Зевахин Михаил Степанович - советский военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Зевахин Михаил Степанович

Зевахин Михаил Степанович.

Родился 12 сентября 1922 года в деревне Горевская, ныне Санчурского района Кировской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов Корляковской средней школы. Поступил в Сарапульский сельскохозяйственный техникум и одновременно учился в Ижевском аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Молотовскую  ( Пермскую )  военную авиационную школу пилотов. Служил в бомбардировочных авиационных частях.

С мая 1942 года младший лейтенант М. С. Зеванин на фронтах Великой Отечественной войны. Свой первый боевой вылет произвёл 1 июня 1942 года на Калининском фронте, в составе 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка. 5 ноября 1942 года его экипаж был переведён в 11-й ОРАП  ( 211-я авиационная дивизии ).

К сентябрю 1943 года командир звена 11-го отдельного разведывательного авиационного полка  ( 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  старший лейтенант М. С. Зеванин совершил 198 боевых вылетов, из них 76 на бомбардировку войск противника и 122 на разведку коммуникаций, объектов и вражеских войск. Провёл 20 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта противника.

13 января 1944 года погиб при выполнении боевого задания.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ). Похоронен в Казани. Приказом Министра обороны СССР навечно зачислен в списки личного состава воинской авиационной части. Бюст Героя установлен в городе Сарапул  ( республика Удмуртия )

*     *     *

Сын крестьянина Михаил Зевахин собирался стать землепашцем, грамотным хозяином на родной земле и после окончания Корляковской семилетней школы поступил в Сарапульский сельскохозяйственный техникум. Но манило паренька небо, и он одновременно учился в Ижевском аэроклубе. В 1939 году Михаила направили в Пермскую военную авиационную школу пилотов, из которой менее чем через год он вышел лётчиком. Служил в бомбардировочных частях ВВС.

Несмотря на стремление поскорее принять участие в боях с немецкими захватчиками, лейтенанту Михаилу Зевахину долго не удавалось попасть в действующую армию. Но вот наконец все преграды остались позади, и его желание осуществилось: в мае 1942 года он прибыл в один из авиационных полков на Калининский фронт.

Обстановке там тогда была крайне сложная. Оправившись после поражения под Москвой, противник предпринял наступление в районе Великих Лук, Холма и спешно подтягивал резервы для его развития. Наши войска сдерживали натиск и укрепляли свою оборону. Авиация фронта, только что сведённая к 3-ю Воздушную армию, оказывала им всяческую поддержку. Лётчики прикрывали пехоту с воздуха, вели разведку, наносили удары по железнодорожным узлам, аэродромам и подходившим резервам врага.

В июне 1942 года советские войска сами перешли в наступление. Тяжёлые бои развернулись на подступах к городу Ржеву, а также в районах городов Белый и Оленино. Немецкие войска оказывали упорное сопротивление и стремились закрепиться в них с целью концентрации своих сил для нового наступления на Москву. В такой напряжённой обстановке мужал и набирался боевого опыта Михаил Зевахин. Так, например, 26 августа 1942 года Зевахин получил задание нанести бомбовый удар по опорным пунктам противника на Ржевско - Вяземском выступе. Успешно отбомбившись, экипаж попутно обнаружил строительство вражеского аэродрома в Демидове.

В один из последующих дней к командиру полка вызвали всех лётчиков. Он объявил, что поступил приказ сорвать сосредоточение резервов противника южнее Ржева. На выполнение поставленной задачи вылетели всем составом полка. Один из бомбардировщиков пилотировал Михаил Зевахин. При пролёте линии фронта самолёты подверглись яростному обстрелу зенитных средств. Но вот уже и разрывы снарядов остались позади. В наушниках послышался голос ведущего: "От заданного курса не отклоняться !   Бить только наверняка !". Впереди показался Ржев. Зевахин сразу отыскал взглядом железнодорожную станцию. Там полным ходом шла выгрузка боевой техники, все подъездные и запасные пути были забиты эшелонами.

И снова зенитки ощетинились мощным заградительным огнем. Но это уже не могло остановить советских лётчиков. Вслед за звеном ведущего остальные последовательно устремлялись к земле, сбрасывая на головы врагов смертоносный груз. Михаил тоже перевёл свою "Пешку" в пике. Внизу пылали железнодорожные составы, немецкие солдаты в панике разбегались в разные стороны. Прицельно отбомбившись, Зевахин вывел машину в горизонтальный полёт, а затем с разворотом и набором высоты последовал за товарищами.

При возвращении бомбардировщики перед линией фронте снова были обстреляны. Зенитный снаряд попал в самолёт Михаила, и тот загорелся. Попытки сбить пламя скольжением результата не дали. Но всё же ценой неимоверных усилий лётчику удалось дотянуть до своей территории и произвести посадку в поле. Едва экипаж успел выбраться из машины и укрыться в воронке, как взорвались бензобаки. И лишь к исходу дня авиаторы добрались до родного аэродрома...

Весной 1943 года а период подготовки советских войск к проведению Смоленской наступательной операции лётчики 3-й Воздушной армии вели интенсивную воздушную разведку, добывая для командования необходимые сведения о составе группировки, резервах и системе обороны противника. Неоднократно вылетал на задания и экипаж командира звена 11-го ОРАП старшего лейтенанта Зевахина. К примеру, 7 марта, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, он сфотографировал Смоленский железнодорожный узел, аэродром и укреплённый район Демидов, Духовщина, Каспля.

В один из апрельских дней Михаил с утра почувствовал сильное недомогание. Однако, когда на пороге появился связной и передал приказание явиться к командиру полка, сразу же поспешил в штаб. Там он получил задание вылететь на разведку района Витебск, Смоленск, Орша вместе со штурманом Василием Погореловым и стрелком - радистом Борисом Иницыным. Зевахин не допускал и мысли о том, чтобы из-за болезни отказаться от боевого вылета. Прорвавшись через мощный заградительный огонь наземных средств ПВО, экипаж произвёл аэрофотосъёмку заданной территории и развернулся на обратный курс. Нервное напряжение спало, и тут дало себя знать резко ухудшившееся самочувствие лётчика. Временами его ослабевшие пальцы не могли удерживать штурвал, и машине становилась похожей на раненую птицу. Но Михаил, напрягая последние силы, всё же выравнивал её, довёл до аэродрома и благополучно посадил. После заруливания на стоянку с трудом вылез из кабины и, будучи не в состоянии держаться на ногах, тяжело опустился на землю...

Стенд памяти М.С.Зевахина.

- Я хорошо помню Михаила Зевахина, - вспоминает его однополчанин Василий Григорьевич Захожий. - Однажды осенью 1943 года ему поставили задачу просмотреть дороги, по которым фашисты подтягивали резервы к линии фронта. Его Пе-2 поднялся в воздух и вскоре на одной из них авиаторы обнаружили большую автоколонну. Радист тут же передал данные на КП. И в этот момент разведчика настигла пара вражеских истребителей. Завязался воздушный бой, из которого экипаж Зевахина вышел с честью.

Позднее Михаил писал родителям: "Здравствуйте, мои родные !   Шлю привет и наилучшие пожелания в жизни и работе. Извините за долгое молчание. У меня произошла небольшая неприятность: в воздушном бою с фашистскими стервятниками получил пулевые ранения в грудь, руку и ногу. Но вы не беспокойтесь. Я уже поправляюсь и чувствую себя хорошо. Ваш сын Михаил".

К началу 1944 года командир звена 11-го ОРАП старший лейтенант Зевахин совершил 198 боевых вылетов: 76 - на бомбардировку живой силы и боевой техники, 122 - на разведку, причём в 65 иэ них попутно наносились удары по железнодорожным узлам, коммуникациям, аэродромам, населённым пунктам и другим объектам противника. В ходе выполнения заданий участвовал в 20 воздушных боях, в которых сбил 2 истребителя Ме-109. Четырежды его Пе-2 возвращался из-за линии фронта на одном работающем моторе. Мужество, бесстрашие и мастерство лётчика были отмечены орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени...

Зевахин Михаил Степанович.

Но 13 января 1944 года Зевахин погиб при выполнении очередного боевого задания. В тот день он был тяжело ранен огнём вражеских истребителей. Практически теряя сознание, он сумел привести изрешечённый самолёт на свой аэродром. Михаил сразу был отправлен в госпиталь. Врачи армейского, а затем Казанского госпиталя несколько дней боролись за его жизнь. Но раны оказались смертельными, и 13 января 1944 года Зевахин скончался. Спустя 3 недели, 4 февраля 1944 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза, посмертно.

В дневнике Михаила есть такая запись: "Я молод и счастлив. Передо мной раскрыты двери будущего. Я знаю, что оно прекрасно. Родина сделала иэ меня человека, способного на труд и борьбу, научила любить народ, наделила ясностью цели, окрылила сердце мечтой. Отныне вся моя жизнь принадлежит тебе, прекрасная Родина".

И эти слова не оказались пустыми. В суровую годину испытаний он отдал за Родину свою жизнь. В городе Сарапуле  ( Республика Удмуртия )  установлен бюст Героя - летчика. Приказом Министра обороны СССР от 18 октября 1972 годе он зачислен навечно а списки 1-й эскадрильи Н-ского авиационного полка.

( Из материалов журнала "Авиация и Космонавтика".  № 1 за 1991 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz