Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Челноков Николай Васильевич

Н.В.Челноков

Родился 9 Мая 1906 года в городе Иркутске в семье железнодорожника. Окончил 9 классов. С 1928 гда в Красной Армии. В 1929 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1931 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, совершил 40 боевых вылетов.

С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте. Командовал бомбардировочной и штурмовой эскадрильями, 1-м Гвардейским минно - торпедным авиационным полком ВВС Краснознамённого Балтийского флота, 8-м Гвардейским штурмовым авиационным полком ВВС Черноморского флота, 9-й штурмовой авиационной дивизией ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

Сражаясь под Ленинградом в должности командира эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка ( 8-я бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) к началу Января 1942 года Капитан Н. В. Челноков совершил 58 успешных боевых вылетов. Перейдя с бомбардировщика на штурмовик, он первым стал применять штурмовые удары по морским транспортам противника. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1943 переведён на Черноморский флот, освобождал Керчь, Феодосию, Севастополь. После освобождения Крыма снова направлен на Балтику. На его боевом счету - уничтожение отряда кораблей из 14 вымпелов, находившегося в Нарвском заливе.

К Июлю 1944 года командир 8-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Подполковник Н. В. Челноков совершил ещё 219 боевых вылетов, умело командовал полком, лично потопил несколько транспортов и кораблей противника. 19 Августа 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Впоследствии руководил штурмовиками в боях за освобождение островов Эзель, а также при взятии Кёнигсберга, Пиллау и Данцига. Всего за время войны совершил более 270 успешных боевых вылетов.

После войны был на командных и штабных должностях в авиации ВМФ, на преподавательской работе. В 1945 году окончил Академические курсы при Военно - Морской академии, в 1949 году - Военную академию Генерального штаба. С 1954 года Генерал - Майор авиации Н. В. Челноков - в запасе. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четырежды ), Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Умер 16 Июля 1974 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище. Бронзовый бюст установлен в Ленинграде.

*     *     *

С первых дней войны Капитан Челноков, командир эскадрильи, оказался на страже Ленинграда. Враг рвался к городу. Челноков ежедневно поднимал эскадрилью в воздух. Ни вражеские истребители, ни сплошной зенитный огонь не могли помешать нашим лётчикам выполнить боевое задание. В одном из вылетов, группа бомбардировщиков под командой Капитана Челнокова пробилась к цели и точными бомбовыми ударами уничтожила более 10 танков противника и 14 фургонов с войсками. Танковый маневр врага был сорван.

Эскадрилья, которой командовал Челноков, стала грозой для врагов. Днём и ночью, в туман и непогоду в ленинградском небе, над водами Финского залива и Балтийского моря отважно летал Челноков, нанося сокрушительные удары по неприятельским портам, железнодорожным станциям, вражеским войскам на дорогах, ведущих к Ленинграду. Говорят, что у добрых вестей лёгкие крылья. Так и весть о боевых делах бесстрашного воздушного рыцаря вскоре широкой волной разнеслась по Северо - 3ападному фронту, защищавшему подступы к городу Ленина.

На вооружение стали поступать новые самолёты - штурмовики. Челноков быстро освоил машину, полюбил её и на ней воевал до конца войны. В его руках "Ильюшин" был грозой для врагов не только на суше и в воздухе, но и на море. Поначалу "Илы" считались машиной, предназначенной для штурмовки наземных целей. Немало штурмовок провёл Челноков по вражеским колоннам. Впервые он испытал превосходные боевые качества новой машины под Кременчугом, на правом берегу Днепра. Потом на подступах к Ленинграду. Только за 8 месяцев боёв Челноков уничтожил десятки вражеских танков, множество автомашин с боеприпасами и пехотой. Он быстро овладел тактикой штурмовых ударов.

Ил-2 ВВС Ленинградского фронта

Штурмовик Ил-2 одного из полков ВВС Ленинградского фронта, 1942 год.

Теперь он хотел применить новую машину для штурмовых ударов по морским целям. И вскоре на практике доказал, каким грозным оружием являются "Илы" на морском театре военных действий.

Когда Челнокову присвоили звание Героя Советского Союза и назначили командиром Гвардейского штурмового полка, он стал ещё более требовательным к себе. К выполнению каждого боевого задания подходил творчески. Этого неустанно требовал и от своих подчинённых.

- Напал на цель - добей до конца, - не раз говорил он молодым лётчикам. - Мало поразить - надо уничтожить врага. Не шаблон, а чётко разработанная схема каждого удара обеспечивает победу.

Этому золотому правилу Челноков следовал всюду, где бы ни приходилось ему воевать.

Летом 1943 года он получает новое назначение: бесстрашно сражается за Керчь, Феодосию и Севастополь. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова - штурмовика. Это он нашёл и впервые применил тактические приёмы бомбоштурмовых ударов по морским транспортам противника. Так зародилось прицельное бомбометание с малых высот. Этот приём нашёл убеждённых сторонников среди морских лётчиков и, по существу, решил исход борьбы с феодосийской группировкой немецких кораблей.

Челноков Н.В.

Командир 8-го ГвШАП ВВС Черноморского флота Герой Советского
Союза Полковник Н. В. Челноков беседует с лётчиком, 1943 год.

Под натиском штурмовых ударов противник вынужден был отказаться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск - Анапа - Керчь. Но советские лётчики успешно громили врага и ночью.

До этого бытовало мнение, будто транспорты - цель только для бомбардировщиков, а отнюдь не для штурмовиков. Это подтверждала и тактика врагов: они держали свои корабли в радиусе действия штурмовиков. В боях за освобождение Севастополя челноковцы опровергли и это мнение: они потопили 24 транспорта и несколько танкеров противника, доказав, что не только малые, но и крупные корабли могут быть доступны "Илам".

...Ещё затемно командиры групп Челнокова прибыли на тряской полуторке к своим самолётам, возле которых добрых полночи трудились механики, мотористы, оружейники. Придирчиво осмотрели лётчики машины. И эта придирчивость не обижала авиаспециалистов: лётчик идет в бой, он должен быть уверен в своём самолёте, в оружии.

- "Пятый", взлёт ! - услышал Челноков лаконичную команду. Он дал полные обороты двигателю, и машина, содрогаясь, сначала медленно, а потом, набирая скорость, пошла от линии старта вперёд, в утреннюю дымку, прикрывавшую аэродром.

Вскоре группа легла на боевой курс. Район цели - небольшой квадрат морского залива, отмеченный на карте красным карандашом. Здесь рано утром должен пройти вражеский конвой кораблей. Его надо уничтожить. Скрылись из виду очертания родных берегов; внизу, под крылом, - унылая и однообразная картина. Челноков смотрит на приборы и определяет время. Да, через несколько минут должны показаться вражеские корабли.

Штурмовики идут в строю "правый пеленг". Челноков ещё раз смотрит на часы: пора !  Он пристально глядит вниз, на синевато - серебристую гладь моря, пытаясь увидеть цель. Её нет. Челноков передает команду изменить курс на 90 градусов и вводит свой самолёт в разворот. Опять пристальный взгляд на рябоватую поверхность залива и опять разворот...

- Цель слева !  Атакую, - первым обнаружив едва различимые силуэты вражеских транспортов, передал Челноков команду группе. И в то мгновение, когда он, отдав ручку от себя, повёл свой самолёт на флагман вражеского конвоя, рядом с "Илами" возникли чёрные шапки взрывов зенитных снарядов.

С нарастающим рёвом мотора "Ил" стремительно мчался вниз, навстречу морской пучине. Растёт и скорость, падает высота. Но вот Челноков начинает выбирать на себя ручку управления, и послушный "Ил", почти задевая мачты вражеского флагмана, выходит в горизонтальный полёт, а за какое - то мгновение до этого лётчик успевает нажать на кнопку электросбрасывателя бомб. Внизу появляется белое облако пара, перемешанное с чёрными космами дыма, окутывающее вражеский корабль.

Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС ЧФ

Штурмовик Ил-2 из состава 8-го ГвШАП ВВС Черноморского флота, 1943 год.

Штурмовики один за другим атакуют неприятеля. Челноков разворачивается и опять ведёт свою группу в атаку. Вот самолёт вздрогнул, ручка управления стала тяжёлой, малопослушной. "Повредили самолёт", - решает Челноков, но из боя не выходит. Он продолжает атаки, сбрасывает на вражеский конвой все бомбы, ведёт огонь из пушек. И так действуют все экипажи его группы.

Через несколько минут штурмовики, собравшись, легли на обратный курс. И, словно в отместку за дерзкие атаки, за 3 пущенных ко дну транспорта, в небе появляются "Мессершмитты".

- "В круг !" - лаконично приказывает Челноков, и "Илы" из "пеленга" быстро перестраиваются в так называемый оборонительный круг. Воздушные стрелки держат "Мессеров" на почтительном расстоянии. Так, отбиваясь от вражеских истребителей, группа штурмовиков возвращается на свой аэродром.

Лётчики идут докладывать о результатах налёта, а техники и механики - подсчитывать количество пробоин и повреждений в боевых машинах. Авиаспециалисты торопятся: они знают, что с наступлением сумерек Челноков опять пойдёт на боевое задание. И так будет и завтра, и послезавтра, и через месяц, до тех пор, пока не будет разбит враг...

Герой Балтики, герой Чёрного моря. В Августе 1944 года на его груди заискрилась вторая золотая медаль Героя Советского Союза.

После освобождения Крыма Челноков снова на Балтике. Теперь он командир Краснознамённого Ропшинского авиационного соединения. Новое положение ко многому обязывало, но зато и в значительной мере расширяло круг боевой деятельности. Челноков оставался верен своему правилу: действовать не по шаблону, а по строго разработанному плану каждого боевого задания.

Н.В.Челноков

Вскоре по прибытии на Балтику был получен боевой приказ: уничтожить отряд кораблей, состоявший из 14 вымпелов и прикрывавший левый фланг вражеских войск, упиравшихся в Нарвский залив. Отряд немецких кораблей нёс дозорную службу в заливе. Не раз наши лётчики обрушивали свои удары на этот отряд, но он, как заколдованный, оставался невредимым. Хорошо организованная зенитная оборона не давала нашим самолётам возможности нанести прицельные удары.

Челноков возглавил группу. Умело маневрируя, штурмовики неожиданным ударом со стороны солнца парализовали зенитную оборону противника и в несколько заходов почти полностью разгромили отряд сторожевиков. Фланг войск противника со стороны залива был оголён.

И снова бои, но теперь бои, поддерживающие грозное наступление Советской Армии, прокладывающие путь к окончательной победе над врагом.

Нарвский залив, остров Эзель, Кенигсберг, Пиллау, Данциг - всюду, где в небе проносились машины, ведомые Челноковым, враг ощущал карающую руку воинов - освободителей...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz