Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Чухарев Александр Иванович

Чухарев Александр Иванович

Родился 23 декабря 1915 года в селе Лемазы Златоустовского уезда, ныне Дуванского района Башкирии, в семье крестьянина. Детство провёл в городе Златоусте Челябинской области. В 1931 году окончил 7 классов, затем школу ФЗУ  ( ныне ГПТУ-19 ). Работал горновым на Магнитогорском металлургическом комбинате. С 1935 года в рядах Красной Армии, призван Магнитогорским горвоенкоматом Челябинской области. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, служил в ней лётчиком - инструктором.

С января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны, с марта 1943 года - в действующей армии.

К октябрю 1944 года командир эскадрильи 995-го штурмового авиационного Измаильского полка  ( 306-я штурмовая авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  капитан А. И. Чухарев совершил 99 боевых вылетов, нанёс врагу большой урон в живой силе и технике. Проведя 11 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника, ещё 5 уничтожил на земле.

29 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1961 года полковник А. И. Чухарев - в запасе. Жил в городе Подольске Московской области. Скончался 2 марта 2007 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Александр Иванович Чухарев родился в 1915 году в селе Лемазы Дуванского района Башкирской АССР, в крестьянской семье. В 1928 году приехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Вместе с комсомольцами он возводил вторую домну и после её завершения на ней же остался горновым. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил авиационную школу, остался там служить инструктором.

С началом войны он настойчиво добивался отправки на фронт. Но ему отвечали: "Время не пришло. Помогай готовить кадры лётчиков".

...Приближалось третье военное лето. После напряжённых зимних боёв 1942 - 1943 годов наступило относительное затишье. В составе 17-й Воздушной армии формировался 9-й смешанный авиакорпус. В 306-й штурмовой авиаполк на должность командира эскадрильи получил назначение капитан А. И. Чухарев. Давнее его желание осуществилось. Столько рапортов подано с настоятельной просьбой отправить на фронт.

Но встретиться в бою с фашистскими лётчиками Чухареву пришлось лишь несколько месяцев спустя. Большинство пилотов его эскадрильи ещё не бывали в боях. Поэтому почти ежедневно командиру приходилось проводить учебно - боевые полёты.

И вот наконец первое боевое задание. 16 июня 1943 года он получил приказ разведать место сосредоточения живой силы и техники. Капитан Чухарев пошёл на риск - решил летать над территорией, где надлежало вести разведку, на бреющем полёте. Это для противника окажется неожиданным, и к тому же он сможет рассмотреть такие детали, которые скрадывает большая высота. И ещё: его не сразу обнаружат вражеские истребители на фоне меняющейся местности.

Расчёт оправдался. С задачей справился блестяще: выявил большое скопление танков, другой техники, новые артиллерийские и миномётные батареи. Возвращаясь на аэродром, в районе села Большая Балка, обнаружил аэростат наблюдения. Несмотря на сильный заградительный огонь, умелой атакой с первого же захода расстрелял его.

Капитан Чухарев активно участвовал в битве на Курской дуге. 5 июля 1943 года группа в составе 8 Ил-2, ведомая им, в районе Соломино Белгородского направления умелыми и решительными действиями разбомбила переправу через Северный Донец и на продолжительное время преградила путь подходящим резервам противника.

Другой раз парой штурмовиков Ил-2 капитан Чухарев в плохих погодных условиях выполнял боевой полёт на "свободную охоту". В районе Китай - городка обнаружил в лощине большое количество автомашин и повозок. Стремительными атаками за 15 минут уничтожил 9 автомашин и 7 повозок.

Приходилось часто вылетать на штурмовку переднего края врага во время боевых действий. Это требовало особого напряжения. Командир должен хорошо разбираться в сложных условиях наземного боя, чтобы точно наносить удары и взаимодействовать со своими войсками.

Штурмовик Ил-2.

15 мая 1944 года, после успешного бомбового удара в районе Дубоссары в Молдавии, повёл группу из 6 самолётов на штурмовку передовых позиций. На развороте заметил: более 20 "Юнкерсов-87" с пикирования из-за облаков начали обработку переднего края наших войск. Чухарев решил сорвать замысел и как всегда смело и решительно начал атаку. Ведомые уверенно последовали за ним. На первом же заходе он и его заместитель сбили по одному самолёту. Остальные, не выдержав дерзкой атаки советских штурмовиков, стали удирать, разбросав неприцельно бомбы, сбросив их даже на свои войска. Вся группа, успешно и без потерь выполнив задание, вернулась на свой аэродром. Через несколько часов от наземного командования была получена телеграмма с восхищением и благодарностью за смелые и решительные действия и победу над значительно превосходящими силами противника.

В составе 995-го штурмового авиационного Измаильского полка он участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии. Войну закончил в Австрии.

На боевом счету отважного лётчика - штурмовика А. И. Чухарева числится уничтоженных 12 танков, 4 паровоза, 23 вагона, 43 автомашины, 31 повозка, 2 переправы  ( в группе с товарищами ), 2 склада с боеприпасами, 1 склад и 12 цистерн с горючим. Им лично проведено 11 воздушных боёв, в результате которых сбито 2 самолёта противника  ( истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87 ), уничтожено на земле ещё 5 бомбардировщиков. Водимые им группы штурмовиков и лично сам Чухарев получил 19 благодарностей от командования наземных войск, командующего 17-й Воздушной армии, командира 10-го штурмового авиационного Одесского корпуса.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, за 99 результативных боевых вылетов на самолёте Ил-2 в качестве ведущего группы, из них 32 в сложных метеорологических условиях на бомбардировку и штурмовку переправ, укреплённых узлов, танков, автомашин, аэродромов, по срыву железнодорожных, автогужевых перевозок и уничтожению живой силы и техники противника в районах Орловско - Курском и Курско - Белгородском, при освобождении Донбасса, Украины и Молдавии, проявленные при этом мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1944 года капитан Чухарев Александр Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4988 ).

После окончания войны отважный лётчик - штурмовик продолжал службу в Военно - Воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1961 года полковник А. И. Чухарев - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Подольске Московской области. Вёл большую работу в московской секции ветеранов войны, оказывал помощь в создании музея школы № 995 и в строительстве памятника своего полку. Энергия ветерана всегда находила применение в деле патриотического воспитания молодёжи. Скончался 2 марта 2007 года. Похоронен на Аллее Героев Подольского городского кладбища.

( Ушаков А. П. - "Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях Советского Союза".  Челябинск, 1985 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz