Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Камельчик Михаил Степанович

М.С.Камельчик

Родился 8 Июня 1921 года в деревне Бушмин, ныне Толочинского района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил Оршанский железнодорожный техникум в 1939 году и аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года, спустя год окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Северо - Западном, 1-м Белорусском фронтах. Участник освобождения Новгорода, Пскова, Пинска, Люблина, Варшавы, Познани, боёв на Одере, штурма Берлина.

К Маю 1945 года командир звена 33-го Гвардейского штурмового авиаполка ( 3-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант М. С. Камельчик совершил 100 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку объектов противника, провёл 10 групповых воздушных боёв. Уничтожил 5 танков, 39 орудий, 84 автомашины с войсками и грузом, 57 повозок, 3 блиндажа, бронетранспортёр. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. С 1958 года Подполковник М. С. Камельчик - в запасе. Жил в Смоленске. В 1967 году окончил педагогический институт. Работал там же, заведующим методическим кабинетом кафедры марксизма - ленинизма, с 1970 года - преподаватель истории КПСС медицинского института. Заслуженный работник культуры РСФСР. Почётный гражданин города Познань и Лодзинского воеводства ( Польша ). Был членом Советского комитета ветеранов войны и членом комитета Фонда мира. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Имя Героя носила пионерская дружина школы № 4 в Смоленске.

*     *     *

Белорусский паренёк Михаил Камельчик рос в крестьянской семье в деревне Бушмин Витебской области. Учился в сельской школе и, подобно многим сверстникам, мечтал о настоящей мужской профессии. Такой, где могли бы раскрыться лучшие качества его целеустремленной личности. Но мечта его носила абстрактный характер до той поры, пока старшие товарищи не взяли его с собой в Витебск, на аэродром ОСОАВИАХИМа, где он впервые увидел самолёты. Ему сразу очень понравился невиданный крылатый гигант. И Миша очень удивился, когда он оторвался от земли. А потом ещё долго стоял паренёк, устремив ясный взор в небо, и только ветер развевал его светлые волосы. Ему вдруг страстно захотелось оказаться внутри этой чудесной машины, на месте того, кто только что поднял её в небо. И изумлённый мальчик понял: вот та самая профессия, которая кого угодно может покорить своей небывалой романтикой - профессия лётчика. Вскоре, спеша после занятий в техникуме в местный аэроклуб ОСОАВИАХИМа, он уже ни минуты не сомневался в правильности своего выбора. А ещё через какое - то время для курсанта Одесской военной школы пилотов имени Полины Осипенко эта мечта стала реальностью.

1941 год сержант Михаил Камельчик встретил в новом качестве - пилота 162-го авиаполка Белорусского военного округа. Там и продолжил лётную практику на самолёте И-16, освоенном ещё в школе. Не за горами был день, когда молодые лётчики должны были пересесть на более солидную машину - современный истребитель Як-1. Это радостное событие было намечено на конец Июня 1941 года. Но его опередило другое. Утром 22 Июня по боевой тревоге весь личный состав прибыл на аэродром. Началась Великая Отечественная война.

Первые же дни были отмечены ожесточёнными приграничными боями и налётами вражеской авиации на советские аэродромы. Для прикрытия особо важных объектов 162-й полк поэскадрильно направляется на другие аэродромы. Самое главное - не допустить бомбардировку противником города Гомеля, в особенности - железнодорожных мостов. Но как это сделать ?  Самолет И-16 - устаревшей конструкции, ему тяжело тягаться даже с новыми немецкими бомбардировщиками !  Отсутствует радиосвязь. Самолёты взлетают парами, сменяя друг друга в воздухе по 5 - 7 раз в день. И так в течение 15-ти дней...

Между тем немецким войскам удалось прорвать оборону у города Севска и начать наступление на Орёл и Мценск. Перед авиацией встали ещё более сложные задачи, с которыми, это уже было ясно, "Ишачки" не могли справиться. Срочно нужно было переучивать лётчиков на новую, более серьёзную машину - штурмовик Ил-2. С этой целью часть лётного состава была направлена в Ижевск, в 34-й запасный авиаполк. Однако к учёбным полетам на штурмовике 162-й авиаполк, где служил сержант Михаил Камельчик, допущен не был. Конечно, всему своё время. И всё же это казалось страшно несправедливым.

- Выход здесь один, - сказал Михаил Камельчик своему другу Борису Цыбульскому: - написать рапорт об отправке на фронт.

И они написали его... на имя командующего авиацией Московского военного округа, - которому был подчинён 34-й запасный авиаполк. Потянулись дни, полные томительного ожидания...

Через 10 дней пришёл ответ: желание молодых лётчиков немедленно отправиться на фронт было одобрено, несмотря на то, что обращаться к вышестоящему начальству нужно строго по форме. Видать, забыли. Ну да ладно - молодые ещё... Спустя много лет Михаил Степанович Камельчик вспоминал о том, как радовался за них командир 162-го полка Полковник Новиков. По - отечески обнял и сообщил о том, что через пару дней они начнут долгожданную учёбу. Разумеется, на штурмовике Ил-2.

Быстро пролетели эти дни радостного ожидания. И вот лётчики действующей армии Северо - Западного фронта в составе 288-го авиаполка, где и состоялось долгожданное знакомство со штурмовиком Ил-2. Грозная машина, настоящий "летающий танк", как её окрестили. Внутри помещаются две 23-миллиметровые пушки, два пулемёта, под крыльями - 8 реактивных снарядов, малые "катюши" и до 600 килограммов бомб. Машины с такой оснасткой не знала ни одна армия времён Второй Мировой войны. "Чёрная смерть !" - в неописуемом ужасе будут произносить враги, завидев на горизонте грозный штурмовик Ил-2.

Позади тренировочные полёты, и наконец участие в боевых действиях. Сержант Камельчик - лётчик 1-й эскадрильи под командованием Лейтенанта Николая Ивановича Белавина. Всё тогда воспринималось с таким удивлением и почти ещё мальчишеским восторгом от предвкушения главного в этой жизни - возможности совершить героический поступок во благо Отечества. И казалось, не будет конца этим радостным ощущениям. Если бы не невосполнимые потери, которые несёт война. Если бы не гибель лучшего друга. Борис Цыбульский пал смертью храбрых в одном из первых же боевых вылетов.

Потом был Северо - Западный фронт. 1942 год. В воздухе для нашей авиации создалась критическая обстановка: не хватало истребителей для прикрытия. Нужно было брать не числом, а умением, и с этой задачей могли справиться самые храбрые и смекалистые. По заданию комэска Младший лейтенант Камельчик в качестве ведомого в паре с Лейтенантом Удачиным взлетели, чтобы прикрыть собой остальные самолёты. Приняв на себя зенитный огонь, они выдержали атаку немецких истребителей. Находясь под прикрытием 2-х наших штурмовиков, другие самолёты успешно атаковали цель в стане противника. Задача была выполнена.

Этот удачный маневр нашёл отражение в статье "Славная пара прикрытия", в газете "Сталинский сокол". А в волосах Младшего лейтенанта Камельчика появилась первая седина...

В один из следующих боевых вылетов ведущий пары Лейтенант Камельчик на низкой высоте прикрывал группу советских самолётов. Вдруг увидел впереди большую колонну вражеских войск с танками, автомашинами, орудиями и другой техникой, движущуюся к линии фронта. Не прекращая обеспечивать прикрытие самолётов, Камельчик решил с ходу атаковать противника и достиг цели. Лётчик повторил атаку, но вдруг почувствовал мощное сотрясение самолёта. Что было сил стал выравнивать машину. Оказалось, что причина удара - столкновение самолёта со столбом, об этом сообщил по радиосвязи воздушный стрелок Григорий. Ситуация критическая. Небольшое расстояние нужно преодолеть, чтобы добраться до своего аэродрома, но как это сделать ?  На высоте 400 метров лётчик дал команду воздушному стрелку покинуть самолёт с парашютом. Григорий отказался прыгать один. Что ж, надо как - то дотянуть... С правым разворотом, теряя высоту, зашёл на посадочный курс аэродрома. Планирующий с большим перевесом влево самолёт, казалось, вот - вот ляжет на спину. Камельчик сделал последнее усилие и зарулил на стоянку. А там его уже встречали два лётчика - истребителя, и на их лицах можно прочесть радость за благополучное возвращение товарища.

- В таком состоянии самолёт в воздух не взлетит, - вынес заключение инженер, осмотревший на следующий день машину. - Отбито полтора метра крыла. Придётся восстанавливать.

Доводилось Михаилу совершать и разведывательные полёты. Солнце ещё не показалось над линией горизонта, когда на низкой высоте, стараясь быть незамеченными, два самолёта - штурмовика пересекли линию фронта. Один из них вёл Старший лейтенант Михаил Камельчик, второй - Старший лейтенант Александр Лукавин. Задачей лётчиков было разведать движение вражеского поезда на железнодорожном участке Лунинец - Кобрин.

Появление дыма впереди по курсу насторожило разведчиков. Михаил Камельчик отдал приказ готовиться к атаке. Так и есть: впереди на большой станции два эшелона - один с танками, второй - с орудиями и другой техникой. Они сделали первый заход. Воздушный стрелок Григорий доложил: бомба, сброшенная с самолёта Камельчика, попала в первый эшелон и разорвалась. Второй паровоз был расстрелян из пушек. Опомнившись, враги открыли огонь по самолётам из зенитных установок, стоявших на платформах. Но отважные лётчики снова пошли в атаку...

Через какое - то время во фронтовой газете появилась статья под названием "Партизанский удар", которая дала высокую оценку действиям разведчиков.

Между тем война катилась на запад, и настал наконец долгожданный миг, когда наши войска отбросили врага за пределы советской территории. Все знали о бесчеловечности фашистов в концлагерях. Но одно дело - слышать, и совсем другое - видеть своими глазами.

Недалеко от аэродрома Люблин находился концлагерь смерти Майданек. К этому времени он был уже освобождён советскими войсками. Посетить его решили лётчики 288-го авиаполка. На территории лагеря их встретили несколько человек. Нет, скорее, истощённые подобия людей, которых не успели госпитализировать. Не менее сильное впечатление на пилотов произвели печи крематориев. У них был такой вид, как будто они жаждали новой добычи. В своё время эти чудовища без устали работали на смерть. Свидетельства тому - холмики пепла от человеческих останков, ещё не полностью сгоревшие человеческие кости...

Вернулись на аэродром и сразу провели митинг. После того как почтили минутой молчания павших в концлагере, лётчики стали произносить речи, полные негодования, ненависти к фашистам и решимости немедленно отомстить за всё, что только что увидели. Время шло к вечеру, и вряд ли кто - то думал, что такая возможность представится тотчас. Но именно в эти минуты поступила команда, и эскадрилья, возглавляемая Капитаном Белавиным, вылетела на крупную железнодорожную станцию Варна южнее Варшавы, где находилось не менее 30 вражеских эшелонов. Эскадрилья нанесла мощный штурмовой удар, и составы вспыхнули как спички. И даже когда лётчики удалились от цели на достаточно большое расстояние, то всё ещё могли видеть, как пламя расправляется с вражеским снаряжением. Это была месть фашистским извергам за содеянное в лагере смерти.

В полдень 16 Января 1944 года командир авиагруппы Старший лейтенант Камельчик вылетел на очередное задание. Нужно было остановить на шоссе Писшуха - Опочно поток вражеских автомашин с войсками и техникой, направлявшихся на запад. Лётчики обрушили на врага мощнейший удар, в результате было сожжено 5 автомашин, убито около 200 солдат и офицеров, надолго парализовано движение врага по важной шоссейной магистрали. Разгром вражеской колонны довершили передовые части танкистов.

Войска 1-го Белорусского фронта, преследуя разбитые части немецких войск, продолжали с боями продвигаться к Одеру и в ночь с 28 на 29 Января перешли границу Германии. 33-й Гвардейский штурмовой авиаполк ( так с 21 Ноября 1942 года назывался бывший 288-й ШАП ) приземлился на аэродроме Цилициг. До Берлина оставалось не более 80 километров. "Завершить разгром гитлеровской армии, овладеть столицей фашистской Германии и выйти с победой из Великой Отечественной войны". Так сформулировало задачу советское командование в Апреле 1945 года.

Ил-2 ГвШАП

Ил-2 одного из Гвардейских штурмовых авиационных полков, 1945 год.

...16 Апреля 1945 года. Эскадрилья 33-го ГвШАП служит небесным тылом 8-й Гвардейской армии под командованием Генерала Чуйкова. Бой в самом разгаре. Советские воины испытывают небывалый внутренний подъём, их оптимизм разделяют штурмовики. С неба летит какой - то странный предмет и падает в расположение боевого порядка 82-й стрелковой дивизии под командованием Генерала Дука. Это символический ключ от берлинских ворот, который накануне смастерили лётчики.

Копия этого ключа выставлена в экспозиции одного из самых больших залов Центрального музея Вооруженных сил. Как одна из реликвий, как символ ратных подвигов советских воинов.

Возвращаясь с очередного боевого задания, ведущий второй авиагруппы Гвардии Старший лейтенант Михаил Камельчик вспомнил о том, что сегодня, 22 Апреля 1945 года, он совершил свой 100-й боевой вылет. И какой !   Только что нанесён штурмовой удар по фашистской столице - Берлину. Впереди летит первая авиагруппа под командованием Героя Советского Союза Гвардии Майора Николая Ивановича Белавина. Настроение превосходное. И в этот миг в кабине самолёта Михаила Камельчика разорвался снаряд вражеской зенитки... Дикая боль пронзила лицо, и лётчик перестал видеть. "Наверное, я ослеп", - пронзила мысль.

О тяжёлом ранении лётчика воздушный стрелок - радист сообщил Белавину. Не один раз командир повторяет, что разрешает садиться на ближайший аэродром, но Камельчик как будто не слышит его. Кровь заливает лицо. Сильная боль в груди, куда также попал осколок. Однако нежелание отступать сильнее этой боли. И он не сдаётся. Колоссальный опыт и профессионализм помогают лётчику наощупь довести самолёт до своего аэродрома. Ну вот и всё: экипаж вне опасности. А вот силы на исходе... Самолёт падает на землю с 10-метровой высоты. Подоспевшие товарищи помогли Камельчику выбраться из кабины, и он потерял сознание.

Передо мной копия наградного листа Гвардии Старшего лейтенанта Михаила Камельчика: "Бесстрашный лётчик - штурмовик, беззаветно преданный Родине, проявлял в боях чудеса храбрости... Отлично владея грозным штурмовиком, не имел ни единого случая потери самолётов от зенитных атак противника... Провёл 10 групповых воздушных боёв с вражескими истребителями, грамотно сочетая огонь своего штурмовика с высокой техникой пилотирования".

За годы Великой Отечественной войны Михаил Камельчик произвёл 175 вылетов. Из них - 100 боевых. Уничтожил 57 вражеских автомашин с грузом, 39 орудий разных калибров, 5 танков, 3 блиндажа, дзот, паровоз, 23 железнодорожных вагона. Совместно с группой разгромил железнодорожный мост, 2 переправы и 4 склада с боеприпасами.

Заслуги Михаила Камельчика отмечены медалью "За отвагу", орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды. А 15 Мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии Старший лейтенант Михаил Камельчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Польский город Познань и Лодзинское воеводство и поныне считают за честь называть Михаила Степановича своим Почётным гражданином.

Даже на минуту не мог представить Михаил Камельчик, как бы он жил без любимой профессии. Поэтому всю свою жизнь он благодарен хирургам, которые вернули ему зрение. Был вынут осколок из груди, и вновь перед Михаилом Камельчиком открылась любимая стихия - небо. В победном 1945-м и в последующие юбилейные годы лётчик принимал участие в парадах Победы на Красной площади в Москве - в 1960, 1985, 1990 годах.

Михаил Степанович Камельчик так и не утратил желание совершенствоваться. В 1952 году он закончил Краснодарскую высшую школу штурманов. Продолжал лётную практику в качестве штурмана авиаполка до 1962 года - до увольнения в запас по состоянию здоровья в звании Гвардии Майора. Пошёл работать в школу. И вновь решил учиться. В 1967 году закончил Смоленский государственный педагогический институт, после чего стал работать преподавателем истории в Смоленском государственном медицинском институте. Стал доцентом. Имеет звание заслуженного работника культуры РСФСР.

М.С.Камельчик

Сейчас Полковник в отставке Михаил Степанович Камельчик находится на заслуженном отдыхе. Он - ветеран и лучший друг Смоленского областного совета РОСТО. Дорогой гость в самых разных молодёжных аудиториях.

Легко находит он общий язык и со школьниками. Великая Отечественная война для ребят - это другая эпоха, но заговорит ветеран - и стираются временные рамки. А всё потому, что Михаил Степанович относится к людям с большой добротой и открытостью. Собственные внуки также просят дедушку рассказать о себе, и вновь ветеран переживает свою фронтовую молодость.

За большой вклад в военно - патриотическое воспитание молодёжи Центральный совет РОСТО удостоил М. С. Камельчика высшей награды оборонной организации - медали "Первый трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz