Кузьмин Валентин Сергеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кузьмин Валентин Сергеевич

Кузьмин Валентин Сергеевич

Родился 5 Декабря 1921 года в селе Спасское, ныне Мценского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. Жил в городе Донецк. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Тамбовскую военно - авиационную школу пилотов.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К 5 Апреля 1945 года командир эскадрильи 949-го штурмового авиационного полка  ( 211-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Старший лейтенант В. С. Кузьмин совершил 115 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, в 24 воздушных боях лично сбил 3 и в группе 4 самолёта противника.

29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1953 году Подполковник В. С. Кузьмин окончил Военно - Воздушную академию. 7 Февраля 1957 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Валентин Кузьмин родился 5 Декабря 1921 года в селе Спасское Мценского района Орловской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил 10 классов средней школы в городе Донецке и в Сентябре того же года поступил в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. За время обучения успешно прошёл подготовку на самолётах У-2, Р-5 и СБ.

Окончив в Октябре 1942 года авиашколу, одновременно с присвоением воинского звания "сержант" получил направление в 1-ю запасную авиационную бригаду, а 29 Ноября 1942 года был зачислен пилотом в 949-й штурмовой авиационный полк. В связи с тем, что полк имел на вооружении штурмовики Ил-2, сержанту Кузьмину пришлось пройти дополнительную переподготовку на новый для себя тип самолёта.

В Мае 1943 года полк вошёл в состав 211-й штурмовой авиационной дивизии 3-й Воздушной армии и в Июне был отправлен на Калининский фронт. Штурмовики сразу же включились в боевую работу, нанося противнику большой урон в живой силе и технике, поддерживая с воздуха боевые действия наших наземных частей.

В Сентябре - Октябре 1943 года лётчики дивизии стали непосредственными участниками освобождения таких городов как Демидов и Невель. За проявленные ими мужество и героизм дивизии было присвоено почётное наименование "Невельская". Появились первые знаки боевого отличия и на груди пилота Кузьмина.

Многие боевые операции войск Калининского, а в дальнейшем и 1-го Прибалтийского фронта обеспечивались ударами штурмовой авиации 3-й Воздушной армии. Каждый вылет штурмовиков на задание мог стать для любого лётчика последним: прорваться к намеченной цели сквозь истребители противника и его зенитную артиллерию было чрезвычайно трудно и смертельно опасно.

В конце 1943 года в составе группы из 8 "Илов" Кузьмин вылетал бомбить скопление железнодорожных составов врага на станции Бычиха Витебской области. Несмотря на плохую видимость, застать немцев врасплох не удалось. На подходе к станции противник встретил наши самолёты очень плотным зенитным огнём. Кузьмин принял решение подавить вражеские батареи бомбовым ударом, чтобы его товарищи в это время смогли прорваться к станции и выполнить боевое задание.

Преодолев полосу сплошных разрывов, он с первого же захода разбомбил одну батарею, а на обратном развороте уничтожил и другую. Зенитный огонь стал заметно слабее. Штурмовики прорвались к станции и подожгли железнодорожные составы. Раздались мощные взрывы. Среди врагов поднялась паника. Но в этот момент Кузьмин заметил, что один эшелон, набирая скорость, пытается уйти со станции. Несмотря на то, что попадание зенитного снаряда в плоскость затрудняло управление самолётом, Кузьмин ринулся вслед уходящему составу и реактивными снарядами поджёг его. Вся восьмёрка в тот вылет успешно выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.

Мужество и отвага Лейтенанта В. С. Кузьмина, умелое вождение без потерь групп самолётов на задания были замечены командованием - весной 1944 года он назначается заместителем командира эскадрильи. Опыт, накопленный в боевых вылетах, позволил стать Кузьмину одним из лучших лётчиков полка. В Мае 1944 года за новые боевые заслуги командиром полка он представляется к очередной награде:

"Совершил 26 успешных боевых вылетов, из них 23 раза водил группы по 4 - 6 самолётов, и всегда успешно выполнял задание.

27 Апреля 1944 года ведущим пары Ил-2 вылетел на штурмовку живой силы и техники противника в партизанском районе города Ушачи Витебской области. При подходе к цели заметил пару "Юнкерсов-87", сбрасывающих бомбы на партизан. Лейтенант Кузьмин с полной бомбовой нагрузкой вступил в воздушный бой и сбил бомбардировщик противника. Другой самолёт был сбит ведомым. Затем, выполняя боевое задание, уничтожил 2 батареи полевой артиллерии и взорвал склад боеприпасов.

1 Мая 1944 года группа из 6 штурмовиков Ил-2 во главе с Лейтенантом В. С. Кузьминым уничтожила на станции Горяны воинский эшелон. При появлении 12 истребителей противника завязался неравный воздушный бой. Четыре истребителя "ФВ-190" набросились на его самолёт. Штурмовик получил множество пулевых и осколочных пробоин. Благодаря умелым действиям лётчика и воздушного стрелка истребитель противника был сбит. Лейтенант Кузьмин привёл группу на свой аэродром, совершил мастерскую посадку на одно колесо на повреждённом в бою штурмовике.

4 Мая 1944 года Лейтенант В. С. Кузьмин, будучи ведущим 4 самолётов Ил-2, штурмовал войска противника, сжимавшего кольцо вокруг партизан. Уничтожил 2 зенитных орудия, до взвода солдат и офицеров, а на обратном пути в районе станции Завядце, обнаружив 20 самолётов противника "Арадо", бомбивших партизан, вступил с ними в бой и сбил 2 бомбардировщика противника. Истребители, прикрывающие штурмовиков, уничтожили ещё 8 вражеских самолётов".

ФИО.

Приказом командующего 3-й Воздушной армией № 0183/н от 3 Июня 1944 года, за смелые и решительные действия в небе Белоруссии, успешно проведённые воздушные бои, в результате которых противнику был нанесён значительный урон, заместитель командира эскадрильи 949-го штурмового авиационного полка 211-й штурмовой авиационной дивизии Лейтенант Кузьмин Валентин Сергеевич был награждён орденом Александра Невского ( № 13408 ).

В Июле 1944 года Лейтенант В. С. Кузьмин был назначен командиром эскадрильи. В составе своего полка продолжал воевать на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах, участвовал в Шяуляйской и Мемельской наступательных операциях, операции по уничтожению немецкой группировки в Курляндии, участвовал в штурме и взятии Кёнигсберга.

К 5 Апреля 1945 года Старший лейтенант В. С. Кузьмин совершил 115 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск. В 24 воздушных боях он сбил 3 самолёта противника лично и 4 - в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Валентину Сергеевичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6346 ).

После представления к высшей государственной награде отважный лётчик выполнил ещё 12 боевых вылетов. Всего к моменту окончания войны он имел на своём счету 127 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника. Весь свой боевой путь Старший лейтенант В. С. Кузьмин прошёл в составе 949-го штурмового Витебского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка 211-й Краснознамённой штурмовой Невельской орденов Ленина и Суворова авиационной дивизии. Он стал одним из тех, кто своим беспримерным мужеством и героизмом не только приближал день и час окончательной победы над врагом, но и принёс заслуженную воинскую славу своему полку и дивизии.

После окончания войны В. С. Кузьмин продолжал службу в Военно - Воздушных силах, летал на новых реактивных самолётах. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. В дальнейшем работал в Центре боевой подготовки ВВС, служил в исследовательском инструкторском штурмовом авиационном полку, а в 1955 году стал командиром этого полка.

7 Февраля 1957 года Герой Советского Союза Подполковник В. С. Кузьмин погиб при исполнении служебных обязанностей.

В городе Мценске установлен бюст - памятник Герою. Его именем названы улицы в городах Мценске и Донецке.

Линия

Использована информация сайта "Кавалеры ордена Александра Невского".


Возврат

Н а з а д

rra0i9. Укладка тротуарной плитки патио. Подробно о укладке плитки в ванную.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz