианова находились чаще всего в готовности № 1, то есть сидели за штурвалами своих "Илов", чтобы по первому сигналу немедленно подняться в воздух. Сам комэск, 24-летний, ладно и крепко сложенный лётчик, привык к неожиданным, срочным заданиям. Он терпеливо ждал, когда штабы наземных и воздушных войск договорятся, выяснят ту точку, где должны появиться наши штурмовики.

И вот в его шлемофоне послышался треск рации, торопливые вызовы командира полка и приказ - лететь в район Сборув, бомбардировать и штурмовать танки противника, вклинившиеся в расположение наших войск.

Шестёрка Ил-2 Андрианова тотчас покидает аэродром, ложится на боевой курс. В голосе командира полка Василий почувствовал нетерпение и тревогу. Он знает - там, на земле, вражеские танки утюжат окопы наших пехотинцев, сеют смерть, пытаются вызвать панику. Дорога каждая минута. Внимание и решимость !   Не дать восторжествовать противнику, сорвать его планы !

Штурмовик Ил-2 в атаке

Через каких - нибудь 20 минут эскадрилья нависает над полем боя, с высоты видно, как северо - восточнее населённого пункта Магерув, посёлка с островерхими черепичными крышами, танки с белыми крестами на башнях, прорвав нашу оборону, ведут огонь по артиллерийским батареям, по огневым точкам в окопах. Наземная обстановка сложная. Комэск снижается и совершает холостой заход, чтобы лучше разглядеть расположение наших и вражеских частей и уточнить ориентиры. Нужно точнее ударить, чтобы не попасть по своим. Внизу картина проясняется: наши боевые порядки атакуют 20 вражеских танков. Андрианов приказывает в сомкнутом строю звеньями атаковать танковую колонну. Краснозвёздные штурмовики нависают над вражескими машинами, сбрасывают бомбы. Два танка загорелись, взметнув ввысь чёрные столбы дыма, а некоторые повернули обратно. "Бейте их !" - подает команду комэск. Штурмовики делают ещё 2 захода. Подбиты ещё 4 танка. В воздухе появляются немецкие истребители. Но они опоздали - "Илы" скрылись за облачностью.

В.И.Андрианов

Контратака вражеских танков сорвана !   На аэродроме уже известны блестящие результаты боевого вылета эскадрильи. Командир 1-го Гвардейского штурмового авиакорпуса Генерал - Лейтенант Рязанов благодарил все андриановские экипажи за чётко проведённый штурм танковой группы врага. А позже поступила благодарность от общевойскового командующего, сказавшего: "От пехоты - матушки всем Вам - низкий поклон. Выручили нас из беды !"

Василия Андрианова поздравляли. А он, застенчиво улыбаясь, вытирая пот, выступающий из - под шлемофона, разводил руками, говорил:

- Чего уж там, дело сделано !   Обычная работа...

Этой репликой комэск как бы пояснял: "И вам выпадет такое же задание - поступите так же".

Совершённое он считал не геройством, а обычным выполнением солдатского долга, тяжёлым, опасным, но необходимым ратным трудом !

Таким и был вылет под Сборув. Случались и более опасные полёты. На том же Висленском направлении, в районе Мариамполя, "Илы" Андрианова успешно штурмовали пражеские танки, подожгли склад с боеприпасами, разбили колонну автомашин. Почти в самом начале "работы" штурмовиков атаковала группа Ме-109, пытаясь помешать прицельному бомбометанию. Андрианов первым принял бой непрошеных гостей. Его поддержали другие экипажи. На высоте в 700 метров завязалась воздушная схватка, окончившаяся через несколько минут: два "Мессера" рухнули на землю. Штурмовка наземных целей продолжалась. При посадке техник обнаружил на плоскостях и фюзеляже "Ила" Андрианова множество пулевых и осколочных пробоин. И так повторялось много раз.

Лётчики полка учились у комэска Андрианова точности, хладнокровию, бесстрашию. Вот Ил-2 идёт на цель. Это, к примеру, вагон или цистерна. Нужно мгновенно выбрать наземный ориентир, определить нужный угол снижения, высоту. Секунда, другая, и бомбы сброшены. Малейшая ошибка, и они упадут мимо. К тому же яростно бьют зенитки, и белые шапки разрывов над самолётом, в выси, напоминают о смертельной опасности. Тут всё соединяется воедино - воля к победе, глазомер, презрение к смерти.

И пример всем ставилась результативность его полетов, В бой он вступил летом 1943 года, когда гремела Курская битва. И уже через год ему присвоено звание Герои Советского Союза. В наградном листе называются такие внушительные цифры: уничтожил 28 танков врага, 105 автомашин, 13 зенитно - артиллерийских батарей, участвовал в 18 воздушных боях, сбил 4 вражеских истребителя. Вот какой огромный урон может нанести врагу один боец, отлично владеющий вверенной ему машиной !

В.И.Андрианов

После этого был почти ещё год боёв, мастерских штурмовок за Вислой, на Одере, над Берлином и такие же эффектные результаты. За свои 177 боевых вылетов только одних вражеских танков он уничтожил больше 60 !   А его эскадрилья в конце войны за 74 дня боевых действий вывела из строя 75 танков, 294 автомашины, 56 артиллерийских батарей, 18 бронетранспортеров, 92 железнодорожных вагона и бензоцистерны, много складов и других объектов врага. Ощутимый вклад в общенародную победу !

И Родина воздала одному из лучших лётчиков - штурмовиков нашего Военно - Воздушного Флота по заслугам: В. И. Андрианов кроме двух "Золотых Звёзд" награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденами Славы 3-й степени, Александра Невского и Красной Звезды, а также многими медалями.

*     *     *

Внезапный бой штурмовиков с истребителями

23 Августа 1945 года в 8 часов утра я получил боевую задачу: группой 6 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 в 10:00 атаковать минометные позиции в районе Опатув.

Подлетев к линии фронта, я получил разрешение с КП выполнять поставленную задачу и информацию о том, что в воздухе самолётов противника нет. Проверив связь с ведущим истребителей, капитаном Хорчистовым, я одновременно сообщил ему порядок атаки: первый удар группой с левым разворотом, последующие заходы на стрельбу с "круга", прикрытие истребителей справа - сзади со стороны солнца. Поскольку ведомые всегда работают на приём, то путём подслушивания нашего разговора они вполне были осведомлены о способе атаки цели. Боевой порядок группы при подходе к цели: штурмовики Ил-2 "клин" звена, звенья в правом "пеленге". Левые ведомые в звеньях, дистанция до 50 метров, правые до 10 метров. Истребители справа - сзади: 4 Як-1 с превышением над Ил-2 200 - 300 метров и 2 Як-1 с превышением 800 метров. Высота группы штурмовиков - 1200 метров.

В.И.Андрианов.

Над линией фронта ЗА противника открыла огонь. Определив место цели, я стал строить противозенитный маневр изменением высоты и курса с таким расчётом, чтобы при подходе к цели иметь высоту 600 - 800 метров и возможность атаковать группой с левым разворотом. Наступил самый ответственный момент отыскания заданной цели; вполне естественно, что для наблюдения за воздухом осталось очень мало времени. Для того чтобы лётчик был полностью о курсе воздушной обстановки, необходимо, чтобы ноздушный стрелок систематически информировал его обо всём, что происходит сзади.

Выбрав направление атаки, я подал команду по радио "Внимание, атакуем !". В этот момент капитан Хорчистов заметил сзади на дистанции 800 - 1000 метров 2 четвёрки Ме-109 и сразу же сообщил мне, но я его слышать не мог, потому что подавал команду. Почти одновременно мой стрелок по СПУ передал, что сзади на дистанции 800 - 1000 метров 4 Ме-109 атакуют нашу группу и 4 Ме-109 атакуют истребителей. Я мгновенно перенёс взгляд на заднюю полусферу, оценил обстановку и подал команду по радио: "Сзади истребители, атаку отставить, становись в "круг !"

Резко ввёл самолёт в левый крен и пошёл на замыкание круга. 4 Ме-109, разбившись на две группы по 2 Ме-109, атаковали группу. Одна пара оказалась внутри круга и пыталась с левым разворотом атаковать меня, но не смогла вести по мне прицельный огонь. Две очереди, выпущенные по мне ведущим, прошли сзади. Воздушные стрелки открыли огонь, и немцы вынуждены были уйти. Вторая пара атаковала второе звено Ил-2, очевидно, хотела сбить левого ведомого, но в момент замыкания круга, когда лётчик вводил самолет в крен, его воздушный стрелок, сержант Мамонтов, меткой очередью сразил ведущего пары. Лётчик выбросился на парашюте. Ведомого под ракурсом 4/4 обстрелял я. Он вынужден был с левым разворотом внизу строя уйти за первой парой.

Не теряя времени, я подал команду: "Атакуем цель !" и с высоты 700 метров ввёл самолёт в планирование, чтобы сбросить бомбы. Развернувшись после атаки цели на 180° влево, я заметил спереди - снизу приближающуюся пару Ме-109. Немецкие лётчики изменили тактику и решили атаковать снизу в момент выхода из атаки. Я подал команду: "Атаку цели продолжить, после атаки выход по прямой !"   Лейтенант Гусев при сближении с двумя Ме-109 из передних точек под ракурсом 3/4 длинной очередью подбил ведущего, который с дымом ушёл на свою территорию, ведомый отвалил вправо и с принижением ушёл от группы.

На третьем заходе один Ме-109 атаковал меня с бреющего. Я вовремя его заметил и после атаки цели немного прошёл по прямой, вследствие чего Ме-109 проскочил сзади. В этот момент я резко сделал разворот влево и обстрелял его, но Ме-109 уходил с правым разворотом с принижением, я же - с левым с набором высоты, и вполне понятно, что очередь прошла влево - вверх.

Истребители прикрытия 4 Як-1 в этот период вели бой на виражах с одним Ме-109. Капитан Хорчистов сбил его, лётчик выбросился на парашюте.

Пара Як-1, находившаяся вверху, в первый момент была свободна. Ведущий уже решил прикрывать группу Ил-2, как вдруг заметил со стороны противника приближавшиеся 4 FW-190. Он быстро изменил решение и с набором высоты атаковал их справа. Пара FW-190 была сбита сразу - лётчик одного из них выбросился на парашюте, второй резко ушёл вправо и врезался в землю. Остальные 2 FW-190 с левым разворотом ушли обратно.

Сделав 3 захода, я подал команду: "Выхожу из атаки "змейкой" !

Капитан Хорчистов с ведомым вышел из боя в момент перестроения из "змейки" в боевой порядок и пристроился к группе Ил-2, шли от цели на бреющем. Через 5 - 7 минут на маршруте пристроились к группе остальные 4 Як-1.

Обобщив данный эпизод, можно сделать следующие выводы:

1. По моим предположениям, 8 Ме-109 были наведены на нас станцией наведения. 4 FW-190 взлетели с ближайшей площадки по зрячему или, возможно, тоже по вызову станции наведения.

2. Истребители противника использовали условия освещения и атаковали одновременно группу истребителей и штурмовиков со стороны солнца с нашей территории. Пара Як-1, находившаяся с превышением над штурмовиками 600 - 800 метров, была ими, очевидно, не замечена.

3. Ведущий пары Як-1 правильно оценил сложившуюся обстановку и отлично атаковал группу противника.

4. Лётчики - штурмовики отлично понимали каждый мой маневр, в совершенстве владели своими самолётами и умело действовали в боевом порядке "круг".

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz