Корзунов Иван Егорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Корзунов Иван Егорович

И.Е.Корзунов

Родился 3 Мая 1915 года в городе Екатеринославе ( Днепропетровск ), в семье рабочего. Учился на рабфаке при Московском инженерно - экономическом институте. Работал на лесопильном заводе в Москве. С 1934 года в Военно - Морском флоте. В 1936 году окончил Ейскую школу военных морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Апрелю 1943 года командир эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ( 63-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Черноморского флота ) Майор И. Е. Корзунов совершил 191 боевой вылет на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Нахимова 1-й степени, Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Генерал - Полковник авиации И. Е. Корзунов умер 29 Октября 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носит судно Московского речного хозяйства.

*     *     *

Впервые Иван Егорович Корзунов встретил врага в памятный и тревожный день 22 Июня 1941 года. Тогда неподалёку от Одессы он сбил первый вражеский самолёт. А вскоре ему пришлось выдержать суровое испытание...

13 Июля 1941 года комэск Цурцумия повёл два звена, только что освоившие новые самолёты - пикировщики Пе-2, на бомбоудар по нефтепромыслам в Плоешти. Бомбардировщики летели на предел своей дальности, истребители сопровождать их не могли. Мастерски избранный маршрут, заход со стороны Карпат обеспечили полную внезапность удара. Короткий боевой курс, и бомбы сброшены. От прямых попаданий загорелись 2 нефтеперегонных завода, нефтебаки, склады, сильные повреждения получили крекинговые установки, железнодорожные пути...

Это был тот удар, о котором писали газеты не только у нас, но и за границей. Противник открыл огонь, когда все Пе-2 были уже для зениток недосягаемы. На перехват вылетела группа Ме-109. Они с ходу атаковали второе звено, сбили замыкающего бомбардировщика...

У пикировщиков ещё недоставало опыта воздушных боёв, штурманы и стрелки торопились с прицеливанием, лётчики не использовали противоистребительного маневра. Да и горючего было в обрез. "Мессеры", разделившись попарно, атаковали группу с разных направлений. Опьянённые первым успехом, они навалились на головную машину, пилотируемую командиром звена Иваном Корзуновым, и одной из очередей подожгли её. Однако на выходе "Мессера" из атаки его достала пулемётная очередь штурмана Филатова с летевшего сзади пикировщика. Ме-109 задымил, перевернулся и через минуту врезался в землю.

Корзунов И.Е.
Комэск И. Е. Корзунов у своего Пе-2, 1941 год.

Корзунов не растерялся, сумел скольжением сбить пламя. Самолёт Родионова пристроился слева, Филатов и стрелок огнём прикрывали повреждённую машину командира от непрерывных атак вражеских истребителей. "Мессерам" всё же удалось вторично поджечь самолёт Корзунова, вывести из строя один из моторов.

И вновь лётчик проявил исключительное хладнокровие и умение. Глубоким скольжением сбил пламя и на одном моторе вышел в горизонтальный полёт. Тем временем штурманам и воздушным стрелкам групповым огнём удалось сбить ещё один "Мессер", остальные отстали. Корзунов перелетел линию фронта, дотянул до Аккермана и благополучно посадил избитую машину на передовой аэродром.

Потом начались ожесточённые схватки в небе осаждённого Севастополя, где Иван Корзунов совершил свыше 80 боевых вылетов.

...22 Ноября 1941 года воздушная разведка донесла, что на аэродроме Саки сосредоточилось около 40 самолётов противника. Было решено нанести бомбово - штурмовой удар по этой цели. Для выполнения задачи выделили 4 самолёта Пе-2, 5 штурмовиков Ил-2, 10 истребителей  ( 6 Як-1 и 4 И-16 ). Ведущим был назначен экипаж Корзунова.

Затемно группа была уже в воздухе. Корзунов избрал маршрут над морем. Подходя к береговой черте, бомбардировщики резко увеличили скорость, штурмовики, не теряя их из виду, перешли на бреющий.

Первыми на цель вышли пикировщики. Бомбы, сброшенные пикировщиками, разрушили казарму, взорвали склад боеприпасов. Минутой позже пошли в атаку штурмовики. Удар оказался настолько неожиданным, что зенитная артиллерия противника открыла огонь, когда группа была уже на отходе. На лётном поле взрывались и горели более 10 немецких самолётов...

В Январе 1942 года Корзунова, после гибели Александра Цурцумия, назначили командиром эскадрильи. Иван Егорович дал себе слово удержать завоеванный подразделением авторитет, стать достойным преемником прославленного воздушного воина и командира. Вскоре вся эскадрилья перебазировалась с Кавказа в Севастополь.

21 Января 1942 года два звена нанесли бомбоудар по самолётам противника, сосредоточенным на аэродроме Сарабуз. Внезапности не получилось, так как маршрут проходил над территорией, занятой противником. На боевом курсе звено, которое вёл Корзунов, было атаковано тремя "Мессерами". Однако экипажи дружно отразили атаки, сбили один Ме-109 и прицельно сбросили свой смертоносный груз на аэродром противника.

Пе-2 И.Е.Корзунова

На самолёте Старшего лейтенанта Мордина из второго звена после сбрасывания не закрылись люки. Он стал заметно отставать. Оставшаяся пара "Мессеров" накинулась на него. Оба звена развернулись на помощь товарищу. Общими усилиями атака была отражена, при этом сбит ещё один Ме-109. Другой, получив повреждения, потянул к своему аэродрому. Так за один этот вылет шестёрка Пе-2, не понеся никаких потерь, сумела уничтожить 4 бомбардировщика Ju-88 на аэродроме и 2 истребителя Ме-109 в воздушном бою.

Эскадрилья сражалась до приказа на последний взлёт и покинула Херсонесский аэродром только за 4 дня до оставления Севастополя последними нашими частями. По два ордена Красного Знамени заслужили в этих памятных боях командир эскадрильи Иван Егорович Корзунов и его штурман Иван Иванович Филатов.

Лётчики под командованием Корзунова громили врага и на других фронтах Великой Отечественной войны. Летом и осенью 1942 года отважный экипаж водил эскадрилью на скопления вражеских войск в кубанских степях, под Новороссийском, на перевалах Главного Кавказского хребта...

24 Июля 1943 года Майору И. Е. Корзунову присваивается звание Героя Советского Союза. В Августе его назначают командиром 40-го бомбардировочного авиаполка. На новой должности Корзунов продолжал лично водить группы пикирующих бомбардировщиков на корабли противника в море и в базах.

Пе-2 И.Е.Корзунова

В Феврале 1944 года Ивану Корзунову присвоили звание Подполковник и назначили командиром 13-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков. А весной 1944 года он вновь возвратился в Крым. И вновь, как и прежде, водил группы бомбардировщиков на уничтожение живой силы, наземной техники и кораблей противника. Иван Егорович учил лётчиков искусству бить захватчиков. Сброшенные им бомбы пустили на дно не один корабль врага.

И.Е.Корзунов

Всего же в этих освободительных боях самолёты дивизии Корзунова совершили 668 боевых вылетов, потопили 20 судов, разрушили большое количество укреплений, портовых сооружений и опорных огневых пунктов врага. За успешное руководство боевыми действиями дивизии в операции по освобождению Крыма и проявленную при этом личную отвагу Иван Егорович был награждён орденами Нахимова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени.

После окончания войны И. Е. Корзунов ещё долгое время продолжал служить в Вооружённых Силах, стал Генерал - Полковником авиации, командовал ВВС Северного флота. Вместе с нами служил и неразлучный штурман Ивана Егоровича - Полковник Иван Иванович Филатов, возглавлявший один из ведущих отделов штаба. Много успел сделать Иван Егорович Корзунов для нашей авиации, для флота. Но в 1966 году его не стало...


Возврат

Н а з а д

как сделать видео


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz