Гопник Хаскель Моисеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гопник Хаскель  ( Владимир )  Моисеевич

Гопник Хаскель Моисеевич

Родился 5 мая 1917 года в городе Житомире в семье служащего. В 1937 году окончил среднюю школу. С августа 1937 года в рядах Красной Армии, призван по спецнабору Житомирским РВК  ( Житомирский район Житомирской области Украинской ССР ). В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С 8 июля 1943 года в действующей армии. В составе 135-го и 948-го ШАП сражался на Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Ведомые им группы Ил-2 наносили сокрушительные удары в районе Брянска, Городка, Невеля, Орши, Витебска, Вильнюса, Каунаса, Риги, Кракова.

Штурман 948-го штурмового авиационного полка  ( 308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  майор Х. М. Гопник совершил 122 боевых вылета. Уничтожил 12 танков, 26 автомашин, 15 точек зенитной артиллерии, 26 железнодорожных вагонов, 2 паровоза, а также много другого военного имущества и снаряжения врага. В групповых воздушных боях сбил 5 самолётов противника.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1960 года полковник Х. М. Гопник - в запасе. В том же году сменил имя на Владимир. Работал директором кинотеатра. Жил в городе Львов  ( Украина ). Умер 26 ноября 1989 года. Похоронен на Лычаковском кладбище в Львове.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

В наше время это может показаться странным, но долгие годы, до Великой Отечественной войны и после неё, Хаскеля Гопника все товарищи звали Володей... Так было принято. После Октябрьской революции сугубо еврейские имена употреблялись исключительно в кругу семьи. Вне дома, среди сослуживцев и друзей, люди часто избегали традиционных имён, переделывая их на русский лад. Очень точно сказал об этом поэт Александр Соболев в стихотворении "К евреям Советского Союза":

"И было срамом и кошмаром
Там, где кремлевских звёзд снопы,
Или Абрамом или Сарой
Явиться посреди толпы."

Так Хаскель и стал Владимиром. В 1940 году Гопник окончил Чугуевскую лётную школу. С ним учились многие будущие асы советских ВВС, Герои и дважды Герои Советского Союза. Часть выпускников 1940-го года распределили в качестве лётчиков - инструкторов по различным авиашколам. А менее чем год спустя Чугуевскую авиашколу "эвакуировали" пешим порядком под Воронеж, куда добирались 2 недели. Затем эшелонами - в Баку. Оттуда морем перевезли в Красноводск... И вновь товарные вагоны и дальняя дорога.

На фронт Хаскель Гопник попал весной 1943 года, определили его в 135-й штурмовой авиационный полк 308-й штурмовой авиационной дивизии 3-го штурмового авиационного корпуса. 308-я ШАД прибыла в район боевого базирования в начале мая. Командовал дивизией полковник Г. П. Турыкин. На фронте штурмовиков давно ждали, возлагая на них большие надежды.

Штурмовые авиаполки ежедневно вылетали на боевые задания для уничтожения немецких военных аэродромов, наносили удары по железнодорожным станциям, по автоколоннам войск и техники противника. Для молодых лётчиков, не имевших опыта боевой работы, каждый вылет на такое задание грозил обернуться гибелью. Опытных воздушных бойцов в дивизии было буквально по пальцам сосчитать.

Хаскель Гопник оказался одним из наиболее способных лётчиков. Ему всегда удавалось сохранять своё место в боевом порядке группы, грамотно выполнять маневры. Высокое лётное мастерство, отличное знание материальной части, инициатива и смелость в бою быстро выдвинули старшего лейтенанта Гопника в число лучших лётчиков части.

В небе опасность подстерегала лётчиков повсюду. Так, однажды Хаскель вылетел на задание в составе группы из 8 штурмовиков. На подходе к цели на них свалились барражировавшие в небе "Мессершмитты". В бой с ними вступили "Яки", сопровождавшие группу. Штурмовикам удалось опередить немецких зенитчиков и обработать их позиции реактивными снарядами. Одновременно вторая группа штурмовиков нанесла удар по аэродрому, с которого успели взлететь всего 2 вражеских самолёта. Но далеко уйти им не удалось.

На обратном пути группу вновь атаковали "Мессершмитты", уже поднятые с другого аэродрома. Тактику противника разгадать было просто. Немецкие пилоты нападали двумя группами: одна сковывала боем наши истребители прикрытия, другая набрасывалась на "Илы". В тот раз удалось отбиться.

Вскоре Хаскель Гопник уже сам летал на задания во главе группы. Новый командир дивизии полковник Л. Чумаченко справедливо считал, что все участники удачно проведённых боевых операций должны быть отмечены наградами. Все ведущие лётчики штурмовых полков имели по несколько орденов Красной Звезды, Отечественной войны, Красного Знамени. Командиры эскадрилий, возглавлявшие боевые группы, получили по ордену Александра Невского.

Гопника наградами не обходили. К концу весны 1945 года на его гимнастёрке можно было сосчитать 7 орденов.

Однажды во время штурмовки танковой колонны самолёт Хаскеля попал под огонь зениток. Лётчик едва дотянул до линии фронта !   Глянул на приборы - бензин на исходе. Стал снижаться и ухитрился посадить горящий самолёт в нескольких метрах от минного поля.

Далеко не всегда штурмовики возвращались с выполнения заданий в полном составе. После войны подсчитали, что в среднем, на каждом самолёте Ил-2 удавалось совершить 53,5 боевых вылетов. Для сравнения - живучесть истребителей составляла 104,5 боевых вылетов, а бомбардировщиков - 80.

Непревзойдённым в полку был рекорд Владимира Стрельченко - он совершил 192 боевых вылета. В соседнем 624-м ШАП командир полка майор И. Кухарев летал на боевые задания 163 раза.

Всего в дивизии было 60 лётчиков. Асов знали все, поименно. Лётчики нередко вместе занимались разборами полётов и вместе обмывали награды. Их возраст, в среднем, не превышал 25 лет. В полку Кухарева талантливым лётчиком считали Александра Путина. Он, как и Хаскель Гопник, после месячного пребывания на фронте самостоятельно водил в бой группы штурмовиков и выполнял ответственные боевые задания.

31 августа 1943 года шестёрке "Илов" под командованием Путина была поставлена задача нанести удар по железнодорожным эшелонам на узловой станции Навля, где ожидали разгрузки сразу 3 эшелона. При подходе к станции открыли огонь зенитки. Одна из сброшенных Путиным бомб попала в паровоз. С бреющего полёта лётчики обстреляли из пушек следующий эшелон, а затем заходили на цель ещё 3 раза. Израсходовав боеприпасы, "Илы" легли на обратный курс. В это время на станции Навля грохнул сильнейший взрыв, вызвавший многочисленные пожары...

В течение 9 месяцев лётчики, штурманы, механики и воздушные стрелки 308-й штурмовой авиадивизии летали на работу. Затем их на пару месяцев вывели в тыл, чтобы пополнить материальную часть и личный состав. И снова в бой...

В начале ноября 1944 года войска Красной Армии вели упорные бои в районе Бельско - Бяла  ( Польша ). Тяжёлые свинцовые тучи теснились над вершинами продрогших мачтовых сосен.С неба лил густой дождь. Дорога была разбита вконец, и верткий газик сердито фыркая, буксовал в глубоких выбоинах.

Командир 3-го Минского штурмового авиационного корпуса генерал - майор Горлаченко задумчиво смотрел на дождевые капли, густо покрывшие ветровое стекло машины.

- Ну и погода, - вздохнул он тяжко. - А наступать надо...

На армейском КП командир стрелковой дивизии полковник Иванидзе, увидев Горлаченко, просиял.

- Вовремя приехал, кацо !   Выручай, захлёбываемся из-за проклятой высоты.

- Не всё сразу. Расскажи толком.

Они вместе подошли к карте. Полковник Иванидзе обвёл кружком жёлтоватое пятно, усеянное ромбиками.

- Понимаешь, фашисты закопали танки вот здесь, на высоте. А она, как видишь, господствует над местностью. От их огня и головы нельзя поднять. Прошу, пошли своих ребят.

- А погода ?   Посмотри сам...

- Да ведь они у тебя соколы, летают и тогда, когда совсем невозможно. Поэтому и просим у командарма Красовского именно твоих джигитов. Он сказал: как ты решишь, так и будет. Кацо, друг, очень прошу...

Подошёл и начальник штаба Ударной армии. Пожал руку комкору Горлаченко.

- Не упрямься. Помоги матушке - пехоте.

Через час генерал Горлаченко с радиостанцией наведения самолётов был снова в дивизии Иванидзе у переднего края. С разбитой колокольни в бинокль он рассмотрел зловещую высоту. Вся она опоясана и перехлестнута траншеями, окопами и дзотами. Действительно для пехоты - крепкий орешек.

"Хорошо, что вызвал звено Ил-2 из 948-го полка и ведущим именно майора Гопника !   Нужна точная работа, - подумал генерал и взглянул на часы. - Уже больше сорока минут группа в воздухе. Должна быть на подходе".

Он взял микрофон, продул и нажал на включатель.

- "Баклан второй", я "Волга", как слышите меня ?   Доложите условия полёта.

- "Волга", "Волга", вас слышу хорошо. Высота полёта сто пятьдесят. Видимость только вертикальная. Подхожу к вам.

А дождь всё усиливался, облака всё ниже опускались к земле...

- "Бакланы", вас вижу. Я "Волга". Идёте правильно. По курсу впереди цель. Ориентир - развалина кирпичного здания на развилке дорог. Доверните правее, ещё правее. "Бакланы", так держать. Работайте !

Генерал смахнул тыльной стороной ладони капли дождя, заливавшие глаза.

- "Волга, вас понял. Цель вижу, - ответил майор Гопник.

Группа "Илов" набирала высоту.

- "Бакланы", приготовиться, - слышит команду ведущего генерала. И через минуту снова команда: - Залп... Огонь !

Земля вздрогнула. Фонтаны земли заметались по траншеям и ходам на высоте. Противник ощетинился заградительным зенитным огнём, но поздно.

Генерал Горлаченко припал к биноклю. Полковник Иванидзе был в восторге.

- Ювелирная работа, дорогой. Лучше и не надо !

Горлаченко, улыбнувшись, передал в эфир:

- "Бакланы", молодцы !   По цели сработано точно.

Вскоре снова послышался голос ведущего группы майора Гопника.

- "Волга", "Волга". На подходе к переднему краю вижу колонну автомашин противника. Разрешите покомандовать парадом ?

- Разрешаю. Да по-настоящему ! - одобрил комкор.

На армейском КП генерала Горлаченко встретил командующий Ударной армией.

- Ну, сокол, поздравляю !   Настоящие боги твои ребята !   Десять автомашин расколошматили и четыре танка. От имени всей Гвардии жму руку !

- Спасибо, товарищ командующий. Жаль, виновнику торжества майору Гопнику не смогу пока пожать руку !

- А что случилось ?   Сбили ?

- Подбили. Сел на нейтральной. Как доложил Иванидзе, плюхнулся на заминированном участке.

Неужели взорвался ?

- Нет, повезло.

- Коли так, считай, что всё в порядке. Гвардейцы Иванидзе вынесут на руках и твоего лётчика и его самолёт !

С 14 ноября 1944 года и до 11 мая 1945 года лётчики постоянно поддерживали действия наземных войск, подавляя сопротивление противника ударами с воздуха. В ту пору чуть ли не каждую неделю штурмовиков перебрасывали с одного участка фронта на другой. Тут уж было не до встреч и застолий. Победу лётчики также отмечали в разных местах и в разное время. На территории Чехословакии немецкие войска капитулировали только 12 мая.

В последних числах июня из штаба корпуса командир дивизии получил сообщение о присвоении звания Герой Советского Союза группе лётчиков и штурманов 308-й дивизии. В их числе были командир полка майор И. М. Кухарев, штурман полка майор Х. М. Гопник, штурман капитан Максимов, командир эскадрильи старший лейтенант Маркин, командир эскадрильи старший лейтенант А. Д. Путин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками штурман 948-го штурмового авиационного полка Гопник Хаскель Моисеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 8035 ).

Дальнейшие судьбы героев штурмовой авиации сложились по-разному. Большинство из них разъехались по домам. Майора Гопника командир дивизии полковник Л. К. Чумаченко направили учиться на высшие курсы ВВС. А. Д. Путин после демобилизации уехал в Рязань. Стрельченко вышел в отставку в 1957 году.

Дольше всех находился в строю полковник Х. М. Гопник. Он снял погоны в 1960 году. Ему ещё не было 50 лет и он решил поработать на гражданке. Дело было на Украине, в городе Львове. Вероятно, по рекомендации местного руководства он сменил своё имя и уже официально стал Владимиром.

Владимир Моисеевич Гопник несколько лет работал директором кинотеатра в Львове. Скончался 26 ноября 1989 года. Похоронен там же, на знаменитом Лычаковском кладбище.

Могила Х.М.Гопника.

Надгробие на могиле Героя установили на свои средства его близкие. По всей вероятности, зная отношение местных жителей к советским офицерам, на памятнике не указали, что здесь покоится Герой Советского Союза.

( Оригинал статьи Владислава Каца читайте на сайте "JEWISH.RU."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz