Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Полбин Иван Семёнович

И.С.Полбин

Родился 27 Января 1905 года в селе Ртищево - Каменка, ныне село Полбино Майнского района Ульяновской области, в семье крестьянина. Окончил начальную школу, был рабочим на железной дороге. С 1927 года в Красной Армии. Служил в Богунском стрелковом полку. Был направлен в Вольскую теоретическую школу лётчиков, а после её окончания в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в городе Оренбурге, которую окончил в 1931 году. С 1932 года был лётчиком - инструктором 3-й военной школы лётчиков и летнабов, с 1933 года - командир экипажа ТБ-3, с 1936 года - командир авиаотряда тяжелобомбардировочной эскадрильи.

С 1939 года командир эскадрильи 150-го бомбардировочного авиационного полка, участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 19 боевых вылетов. Был награждён орденом Ленина. В том же году принял командование 150-м СБАП.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Командовал 150-м бомбардировочным авиаполком, летал на СБ и Пе-2. К Августу 1942 года Подполковник И. С. Полбин совершил 107 боевых вылетов. 23 Ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Февраля 1943 года командовал 301-й бомбардировочной авиационной дивизией, с Марта 1943 года - 1-м бомбардировочным авиационным корпусом, позднее - 6-м Гвардейским бомбардировочным авиакорпусом.

К Февралю 1945 года командир 6-го Гвардейского бомбардировочного Львовского Краснознамённого ордена Суворова авиационного корпуса  ( 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии генерал - Майор И. С. Полбин совершил 157 боевых вылетов, успешно командовал частями корпуса. 11 Февраля 1945 года погиб в воздушном бою под Бреслау ( Вроцлав, Польша ). 6 Апреля 1945 года посмертно удостоен второй медальи "Золотая Звезда".

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

Имя И. С. Полбина присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу лётчиков. Навечно зачислен в списки воинской части. Село Ртищево - Каменка Ульяновской области, в котором он родился, переименовано в Полбино. Бронзовый бюст дважды Героя установлен на родине.

*     *     *

О Полбине написаны книги, сложены песни. Это был орёл, не знавший страха в борьбе. Родился он в бедной крестьянской семье в селе Ртищево - Каменка   ( ныне Ульяновской области ). В 1905 году по всей стране прокатилась, как известно, волна забастовок. Волнение охватило и родное село Ивана. Ксения Алексеевна Полбина, мать будущего героя, в кругу односельчан пожаловалась:

- Плохо живется. Муж больной, хлеба нет, как быть дальше - не знаю...

Полицейские расценили горестное причитание крестьянки как агитацию против царизма и посадили её в симбирскую тюрьму. Там - то и родился Иван.

Трудная жизнь выпала на долю Ивана Семёновича. 9-летним мальчишкой он уже батрачил у кулаков, потом стал пастухом общественного стада, работал на железной дороге. Нужда и бедность не позволили ему получить хорошее образование. Но парень он был хваткий, с практической сметкой. В 1918 году 14-летним подростком ушёл Иван на заработки на станцию Выры. Там он впервые увидел в газете изображение самолёта. С тех пор юношей овладела мечта о полётах.

Окончив в 1926 году 9-й класс Карлинской школы, работал избачём, потом - секретарём волостного комитета комсомола. Иван только и думал о том, как его призовут на военную службу и обязательно пошлют в авиацию. Но медицинская комиссия не разрешила Побину служить в авиации  ( на правой руке не сгибался мизинец ). В 1927 году его направили в Богунский полк и зачислили на годичные курсы, готовившие командиров взводов запаса. Но Ивана не покидала мысль об авиации и он добился своего.

В Июле 1929 года он был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу, а в Декабре 1930 года направлен в Оренбургскую школу лётчиков для практического лётного обучения. И вот наконец - то, в Ноябре 1931 года его мечта стала явью: он окончил школу лётчиков. После выпуска он работал там же, а позже и в Харьковской авиационной школе, лётчиком - инструктором. В Августе 1933 года, после окончания программы переучивания в Воронеже, Ивана Семёновича назначили в одну из авиационных частей в Забайкалье - командиром экипажа тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, а ещё через 3 года - командиром отряда.

И.С.Полбин

Летом 1939 года на Халкин - Голе в жарких боях с японской авиацией довелось Ивану Полбину пройти боевую проверку с эскадрильей бомбардировщиков, которой он командовал. Капитан Полбин совершил там 19 боевых вылетов. Его умение водить строи бомбардировщиков и новые методы обороны строя ( сомкнутый строй ) позволяли не только с успехом отражать атаки японских истребителей, но и наносить им ощутимые потери. Эскадрилья Полбина в этих боях не потеряла ни одного самолёта. За высокое воинское мастерство и мужество, комэск был награждён орденом Ленина, а в начале 1940 года назначен командиром полка.

Великая Отечественная война застала Полбина в Чите. 15 Июля 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк закончил перебазирование из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. С этого дня, почти ежедневно, лётчики полка совершали по 2 - 3 боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания Майор Полбин сам вылетал во главе полка. Чаще всего это было в тёмные ночи, в непогоду. И мало кто знает, что из 158 боевых вылетов, которые совершил к моменту гибели в Феврале 1945 года Иван Семёнович Полбин, 92 он выполнил на самолёте СБ-2, в основном на дальних и ближних подступах к Москве.

Бомбардировщик СБ-2

Затем он участвовал в боях на Сталинградском фронте. Там, летая уже на скоростном бомбардировщике Пе-2, он лично разбомбил с пикирования огромный склад горючего, который охранялся противником особенно тщательно. К Августу 1942 года Иван Полбин совершил 107 боевых вылетов. Вскоре ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Самолёт Пе-2 обладал замечательными лётно - тактическими данными, был на редкость выносливым. Иван Семёнович Полбин маневрировал на нём, как на истребителе. Бомбардировщик отличался и удивительной живучестью. Детище талантливого конструктора Петлякова прекрасно выдерживало суровые испытания войны. Не зря лётчики любили эту машину.

В Ноябре 1942 года Полковник И. С. Полбин был назначен командиром 301-й бомбардировочной авиационной дивизией. Иван Семёнович был добрым и заботливым командиром, но промахов, а особенно очковтирательства никому не прощал. Там, где речь шла о боевой деятельности, он был предельно требователен.

Полбин у самолёта СБ
И. С. Полбин у СБ-2

Крепкий, широкоплечий, он смотрел на собеседника ясными, проницательными глазами, в которых нельзя было не заметить огромную волю. Иван Семёнович никогда не суетился, в любой обстановке сохранял присутствие духа, и эта черта командира, пожалуй, больше всего импонировала людям, встречавшимся каждый день с опасностью. Подчинённые любили его, видели в нём пример для подражания, и каждое его слово воспринималось беспрекословно.

Но самое примечательное в характере Полбина было то, что он проявлял какую - то неиссякаемую жажду ко всему новому в боевом использовании техники. Он учил экипажи не только хорошо летать, метко бомбить, но воспитывал в них творческое отношение к делу, развивал дух новаторства, горячо поддерживал разумную инициативу. В самолёте он видел не просто машину, наделённую конструктором какими - то определёнными тактико - техническими данными, он стремился выявить в ней и скрытые возможности, о которых сам создатель её порой и не подозревал.

Рассказывали, например, такой случай. На одном из аэродромов, где базировались в начале войны самолёты СБ из полка Полбина, приземлился поврежденный в бою Пе-2. По тому времени "Пешечка", как любовно называли машину лётчики, была новинкой авиационной техники. Экипаж подбитой машины отправили транспортным самолётом в свою часть, а Иван Семёнович с инженером начал дотошно осматривать Пе-2. Он тщательно ознакомился с рабочими местами лётчика и штурмана.

- Уж не лететь ли собираетесь ? - спрашивают Полбина.

- А что ? - озорно сверкнул он глазами. - Слышал о ней много хорошего. Думаю, что и нам скоро дадут такие. Потом сказал инженеру:

- Вызывайте ремонтников, пусть сейчас же приступают к работе.

Полбина не на шутку заинтересовала эта машина, и он сам решил её опробовать. А на другой день такая возможность представилась: полк перелетал на новый аэродром. Иван Семёнович с утра приказал штурману ознакомиться с оборудованием кабины. Вскоре они взлетели и благополучно приземлились почти на незнакомой для себя машине...

Полбин был человек редкого военного дарования, исключительной смелости. Спокойный, уравновешенный, с хитринкой в умных голубых глазах, он никогда не бравировал своей храбростью, вёл себя в бою так, будто ходил на полигон бомбить учебные цели.

На все ответственные задания он лично водил группы самолётов и уж непременно собственным глазом изучал район предстоящих боевых действий, чтобы определить наиболее характерные ориентиры, пути подхода к цели, убедиться, как защищён объект огневыми средствами противовоздушной обороны.

В Марте 1943 году Иван Семёнович принял под командование авиационный корпус. Однажды, в период боёв за Львов, вернулся с боевого задания лётчик Панин и давай над КП виражи закладывать, крутить бочки. Этого ещё не хватало, подумали все. Пикирующий бомбардировщик - не истребитель, на нём запрещён высший пилотаж. Лётчику приказали немедленно садиться, арестовали его и посадили на гауптвахту.

Когда об этом случае доложили Полбину, он заинтересовался, распорядился вызвать Панина и расспросил, как тот выполнял на Пе-2 сложные фигуры. Лётчик, конечно, и не подозревал, зачем командиру корпуса понадобились такие подробности о его воздушном хулиганстве. Рассказывал, естественно, сдержанно, чтобы не усугублять вину. Наконец деловая часть разговора закончилась. Полбин сказал: "Возвращайтесь на гауптвахту". А когда за лётчиком закрылась дверь, Генерал сделал вывод: "А Панин - дельный парень !".

Смысл его слов стал понятен несколько позже. Полбин вызвал инженеров и поручил им самым тщательным образом обследовать панинский самолёт: не пострадали ли узлы крепления, и как вообще машина выдержала перегрузку. Спустя некоторое время инженеры приходят с докладом: "Самолёт исправен. Никаких разрушений не замечено".

Бомбардировщик Пе-2.

Дня через 3 - 4 Полбин полетел в зону. Выполнив тренировочные упражнения, он вернулся и так же, как Панин, начал над аэродромом выполнять на "Пешке" фигуры высшего пилотажа. Все ахнули. То, за что пострадал рядовой лётчик, делал сам командир корпуса. Панин, присутствовавший при этом, просиял: "Здорово крутит !"

Полбин вылез из кабины сияющий. "Вы знаете, это не машина, а чудо. Мы сейчас можем ходить на задания и без истребителей. Вот он, наш истребитель и бомбардировщик", - указал он рукой на Пе-2.

Так с лёгкой руки "воздушного хулигана" пикирующий бомбардировщик стал многоцелевым самолётом. Теперь при встрече с истребителями противника лётчики смело маневрировали, не боясь допускать перегрузок. Боевые возможности Пе-2 расширились, эффективность вылетов повысилась.

Пройдёт совсем немного времени, пока лётчики привыкнут к новым маневренным возможностям своего бомбардировщика. И не один вражеский истребитель удивится проворности Пе-2 в воздушном бою и найдёт свою гибель от его огня. Особенно отважно будет сражаться сам И. С. Полбин. На его счету будут не только сотни тонн уничтоженных грузов, но и несколько сбитых в воздухе немецких самолётов.

Отменно проявили свои новые качества Пе-2 во время жарких воздушных боёв на Курской дуге. Открытые на фронтовом аэродроме маневренные возможности Пе-2 пригодились в боях с вражескими истребителями, которые имели задачу не пропустить к наступающим немецким частям ни одного советского бомбардировщика. И вот в одном бою группой "Петляковых", защищавшихся от нападавших "Мессеров", было сбито сразу 6 немецких самолётов !.

В Октябре 1943 года уже сам Полбин продемонстрировал умение вести наступательный воздушный бой. Правда, на этот раз, с бомбардировщиками противника. Вот что писал об этом Иван Семёнович в своей статье "Комбинированный бой Пе-2":

"Группа из 17 самолётов получила задачу бомбардировать железнодорожные эшелоны противника. На обратном пути на одной с нами высоте были обнаружены 8 пикировщиков Ju-87, идущие в кильватерной колонне. Внизу, с вражеского аэродрома, подруливала к старту ещё одна группа "Юнкерсов".

По команде: "Внимание, в атаку, за мной !" - резким поворотом в сторону группы противника, наращивая скорость, пошёл на сближение. Расстояние между группами Пе-2 и Ju-87 молниеносно сокращается. Заметив нас, противник, теряя боевой порядок, попытался мелкими группами уйти с разворотом, но было поздно. Я дал первую очередь с бистанции 100 - 80 метров. "Юнкерс" вспыхнул и камнем пошёл вниз. В то же время часть экипажей группы занялась штурмовкой аэродрома и подожгла 2 немецких самолёта на земле. Почти одновременно удачными атаками сбили по одному Ju-87 Гвардии Лейтенант Плотников и стрелок - радист Серебрянский. Группа Ju-87, находившаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике стала сбрасывать бомбы в районе своего аэродрома. Самолёты противника, продоложающие взлетать, атаковывались нашими самолётами и, бросая бомбы, метались в поисках спасения..."

В результате воздушного боя группа пикировщиков Полбина уничтожила 6 самолётов Ju-87 и сорвала задуманный немцами налёт на бомбометание по нашим войскам. Одновременно истребитель прикрытия ( ведущий Гвардии майор Носов ) сбили 3 Ju-87, 3 Ме-109 и 1 FW-189. В общем итоге немцы потеряли 13 машин, 2 из которых пришлось на долю И. С. Полбина.

И.С.Полбин

Следует рассказать и о другом новшестве, которое подметил Полбин в действиях командира эскадрильи Капитана Белявина и тоже ввёл в боевую практику. Эскадрилье Белявина приказали уничтожить мост через один водный рубеж. До этого экипажи бомбили по ведущему и необходимой точности не получалось. Тогда командир эскадрильи распорядился выполнять бомбометание с пикирования каждому экипажу в отдельности. Выходя из атаки, самолёты становились в круг, затем делали новый заход. Получалась своеобразная вертушка. Наблюдая за этим боем, Полбин отметил:

- Здорово получается. Смотрите, - он вырвал из блокнота листок, начертил круг, пометил на нём самолёты, - вертушка. Вот чего нам не хватало.

Новый тактический приём оказался чрезвычайно простым, но весьма эффективным. Во - первых, он позволял держать противника длительное время под воздействием бомбовых ударов и пулемётного огня, и тот не мог поднять головы. Во - вторых, резко увеличивал оборонительные возможности пикировщиков. Находясь в кругу, самолёты могли сосредоточивать массированный огонь против истребителей, не подпускать их. Позже этот приём получил права гражданства во всей бомбардировочной авиации.

Да, война многому научила его. Довольно эффективную систему прикрытия своих бомбардировщиков он выработал ещё в боях над Волгой и Доном. Дело в том, что пока пикировщики с огромной скоростью, доходящей до 900 километров в час, идут к земле, немецкие истребители не могут взять их в кольцо прицела. "Мессеры" обычно подстерегают "Петляковых" при вводе в пикирование, когда всё внимание лётчика и штурмана сосредоточено на прицеливании, или при выходе из него, когда скорость самолёта резко падает. Полбин предложил разделить истребительное прикрытие на две группы: одна остается на высоте ввода самолётов в пике, другая уходит вниз и ждёт, когда пикировщики сбросят бомбы и снова начнут горизонтальный полёт. Просто и надёжно...

В 1944 году 6-й Гвардейский бомбардировочный авиакорпус участвовал в Кировоградской, Корсунь - Шевченковской и Львовско - Сандомирской операциях. Когда 8-я Воздушная армия вошла в состав 4-го Украинского фронта, корпус Полбина был передан во 2-ю Воздушную армию. Почти до конца войны Иван Семёнович продолжал сражаться с врагами. Один из ветеранов 81-го ГвБАП Герой Советского Союза Полковник Н. И. Гапеёнов вспоминает: "Полбин всегда летал в генеральской форме с "Зотой Звездой" на груди. Его самолёт, с нарисованным на борту львом, все лётчики узнавали издали".

К Февралю 1945 года Полбин совершил 157 боевых вылетов, за что был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Но не удалось ему встретить день Победы. Висло - Одерская операция была последней, в которой он участвовал.

И.С.Полбин

Накануне своего 40-летия - 11 Февраля 1945 года - Полбин повёл девятку бомбардировщиков Пе-2 для удара по окружённому гарнизону в городе - крепости Бреслау. Из этого вылета он не вернулся. От прямого попадания зенитного снаряда самолёт командира корпуса загорелся и упал в окрестностях города. Лишь один человек из состава экипажа  ( стрелок - радист )  сумел выпрыгнуть с парашютом. Звание дважды Героя Советского Союза Ивану Семёновичу Полбину было присвоено уже посмертно.

В настоящее время имя Героя носит его родное село, где открыт памятник в честь прославленного лётчика. Его имя присвоено также Карлинской школе Майнского района,в которой он учился, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу. О жизни и борьбе Героя рассказывают экспозиции областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея, а также музея И. С. Полбина 46-й школы Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846-й школы города Москвы, расположенной на улице Полбина.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz