Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Анохин Алексей Васильевич

А.В.Анохин

Родился 17 Марта 1922 года в селе Канино, ныне Сапожковского района Рязанской области, в семье крестьянина. В 1938 году приехал в Москву. Окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем в Люблино   ( ныне в черте Москвы ), учился в аэроклубе Ленинградского района столицы. С 1939 года в рядах Красной Армии. После окончания Кировабадской военой авиационной школы пилотов, служил в бомбардировочном полку.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Воевал под Москвой, Ленинградом, на Карельском фронте.

К Маю 1944 года командир звена 119-й отдельной разведывательной эскадрильи  ( 7-я Воздушная армия, Карельский фронт )  Старший лейтенант А. В. Анохин совершил 151 боевой вылет на разведку войск и военных объектов, а также к партизанам, доставляя им воооружение и боеприпасы.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 250 боевых вылетов. Более 80 раз вёл воздушные бои с истребителями противника.

После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию, затем адъюнктуру. Работал там же преподавателем, старшим научным сотрудником. Кандидат военных наук, доцент. С 1978 года Полковник А. В. Анохин - в запасе. Живя в Москве, работал в НИИ.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

*     *     *

Учётная карточка. В ней несколько строк об одном человеке - Анохине Алексее Васильевиче. Ветеран войны. Герой Советского Союза. Участник боёв под Ленинградом, на Карельском фронте. Командовал отдельной Краснознамённой разведывательной эскадрильей 7-й Воздушной армии. Награждён многими орденами и медалями.

Бороться с врагом в Заполярье было особенно трудно. Малонаселённость края, суровость природы, "сюрпризы" Баренцева моря накладывали свой отпечаток на боевую деятельность и авиации, и других родов войск. "Мне довелось быть командующим войсками этого весьма своеобразного участка битвы с фашизмом, - писал Маршал Советского Союза К. А. Мерецков. - Нигде, пожалуй, природа не осложняла так ведение боевых действий, как здесь, в краю диких лесов, неприступных скал, болотистых топей и тундры, бурных рек и глубоких озёр".

Именно в таких чрезвычайно тяжёлых условиях борьбы с немецкими захватчиками и проявились незаурядный талант, мастерство, беспредельная отвага и мужество воздушного разведчика Алексея Васильевича Анохина.

А биография у него обыкновенная, такая же, как у большинства сверстников. Детство и юность проходили в годы первых пятилеток, неукротимых по духу, победных по результатам, досрочных по выполнению. Рос, учился и мужал в атмосфере дружной созидательной работы в Стране Советов. В 1939 году Алексей был призван в ряды Вооруженных Сил. Его, окончившего столичный аэроклуб, направили в военное авиационное училище. Учебное заведение ещё было молодым, но уже славилось хорошими традициями, вдумчивым преподавательским и лётно - инструкторским составом.

Курсант Алексей Анохин научился быть подтянутым и собранным, впитал в себя дух и суть воинской дисциплины, умение повиноваться требованиям присяги и уставов, осознал, что такое боевые традиции, каков их смысл. Он гордился принадлежностью к славной семье советских учлетов. Учился лётному делу старательно, упорно, одержимо.

Летом 1941 года он успешно сдал выпускные экзамены, получил звание сержанта и убыл для прохождения дальнейшей службы в 46-й ближнебомбардировочный полк. "С этого времени, - пишет Анохин в автобиографии, - я навсегда связал свою жизнь, свою судьбу с авиацией. Стал военным лётчиком..."

22 Июня 1941 года застало Анохина в полку. Немцы бомбили город на рассвете. Снижались до бреющего полёта и расстреливали мирное население. "Мне кажется, - вспоминал впоследствии Алексей, - что именно в эти первые часы и дни войны я пережил такое, что потерял всякий страх... Он сменился лютой ненавистью к врагу".

Анохина откомандировали в Москву. Летал по заданию штаба ВВС, выполнял специальные задания на транспортных самолётах. Энергичному, по - боевому настроенному лётчику такие полёты казались скучными, малоинтересными. Не видел в них Алексей романтики борьбы, риска, подвига.

Самолёт Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2.

- Эта работа была мне не по душе, - вспоминал он позже. - У меня было одно желание, одно стремление - перевестись в истребительную авиацию, попасть в действующую армию, беспощадно уничтожать врага.

После неоднократных просьб и рапортов командование в Марте 1942 года откомандировало Анохина, теперь уже Младшего лейтенанта, в запасной авиаполк, где происходило переучивание лётного состава на новой материальной части.

Алексей изучил Пе-2, налетал на нём положенное число тренировочных часов, сдал на "отлично" экзамен и уже в Августе 1942 года прибыл под Ленинград.

Определили его в 119-ю отдельную Краснознамённую разведывательную эскадрилью. Там он вместе с опытными экипажами совершал вылеты на разведку передового края противника, фотографировал скопления его войск, военно - инженерные работы, наносил на карту узлы обороны, склады с горючим и боеприпасами, добывал данные для наступательной операции, получившей кодовое название "Искра". Проведённая в Январе 1943 года, эта операция закончилась прорывом кольца вражеской блокады героического Ленинграда. И в том, что в ходе прорыва блокады советские войска разгромили до 7 вражеских дивизий, взяли в плен тысячи вражеских солдат и офицеров, захватили огромное количество трофеев, была скромная лепта ратного труда отважного воздушного разведчика Лейтенанта Анохина.

Особенно прославился Алексей на Карельском фронте. Здесь он стал подлинным мастером воздушной разведки, талантливым аэрофотосъемщиком и снайпером бомбовых ударов по тщательно замаскированным объектам противника. Он был одним из немногих пилотов, которые могли летать на любых высотах и почти при любой метеорологической обстановке Крайнего Севера. В его послужном списке значится 13 благодарностей за выполнение боевых заданий в особенно сложных и трудных ситуациях.

А.В.Анохин

День за днём Алексей набирался опыта, становился зрелым воздушным бойцом. Его назначили командовать звеном. На плечи воздушного разведчика легли дополнительные обязанности. Если раньше он отвечал только за свой экипаж, то теперь нёс ответственность за многих специалистов: лётчиков, штурманов, стрелков - радистов, техников, механиков, оружейников и прибористов. И каждого из них надо знать, каждого держать в поле зрения.

Однажды, когда Анохин вернулся на аэродром после выполнения задания, фронтовые друзья и товарищи сердечно поздравили его сразу с двумя правительственными наградами: орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу".

Командир эскадрильи Майор Мосин в наградном листе Анохина писал: "За период пребывания в эскадрилье произвёл 151 боевой вылет на самолёте Пе-2 на разведку и фотографирование войск переднего края и глубоких тылов противника. Боевой налёт - 170 часов 25 минут. Кроме того, имеет 13 боевых вылетов по спецзаданиям. Всего заснято лётчиком 5725 кв. км. площади, при этом 3769 кв. км. с военными объектами, что помогло наземному командованию точно вскрывать и разрушать оборону противника". В том же наградном листе указывалось, что лётчик Анохин в воздухе бесстрашен, уверен, проявляет полезную инициативу, принимает грамотные решения. В воздухе, где каждая секунда на учёте, где малейшая оплошность грозит гибелью экипажа, такие качества бойца просто необходимы.

Самолётом Пе-2 Анохин владел великолепно. Дважды по заданию командования перегонял эту машину на фронт на расстояние 5000 километров. И никакие сложные метеорологические условия не могли задержать его на маршруте. Он был неутомим в полёте, не знал усталости. Весь отдавался порученному делу. И за эту самоотверженность, готовность быть всегда на линии огня горячо любили Алексея командиры и товарищи по службе.

Более 80 раз он встречался в воздухе один, без прикрытия "Яков" или "Лавочкиных", с вражескими истребителями и во всех случаях оставался непобеждённым врагами. Случалось, что его атаковали по 4 - 6 "Мессеров", а он уходил от них, отстреливаясь, нападая на них, нанося им удары. То было виртуозное владение "Петляковым", высочайшее лётное мастерство, которое Алексей противопоставлял коварному и сильному врагу.

Самолёт Пе-2.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 использовался и в разведывательных целях.

Работа воздушного разведчика требует искусного владения самолётом, остроты глаза, выдержки, предельно точного расчёта и, конечно, смелости. Этими качествами в полной мере обладал командир звена Алексей Анохин. "К счастью, - вспоминал он, - мой боевой путь на фронте не ограничивался разведкой и воздушным фотографированием наземных объектов противника. Я на равных вёл воздушные бои с фашистскими истребителями, бомбил их базы и склады, артиллерийские позиции и штабы".

Время от времени Анохина привлекали для переброски специальных групп в глубокий тыл врага с целью организации подпольной и партизанской борьбы. Особенным оказалось для Алексея Анохина, как и для многих других лётчиков, горячее лето 1943 года. Он забрасывал оружие и продукты партизанам, доставлял во вражеский тыл советских разведчиков, вывозил на Большую землю раненых партизан. И не случайно его считали одним из лучших лётчиков Карельского фронта.

Наблюдая за наступавшими войсками с воздуха, Алексей Анохин ликовал: горноегерские, гренадерские бригады и полки, сформированные врагами из тирольских стрелков и членов альпийских клубов, "герои Крита и Нарвика", не знавшие поражений в боях против греков и французов, дрогнули под натиском советских солдат, попятились назад, побежали...

А.В.Анохин

Под ураганным огнём противника шли воины Карельского фронта к победе. Некоторых из них Родина удостоила звания Героя Советского Союза. Многим соединениям и частям были присвоены почётные наименования. 119-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья стала Краснознамённой, а одному из её лучших лётчиков - Капитану Алексею Васильевичу Анохину в Октябре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во фронтовой автобиографии Анохина есть такие слова: "Я люблю свою советскую Родину. Я буду сражаться за её свободу и независимость до последней капли крови. Я твердо верю в то, что фашистские захватчики будут уничтожены, а советские люди заживут ещё счастливее, чем до войны".

Эти строки на пожелтевшем от времени листке нельзя читать без волнения. Они проникнуты чувством подлинного патриотизма, верой в правоту нашего дела, в победу над врагом. Их писал лётчик перед боевым вылетом. Писал сердцем. Меньше всего думал о славе и почестях. Все его мысли были о своей Родине, все душевные слова обращены к ней. Он дрался за неё с врагом беспощадно.

В боевой характеристике Капитана Анохина тонко подмечены детали, высвечивающие черты героя: "В полёте - неутомим. В разведке - изобретателен. В бою - бесстрашен". И как результат этих качеств воздушного разведчика - 250 успешных боевых вылетов. Ни одного невыполненного задания.

Группа выпускников Академии ВВС.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, затем адъюнктуру. Работал там же преподавателем, старшим научным сотрудником. Кандидат военных наук, доцент. С 1978 года Полковник А. В. Анохин - в запасе.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz