Тимошенко Анатолий Васильевич - советский военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Тимошенко Анатолий Васильевич

А.В.Тимошенко

Родился 7  ( 20 )  Марта 1914 года в городе Красноярск в семье рабочего. Окончив 9 классов, в 1929 году поступил в школу фабрично - заводского ученичества  ( ФЗУ )  при Главных железнодорожных мастерских   ( ныне - ПУ № 19 )  по профессии слесарь - паровозник. Работал в паровозном депо и одновременно учился в Красноярском аэроклубе. В 1938 - 1941 годах был инструктором этого аэроклуба.

В 1935 году его призвали в ряды Красной Армии. В 1937 году демобилизовался и стал работать по полученной в училище профессии в паровозном депо станции Красноярск.

На фронтах Великой Отечественной войны с Марта 1942 года. С Ноября 1941 года сражался на Карельском фронте в авиационном полку, сформированном из красноярцев. Особенно отличился в период Свирско - Петрозаводской наступательной операции войск Красной Армии.

Осенью 1944 года немецкое командование стремилось во что бы то ни стало удержать за собой захваченные районы советского Заполярья и Норвегии, так как незамерзающие морские порты и источники важного стратегического сырья, особенно никеля, меди, молибдена, имели большое значение для фашистской Германии. Но в связи с выходом Финляндии из войны силы противника на Севере были ослаблены. Командование вермахта приняло решение отвести войска, действовавшие на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях, и укрепить оборону в Заполярье. Однако планомерный отход противника был сорван ударами войск 19-й и 26-й армий Карельского фронта, которые 5 Сентября 1944 года перешли в наступление с целью разгрома немецких соединений на Алакурттинском, Кестеньгском, Ухтинском и Ребольском направлениях и освобождения от врага оккупированных районов Северной Карелии.

Авиационное обеспечение 19-й и 26-й армий возлагалось на 7-ю Воздушную армию. Основная часть её соединений и частей, принимавших участие в Свирско - Петрозаводской операции, находилась в Южной Карелии.

В районе одного населённого пункта враг 14 Сентябри пытался сильным огнём из пушек и пулеметов остановить наступление советских войск. На помощь пехоте подоспела шестёрка Ил-2 из 828-го штурмового авиаполка под командованием Капитана А. В. Тимошенко. При появлении группы "Илов" пехотинцы трассирующими пулями и снарядами показали направление неприятельских: огневых позиций. Последовали точные атаки штурмовиков, бойцы поднялись в атаку и овладели населённым пунктом.

В ходе Сентябрьского наступления войск 19-й и 26-й армий была освобождена Северная Карелия, значительно улучшилось стратегическое положение на северном крыле советско - германского фронта, были созданы условия для полного изгнания врага из Заполярья.

1 и 4 Октября командующий 7-й Воздушной армией Генерал - лейтенант И. М. Соколов провёл совещание на котором поставил задачи соединениям и частям в предстоящей операции. Целью Петсамо - Киркенесской операции было не только освобождение советской земли, но и оказание помощи норвежскому народу в изгнании гитлеровцев из Северной Норвегии.

Утром 7 Октября начался штурм вражеской обороны. После артиллерийской подготовки соединения 131-го и 99-го стрелковых корпусов пошли в наступление. Соединения ударной группы 14-й армии при поддержке авиации взломали полосу обороны. Левофланговый 126-й легкий стрелковый корпус, обойдя противника с тыла, 9 Октября вышел в район развилки дорог западнее Луостари.

Группа из 7 Ил-2 828-го штурмового авиационного полка во главе с Капитаном А. В. Тимошенко под прикрытием 10 истребителей вылетела по данным воздушной разведки на уничтожение и подавление огня артиллерийской батареи в районе Луостари. При подходе к цели на высоте 900 метров группу встретил сильный огонь зенитной артиллерии и пулемётов. Но советские лётчики, выполняя противозенитный маневр по направлению и высоте, точно вышли на огневые позиции врага и в кильватере пар с пикирования обрушили на него бомбы. Из-за сильного огня зенитных средств штурмовики сделали лишь один заход, но он оказался эффективным: был подавлен огонь 2-х батарей, взорван склад боеприпасов, разбито 2 орудия полевого типа, 6 автомашин и убито много солдат и офицеров противника.

На следующий день Капитан А. В. Тимошенко возглавлял уже 8 "Илов", сопровождаемых группой из 10 истребителей по вызову с КП командира 99-го стрелкового корпуса на подавление огня артиллерийских батарей в 2-х километрах восточнее Луостари. При полёте но маршруту группа подверглась обстрелу зенитных средств противника и была атакована парой истребителей FW-190. Огнём воздушных стрелков один "Фоккер" был сбит. Уточнив по радио расположение цели, Тимошенко для внезапности налёта снизился почти до земли и затем, "горкой" набрав высоту 400 метров, с планирования атаковал батареи и технику врага на дороге. После этого штурмовики снова на бреющей высоте вышли из атаки и взяли курс на свой аэродром.

Ил-2 А. В. Тимошенко

Штурмовик Ил-2 Капитана А. В. Тимошенко из состава 828-го ШАП, весна 1945 года.

К Концу войны командир эскадрильи 828-го штурмового авиационного полка ( 260-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Капитан А. В. Тимошенко совершил 168 успешных боевых вылетов на штурмовку военных объектов и войск противника. Точными ударами уничтожил большое количество живой силы и боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Капитану Тимошенко Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8215 ).

24 Июня 1945 года участвовал в историческом Параде Победы в Москве на Красной площади.

С 1946 года Майор А. В. Тимошенко - в запасе. Жил в Красноярске. Работал лётчиком гражданских воздушных линий "Аэрофлота", а затем до ухода на заслуженный отдых - диспетчером службы движения в аэропорту "Красноярск". Скончался 9 Февраля 1991 года. Похоронен в Красноярске на Аллее Славы кладбища Бадалык.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, медалями.

*     *     *
Памятник в Красноярске на кладбище Бадалык.

Памятник в Красноярске на кладбище Бадалык.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz