Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Беда Леонид Игнатьевич

Л.И.Беда

Родился 16 Августа 1920 года в селе Новопокровка Урицкого района Кустанайской области в семье крестьянина. В 1940 году окончил Уральский учительский институт, в том же году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую   ( Оренбургскую )  авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1942 года. Сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Был пилотом, старшим пилотом, заместителем командира и командиром эскадрильи, помошником командира полка. Участник Сталинградской битвы, освобождения Украины, Крыма, Белоруссии, Литвы, наступательных операций в Восточной Пруссии и Польше.

К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант Л. И. Беда совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника.

26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Будучи помощником командира того же полка по воздушно - стрелковой службе  ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  за последующие 105 боевых вылетов Гвардии майор Л. И. Беда 29 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1957 году - Военную академию Генерального Штаба. Был на различных командных должностях в ВВС. Заслуженный военный лётчик СССР  ( 1971 год ). Генерал - лейтенант авиации  ( 1972 год ). Член ЦК КП Белоруссии с 1976 года. Депутат Верховного Совета БССР 5-го созыва. Бюст установлен в Кустанае.

Погиб 26 Декабря 1976 года при исполнении служебных обязанностей.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в Кустанае. Его именем названы проспект в Минске, улица в городе Лида Гродненской области, школа в Харькове.

*     *     *

Драматично начался боевой путь лётчика - штурмовика Леонида Игнатьевича Беды. 568-й штурмовой авиационный полк, в который сразу же после окончания Оренбургского училища прибыл сержант Беда, находился под Сталинградом. Немецкие войска к тому времени почти вплотную подошли к городу. Ни днём ни ночью не утихали ожесточённые бои.

Фронтовая жизнь сразу же захватила молодого лётчика. Он быстро освоился с боевой обстановкой, и когда Леониду сообщили, что предстоит первый боевой вылет, он встретил это известие с радостью.

На рассвете самолёты один за другим поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. Вот и линия фронта. Сверху хорошо видно, как немецкие танки медленно продвигаются к позициям наших войск. Развернувшись, штурмовики начали пикировать на танки. Леонид обрушил бомбы на один из них, и вражеская машина вспыхнула факелом.

А через 2 часа - новый вылет на штурмовку группы немецких танков, прорвавшихся к Волге. Когда цель была обнаружена, Леонид вслед за ведущим сбросил бомбы, но при выходе из пикирования отклонился в сторону и не смог своевременно занять место в строю. И вдруг рядом с его самолётом пронеслись огненные трассы. Затем что - то резко ударило в руку и кольнуло в лицо. Только теперь он понял, что сзади враг.

Беда попытался сманеврировать, однако штурмовик плохо слушался рулей. А тут ещё кровь залила лицо. Почти не действовала простреленная левая рука. Изнемогая от боли, Леонид снизил свой самолёт до бреющего полёта. Так легче уйти от преследования. Долетев до своего аэродрома, Беда посадил машину на фюзеляж, так как шасси не выпускались.

- Не понимаю, как можно было держаться на таком самолёте в воздухе. 350 пробоин ! - сокрушённо качал головой полковой инженер.

Выйдя из госпиталя, Беда вернулся в свой полк, которому было присвоено Гвардейское звание - он стал 75-м Гвардейским ШАП. Вскоре Беда был удостоен своего первого ордена - Красного Знамени.

Однажды его вызвал командир и поставил задачу: "прочесать" определённый район и выявить точное местонахождение вражеской конницы, а по возможности - и её численность.

Ил-2

Хотя погода была нелётная, шёл густой снег, Беда немедленно поднялся в воздух. Достигнув заданного района, он вывел машину из облачности и на бреющем полёте стал обследовать местность. Летать пришлось долго. Лётчик осмотрел все овраги. Казалось, кругом ни души. Но Беда был уверен, что разведка не ошиблась, что конница врага прячется где - то здесь.

Пролетая над одной из лесных опушек, Леонид заметил едва различимую на фоне деревьев струйку дыма. Кроме дыма, не было заметно никаких признаков жизни. Беда дал вдоль опушки длинную пулемётную очередь. И местность мгновенно ожила. Заметались раненые лошади. Противник был обнаружен. Координаты конницы лётчик немедленно передал по радио в штаб полка. По лесу ударила дальнобойная артиллерия, затем появились штурмовики, прочесавшие огнём пулемётов и пушек весь лес. План внезапного наступления врага в этом районе был сорван.

...В боях за освобождение Донбаса 8 "Илов", летевших в сопровождении 4-х "Яков", внезапно были атакованы 20-ю вражескими истребителями. Несмотря на большой численный перевес врага, советские лётчики сбили 2 машины и, успешно выполнив задание, без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою один из вражеских самолётов сбил Леонид Беда.

Осенью 1943 года в районе Никополя группа штурмовиков, ведомая Бедой, атаковала в воздухе 30 бомбардировщиков противника. В ходе боя было сбито 6 вражеских самолётов, в том числе один уничтожил командир группы. В одном из боевых вылетов в Крыму Леонид Беда со своими боевыми товарищами потопил крупный вражеский корабль.

К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии старший лейтенант Л. Беда совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника, был представлен к званию Героя Советского Союза.

А в 110-м боевом вылете самолёт Беды был подбит, и тот был вынужден посадить его на территории, занятой противником, в расположении немецкого пехотного батальона.

- Снимай пулемёт, будем драться, - крикнул Беда своему стрелку - радисту старшему сержанту Романову. Но товарищи Беды не оставили своего командира: 3 штурмовика атаковали немецкие подразделения, а Младший лейтенант Аннатолий Берсенев приземлил свой Ил-2 неподалёку. На глазах у ошеломлённых немецких солдат, Беда и Романов кое - как поместились в кабине штурмовика, и тот взлетел...

Отличились лётчики - штурмовики и при освобождении Орши - они не допустили эвакуации имущества противника на запад и не позволили разрушить железнодорожное полотно в прилагающих к Орше районах. "Адскую машину" - паровоз, переделанный в путеразрушитель - нашёл и уничтожил Леонид Беда.

Интересно, что "за умелые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения" 13 лётчикам - штурмовикам было присвоено звание "Почётный железнодорожник". Нарком путей сообщения Л. Каганович не был лишён юмора.

Ил-2

Леонид Беда участвовал в боях за Донбасс, в освобождении Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии. Совершил 7 предельно рискованных и эффектных налётов на укреплённые позиции противника на Сапун-горе. За боевую работу в Крыму был награждён орденом Александра Невского.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Будучи помощником командира того же полка по воздушно - стрелковой службе за последующие 105 боевых вылетов Гвардии майор Л. И. Беда 29 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

За годы войны Леонид Игнатьевич Беда совершил 214 успешных боевых вылетов, из которых более 30 - на штурмовку вражеских аэродромов. Боевые подвиги прославленного лётчика отмечены многими орденами и медалями.

Л.И.Беда

После окончания войны он продолжил службу в рядах Военно - Воздушных Сил. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Освоил многие типы боевых реактивных машин. Служил командиром авиационного полка, затем заместителем командира авиационной дивизии по лётной подготовке. В 1956 году Гвардии подполковник Л. И. Беда направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба. В 1957 году он окончил 1-й курс названной академии. Был назначен командиром авиационной дивизии. Занимал другие командные должности. В 1973 году Генерал - лейтенант авиации Л. И. Беда назначен на должность командующего авиацией Краснознамённого Белорусского военного округа. Заслуженный военный лётчик СССР. Член ЦК КП Белоруссии с 1976 года. Погиб 26 Декабря в автомобильной катастрофе.

Бронзовый бюст дважды Героя установлен в Кустанае. Его именем названы проспект в Минске, улица в городе Лида Гродненской области, школа в Харькове. Сын выдающегося штурмовика Л. И. Беда также был лётчиком, служил в ВВС.

*     *     *

Штурмовики в прорыве обороны немцев на Сиваше.

Л.И.Беда

Оборона немцев на Сиваше состояла из 3-х полос с противотанковыми рвами, дотами и дзотами, укрепленными узлами. Кроме того, немцы занимали высоты, с которых хорошо просматривалась наша сторона, особенно с высоты в районе Тархан.

Наши войска захватили сравнительно небольшой плацдарм, форсировав Сиваш с хода после прорыва немецкой обороны на реке Молочная. Зенитная артиллерия немцев многослойным огнём прикрывала все полосы обороны, особенно огневые позиции артиллерии, командные и наблюдательные пункты. Плохая погода с низкой облачностью и плохой видимостью, преобладающая на Сиваше, затрудняла обнаружение целей.

Учтя это, командование перед операцией сфотографировало всю оборону немцев. Фотопланшеты были крупного масштаба, так что хорошо были видны на снимке огневые позиции артиллерии, все окопы и траншеи. Всё это изучалось с лётным составом до такой степени, что каждый лётчик мог начертить на память свой участок действий и то орудие, по которому он будет стрелять, так как батареи были распределены между отдельными экипажами.

Истребители противника летали небольшими группами: 24 самолёта Ме-109 или FW-190 и атаковали внезапно, используя облачность. В бой не вступали, так как постоянно на поле боя было много наших истребителей. В связи с этим мы уделяли большое внимание осмотрительности, строгому выдерживанию боевых порядков, особенно над целью, при подходе и уходе от цели. Действовали группами 6 - 8 самолётов с "круга".

Штурмовая авиация, действующая непосредственно перед нашей пехотой, оказала ей большую поддержку при прорыве обороны немцев на Сиваше, снижаясь до высоты 50 - 100 метров для подавления артиллерии и живой силы.

9 Апреля 1944 года вечером, перед заходом солнца, я получил задачу: группой 6 Ил-2 нанести удар по артиллерии и танкам противника, выдвигавшимся из Томашевки  ( где находился резерв противника )  против наших наземных войск, форсировавших оз. Айгульское вброд и отрезавших Коранскинскую группировку немцев. Этот резерв представлял большую угрозу, так как в боевых порядках нашей пехоты было мало орудий ПТО и орудий сопровождения.

Командовал группой я, заместителем был Гвардии лейтенант Брандыс, ныне Капитан, дважды Герой Советского Союза, лётчики - Дойчев, Аплеев, Береснев, Данилов.

Действовали с аэродрома Павловка. До цели шестёрка шла в "клину" на высоте 200 метров, при подходе к переднему краю перестроились в правый "пеленг" и на высоте 850 - 900 метров пришли на цель.

Истребителей противника не было, но их можно было ожидать, так как облачность была 45 баллов. Строй был построен не в глубину, а по фронту, то есть шли на сокращённых дистанциях до полфюзеляжа на интервале 40 - 50 метров.

При подходе к району цели по радио со станции наведения передали, что танки противника выходят из Томашевки и двигаются во фланг нашей пехоте. Цель мы обнаружили легко. Было 4 танка типа "Тигр" и "Пантера". С Томашевки нас начала обстреливать МЗА, но замыкающая пара - Аплеев и Данилов  ( которым было поручено специально подавлять зенитную артиллерию )  - быстро подавила её. Первую атаку по цели сделали с планирования с высоты 750 - 800 метров до 110 метров, а затем, став в круг, сбрасывали бомбы по одной кассете в заход. В результате бомбометания 2 танка загорелись, один вернулся обратно и один повреждённый остался на месте.

"Круг" строили не плотный, а свободный, маневренный, с дистанцией между самолётами 700 - 800 метров. За каждый заход делали 2 атаки. Одну атаку - бомбометание по танкам, затем набирали высоту 400 - 500 метров и с левым доворотом на 40 - 50° пулемётно - пушечным огнем обстреливали пехоту немцев, переправлявшуюся через Сиваш вброд, так как она была отрезана с суши. Эту же пехоту обстреливали и воздушные стрелки после вывода из планирования, так как часто в момент ведения огня лётчиком немцы погружались в воду  ( ныряли ), а в момент вывода из планирования поднимались.

Во время работы над целью ЗА оказывала слабое противодействие, так как подавлялась первым заметившим экипажем группы. Подавляя ЗА, лётчик не нарушал общего боевого порядка, а если и отворачивал, то после атаки быстро занимал своё место.

Стреляли по пехоте с планирования под углом 20° и снижались до бреющего полёта. От цели не уходили до тех пор, пока не расстреляли весь боевой комплект. Наша пехота в это время очень быстро продвигалась на юг к Томашевке.

Истребители противника парой Ме-109 пытались произвести одну атаку, но ещё на подходе к штурмовикам их отбили истребители прикрытия. Один Ме-109 был сбит, а второй ушёл.

Сбор произвели быстро над своими войсками. Возвращались на аэродром через район огневых позиций нашей ЗА, которая отсекала истребителей противника в случае внезапного их появления из облаков. Чтобы исключить атаку снизу, уходили от цели на высоте 100 метров. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.

Группа получила благодарность от командующего наземной армии, наступающей на этом направлении, за оказанное содействие пехоте при её продвижении к району Томашевка. С захватом Томашевки наши войска вышли из межозёрных дефиле на оперативный простор.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д

http://www.7dach.ru/


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz