Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Хрюкин Сергей Кузьмич

Хрюкин Сергей Кузьмич.

В далёком 1924 году началась история нынешнего Областного государственного образовательного учреждения "Железнодорожный техникум города Рязани". Первоначально была открыта школа ФЗУ  ( фабрично - заводского ученичества )  при станции Рязань Московско - Казанской железной дороги, которая готовила специалистов по 3-м специальностям: "Помощник машиниста паровоза", "Слесарь по ремонту паровоза", "Кузнец". В ФЗУ принимались только дети железнодорожников и редко дети служащих. С 1940 года школа называлась ЖУ-1   ( Железнодорожное училище № 1 )  и к началу Великой Отечественной войны Рязанское ЖУ закончили 650 человек. В 1941 году училище частично было эвакуировано в город Уфу, и вернулось оно в Рязань в 1943 году. Многие воспитанники техникума в годы войны стали участниками боевых действий. Среди них трое стали Героями Советского Союза. Герой нашего рассказа - Сергей Кузьмич Хрюкин.

Он родился 8 апреля 1915 года в селе Канищево  ( ныне в городской черте Рязани )  в крестьянской семье. Окончил 9 классов, школу ФЗО в Рязани  ( ныне - железнодорожный профессиональный лицей № 4 ). С 1940 года в рядах Красной армии  ( призван Рязанским РВК ). Окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов  ( ныне - Оренбург ).

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Южном, Юго - Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Летал на штурмовике Ил-2.

Сергей Хрюкин начал свою боевую деятельность на Южном фронте в составе 525-го штурмового авиационного полка. 6 ноября 1941 года за отличия в нанесении штурмовых ударов по противнику был награждён орденом Красного Знамени.

Затем младший лейтенант С. К. Хрюкин сражался в составе 4-го   ( с 7 марта 1942 года - 7-го Гвардейского )  штурмового авиационного полка.

В апреле 1942 года при штурмовке вражеского аэродрома у города Константиновка был тяжело ранен и госпитализирован. 25 мая 1942 года за большой урон нанесённый противнику был награждён орденом Красной Звезды.

После выхода из госпиталя Хрюкин сражался до конца войны в 218-м   ( с 19 августа 1944 года - 173-м Гвардейском )  штурмовом авиационном полку, который до марта 1943 года входил в состав 267-й штурмовой авиационной дивизии, а затем - 299-й  ( с 19 августа 1944 года - 11-й Гвардейской )  штурмовой авиационной дивизии.

Вместе с этим полком С. К. Хрюкин в январе - феврале 1943 года на Юго - Западном фронте в составе 17-й Воздушной армии поддерживал войска фронта в ходе Донбасской наступательной операции и во встречных сражениях, развернувшихся в конце февраля между Днепром и Северским Донцом.

С февраля 1943 года он воевал уже в 16-й Воздушной армии, которая была перебазирована в район Курска, где с 15 февраля вошла в состав Центрального  ( с 20 октября - Белорусского )  фронта. В июле - августе она поддерживала и прикрывала с воздуха войска фронта в Курской битве  ( 5 июля - 23 августа ), при освобождении Левобережной Украины и форсировании Днепра.

В составе 299-го ШАП С. К. Хрюкин участвовал в наступательных боях осенью 1943 и зимой 1943 - 1944 года - поддерживал наземные войска на Конотопско - Киевском, Черниговско - Мозырском и Гомельско - Бобруйском направлениях, освобождая Левобережную Украину и восточные районы Белоруссии.

2 октября 1943 года после разведки в паре, где ведущим был Хрюкин, вылетевшая группа "Илов" на обнаруженное им большое скопление автомашин, повозок, пехоты в районе Черностополь, уничтожила до 20 автомашин, 30 повозок и до 400 человек живой силы противника. В этом же полёте им лично уничтожено 2 автомашины, 3 повозки с боеприпасами и до 15 человек живой силы. Создал большой очаг пожара.

12 октября 1943 года Хрюкин дважды летал на штурмовку войск и артиллерии противника в район Холмичи и высота 144. В результате эффективной атаки Хрюкина, длившейся 20 минут, наземные части форсировали реку Сож. В этих вылетах он уничтожил 2 орудия полевой артиллерии,3 зенитных точки, до 25 солдат противника. Получил благодарность командующего 16-й Воздушной армией.

15 октября 1943 года группой штурмовал артиллерийские позиции на правом берегу Днепра в районе Бывалки. Группа держала противника под огнём в течение 25 минут. В результате мощного удара штурмовиков наши части форсировали в этом районе Днепр и заняли ряд опорных пунктов на правом берегу. Командование наземной армии дало высокую оценку боевой работе группы.

В ноябре и декабре 1943 года С. К. Хрюкин активно участвовал в борьбе за освобождение Советской Белоруссии и города Гомель. В этих боях произвёл 21 боевой вылет, уничтожив 7 автомашин, 4 зенитные точки, 6 миномётов и до 60 человек живой силы противника, сбил в воздушном бою истребитель FW-190, подавил огонь 6 батарей полевой артиллерии, разбил 1 мост. Подступы к Гомелю прикрывались зенитным огнём и истребителями противника, но, несмотря на это, Хрюкин умело водил группы и атаковал цели 6 заходами, держа противника под огнём до 30 минут.

12 ноября 1943 года он дважды штурмовал артиллерию и живую силу противника в районе Мерстин севернее Гомеля. Его группа штурмовала цель в течение 30 минут, сделав 8 заходов. Благодаря отличной штурмовке, наши части заняли ряд опорных пунктов.

С 1944 года и до конца войны 16-я Воздушная армия входила в состав 1-го Белорусского фронта. 22 февраля С. К. Хрюкин дважды водил группу на штурмовку скопления живой силы и техники противника и железнодорожных эшелонов на станциях Тощица и Быхов. В результате атаки железнодорожного эшелона был выведен из строя паровоз, зажжено 4 вагона, разрушено железнодорожное полотно. Лично Хрюкин вывел из строя паровоз и зажёг 2 вагона. Во втором вылете Хрюкин в паре атаковал группу пикировщиков Ju-87, бомбивших наши войска. В результате атаки боевой порядок "Юнкерсов" был разбит, и они ушли на свою территорию.

В июне - июле 1944 года С. К. Хрюкин участвовала в Белорусской стратегической операции, в окружении и разгроме крупной группировки противника в районе Бобруйска, в окружении, разгроме Минской группировки противника и последующем преследовании его отходивших войск, в том числе в освобождении 30 июня 1944 года города Слуцк. После освобождения Слуцка 218-му штурмовому авиационному полку было присвоено почётное наименование "Слуцкий".

Во второй половине 1944 года С. К. Хрюкин участвовал в освобождении восточных районов Польши. 20 августа 1944 года дважды водил группы на штурмовку скопления живой силы и техники противника в районе города Вышкув, где был нанесён противнику большой урон. За отличную работу штурмовиков над целью была объявлена благодарность генерал - полковником Поповым. В этот день группой уничтожено 19 автомашин, взорван склад с боеприпасами, уничтожено 26 повозок с грузом, создано 6 очагов пожара, уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. 23 августа 1944 года дважды летал на штурмовку артиллерии и живой силы противника в районе Острув Мазовецки. Атака производилась в сложных метеоусловиях; несмотря на это, удар был нанесён 5-ю заходами на цель. В результате уничтожено 4 дзота, 2 орудия полевой артиллерии на огневой позиции, до 25 солдат и офицеров противника.

В январе - феврале 1945 года в составе своего полка С. К. Хрюкин принимал участие в Варшавско - Познанской операции, в ходе которой 16-я Воздушная армия поддерживала боевые действия войск фронта по овладению Варшавой, в борьбе за плацдармы на Одере, в штурме города и крепости Познань. За отличия в этих боях 173-й Гвардейский штурмовой авиационный полк 23 февраля 1945 года награждён орденом Кутузова 3-й степени.

К 23 сентября 1944 года командир эскадрильи 173-го Гвардейского штурмового Слуцкого Краснознамённого авиационного полка  ( 11-я Гвардейская штурмовая Нежинская Краснознамённая ордена Суворова авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан С. К. Хрюкин произвёл 139 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. При этом, он лично уничтожил: 9 танков, 6 автомашин, 39 повозок с грузами, 17 орудий полевой артиллерии, 16 зенитных точек, 13 миномётов, 3 паровоза, 6 железнодорожных вагонов, 3 дзота, 2 моста, подавил огонь 6 батарей зенитной артиллерии, создал 24 очага пожаров, взорвал 4 склада с горючим и боеприпасами, истребил до 390 человек живой силы противника. В воздушных боях сбил 2 истребителя противника  ( Ме-109 и FW-190 ).

В документах на проедставление лётчика к высшей награде Родины, командование полка отмечало:

Тов. Хрюкин принимал активное участие в наступательных боях Красной Армии в Орловско - Курской, Кромской, Севской, Гомельской, Рогачевской операциях, активно содействовал нашим наземным войскам при форсировании Днепра и завоевании плацдармов на правобережьи.

Обладая большим боевым опытом, тов. Хрюкин из 139 боевых вылетов 54 вылета произвёл в качестве ведущего групп по 6 - 9 самолётов, произвёл 8 налётов на аэродромы противника, 36 боевых вылетов на разведку войск противника; всегда его разведданные дают ценные результаты для вышестоящего командования.

Участвуя в Орловско - Курской и Кромской операциях, тов. Хрюкин произвёл 24 успешных боевых вылета. В каждом вылете приходилось вести воздушный бой с истребителями противника и, несмотря на сильное противодействие истребителей и зенитных средств противника, умело маневрируя, цели он атаковал в 2 - 3 захода. За эти вылеты им лично уничтожены 17 автомашин, на станции Глазуновка он вывел из строя бронепоезд, уничтожил 10 повозок с грузами, 4 орудия полевой артиллерии, 3 зенитных точки, до 42 человек живой силы противника.

В Севской операции тов. Хрюкин произвёл 16 боевых вылетов, уничтожив при этом 12 автомашин, 8 повозок, взорвал склад с горючим, уничтожил 5 зенитных точек, создал 6 очагов пожара, уничтожил до 30 солдат противника. В боях за Севск тов. Хрюкин, имея богатый боевой опыт вождения групп, несмотря на большую насыщенность зенитного огня и истребителей противника, водил группы без потерь.

Затем принял участие в освобождении городов Рыльск, Глухов, Конотоп, Бахмач, Нежин. Особенно активное участие принимал в форсировании рек Днепр и Сож. Обладая отличной ориентировкой и точностью прицельного огня, сделал 7 вылетов на охоту и разведку в глубокий тыл противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Гвардии капитан Хрюкин Сергей Кузьмич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4910 ).

С 10 февраля по 4 апреля 1945 года С. К. Хрюкин принимал участие в Восточно - Померанской стратегической операции, а с 16 апреля по 8 мая - в Берлинской операции и в штурме Берлина. За боевые отличия в годы войны награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, медалями.

После окончания войны отважныё лётчик - штурмовик продолжал службу в ВВС. С 1955 года Гапрдии майор С.К.Xрюкин - в запасе. Жил в Рязани. Умер 23 декабря 1970 года. Именем Героя названа одна из улиц Рязани.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz