Абалтусов Николай Иванович - военный летчик СССР - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Абалтусов Николай Иванович

Абалтусов Николай Иванович

Родился в 1909 года в деревне Петровка Сарапульского района Удмуртской АССР. С 1933 года в рядах Красной Армии.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался на Северо - Западном, Калининском, Воронежском, 1-м Белорусском фронтах.

По февраль 1942 года старший лейтенант Н. И. Абалтусов был заместителем командира эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка. 23 июня 1941 года, возвращаясь с боевого задания, заметил группу вражеских бомбардировщиков, направляющихся на Ригу. Абалтусов решительно атаковал самолёты противника, не дав им прицельно сбросить бомбы, один из них сбил.

В феврале 1942 года капитан Н. И. Абалтусов переведён в 438-й истребительный авиационный полк на должность штурмана полка.

К декабрю 1942 года выполнил 147 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 4 в группе с товарищами.

В 1944 году назначен командиром 248-го истребительного авиационного полка.

14 февраля 1944 года подполковник И. Н. Абалтусов разбился на Як-9 в тренировочном полёте.

Похоронен в братской могиле в деревне Боровики Светлогорского района Гомельской области.

Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны.

*     *     *

В своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза А. Л. Кожевников пишет:

"Штурман 438-го ИАП капитан Абалтусов был отличным воздушным бойцом. Ему много раз приходилось встречаться с противником. И не один на один, а с превосходящими силами фашистов. И всегда он выходил победителем. В полку Абалтусов пользовался беспрекословным авторитетом. Человек 32 - 35 лет, он принадлежал к старшему поколению советских лётчиков, за плечами которых находился немалый опыт. Но, несмотря на свой возраст, стаж, знания, Абалтусов отличался удивительной доступностью - держался с товарищами на равной ноге, не кичился, не зазнавался, отличался исключительной корректностью.

Была в нём и ещё одна резко отличительная черта, которую хорошо знали все: в Абалтусове как бы совмещалось два человека - тот, который жил на земле, и другой - тот, что в воздухе. "Земной" Аболтусов был заурядным, порой даже неряшливым. Начнёт крутить папиросу, получится она такой, что смотреть не хочется - длинная, нескладная. Идёт куда-нибудь - не сразу узнаешь, в какую сторону он идёт. Тот, кто не видел Абалтусова в самолёте, вполне мог подумать что пилот он неважный. Но это было не так. Стоило только ему сесть в машину, как он буквально преображался. Движения точные, экономные, выверенные.

Никаких случайностей, никаких погрешностей. Известно, что у хороших лётчиков, как и у хороших писателей, художников, композиторов, есть свой почерк. Свой почерк был и у Абалтусова.

Абалтусов был лётчиком "старой" школы, одним из горячих поклонников оборонительного варианта. Но к 1943-му году он не стал отстаивать прежние позиции, считая, что на одной обороне далеко не уедёшь. Наоборот, все свои знания и опыт он направил на разработку новых тактических приёмов.

...Передний край по-прежнему проходил по левому берегу Дона, на правом располагались лишь отдельные плацдармы. Фашисты ограничивали аппетит своих наступательных действий захватом этих плацдармов, но получали по зубам. В те дни Совинформбюро сообщало, что на среднем течении Дона наши войска ведут бои местного значения. Сегодняшняя наша задача сводилась к участию в таком именно бою...

Когда была нанесена линия боевого соприкосновения, командир полка поставил задачу:

- Непосредственным сопровождением прикрыть штурмовиков до цели и обратно. Штурмовики наносят удар западнее Коротояк по скоплению танков и самоходных установок противника. На задание пойдёт первая эскадрилья, ведущий - штурман Абалтусов. Взлёт с командного пункта по сигналу - зелёная ракета.

Капитан Абалтусов собрал эскадрилью и наскоро дал указания на случай воздушного боя. Наиболее вероятными нашими противниками могли быть истребители "Макки С-200", базировавшиеся на аэродроме Острогожск. Главное внимание наш ведущий уделил оборонительному маневру от атак истребителей. В случае воздушного боя он утвердил замкнутый круг самолётов, немного вытянутый в сторону нашей территории.

По его замыслу, такой боевой порядок исключал атаки "Мессершмиттов", так как передние наши самолёты автоматически прикрывались идущими позади, а придание боевому порядку эллипсовидности позволяло приближаться к линии фронта без перестроения.

Пока мы занимались подготовкой к вылету, начало светать, и вскоре стало совсем светло. С командного пункта последовал сигнал занять готовность номер один.

Мы сели в кабины, готовые в любую минуту запустить двигатели. Наконец сигнал возвестил о вылете.

Штурмовики шли на высоте 1500 метров, освещённые утренним солнцем. Наши истребители заняли место в общем боевом порядке: два звена в непосредственном прикрытии, одно - в ударной группе. Подходя к линии фронта, напрягаю зрение в поисках воздушного противника. По-прежнему чистое голубое небо, ясное утреннее солнце. И на земле тишина, как будто нет никакой войны. Или она ещё не проснулась ?   Вдруг идущее слева звено Лавинского неожиданно метнулось в сторону. Почти одновременно с этим надо мной пронеслось звено тупорылых, с жёлтыми крыльями истребителей. "Макки", - промелькнуло в голове, а рука уже инстинктивно разворачивала самолёт в лобовую атаку второму вражескому звену. Стараюсь прицелиться точнее. Нажимаю на гашетку. Мгновение - и, разойдясь левыми бортами, проношусь на встречных курсах, едва не столкнувшись с фашистом.

Истребитель MC-200

Справа сверху замечаю атакующую пару. Бросаю самолёт вправо и в боевом развороте иду на противника. Самолёт с чёрным крестом на фюзеляже и свастикой на киле - в моём прицеле. Очередь. Другая. Ещё очередь... Но самолёт продолжает лететь. Замечаю, что упреждение, взятое мною, мало. Ввожу поправку. Однако стрелять не пришлось: атакованный парой "Макки", я был вынужден отказаться от нападения и выйти из-под удара.

Заборовский неотступно следовал за мной. Он тоже стрелял, но так же, как и я, безрезультатно. Наконец пулемёты замолкли, стрелять нечем. Но строгие неписаные заповеди истребителя кончились патроны, из боя не выходи, атакуй противника, делай вид, что можешь сбить его. Дерись вместе с товарищами, а если положение будет безвыходным тарань врага. И я следовал этим заповедям, имитировал атаки без стрельбы до тех пор, пока не закончился воздушный бой. Так же поступал и Заборовский.

Бой закончился вскоре после того, как Абалтусов сбил самолёт противника. Фашисты пикированием один за другим выходили из воздушной схватки.

Штурмовики, выполнив тем временем задание, взяли курс на свою территорию. Проводив их от переднего края на расстояние, исключающее нападение истребителей противника, мы также пошли на посадку.

И на этот раз наша эскадрилья потерь не имела..."

*     *     *

Приказом по войскам Воронежского фронта № 06 от 20.01.1943 года штурман 438-го истребительного авиационного полка 267-й штурмовой авиационной дивизии капитан Н. И. Абалтусов награждён орденом Красного Знамени.

Из материалов наградного листа:

"Тов. АБАЛТУСОВ участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 г. сначала на Северо - Западном фронте в составе 21-го ИАП, затем на Калининском фронте в составе ВВС 4-й Ударной армии, а с 10.08.1942 г. в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта.

За время войны произвёл 147 боевых вылетов, с общим налётом 120 часов. Совершил 2З успешные штурмовки войск противника. В воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника и 4 в составе группы. Занимая должность командира эскадрильи, помощника командира полка и временно командира полка всегда боевыми вылетами руководил сам. В результате чего его подразделение всегда сохраняло господство в воздухе, а вылеты были эффективными. Имеет благодарности от Командующего ВВС КА, ВВС Северо - Западного фронта, ВВС 4-й Ударной армии и от Командующего ВВС 2-й Воздушной армии.

При выполнении боевых заданий проявил исключительную смелость и настойчивость, за боевую деятельность в составе ВВС Северо - Западного фронта награждён правительственной наградой - Орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ". За 5 и 15 эффективных штурмовок войск противника получил денежное вознаграждение согласно приказа НКО № 0299.

3а период боевое работы в составе 2-й Bоздушной армии имеет 14 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков 41, 218 и 874-го ШАП из состава 267-й ШАД. Несмотря на иаличие самолётов противника над целью, штурмовики потерь от их действия не имеет.

02.09.1942 г. при сопровождении штурмовиков в paйон КАРТОЯК в воздушном бою сбил самолёт противника типа "Макки-200".

12.09.1942 г. при сопровождении штурмовиков 41-го ШАП на аэродром РОССОШЬ совместно со штурмовиками уничтожено 14 бомбардировщиков типа "Ю-88", склад с боеприпасами, 10 спецмашин и до 70 человек обслуживающего персонала.

ВЫВОД: за успешное выполнение боевых заданий на Воронежском фронте по уничтожению материальных средств и живой силы противника, достоин представления к правительственвой награде: Ордену "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2011 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz