Мыхлик Василий Ильич - военный летчик ВВС РККА дважды Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Мыхлик Василий Ильич


Мыхлик Василий Ильич

Родился 29 декабря 1922 года в селе Солдатское, ныне Казанковского района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу в городе Кривой Рог. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Вольскую авиационно - техническую школу.

С мая 1943 года в действующей армии, защищал Ленинград. Особо отличился в период завершения наступательной операции советских войск на Карельском перешейке летом 1944 года.

К августу 1944 года штурман 566-го штурмового авиационного полка   ( 277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  старший лейтенант В. И. Мыхлик совершил 105 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К марту 1945 года командир эскадрильи того же полка и дивизии   ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  капитан В. И. Мыхлик совершил ещё 82 боевых вылета. Войну закончил в Кёнигсберге.

29 июня 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года полковник В. И. Мыхлик - в запасе. Жил в Москве. Умер 29 декабря 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге  ( Днепропетровская область ).

*     *     *

После войны дважды Герой Советского Союза Василий Мыхлик поселился в Москве. Поэтому, случайно встретив его на Невском проспекте, старый знакомый не удержался от вопроса: "Какими судьбами ?"

- Ленинградца всегда тянет в Ленинград, - ответил Мыхлик.

А между тем первый раз он увидел Ленинград только во время войны. Об этой встрече Василий Ильич не любит вспоминать. Но и забыть этот день он тоже не может.

В тот раз он повёл четвёрку Ил-2 без прикрытия истребителей на штурмовку вражеской автоколонны, которая двигалась по дороге к железнодорожной станции Мшинская. Уже на подходе к цели он услышал взволнованный голос воздушного стрелка Ивана Фаюстова:

- Товарищ командир, справа выше 4 истребителя противника !

- Внимание !   Приготовиться к отражению истребителей, сократить дистанцию ! - передал по радио Мыхлик ведомым.

Лётчики приняли плотный боевой порядок. Чтобы затруднить атаки истребителей, ведущий начал маневрировать по направлению и высоте. Истребители приближались к группе, пытаясь атаковать штурмовиков с различных направлений. Одна за другой появлялись в воздухе огненные трассы. Но они проходили далеко от самолетов: враг боялся пулемётов воздушных стрелков и вёл огонь с большой дистанции.

Штурмовики были уже над целью, когда по ним открыла огонь зенитная артиллерия врага. Истребители противника, чтобы не попасть под огонь своих зениток, отошли в сторону и готовились напасть на самолёты после выхода их из атаки.

Во время атаки цели зенитным огнём самолёт Мыхлика был повреждён. Загорелась правая плоскость. Но увлечённый боем лётчик продолжал штурмовку.

Когда штурмовики возвращались на свою территорию, 2 немецких истребителя зашли в хвост самолёта Мыхлика. Пулемётная очередь повредила управление элероном и рулём поворота. Но в эти секунды воздушный стрелок поймал один из самолётов врага в прицел и сбил его.

На горящем и плохо управляемом самолёте Мыхлик не мог продолжать полёт. Высота быстро уменьшалась. Пришлось садиться на лес. Когда треск сучьев стих, наступила тишина. "Кажется, жив, - подумал Мыхлик. - А что со стрелком ?"   Лётчик выскочил из кабины и поспешил на помощь товарищу.

Вблизи были слышны выстрелы, доносилась немецкая речь. Ил-2 оказался примерно в 200 метpax от зенитной батареи противника, стрелявшей по штурмовикам. Немецкие зенитчики в грохоте боя не слышали посадки самолёта. Но медлить было нельзя.

Мыхлик и Фаюстов поспешили скрыться в лесу, Трое суток шли они к своим. На 4-й день удалось перейти незамеченными линию фронта. Советские бойцы оказали им необходимую помощь. А дальше путь на аэродром лежал через Ленинград. Вот тогда Василий Мыхлик и увидел его впервые. Лётчику показалось, что город с укором глядит на него пустыми глазницами окон.

Много раз Мыхлик водил группы Ил-2 на штурмовку и всегда умело использовал грозное оружие своего самолета. Вылетал на разведку войск противника и доставлял командованию ценные сведения, от которых нередко зависел успех боя наших наземных войск.

Особенно тяжёлый бой пришлось выдержать старшему лейтенанту В. И. Мыхлику и его боевым товарищам 26 июня. В тот день группа из 12 штурмовиков, возглавляемая им, вылетела на уничтожение резервов противника, двигавшихся по одной из дорог. Не имея истребительного прикрытия, "Илы" летели на низкой высоте в строю колонны звеньев. Ещё до подхода к цели на них напало 10 немецких истребителей. Пара "Мессеров" атаковали ведущее звено, шестёрка - второе звено и ещё одна пара - замыкающую четвёрку "Илов". С первой же атаки один штурмовик, несколько отставший от своего звена, был сбит. Но большего врагу добиться не удалось. Наши лётчики и воздушные стрелки в упорном бою сбили 3 вражеских самолёта и выполнили боевую задачу.

Во время боёв за освобождение балтийских прибрежных островов звену Мыхлика поручили прикрыть высадку десанта наших войск на острове Даго. Это было в начале Октября. Стояла плохая погода, шел дождь, низко нависали облака. Подлетев к острову, Мыхлик заметил высаживавшихся десантников. Их передовая группа уже вела бой за небольшой населённый пункт недалеко от берега. Радиостанции наведения не было, и лётчикам пришлось самим отыскивать цели. А для этого надо было буквально "утюжить" землю, чтобы при такой погоде разглядеть засевших среди камней гитлеровцев.

Расстояние между немцами и нашими подразделениями было всего около 100 метров. При таком положении можно поразить и свои войска, но Мыхлик повёл звено в атаку. Он был уверен в своих подчинённых, знал их твёрдую выдержку, умение и настойчивость. Звено под сильным огнём противника сделало 16 заходов на вражеские позиции ушло от цели только тогда, когда израсходовав все боеприпасы, а наши десантники поднялись в решительную атаку.

Доложив командиру обстановку на острова Мыхлик попросил разрешения повторить полёт, чтобы помочь нашим пехотинцам. Просьба лётчика была удовлетворена. На этот раз он полетел в паре со своим лучшим ведомым - Александрии Артемьевым. На месте прежнего боя уже хозяйничали наши пехотинцы. Пришлось снова "щупать землю" и искать цели. И на этот раз пара сделал 16 заходов. Меткий огонь Мыхлика и его товаращей помог десантникам с небольшими потерями занять значительную часть острова.

Он родился 29 декабря 1922 года в селе Солдатское Казанковского района Николаевской области, в семье крестьянина. С 1940 года в рядах Красной Армии. Начал службу курсантом 1-го Вольского авиатехнического училища им. Ленинского Комсомола, которое окончил в сентябре 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны освоил боевой самолёт и стал лётчиком - штурмовиком. Воевал в составе 566-го ШАП, был командиром звена, эскадрильи.

В.И.Мыхлик

В январе 1944 года, уже имея большой боевой опыт, Мыхлик вместе со своей частью прибыл на Ленинградский фронт. В то время Советские войска прорывали кольцо блокады Ленинграда. На долю наших штурмовиков выпала трудная задача: бить по вражеским укреплениям, железнодорожным эшелонам, живой силе и технике врага. Летать приходилось много, иногда по нескольку раз в короткий зимний день, в самых различных условиях погоды.

В один из зимних дней 1944 года артиллерийский командир сообщил авиационному командиру, что на восточной окраине сильно укреплённого пункта 2 артиллерийские батареи противника ведут огонь по боевым порядкам наших войск, а на западной окраине этого пункта расположена зенитная батарея. Было решено совместными действиями уничтожить батареи.

От штурмовиков выполнить эту задачу было поручено группе, возглавляемой Василием Мыхликом. Командир группы собрал лётный состав и изучил с ним поставленную задачу. Каждая пара знала, когда и что она делает, когда и какой маневр выполняет.

Согласно договорённости наша артиллерия первой открыла огонь по батареям противника. Через 5 минут группа штурмовиков под командованием Мыхлика подошла к району расположения батарей противника и парами с разной высоты нанесла по ним бомбовый удар. Затем самолёты встали в боевой порядок "круг" и произвели по целям 4 атаки реактивными снарядами и из пушек. В результате совместных действий штурмовиков и артиллеристов батареи врага были подавлены, а наши наземные войска использовали этот момент для продвижения вперёд.

В этом боевом вылете особенно отличился командир группы. Он при первом же заходе подавил огонь зенитной батареи врага, тем самым обеспечил группе лучшие условия выполнения последующей задачи.

Василий Мыхлик много раз водил группы "Илов" на штурмовку вражеских войск и всегда добивался блестящих результатов.

...В составе шестёрки Ил-2 Мыхлик вылетел на очередную штурмовку большой автоколонны немцев, растянувшейся по дороге Брянск - Карачев. Подходя к цели, Василий заметил, что колонну прикрывают с воздуха вражеские истребители. Кроме того, советских штурмовиков встретил сильный заградительный артиллерийский огонь. Умело маневрируя, лётчики и воздушные стрелки отбили атаки истребителей, прорвались к цели и обрушили свой смертоносный груз на врага. Однако сильное противодействие истребителей противника, находившихся в воздухе, не дало штурмовикам возможности сделать больше одного захода для атаки колонны. Но и при одном заходе группа сумела уничтожить и вывести из строя до 30 автомашин врага. За отличное выполнение задания командир дивизии объявил Мыхлику благодарность.

Мыхлик В.И.

Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза В. И. Мыхлик.

Ил-2 В.И.Мыхлика.

Ил-2 В.И.Мыхлика.

На Ленинградском фронте Василий Мыхлик многое сделал, чтобы помочь нашим пехотинцам. Его легко узнавали в воздухе по неповторимому лётному почерку. Была и ещё одна примета: на фюзеляже своей машины он нарисовал силуэт Петропавловской крепости, а под ней большими буквами написал: "За Ленинград". Так, чтобы все видели: в воздухе - Ленинградец !

Осенью 1944 года часть, в которой он служил, вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Здесь Мыхлик, как один из талантливых и опытных офицеров, назначается командиром авиаэскадрильи и получает звание Капитана. Эскадрилья участвует в прорыве сильно укреплённой обороны немцев на подступах к Восточной Пруссии и уничтожении вражеской окружённой группировки.

На 3-м Белорусском фронте эскадрилья, руководимая Василием Мыхликом, совершила 309 успешных боевых вылетов, причём потеряла толькo 1 самолёт. За время боёв на этом фронте полк, в котором служил Мыхлик, стал Краснознамённым, а дивизия была награждена орденом Кутузова. В этом заслуга и Мыхлика, который своими боевыми делами повседневно приумножал славу дивизии.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года В. И. Мыхлику присвоено звание Героя Советского Союза.

Второй медали "Золотая Звезда" он удостоен 29 июня 1945 года. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

После Великой Отечественной войны В. И. Мыхлик окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, до 1966 года служил в Советской Армии. Полковник запаса В. И. Мыхлик жил в Москве. Бронзовый бюст героя установлен в Кривом Роге. Умер в день своего рождения - 29 декабря 1996 года.

*     *     *

Взаимодействие штурмовиков с десантом.

В.И.Мыхлик

В 1944 году во время наступательных действий Ленинградского фронта по освобождению островов Эстонии: Эзель, Муха, Даго мне было дано задание прикрывать высадку десанта на остров Даго.

В дождь, при облачности 50 - 100 метров и видимости до 1 км полётал я с парой ведомых на выполнение задания. При подходе к острову мы наблюдали высадку последних десантников. Передовая часть их уже вела бой за маленький населённый пункт недалеко от берега. Радиостанции наведения не было, и приходилось самому отыскивать цель.

Пришлось буквально "утюжить" землю, для того чтобы разглядеть засевших в камнях немцев, различить их и определить расстояние между нашими десантниками и немцами. Расстояние было всего только 100 - 150 метров.

Я повёл ведомых в атаку. По моему звену стреляли из всех видов оружия, и я с тревогой посматривал на пробоины в плоскостях. Атаковать пришлось под разными углами к цели, чтобы "выкурить" немцев.

Я даже рисковал, заходил в "лоб" нашим десантникам и бил немцев с тыла. Я говорю "рисковал" потому, что если бы произошла не произвольная стрельба при выходе из атаки, то наши снаряды и пули легли бы в расположении наших поиск. К счастью, этого не случилось.

Сделав 16 заходов  ( 8 из них были "холостыми" )  и видя распластанные на земле зелёные фигуры немцев и поднявшихся наших десантников, я решил уходить от цели. Но азарт боя ещё не покидал меня. При отходе от цели я увидел подходящую четвёрку штурмовиков, ведомую Старишим лейтенантом Арчаковым. Зная, что ему также придётся отыскивать цель, я решил помочь ему в этом. Однако мои старания не привели к положительным результатам, наши рации были плохо подстроены. Видя, что ничем не могу помочь ему, я улетел на аэродром с твёрдой решимостью немедленно прилететь сюда вторично.

Долго пришлось просить у командира дивизии разрешения на вылет. Не пускали по простой причине: облака, дождь, туман - всё вместе создавало условия, при которых летать, а тем более выполнять задание было трудно. Видя мою настойчивую просьбу, мне, наконец, разрешили летать парой.

Я прилетел к прежнему месту боя, но там уже свободно расхаживали наши пехотинцы. Снова пришлось "щупать" землю, искать цель. Найдя её на опушке лесочка, я произвёл ещё 16 заходов и лишь после этого ушёл домой.

При отходе я видел наших десантников, благодарно махавших руками моему самолёту под номером "17".

Если бы у нас была связь с землёй, мне не пришлось бы, рискуя экипажами, делать холостые заходы для просмотра и отыскивания цели, не пришлось бы пытаться наводить другую группу, в этом помогла бы станция наведения. Тем не менее благодаря точному опознаванию противника мы помогли пехоте занять большую часть острова с небольшими потерями.

Попутно приведу эпизод, характеризующий особое значение связи с землёй.

26 марта 1945 года наши войска, уничтожив группировку, прижатую к залису Фриш Гаф  ( юго - западнее Кёнигсберга ), остановились у последнего укреплённого пункта Бальга, севернее города Хайлигенбайль.

Я получил задачу шестёркой "Илов" прикрыть пехоту, наступающую на пункт Бальга. Я летел со спокойной душой, так как связь с землёй была прекрасная. Не долетая 15 - 20 км до линии фронта, я уже связался со станциями наведения. При подходе к линии фронта подал команду: "Принять боевой порядок !"

Наводчик, ожидавший нашего прихода, дал цель: "батарея южнее пункта Бальга". Быстро определив цель на карте, я нашёл её на земле и повёл группу в атаку. С высоты 300 - 400 метров, снижаясь до бреющего полёта, я увидел перевёрнутые и исковерканные орудия и трупы немцев - результат наших бомб. Заходя на 8-й заход, я был предупреждён с земли, что сейчас начнётся обстрел противника нашей артиллерией. Я ушёл на свою территорию, построив группу в "круг", и начал наблюдать за действиями нашей артиллерии.

Но что это ?   Разрывы наших снарядов ложатся в расположении наших войск. Немедленно связываюсь с наводчиком: "Прекратить огонь !   Бьёте по своим !"   Наводчик передал об этом на КП командующего артиллерией, и огонь был прекращён.

Я снова повёл группу в атаку. Делая 6-й заход, я услышал по радио: "Идите домой !   Работали отлично !"

На следующий день пришла телеграмма: "Лично наблюдал и восхищён работой группы "Мина-17". Со мной наблюдали работу наземные командиры, которые также восхищены. Ведущему и группе объявляю благодарность. Начальник штаба Воздушной Армии".

Так, по причине отличной связи с землёй и наблюдательности экипажей удалось предотвратить потери пехоты от собственной артиллерии и помочь наземным войскам почти без потерь овладеть пунктом Бальга.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz