Емельяненко Василий Борисович - военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Емельяненко Василий Борисович

Емельяненко Василий Борисович

Василий Емельяненко родился 16 января 1912 года в посёлке Николаевский, ныне город Николаевск Волгоградской области, в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, учился на рабфаке. В 1932 году по стране прокатился клич: "Комсомолец - на самолёт !". И Василий, студент композиторского факультета при Московской консерватории, поступил в Саратовскую школу пилотов Осоавиахима, которую окончил в 1933 году. Затем его направили в Центральную лётно - инструкторскую школу в Москве. Окончив её в 1934 году, работал в аэроклубах: Нальчикском, Черниговском, Николаевском.

С июня 1941 года в рядах Красной Армии. Боевую деятельность начал под Бобруйском в составе 4-го штурмового авиационного полка. Этот полк первым в ВВС получил на вооружение в 1941 году новейший по тем временам бронированный самолёт Ил-2. До начала войны лётчики полка успели совершить на них лишь несколько ознакомительных полётов. "Строем ещё не летали, а из пушек и пулемётов на полигоне никому и очереди выпустить не пришлось... Как прицельно сбрасывать бомбы и пускать реактивные снаряды - никто представления не имел", - вспоминал позднее Василий Емельяненко.

1 июля 1941 года лётчики полка приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Недостатки в подготовке лётного состава и упрощённая тактика боевого применения нового штурмовика - атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего Ил-2 подвергались прицельному сосредоточенному огню зенитных средств противника, привели к большим потерям...

Лишь за первые 3 дня боевых действий 4-й ШАП потерял 20 лётчиков   ( к концу войны боевые потери полка составили более 200 человек ). Бывало, что лётчик - штурмовик после 10 успешных боевых вылетов получал звание Героя Советского Союза  ( а обычно - после 100 вылетов ).

После полутора месяцев напряжённых боёв полк был выведен в тыл на переформирование. После чего, отправлен на Южный фронт. Лётчики 4-го ШАП участвовали в боях за Донбас, вели напряжённые схватки в небе Кавказа, освобождали Севастополь. За большие успехи на полях сражений, в марте 1942 года, 4-й штурмовой авиаполк был переименован в 7-й Гвардейский.

В дни боёв за Тамань в 7-м Гвардейском ШАП родилась песня, музыку к которой написал Василий Емельяненко. Припев песни был такой: "Эх, Ильюша", мой дружочек, штурманём ещё разочек !..

В.Б.Емельяненко

Василий Емельяненко в кабине своего разрисованного Ил-2.

К августу 1943 года штурман 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии капитан В. Б. Емельяненко совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолёта противника, подбил и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. Сам Василий Борисович вспоминает об одном из поединков так:

- Я уже различал железнодорожное полотно, а когда перевёл взгляд повыше, вдруг увидел летевший к Минеральным Водам на одной с нами высоте двухмоторный самолёт с двумя килями. Он пересекал наш курс, перемещаясь с правой стороны. Я принял его за истребитель - штурмовик Ме-110. С ним шутки плохи: самолёт довольно маневренный, с мощным вооружением. Мгновенно оценив обстановку, я решил уйти под него вниз, чтобы остаться незамеченным - если он вступит в бой, удара по станции нам уже не нанести.

Немецкий самолёт стремительно несётся, не замечая нас. И в этот миг мои пальцы легли на гашетки пушек и пулемётов, глаза впились в перекрестье прицела - огонь !   Сверкнул сноп трасс, вражеский самолёт пронесся левым бортом точно через огненную дорожку, будто гася её, вздрогнул и начал круто отворачивать от меня, оставляя густой дымный след. Немецкий лётчик, повернувшись хвостом, подставил под прицел "спину". Я успел выпустить ещё одну длинную очередь. Полыхнуло пламя - и горящий самолёт в крутой спирали скрылся под крылом...

Ил-2 Василия Емельяненко

Ил-2 капитана В. Б. Емельяненко из 7-го ГвШАП 230-й ШАД, лето 1943 года.

Ил-2 Василия Емельяненко

Ил-2 Василия Емельяненко

Спустя некоторое время нам удалось побывать на месте его падения. Мы стояли около лежащего на брюхе двухкилевого самолёта, который я сбил. Это оказался не "Мессершмитт-110", как я полагал, а четырёхместный бомбардировщик "Юнкерс Ju-86К", которого нам ещё не приходилось видеть. Левый мотор у него сгорел и превратился в труху. С правого я срубил отвёрткой круглую марку фирмы "БМВ". На память. Начальник воздушно - стрелковой службы полка Борис Лурье долго ходил вокруг самолёта и пересчитывал пушечные пробоины. Их было 33...

В.Б.Емельяненко и И.А.Чернец.

Василий Емельяненко с балалайкой и Иван Чернец с гитарой.

В.Б.Емельяненко и И.А.Чернец.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года Гвардии капитан Емельяненко Василий Борисович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны он совершил более 100 успешных боевых вылетов.

После окончания войны Василий Борисович продолжил службу в ВВС. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию и работал в ней преподавателем тактики авиации. Кандидат военных наук, доцент. С 1960 года Гвардии полковник Б. В. Емельяненко - в запасе. Последнее время жил в Москве. Член Союза писателей СССР. Автор книги воспоминаний - "В военном воздухе суровом"  ( её можно прочитать на сайте "Военная литература".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "Знак Почёта"; медалями.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz