Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Занин Иван Дмитриевич

Занин И.Д.

Родился 8 (21) Июня 1914 года в селе Волжанец, ныне Советского района Курской области, в семье крестьянина. Юность провёл в Воронеже. В 1932 году окончил 8 классов школы, работал слесарем. В 1933 году окончил Воронежский аэроклуб. С 1933 года в Красной Армии. В 1934 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1935 года - в запасе. В 1936 - 1940 годах был лётчиком - инструктором Липецкого, Борисоглебского, Шебекинского аэроклубов. В 1940 году окончил курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в Тушино. С 1940 года вновь в армии. Был лётчиком - инструктором Остафьевской военной авиационной школы лётчиков, затем в Вязниковской ВАШЛ.

С Марта 1942 года в действующей армии. По Январь 1943 года был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи 627-го смешанного авиационного полка; в Сентябре 1943 - Феврале 1944 гг. - командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка; в Феврале 1944 - Мае 1945 гг. - командир эскадрильи 312-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах.

К Февралю 1945 года командир эскадрильи 312-го штурмового авиационного полка  ( 233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Капитан И. Д. Занин совершил 264 боевых вылета. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 1 - в составе группы, ещё 3 самолёта сжёг на земле. Бомбово - штурмовыми ударами нанёс врагу значит, урон в живой силе и боевой технике. Всего совершил 305 успешных боевых вылетов.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1949 года Майор И. Д. Занин - в запасе. Работал пилотом в Гражданской авиации. В 1951 году окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ, в 1953 году - курсы при Школе лётчиков - испытателей.

В 1953 - 1955 годах был лётчиком - испытателем ЛИИ  ( г. Жуковский Московской области ). Провёл ряд испытательных работ на вертолётах и тяжёлых самолётах по тематике института. В 1955 - 1960 годах был лётчиком - испытателем авиазавода № 1  ( г. Куйбышев ); испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16. С 1960 года был лётчиком - испытателем Таганрогского авиационного завода; испытывал серийные реактивные летающие лодки Бе-10.

Лётчик - испытатель 1-го класса Майор И. Д. Занин погиб 25 Мая 1961 года при выполнении испытательного полёта на реактивной летающей лодке Бе-10. Похоронен на Старом кладбище в Таганроге.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В воспоминаниях летчика 312-го штурмового авиаполка Н. И. Штангеева можно встретить упоминание о "штрафнике, лётчике Зинине":

"Летал он замечательно !   Его к нам, под Марьянвердер, прислали из другого полка. Мы сначала не знали, что он лётчик, и у нас - как штрафник. Где он провинился, как - неизвестно. Он был очень гордый, самолюбивый, но летал замечательно. Уже в нашем полку он получил звание Героя".

Н. И. Штангеев ошибся. Фамилия лётчика - не Зинин, а Занин...

Капитан Иван Дмитриевич Занин в начале войны служил лётчиком - инструктором в военной авиационной школе и попал на фронт только в Марте 1942 года. Вначале он воевал в 627-м смешанном авиаполку, а в Сентябре 1943 года был назначен командиром эскадрильи 49-го истребительного авиаполка. В начале 1944 года был осуждён военным трибуналом к направлению в штрафную часть. Отбывал Занин своё наказание уже в 312-м штурмовом авиаполку, где вскоре тоже стал командиром эскадрильи. Позднее А. Н. Ефимов писал о нём в своих мемуарах:

"Капитан Иван Занин предложил не совсем обычный порядок расходования боекомплекта. В редких случаях он делал один заход на объект. Обычно лётчик распределял весь бомбовый груз на 2 - 3 захода. Первая атака у него была пристрелочная. А потом уже лётчик наносил основной удар. Если же обстановка вынуждала Занина ограничиваться одним заходом, например при уничтожении переправы, эшелона или мотоколонны, то его группа обычно сразу поражала цель по всей её длине. Используя этот метод, Занин успешно громил вражеские переправы".

Занин И.Д.

Всего И. Д. Занин совершил 305 боевых вылетов  ( в том числе около 150 - на штурмовике Ил-2 ), сбил лично 2 и в составе группы 1 самолёт противника, ещё 3 уничтожил на земле. Нанёс врагу значительный урон в живой силе и технике на территории Белоруссии, Польши, Чехословакии и Германии.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Капитану Занину Ивану Дмитриевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8620 ).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1949 года - в запасе. Работал пилотом ГВФ. В 1951 году окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1952 году работал пилотом лётного отряда МАП, в 1952 - 1953 годах - лётчик транспортного отряда ЛИИ. В 1953 году окончил курсы лётчиков - испытателей.

С Октября 1953 по Январь 1955 был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. Провёл несколько работ на тяжёлых самолётах и вертолётах по тематике института.

В 1955 - 1960 годах работал лётчиком - испытателем авиазавода № 1 в Куйбышеве  ( ныне Самара ); испытывал серийные бомбардировщики Ту-16. С 1960 года работал уже на авиазаводе № 86 в Таганроге; испытывал серийные летающие лодки Бе-10.

25 Мая 1961 года погиб при выполнении контрольного полёта на Бе-10 № 060071. Катастрофа произошла на взлёте, при резком увеличении угла атаки на скорости ниже взлётной. Машина оторвалась от воды, но потеряла управление и рухнула вниз. При ударе о воду самолёт разломился в районе редана на 2 части. Носовая часть по инерции прошла в воде несколько десятков метров, а хвостовая встала почти вертикально к поверхности моря. Вытекшее из баков топливо, загорелось...

Летающая лодка Бе-10.

Из экипажа Бе-10 спасся только радист - испытатель А. Ф. Ляшков. Он сумел каким-то чудом выбраться из своей тесной кабины и вскарабкаться по гладкой обшивке на киль, сильно повредив при этом мышцы ног. Его снял подошедший катер, на котором располагался морской КДП. Лётчик И. Д. Занин и штурман Б. А. Головченко остались на своих рабочих местах и погибли. При расследовании было высказано предположение, что на кресле лётчика при разбеге сработала система отката, и поэтому он резко оторвал машину от воды. Но окончательно была принята версия об ошибке пилота.

Похоронен на Старом кладбище в Таганроге.

Именем Героя названа улица в посёлке городского типа Кшенский   ( райцентре Советского района Курской области )  и средняя школа № 2, где он учился.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz