Смильский Михаил Иванович - советский военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Смильский Михаил Иванович

Смильский Михаил Иванович

Родился 5 сентября 1920 года в селе Мохначка, ныне Попельнянского района Житомирской области, в семье крестьянина. В 1936 году окончил 7 классов средней школы и поступил в ФЗУ. Работал на Киевском авторемонтном заводе. В марте 1939 года был призван в ряды Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в одном из авиационных полков в Львовской области неподалёку от города Стрый. Летал на истребителе И-153. 22 июня 1941 года, когда на аэродром обрушились удары бомбардировщиков противника, младший лейтенант Смильский поднялся в воздух. Сразу же после взлёта наши лётчики вступили в бой...

Однажды Смильский совершал очередной боевой вылет. В прицеле появилась извилистая наезженная дорога с колонной на марше. Пальцы легли на холодные гашетки пулемётов. Увидев пикирующих на них советских истребителей, фашисты бросились врассыпную. Но по глубокому снегу далеко не уйти. Пулемёты металлом плеснули по чёрным точкам на снегу. Боевой разворот. Ещё заход. Ещё атака. И вдруг удар в голову. Горизонт качнулся с боку на бок и скрылся в жёлтой наплывающей пелене. Когда Михаил пришёл в себя, мотор его самолёта уже чихал, рули слабо слушались. Тяжело раненный в голову, Смильский всё же пытался дотянуть до аэродрома. Истребитель, словно саблей, срубил верхушки сосен и упал на дно оврага в глубокий снег. Это спасло лётчика от гибели.

В сознание он пришёл в госпитале. Потекли унылые и длинные дни бездействия. Михаил рвался на фронт, но врачи только головой качали. "Похвально, молодой человек. Но, увы. И в медицине, как и у вас, в авиации, свои незыблемые законы. А мы с вами к тому же люди военные"... В один из дней во время утреннего обхода больных дежурный врач обнаружил, что койка Смильского пуста. "Сбежал всё-таки! А вообще лётчик прав. На его месте я поступил бы так же", - подумал он.

В составе уже штурмовой авиации, Михаил Смильский защищал Москву, Ленинград, Сталинград. Воевал на Юго-Западном, Западном, Сталинградском, Южном и 3-м Белорусском фронтах. Отличился он в боях за Сталинград, нанося уничтожающие удары по врагу в районе Варваровки, Ягодного, Воропоново. Не один раз штурмовал со своим звеном окружённую группировку немцев, на глазах всего фронта сбил фашистский истребитель Ме-109.

28 сентября 1942 года девятка Ил-2 под командованием Смильского с высоты 800 метров атаковала скопление танков, автомашин и повозок противника в оврагах на западной окраине сталинградского авиагородка. На цель заходили с тыла, и потому удар группы получился внезапным. В результате атаки штурмовики уничтожили и сожгли 7 танков и 12 автомашин, создали 3 очага пожара. В воздушном бою штурмовики сбили 2 вражеских истребителя. Одного из них сразил Смильский.

Группа лётчиков-штурмовиков Сталинградского фронта.

Ил-2 одного из ШАП Сталинградского фронта.

К февралю 1943 года командир эскадрильи 504-го штурмового авиационного полка (226-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) старший лейтенант М. И. Смильский совершил 60 успешных боевых вылетов, нанёс врагу большой урон в живой силе и технике.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года старший лейтенант Смильский Михаил Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 951).

М.И.Смильский

После Сталинграда Михаил Смильский освобождал Украину и Белоруссию, штурмовал Кёнигсберг...

Летом 1943 года в штурмовые части поступили новые противотанковые бомбы (ПТАБ). Они, имея малый вес и габариты, пробивали танковую броню толщиной до 150 мм, то есть более толстую, чем толщина лобовой и бортовой брони новейших немецких танков "Тигр" и "Пантера". ПТАБы пришлись очень кстати на Курской дуге и перед началом операции на реке Миус. После того как советские войска вклинились в оборону противника, потребовалось сорвать его контрудар во фланг наступающей группировки Южного фронта. Советское командование знало, что противник стягивал к месту прорыва танковые и моторизованные дивизии. Значительные силы противника сосредотачивались вдоль балки Ольховчик и в населённых пунктах, прилегающих к ней. В состав этих войск входила и танковая дивизия СС "Мёртвая голова".

30 июля немецкие войска нанесли мощный удар силами 8 танковых и пехотных дивизий. Перед штурмовиками стояла задача сорвать удар танковых сил противника. Перед началом боевых действий командир дивизии генерал-майор авиации Б. К. Токарев побывал в каждом полку и провёл совещания с лётным составом. Они проходили прямо на аэродромах.

- Наша задача, - говорил комдив, - упредить врага, первыми обрушиться на него и бить до тех пор пока не сгорят его последний танк, последняя автомашина.

Честь первыми начать разгром частей дивизии "Мёртвая голова" выпала на долю Гвардейцев во главе с Героем Советского Союза капитаном М. И. Смильским. Их вылет состоялся 30 июля 1943 года. Когда 8 экипажей группы Смильского пересекли линию фронта, они обнаружили до 70 танков. "Тигры" и "Пантеры" сосредоточились в районе 2 км южнее шахты № 1 и Румовских рудников. Хотя ведущий и предполагал по данным разведки, о возможном выдвижении танков, всё же он несколько удивился. "Ну и наглецы, - подумал Смильский. - Они словно на параде. На ровном поле выстроились в 3 ряда и стоят преспокойно". Среди танков находилось много автомашин и бронетранспортеров.

Долго раздумывать было некогда. По команде ведущего Гвардейцы с ходу со снижением перестроились в "круг". Чтобы каждый лётчик мог выбрать себе цель, первый заход сделали холостым. А потом вслед за ведущим штурмовики по одному стали пикировать до высоты 200-300 метров и прицельно сбрасывать ПТАБы. После бомбометания "Илы" сделали по 5 заходов на штурмовку пушечно-пулемётным огнём. В расположении врага запылало 15 танков и столько же автомашин. Удар был неожиданным для фашистов. Их прямо-таки ошарашило появление у русских таких бомб, которые пробивают броню даже новых танков.

В течение дня Гвардейцы сбросили 1232 противотанковые бомбы, главным образом по танкам дивизии "Мертвая голова". Штурмовики налетали группа за группой и поочередно набрасывались на танки. Каждый их заход отличался высокой эффективностью. Сбросив ПТАБы, лётчики расстреливали мотопехоту. Под вечер группа капитана Смильского вновь появилась над полем боя. На этот раз штурмовики подожгли около 10 танков и 3 автомашины.

Когда на землю спустились сумерки, по всему району балки Ольховчик ещё виднелись догорающие танки, бронетранспортеры и автомашины. Позднее пленные немецкие солдаты показывали, что удар штурмовиков парализовал их танкистов, лишил командование дивизии управления. Они спешно принялись за перегруппировку уцелевшей техники, чтобы использовать её в предстоящих боях. Поздно вечером пришла телеграмма командования 8-й Воздушной армии. В ней говорилось, что в результате успешных действий штурмовиков прибывшая на фронт танковая дивизия "Мёртвая голова" понесла значительные потери ещё до ввода её в бой...

Войну Гвардии майор М. И. Смильский закончил командиром 74-го Гвардейского штурмового авиационного полка. К маю 1945 года совершил около 200 боевых вылетов (45 на И-153 и более 130 на Ил-2). Лично уничтожил или повредил 13 самолётов (3 в воздухе и 10 на земле), свыше 80 танков, 250 автомашин с пехотой и военными грузами, 10 орудий разных калибров, 3 склада с горючим и боеприпасами, вывел из строя более 500 солдат и офицеров противника. За время войны был четырежды ранен.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Затем учил летать лётчиков из Китая, был консультантом по вопросам авиации на киностудии имени Довженко, был заместителем начальника Харьковской объединённой технической школы ДОСААФ, председателем федерации авиационного спорта Харьковской области. В течение 10 послевоенных лет возглавлял Центр подготовки лётчиков-истребителей ВВС СССР, база которого находилась под Волчанском. С 1970 года Гвардии полковник М. И. Смильский - в запасе. Жил в Харькове. Умер 1 ноября 1990 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.

За период службы награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими медалями. В соответствии с решением Волчанского райисполкома, центральная площадь райцентра теперь называется именем Героя Советского Союза Михаила Ивановича Смильского.


Возврат

Н а з а д

Настоятельно советую компанию MyUborka24 для уборки домов.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz