Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Фаткулин Анвар Асадульевич

А.А.Фаткулин

Родился 5 Августа 1922 года в селе Старый Буздяк, ныне Буздякского района Башкирской АССР, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы и аэроклуб. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Свердловскую военную авиационную школу летчиков.

С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 8-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. А. Фаткулин совершил 148 боевых вылетов на разведку и штурмовку аэродромов, складов с горючим и боеприпасов, скоплений живой силы и техники противника. В 23 групповых воздушных боях сбил 8 самолётов.

10 Апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны оставался на службе в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские летно - тактические курсы командиров авиационных полков. С 1973 года Гвардии полковник А. А. Фаткулин - в запасе. Жил и работал в городе Луцк Волынской области. Умер 21 Декабря 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды )  и 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Август 1942 года. Я иду в первый боевой полёт, за которым ещё последует 196 других. Многие из них я совершил, сражаясь за освобождение от гитлеровцев западных областей Украины.

Как-то меня вызвал командир полка Круглое и дал задание: найти и уничтожить немецкий паровоз, приспособленный для разрушения железнодорожных путей. Обычно он действовал только ночью, а днём, тщательно замаскированный, стоял где-нибудь, ничем себя не обнаруживая.

На задание отправилось 6 самолётов. Мы пролетали над железной дорогой, и в одном месте я заметил паровоз - путеразрушитель. Дал команду:

- Цель впереди. Принять боевой порядок !   Работать с "круга" !

Фашисты, притаившись, молчали, надеялись отсидеться. Но когда мы пошли на второй заход, встретили нас плотным зенитным огнём. Пушистые облачка разрывов возникали перед самолётами, и казалось, что нет никакой возможности повторить атаку. Но мы всё-таки сделали ещё несколько заходов.

Пока немцы вызвали своих истребителей, от путеразрушителя осталась груда покорёженного металла.

Однажды эскадрилье, была поставлена задача нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому, на котором находилось большое количество истребителей. С этого аэродрома фашисты делали налёты на наши наземные войска, перехватывали наши бомбардировщики.

Вылетели рано утром, без прикрытия истребителей. Шли на малой высоте. Незамеченными долетели до самого аэродрома. Для фашистов наше неожиданное появление было что гром при ясном небе. После первой же атаки на стоянках самолётов забушевало море огня. Взлётная полоса покрылась воронками. Несколько истребителей попытались взлететь, но запылали, не успев даже начать разбег. Как муравьи, разбегались во все стороны захваченные врасплох гитлеровские лётчики...

Наши лётчики сражались бесстрашно, самоотверженно, наводили ужас на гитлеровцев. Таким был и 19-летний Михаил Хохлачёв, который летал более года со мной в паре. Его мужеством и храбростью восхищался весь полк. За короткое время лётчик был награждён двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя медалями "За боевые заслуги".

И вот, вернувшись с очередного задания, я увидел хмурые лица товарищей.

- Погиб наш Миша, - сказал один из лётчиков.

А.А.Фаткулин

Я не мог этому поверить, не мог представить, что нет больше среди нас любимца всего полка. Однажды Михаил спас мне жизнь. Тогда мы летали вдвоём, без сопровождения истребителей. Низко над землёй висели серые тучи, видимость была плохой. Немецкие истребители подкрались незаметно. Они, как всегда, накинулись сперва на ведущего. Хохлачёв ринулся вперёд и закрыл меня своим самолётом. Фашистская очередь была меткой, и штурмовик Михаила загорелся. Ему с большим трудом удалось долететь к своим. В тот раз он спас командира и сам остался жив. И вот его не стало... Как же это случилось ?

Пара штурмовиков во главе с Михаилом Хохлачевым полетела на разведку в направлении села Деревляны, что на Львовщине. Там лётчики обнаружили колонну вражеских войск. Вихрем промчались штурмовики над гитлеровцами, забрасывая их бомбами и поливая пулемётным огнём. "Илы" атаковали снова и снова. На одном из заходов машина Хохлачёва была подбита, а его ранило. Штурмовик плохо слушался теряющего силы пилота. До своего аэродрома не дотянуть, а садиться на территории, занятой противником, гибель или ещё ужаснее - плен. И Хохлачёв направил свой самолёт на колонну машин и войск врага, повторив легендарный подвиг лётчика Гастелло...

Утром друзья Хохлачёва получили новое задание, и снова краснозвёздные штурмовики взмыли в небо.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz