Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Пургин Николай Иванович

Пургин Николай Иванович

Родился 19 февраля 1923 года в селе Левашово, ныне Некрасовского района Ярославской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и аэроклуб в городе Костроме. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Июлю 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант Н. И. Пургин совершил 146 боевых вылетов, нанёс большой урон противнику в живой силе и технике. В воздушных боях сбил 2 вражеских бомбардировщика.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 году и Военную академию Генерального штаба.

Генерал - майор авиации Н. И. Пургин был начальником факультета Военно - Воздушной академии. Умер 28 Августа 2007 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ), Славы 3-й степени; медалями "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Вены", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и другими. Также чехословацким орденом Красной звезды, польским "За храбрость". Заслуженный военный лётчик СССР, кандидат военных наук.

*     *     *

Николай Пургин родился 19 февраля 1923 года в селе Левашово, ныне Некрасовского района Ярославской области, в семье крестьянина. Со школьных лет он увлёкся авиацией. В 1937 году семья переехала в Кострому, где Николай закончил среднюю школу и филиал Ярославского аэроклуба. Весной 1940 года был призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Балашовскую военно - авиационную школу пилотов. Прошёл курс обучения на самолетах Р-5 и СБ, окончив его в 1941 году, когда уже шла война. С осени 1941 года проходил переподготовку в запасных полках в Будённовске, в Чистополе, под Казанью, потом в Ижевске. Только в весной 1943 года в Пензе закончил учёбу и стал летать на штурмовике Ил-2.

В Июне 1943 года сержант Пургин убыл на фронт и был зачислен в 820-й  ( с 5 Февраля 1944 года - 155-й Гвардейский )  штурмовой авиационный полк, в составе которого прошёл всю войну.

Боевое крещение получил на Курской дуге - 5 Июля в первом боевом вылете участвовал в налёте на аэродром Харьков - Сокольники. Молодой лётчик сразу включился в боевую работу. Приходилось делать до 3-х вылетов в день. Вскоре он показал себя хорошим авиатором - точно выходил к намеченным объектам бомбаметания, смело, несмотря на сильный заградительный огонь зенитных батарей, шёл на цель и наверняка поражал её. Много техники и живой силы врага было уничтожено молодым пилотом.

За первые 25 боевых вылетов на Белгородском направлении был награждён медалью "За отвагу" и орденом Красной Звезды. За следующие 26 вылетов, произведенных на Харьковском и Красноградском направлениях, он получил орден Красного Знамени.

13 Августа 1943 года группа самолётов шла на штурмовку противника северо - западнее Харькова. Пургин прикрывал ведущего группы. Неожиданно из облаков вынырнули вражеские истребители. Николай Пургин вступил в бой, хотя силы были неравными. Фашисты яростно атаковали штурмовиков, стремясь рассеять их, предотвратить удар по своим войскам. Самолёт Пургина был подбит, но лётчик, прикрывая ведущего, продолжал бой. Он выдержал схватку с врагом до конца и благополучно вернулся на израненном самолёте на аэродром.

Через несколько дней он снова вылетел на штурмовку танковой колонны севернее Харькова. На подходе к цели огнём зенитной артиллерии его самолёт был повреждён. Пургин продолжал атаковать цель до тех пор, пока не кончились боеприпасы, на повреждённом самолёте сумел дотянуть до аэродрома.

Эти два боевых эпизода характеризуют Н. И. Пургина как отважного и мужественного лётчика, готового в любых условиях помочь своим товарищам. Об этом говорили они и на партийном собрании в 1944 году, рассматривая заявление ярославца с просьбой о приёме в партию. И когда ему было предоставлено слово, Пургин сказал: "Товарищи !   Можете не сомневаться, высокое звание члена Ленинской партии оправдаю, не подведу".

Много пришлось поработать советским лётчикам и в дни великого сражения за Днепр, когда передовые советские части, с ходу форсировавшие великую украинскую реку, вели кровопролитные бои па захваченных плацдармах. Перед авиацией была поставлена задача - уничтожить подходящие вражеские резервы, прикрывать десанты с воздуха, помочь им удержать и расширить плацдармы.

20 Октября 1943 года эскадрилья штурмовиков, в которой служил Пургин, получила боевой приказ - внезапно появиться над деревней Петрово на Криворожском направлении и разбомбить находящееся там скопление пехоты и танков противника.

В воздух поднялось 9 самолётов под командованием Гвардии подполковника Мельникова. После нескольких минут полёта "Илы" вышли к намеченной цели. Последовала команда: "Атака !"   На голову врага посыпались бомбы. Огонь и клубы дыма взметнулись на земле. Боевое задание было выполнено блестяще.

Отбомбившись, лётчики взяли курс за Днепр, к своему аэродрому. Когда подходили к реке, сбоку на параллельном курсе они заметили 54 немецких бомбардировщика Ju-87, идущих под прикрытием истребителей. В практике войны штурмовики редко вступали в воздушный бой. Но девятка "Илов" решила атаковать врага. С первой же атаки советские самолёты расстроили боевой порядок неприятеля, зажгли несколько "Юнкерсов". Не успели немцы опомниться, как атака повторилась. И снова несколько бомбардировщиков рухнуло на землю.

Николай Пургин сбил ведущий немецкий бомбардировщик. Это ободрило его, вдохновило дравшихся рядом с ним товарищей. Несмотря на 6-кратное превосходство немцев, Гвардейцы сбили 10 самолётов. Беспорядочно сбросив бомбы на головы своих же войск, остальные бомбардировщики пустились наутёк. Все советские штурмовики без потерь вернулись на свой аэродром. За этот бой Николай Пургин был награждён орденом Красной Звезды.

Осенью 1943 года представлялся к званию Героя Советского Союза.

Впоследствии Пургин принимал участие в боях по уничтожению окружённой группировки немцев в районе Корсунь - Шевченковского, при форсировании Буга и Днестра, в Ясско - Кишинёвской операции. Только в районе Корсунь - Шевченковского в условиях непогоды Пургин сделал 18 боевых вылетов. При этом лётчик над целями снижался до бреющего полёта и в упор расстреливал технику и живую силу противника. Он уничтожил здесь 2 неприятельских танка, 8 автомашин с войсками и грузами, до 90 солдат и офицеров.

Таких эпизодов много в биографии лётчика. Николай Иванович Пургин вспоминает об одном из них:

"В Феврале 1944 года в паре с Гвардии майором Верёвкиным я вылетел на разведку. Мы обнаружили колонну немецких войск, отходящую от Котовска на Дубоссары. На протяжении 80 километров дорога была запружена танками, артиллерией, автомашинами, пехотой врага. Решили штурмовать фашистов, нанесли удар по голове колонны с бреющего полёта. На дороге создалась "пробка". Вернувшись, мы доложили командованию об обстановке. 70 самолётов, посланных на задание, довершили разгром врага".

29 Мая 1944 года, при налёте штурмовиков на румынский аэродром в Хуши, Пургин уничтожил на земле самолёт Ju-87 и подавил огонь зенитной установки. На следующий день при штурмовке танков противника в районе Ясс группа "Илов" над целью встретилась с 20 немецкими бомбардировщиками. И вновь штурмовики смело вступили в воздушный бой, сбили 4 Ju-87, один из которых уничтожил Пургин.

К Июлю 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии лейтенант Н. И. Пургин совершил 146 боевых вылетов на штурмовку боевой техники и живой силы врага, в которых было уничтожено 10 танков, 57 автомашин с войсками и грузами, 3 батареи зенитной артиллерии, склад с боеприпасами, 5 железнодорожных вагонов и 12 подвод с боеприпасами, 3 самолёта и 458 солдат противника. В воздушных боях сбил 2 вражеских бомбардировщика. Был вновь представлен к присвоению звания Герой Советского Союза.

Затем были боевые вылеты в небе Румынии, Западной Украины. Во время Львовско - Сандомирской операции Пургин уже командовал эскадрильей, водил на боевые задания группы штурмовиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии лейтенанту Пургину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4614 ).

Дальше были боевые вылеты в небе Польши, Германии, Чехословакии. Перед Висло - Одерской операцией группа Ил-2, ведомая Гвардии старшим лейтенантом Пургиным, оказывала поддержку Чехословацкому корпусу генерала Свободы во время перехода через Судеты.

Памятный бой провёл Пургин на Дуклинском перевале в Чехословакии. Фашистские артиллеристы в горных ущельях препятствовали продвижению советской пехоты и танков. Николай Пургин с 12 Ил-2 вылетел на уничтожение фашистских артиллерийских позиций. Штурмовики выполнили 17 заходов на врага, бомбами и пулемётно - пушечным огнём полностью уничтожили фашистские батареи. Когда советские части устремились на перевал, враг не смог сделать ни одного выстрела по нашим войскам.

ФИО.

29 Апреля 1945 года Гвардии старший лейтенант Н. И. Пургин совершил последний боевой вылет в небе Берлина - штурмовал позиции вражеской артиллерии в Потсдамском парке. Уже после Победы пришлось подняться в небо ещё раз. 11 Мая лётчики штурмовали вражеские колонны, отходившие из Чехословакии.

Всего за неполных 3 года пребывания на фронте Гвардии старший лейтенант Н. И. Пургин совершил 232 боевых вылета. Ни разу не был сбит, не имел случаев потери ориентировки, невыполнения боевой задачи. Командованием полка готовилось представление к награждению второй медалью "Золотая Звезда", но из-за конфликтов с политорганами оно не было реализовано.

После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба им. К. Е. Ворошилова. В 1972 году Н. И. Пургину было присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР". С 1982 года Генерал - майор авиации Н. И. Пургин являлся начальником командного факультета Краснознамённой Военно - Воздушной академии.

После увольнения в запас, жил в Москве. Скончался 28 Августа 2007 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище  ( участок № 7 ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz