Лоханов Алексей Александрович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Лоханов Алексей Александрович

Лоханов Алексей Александрович

Родился 2 апреля 1913 гоа в посёлке Камешково, ныне город Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил неполную среднюю школу. Работал на Камешковской фабрике, затем на заводе имени М. И. Калинина в Москве. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году Алексей Лоханов окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Первый боевой вылет совершил 24 июня 1941 года. В декабре 1941 года лейтенант А. А. Лоханов награждён орденом Красной Звезды.

В феврале 1942 года за отличия в боях по разгрому немецкой группировки под Москвой старший лейтенант А. А. Лоханов награждён орденом Ленина.

К марту 1943 года командир эскадрильи 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка  ( 204-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  капитан А. А. Лоханов совершил 147 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанеся противнику большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника и 4 - в группе с товарищами. Всего на счету экмпажа - 14 лично сбитых самолётов. Очевидно, рекорд для бомбардировочной авиации Советских ВВС.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 году А. А. Лоханов получил новое назначение - инспектирование формирующейся 1-й авиационной дивизии Войска Польского. В этой дивизии прослужил до конца войны. Всего выполнил 260 успешных боевых вылетов.

С 1947 года майор А. А. Лоханов - в запасе. Жил и работал в Баку. Умер 8 декабря 1974 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.

*     *     *

Звёздную ночь и раннее утро 24 июня 1941 года экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ - скоростных бомбардировщиков - базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок - радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что - то рассказывал, энергично жестикулируя. Алексей Лоханов, лётчик, невысокого роста, худощавый, внимательно, слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что - то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалёку слышались крики людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат...

- Taм диверсанты ! - услышали лётчики чей - то голос, - переоделись, сволочи, в нашу форму.

Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы.

...Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание: нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары "Эрликонов" потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов.

Точность удара зависит от штурмана. Цель - в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу - тревожный голос стрелка - радиста:

- Истребители !..

- Сомкнуться ! - командует капитан Коломийченко.

Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия.

Бомбардировщик СБ-2бис.

"Мессеры" пошли в атаку. Их было не менее 20. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок - радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. "Мессер" задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт капитана Дымчемко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки.

Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов.

Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, его настиг пулемётным огнём Медведев и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. "Чтобы добить нас", - подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас - не прозевать. Стрелок и штурман - щит экипажа, на них вся ответственность.

Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс, вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром - капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками - радистами, капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст ?   В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур, огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить...

Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда "Мессер" проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда - то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло - в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды, и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельмый, то оба сразу.

Впереди появляются серые тучи. "Тяни к облакам, Алёша !" - кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее - кончаются боеприпасы. И всё - таки им удалось уйти. Лоханов нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Неоколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись, погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих.

На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: "Командир !   Штурман !   Вы меня слышите ?". Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: "Володя !   Живой !   Держись, дружище, скоро посадка..."

Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраина аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог - его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок - радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу.

В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны...

Метельный январь 1942 года. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда - то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски.

Три первых полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями, вот и колонна. Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление - на Сухиничи. Заметив разведчик, фашисты открыли огонь. Поздно !   Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму.

Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобожден от захватчиков.

За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок - радист Судаков орденом Красного Знамени.

Вскоре полк получил новую технику - скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов.

Бомбардировщик Пе-2.

...Девятка "Петляковых" под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 "Мессеров". Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. "Слава русскому оружию !" - крикнул стрелок - радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова:

"Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна !   Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины".

Ответное письмо родителей было прочитано на партийных и комсомольских собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт "Починковский комсомолец" и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки.

...19 апреля 1943 года. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись штицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом.

На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету - бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи "Нормандия".

Взлетели. Девятка капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вмесе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2 - 3 боевых вылета, младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров...

Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели, внизу на стоянках - истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами.

В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день.

12 cентября 1943 года полку вручили Гвардейское знамя - символ воинской чести. Гвардейская честь - невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие.

В.Судаков, А.Лоханов и А.Медведев. 1943 г.
Геройский экипаж  ( слева направо ):
В. Судаков, А. Лоханов и А. Медведев.

...Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт "Починковский комсомолец", участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско - миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага.

В 1943 году в газете "Красная Звезда" экипаж был назван "истребители истребителей". Боевой путь Алексея Лоханова, Александра Медведева, Владимира Судакова стал одним из ярких примеров фронтовой дружбы. В части о героическом экипаже было сложено стихотворение, которое начиналось словами:

Три бойца крылатых, есть у нас, ребята,
Я вам рассказать о них готов,
Это смелых трое, экипаж героев -
Лоханов, Медведев, Судаков.

Более 260 боевых вылетов совершил экипаж Гвардейцев. 110 из них - на разведку. B 27 воздушных боях ими лично сбито около 15 вражеских самолётов !   Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж !

Командир эскадрильи 130-го бомбардировочного авиационного полка капитан А. А. Лоханов к марту 1943 совершил 147 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 4 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Лоханову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1711 ).

После окончания войны отважный лётчик - бомбардировщик продолжал служить в ВВС. С 1947 года майор А. А. Лоханов - в запасе. Жил и работал в Баку. Скончался 8 декабря 1974 года. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.

Как же сложилась дальнейшая жизнь других Героев, членов экипажа ?   Окончив академию имени Жуковского, полковник - инженер Владимир Константинович Судаков работал там же, преподавателем. Окончив две академии, генерал - лейтенант авиации Александр Николаевич Медведев ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz