Антипов Юрий Александрович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Антипов Юрий Александрович

Антипов Юрий Александрович

Родился 21 февраля 1915 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С юности был неукратимым романтиком авиации. Уже в 15 лет начал работать на самолётостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб. С января 1934 года в Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С 27 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 402-го истребительного авиационного полка особого назначения принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте. С сентября 1941 года сражался в составе 180-го истребительного авиационного полка, в должности помощника командира эскадрильи. Всего совершил около 200 боевых вылетов.

После излечения отправлен на лётно-испытательскую работу. В начале 1943 года, закончив Курсы усовершенствования офицерского состава, капитан Ю. А. Антипов направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их слабых и уязвимых мест.

После войны продолжал лётно-испытательскую работу. К ноябрю 1946 года был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолётов. За успешное их освоение получил орден Красного Знамени. Кроме того, он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.

9 сентября 1957 года, в числе других лётчиков-испытателей, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего освоил 203 различных типов самолётов и вертолётов. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959 год). С 1964 года полковник Ю. А. Антипов - в отставке. Умер 4 июня 1997 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

...1943 год. В небе круговерть. Надсадный вой моторов. Над одним из подмосковных аэродромов идёт воздушный бой. Два остроносых Як-1 преследуют FW-190. Вражеская машина, отлично маневрируя, уходит из-под удара. И вот она уже зашла в хвост краснозвёздного истребителя. Кажется, что через несколько секунд в воздухе послышится характерный звук стрельбы скорострельных пушек и объятый пламенем "Як", оставляя дымный шлейф, стремительно пойдёт к земле... Но вместо стрельбы пушки в кабине "Фокке-Вульфа" стрекочет фотопулемёт, фиксируя момент удачной атаки.

Воздушный бой окончен, и все 3 самолёта мирно идут на посадку. "Противники" - лётчики-испытатели НИИ ВВС - Юрий Антипов - на FW-190 и Леонид Кувшинов с Василием Ивановым на Як-1 собрались за столом лётной комнаты, чтобы подвести итог испытательному полёту. Перед ними - модели самолётов, и они детально воспроизводят воздушную схватку, анализируя возникавшие в небе ситуации.

- Будь в кабине не Юра, "Фоккер" не ушёл бы от нас, - уверенно говорит Василий Иванов. - На такие фокусы, какие он проделывал на этом жёлтобрюхом, не способны фашисты.

Но этими "фокусами" Юрий Антипов выявлял боевые возможности вражеских машин, проверял их сильные и слабые стороны, изо дня в день уже в течение нескольких месяцев поднимаясь в небо на "Мессершмиттах" и "Фокке-Вульфах" различных модификаций.

Командование торопит. Нужны рекомендации боевым полкам, как эффективней бороться с новыми типами самолётов противника. И испытатели дают их. С их советами знакомят лётчиков авиационных соединений, принимающих непосредственное участие в боевых действиях. Сами испытатели вылетают на фронтовые аэродромы, чтобы передать опыт товарищам по оружию. Здесь, на фронте, они сами рвутся в бой - опробовать свои рекомендации.

Командование запрещает им участвовать в боевых вылетах над линией фронта. Испытателей не так уж много, и они нужны в тылу для испытаний серийных и экспериментальных самолётов.

Так было в 1943 году, когда исход войны уже был предрешён. Но Юрий Антипов помнил и суровую пору 1941 года...

Депутат Верховного Совета лётчик-испытатель Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун в те тяжёлые для Родины дни от имени своих товарищей обратился в Государственный Комитет Обороны с просьбой сформировать из испытателей полки и послать их на фронт. Супрун нашёл убедительные доводы: испытатели должны в бою опробовать машины, которым они дали путёвку в жизнь.

На фронтах было нелегко. Тяжело было и в небе. Немецкая авиация имела перевес. Советские самолёты новых типов только начали поступать в строевые части, их было немного. В такой обстановке ГКО принял решение о формировании нескольких боевых полков из лётчиков - испытателей. 401-й истребительный полк особого назначения возглавил Супрун. В составе 402-го полка под командованием Петра Михайловича Стефановского начал войну капитан Юрий Антипов.

27 июля 1941 года памятно Юрию Антипову. В этот день он получил задание сопровождать самолёт-разведчик Пе-2. С рассветом взлетели с аэродрома. Всё складывалось как нельзя лучше. На высоте около 4000 метров спокойно прошли линию фронта. Южнее озера Жижицкое сфотографировали скопления войск на дорогах. Но на обратном пути их подстерегли 5 "Мессеров". Силы явно неравные. Юрий понимал, как важны сейчас командованию данные разведки. Выход один: связать врагов боем, чтобы дать возможность Пе-2 оторваться и уйти на свою территорию. Они увеличили скорость до максимальной. Пе-2 с резким снижением пошёл к линии фронта, а Юрий Антипов по крутой восходящей повёл свой истребитель навстречу немецким самолётам. Цель была проста: забраться выше врагов, чтобы иметь более удобную позицию для маневра и атаки, и, пропустив Пе-2 вперёд, надёжно прикрыть его с хвоста. Враги раскусили маневр советского истребителя. Они решили сначала сбить истребитель, а потом догнать и уничтожить менее скоростной бомбардировщик. Пилот самолёта-разведчика быстро среагировал на обстановку: резким пикированием он ушел к тёмному массиву леса и скрылся из виду.

Капитан Антипов остался один против 5 Ме-109. Он понимал, что его спасение в высоте, и тянул машину вверх. Вражеские машины рядом. Пулемётная трасса неслась к крылу. Юрий ввёл самолёт в крутой вираж с набором высоты. Как будто уклонился от пуль. И снова потянул вверх. МиГ-3 крутится как волчок, дрожит, но взбирается ввысь. Опять трасса. Попытался увернуться, но она впилась в крыло. Однако ударов пуль не слышно. Не сразу сообразил, что это не пулевая трасса, а срывные жгуты - воздушный поток, срываемый с консоли крыльев.

Истребитель МиГ-3.

Видя необычные маневры советского самолёта, враги замешкались. Юрий поймал один из "Мессеров" в перекрестие прицела и нажал гашетки. Пулемёты молчали. Попробовал перезарядить. Снова молчание. На мгновение растерялся. Надо уходить на полном газу. Толкнул ручу вперёд и в сторону, с полупереворота перевёл самолёт в крутое пикирование.

Поняв, что "МиГ" безоружен, 2 вражеских самолёта начали преследование, а остальные остались на высоте.

До нашего аэродрома было не менее 60 километров. Антипов на предельной скорости старался уйти от преследования или хотя бы дотянуть до своего аэродрома в надежде, что там помогут товарищи. Немцы продолжали погоню: уж больно лакомым кусочком был безоружный самолёт.

Показался аэродром. Горючего в баках оставалось мало. Дальше лететь некуда, надо принимать бой в районо аэродрома, пока не подоспеет помощь. Так решил Юрий Антипов. Тем более что один из пулемётов после нескольких перезарядок заработал. Юрий резко развернул машину навстречу врагам. С близкого расстояния открыл огонь по ведущему самолёту. Пулемёт дал только одну короткую очередь и вновь заклинил. Но эта короткая пулемётная очередь попала в мотор и маслорадиатор ведущей машины врага. Самолёт просел и, оставляя шлейф дыма, начал падать. Второй "Мессер" поспешил к линии фронта. Антипову было уже не до преследования: стрелка бензиномера приближалась к нулю. Проследив за местом посадки Ме-109, Антипов благополучно приземлился на аэродроме. Заруливая на стоянку, Юрий увидел невредимый Пе-2.

- Молодец, капитан! С первой, но, надеюсь не последней победой! - поздравил Юрия командир дивизии. Он тревожно следил за неравным боем и очень обрадовался успеху своего лётчика. Лишь только Антипов отошёл от комдива, как попал в руки друзей, и они его несколько раз восторженно подбросили на руках.

Первые месяцы войны. Тяжёлая пора. Чтобы не попасть под удары вражеской авиации, истребители часто меняли аэродромы, В неравных боях с врагом таяли ряды виртуозных пилотов-испытателей. Погиб дважды Герой Советского Союза Степан Супрун, не дожили до Дня Победы многие его друзья. Оставшиеся в живых дрались за двоих - троих.

В сентябре 1941 года капитан Ю. А. Антипов был направлен в 180-й ИАП на должность заместителя командира эскадрильи. 5 вражеских самолётов было уже на счету Юрия Антипова. Но однажды ему не повезло. Один из боёв чуть не стал для него роковым.

В один из дней около 30 вражеских многоцелевых самолётов Ме-110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские лётчики стремительной атакой сверху сбили сразу 2 машины. Но противник не отступил: разделившись на 2 группы он вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала боем наших лётчиков. Завязалась ожесточённая воздушная схватка. Наши лётчики энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолёты, стоявшие на аэродроме. И тогда противник решил атаковать "МиГи" сразу двумя группами. Обстановка в воздухе ещё более обострилась.

Двум "Мессерам" удалось зайти в хвост самолёта Антипова и поджечь его. Тот стал выходить из боя. Немцы - за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А. Ф. Семёнов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием врага. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой повреждённый самолёт. В этом бою наша шестёрка сбила 6 вражеских самолётов, 2 из них пришлось на долю Юрия Антипова.

Но ранения оказались серьёзными и лётчика отправили на По-2 в тыл. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.  [По данным наградного листа имел 1 личную и 1 групповую победы, а по данным М. Ю. Быкова - только 1 групповую победу.]

Фронтовой госпиталь в Калинине. Затемнение. Вой сирен воздушной тревоги. Но самое неприятное - вынужденное безделье. Рана затягивалась, но ещё ныла, особенно в вечерние часы. Отвлекаясь от боли, Юрий вспоминал...

Далёкое детство. Поездка с отцом - водителем трамвая - по улицам Москвы. Отец переключал рычаги, крутил ручку контроллера, и послушный его рукам трамвай, распугивая звонком извозчиков и прохожих, громыхал по рельсам, останавливался и вновь набирал скорость. Лицо отца оставалось невозмутимым, а Юрка завидовал ему... Но недолго. В небе Москвы он увидел самолёт. И какой букашкой показался Юре трамвай в сравнении с гудящей в синеве машиной.

Может быть, в этот день родилась мечта, которая и определила его путь. Он поступает в ФЗУ при авиационном заводе № 1 имени "Авиахима". 15-летним парнишкой Юрий работает в цехах, где рождаются самолёты.

Авиация в ту пору набирала силы, и на глазах подростка проходили испытания самые современные самолёты. Их поднимали в небо лётчики - испытатели.

Взлетел самолёт "Рекорд дальности", который Валерий Чкалов, а затем и Михаил Громов повели через Северный полюс в Америку. Здесь начал свой путь в небо гигантский воздушный корабль "Максим Горький". Ежедневно десятки серийных самолётов-истребителей и лёгких бомбардировщиков испытывали заводские лётчики-испытатели.

Юношам, работавшим на заводе, было чему позавидовать и было у кого поучиться. Для них организовали здесь одну из первых в стране авиационную школу Осоавиахима. Шефство над ней взяли заводские лётчики-испытатели. Только преданность авиации открывала дверь в эту школу. Группа молодых ребят-рабочих своими руками построила планер. Одним из энтузиастов этой работы был и Юрий Антипов. Первые шаги в небо Юрий сделал в 1932 году в районе станции Трикотажной Рижской железной дороги. Здесь проходили полёты, здесь учили летать. Вместе с учлётами планерной школы тренировался и молодой авиаконструктор Олег Константинович Антонов.

Ребята, освоившие полёт на планере, стремились попасть в заводскую лётную школу, работавшую на общественных началах. Неделями не видела мать Юрку. Появлялся он поздно, наскоро глотал пищу и, как убитый, падал в постель. Чуть свет - снова убегал. Учёба в лётной школе поглотила все его свободное от работы время.

Радостным событием на заводе был вылет нового самолёта. Это - праздничная церемония. Выкрашенный в красный цвет самолёт выкатывали на лётное поле. Из цехов выходили рабочие, играл духовой оркестр. Лётчик занимал место в кабине. Вслед взлетевшему самолёту махали руками, подбрасывали фуражки. А когда пилот возвращался из полёта, его восторженно качали и несли на руках.

Во время одного такого торжества произошёл поучительный для учлётов случай. Валерий Чкалов закончил опытный полёт на И-15, но во время руления у него заглох мотор, и самолёт остановился далеко в поле. В дни испытаний, как правило, в воздухе над аэродромом летал только опытный самолёт. Но в этот раз один из учлётов, задержавшись в зоне пилотажа, прилетел на заводской аэродром вслед за Чкаловым. Приземлившись, как положено, он увидел на взлётной полосе красный самолёт и растерялся, стал рулить прямо на И-15, около которого прогуливался Чкалов в ожидании автомобиля из ангара. Казалось, столкновения не избежать. Чкалов бросился наперерез катящемуся У-2, схватил его за консоль крыла и резко дёрнул. У-2 развернулся. В мгновение Чкалов извлёк из кабины, как котёнка, за шиворот, бледного учлёта. О чём он говорил, можно было только догадываться по энергичной жестикуляции Валерия Павловича. Правда, когда страсти улеглись, Чкалов беззлобно похлопал по плечу расстроенного паренька и успокоил: "Не обижайся. Я погорячился. Всякое бывает".

В декабре 1933 года из Оренбургского училища прибыл инспектор-лётчик проверить технику пилотирования учлётов и лучших отобрать для дальнейшей учёбы в военной авиашколе. В числе 30 счастливцев оказался и Юрий Антипов. Но в Оренбурге Юрий проучился недолго. Его с другими 20 товарищами направили в Одесскую школу военных лётчиков.

В ноябре 1934 года Юрий Антипов закончил учебную программу, отлично сдал зачёты и экзамены и получил звание военного пилота. Собрал свои нехитрые пожитки, готовился к переезду на новое место службы в строевую часть. Но командование решило иначе. Его оставляют в училище лётчиком-инструктором.

Юрий понимал, что на острие авиации, сразу за конструкторами находятся лётчики-испытатели. Понимал, что это далеко не безопасная профессия, и всё-таки стремился к ней. От рядового лётчика-инструктора до командира отряда прошёл он путь в училище. Сотни лётчиков, воспитанных инструктором, командиром звена и отряда старшим лейтенантом Антиповым разлетелись в разные уголки Советского Союза, чтобы стоять на страже неба родной страны. Антипов добивается перевода в испытатели.

Поработать испытателем сразу не пришлось. Юрий прибыл по новому назначению в дни, когда началась война, и сразу же попал в состав сформированного из лётчиков-испытателей 402-го полка особого назначения под командованием Петра Михайловича Стефановского. Начались испытания, но не самолётов, а характера, мужества, лётного мастерства. Боевые вылеты на штурмовку, сопровождение бомбардировщиков, прикрытие наземных войск показали, что Юрий Антипов хорошо подготовил себя к войне...

...Во фронтовом госпитале капитан Ю. А. Антипов узнал о награждении его первым орденом Красного Знамени.

После госпиталя, зимой 1942 года, Антипов осваивает самолёты иностранных марок и обучает лётчиков пилотированию этих самолётов.

Где-то бьются насмерть боевые товарищи, а ему приходится заниматься почти мирным трудом. Это не но нутру капитану Антипову. Он стремится на фронт. Но события повёртываются иначе. Лётчиков-истребителей отзывают с фронтов, с тем чтобы послать на новый не менее опасный участок - испытание новых самолётов.

Лето 1942 года стало в его жизни поворотным - ему доверили особое задание: проводить испытания поставляемых по ленд-лизу из США и Великобритании истребителей "Томагаук", "Киттихаук", "Харрикейн" и переучивание на них советских лётчиков. Эта работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой.

В начале 1943 года, закончив Курсы усовершенствования офицерского состава, капитан Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.

Юрий Антипов к тому времени освоил все типы советских и иностранных истребителей, бывших на вооружении Красной Армии. Это было очень кстати для испытательской работы. Лётчиком-испытателем он стал как раз в то время, когда меньше всего этого хотел. Юрий рвался на фронт, а попал в глубокий тыл. Но именно здесь, в тылу, закладывались первые камни в здании превосходства над врагом в воздухе.

Лётчики-испытатели с неохотой покидали боевые полки и возвращались к испытательской работе. Отрабатывались тактические приёмы воздушного боя применительно к самолётам врага, совершенствовались наши боевые машины и их вооружение. Выявлять преимущества и недостатки немецких самолётов поручили Юрию Антипову и группе его товарищей. Изо дня в день поднимал он в небо трофейные машмны и вступал на них в воздушные схватки со своими товарищами. В этих тренировочных и учебных боях оценивались и сравнивались боевые возможности "Яков", "МиГов", "ЛаГГов" с возможностями "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов". Такие испытания позволяли определить наиболее уязвимые места немецких самолётов. Конструкторы быстро дорабатывали наши самолёты, повышая их эффективность по сравнению с машинами врага.

Летом 1944 года на фронте появился модифицированный самолёт FW-190А-8 с мощным стрелково-пушечным вооружением. Самолёт потяжелел, уменьшилась его маневренность, но эти недостатки с лихвой окупались более длительным пребыванием в воздухе и большой плотностью огня. Долгое время не удавалось захватить целым самолёт этой конструкции и прощупать его слабые места. Но уже осенью его перегнал через линию фронта немецкий летчик - антифашист. Нужны были данные о самолёте, и командование торопило: испытатели летали по нескольку раз в день. Много летал и Антипов - ведущий по этим испытаниям.

Истребитель FW-190A-8.

В одном из полётов самолёт, не выдержав резкого набора высоты, колоколом повис в воздухе, а потом, свалившись на крыло, заштопорил. Виток, другой, третий... Антипов дал рули на вывод из штопора и ждал, что самолёт прекратит вращение. Но тяжёлая машина, раскручиваясь, падала к земле. Можно выброситься на парашюте, но Юрий помнит, с каким трудом достался этот самолёт. Майор Антипов продолжает борьбу за спасение самолёта. Если наш легкокрылый "Як" уже давно бы вышел из штопора, то "Фокке-Вульф" медленно прекращал вращение. Почти над чёрным в этот пасмурный день лесом он наконец выровнялся и, надсадно воя, перешёл в горизонтальный полёт. После посадки по телу пробежал неприятный озноб. Возникло отвращение к вражеской машине. Не хотелось к ней подходить, а тем более влезать в кабину. У Юрия было такое чувство, будто он побывал в тылу врага, с риском для жизни узнал необходимое и вернулся невредимым. Однако данные разведки оказались неполными, и нужно снова идти в опасный рейд. И снова полёты...

В то время как одна группа лётчиков-испытателей работала сугубо для фронта, то есть мгновенно реагировала на появление новых образцов самолётов врага, вводила в строй модифицированные самолёты наших конструкторов, другая - небольшая, занималась экспериментальными исследованиями: готовили к испытаниям отечественные истребители с турбореактивными двигателями.

Майор Антипов быстро приспособился к своеобразным условиям полёта и овладел техникой пилотирования на больших скоростях. Этому способствовал более чем 10-летний опыт полётов на различного типа самолётах.

Отгремела война, но у испытателей работы не уменьшилось. Были организованы курсы по подготовке лётчиков - испытателей, которые возглавил генерал П. М. Стефановский, а инструктором назначили подполковника Ю. А. Антипова.

Не зря говорят, что авиационные наставления написаны кровью. За право владеть небом авиаторы платили дорогой ценой и, прежде всего, ценой жизни тех первых, кто шёл на штурм высоты. В первых рядах штурмующих небо был и Юрий Антипов. Командование ВВС поручило испытателям проверить и дать путёвку в жизнь первенцу реактивной истребительной авиации самолёту МиГ-9.

На заводских испытаниях машина показывала хорошие пилотажные качества. Первым пилотом - испытателем опытного образца был Алексей Гринчик. При завершении программы заводских испытаний этот прекрасный человек и пилот погиб. Причины катастрофы остались до конца не ясными. Программу - на втором образце - закончил Марк Галлай.

Путёвку в строевые части должен был дать ведущий лётчик-испытатель подполковник Ю. А. Антипов. Самолёт он изучил в совершенстве. К первому полету Антипов готовился особенно тщательно. Он мысленно воспроизводил возможные аварийные ситуации и способы ликвидации их.

Группа лётчиков-испытателей МиГ-9.

Забираясь в кабину самолёта для тренировки, с закрытыми глазами легко находил любой тумблер. Для самого себя разработал схему быстрого осмотра наиболее важных пилотажных и контрольных приборов, до автоматизма довёл движения по включению и выключению различных агрегатов и органов управления.

...МиГ-9 вывезли на старт. Подполковник Антипов включил двигатели, проверил режимы их работы и взлетел. В полёте машина вела себя безукоризненно. Однако гибель Гринчика и неполадки в полётах Галлая заставляли быть начеку.

После одного из полётов Дмитрий Пикуленко, участвовавший в испытаниях другой машины, сообщил Антипову, что его машина плохо слушается рулей и склонна к резкому кобрированию - задиранию носа на скорости, близкой к максимально допустимой. Антипов решил проверить.

Всё в этот день начиналось как обычно. МиГ-9 отбуксировали на старт. Нормально на режимы вышли двигатели, и начался стремительный нарастающий по скорости разбег по квадратам бетонки. От тряски на стыках плит приборная доска слегка вибрировала, и трудно было следить за показаниями стрелок и индикаторов. Ручку чуть на себя, и машина, плавно оторвавшись от бетона, полезла в синеву неба. Подполковник Антипов любил эти мгновения и каждого взлёта ждал с нетерпением. Приборная доска замерла. Юрий Ангипов пробежал по ней глазами. Всё в норме. Можно набирать высоту. Самолёт в зоне испытательных полётов. Стрелка высотомера показывает 5000 метров. На контрольной площадке Антипов включил самописцы и начал разгонять самолёт, плавно передвигая рычаги секторов газа. Со свистом набирали обороты турбины. Скорость быстро нарастала. Стрелка прибора скорости приближалась к ограничительной риске.

Пока всё нормально, как и на первой машине. Вдруг на скорости 750 километров в час машина резко и неожиданно задирает нос и под большим углом идёт вверх. Мгновенно нарастают перегрузки. Они вдавили пилота в кресло, обтягивают кожу лица, зарябило в глазах. На какое-то мгновенье Антипов потерял сознание. Очнулся. Сквозь неприятную рябь в глазах просачивается яркий солнечный свет. Сознание возвратилось, и с ним тревожная мысль: "Что случилось?"

Осмотрелся. Машина под углом 45 градусов набирает высоту. Солнечные блики играют на бронестекле, слепят. Посмотрел на показания приборов. Принюхался. Запаха гари не слышно. Машина не горит, беспорядочно не валится. Только скорость уменьшилась, хотя двигатели работают на полных оборотах. Самолёт слишком круто набирает высоту, и тяги не хватает для поддержания скорости. Тронул ручку управления. В продольном направлении её заклинило: руль высоты не действует. Поработал элеронами: машина слушается. Рычагами секторов газа начал убирать обороты и уменьшать тягу двигателей. Машина медленно начала опускать нос. Перешла на снижение. Добавил обороты. Самолёт вновь начал набор высоты. Обо всём по радио сообщил на землю. Находившийся на командном пункте Стефановский советует сориентироваться по обстановке и при необходимости покинуть машину.

Истребитель МиГ-9.

Антипов принимает решение попытаться спасти опытный самолёт. Он знает, что если не посадит его, причина аварии будет неясна. Используя рычаги сектора газа для изменения тяги двигателей, он проверил возможность управления самолётом по продольной оси, что позволяло в какой-то мере заменить руль высоты. Теперь, когда появилась возможность управлять машиной, лётчик-испытатель повел её к недалекому аэродрому, Развороты удавалось выполнять с помощью одних элеронов. Тем временем на аэродроме готовились к приёму аварийной машины: прекратили полеты, освободили полосу, на всякий случай вызвали санитарную и пожарную машины. Затаив дыхание, ждут друзья.

Надо проверить выход шасси. Сигнальный индикатор показывает нормальную установку стоек шасси. Начинается ювелирная работа. Тягой двигателей Юрий Антипов перевёл истребитель в пологое снижение, направил к полосе. Сейчас самый сложный и ответственный элемент в пилотировании не управляемого рулём высоты самолёта. Нужно очень точно уловить момент выключения двигателей, чтобы истребитель не рухнул, а плавно, без потери скорости встретился с полосой и побежал по ней.

Пора. Рычаг сектора газа на "стоп". Выключил двигатели. Самолёт коснулся полосы, подпрыгнул и, чуть переваливаясь с крыла на крыло, побежал по испещрённому чёрными полосами бетону.

Лётчик сдвинул фонарь кабины. Подставил лицо свежему морозному воздуху. После пробежки самолёт остановился. К нему со всех концов аэродрома бежали люди, ехали машины.

Антипов выпрыгнул из кабины и обошёл истребитель. Даже его, испытателя, ошеломило то, что он увидел. Хвостовое оперение развернуто почти на 90 градусов, а фюзеляж скручен так, что образовалась спиральная гофрированная поверхность, на которой видны трещины. Кто знает, что случилось бы, продлись полёт ещё 5 минут. Если бы хвост разрушился на малой высоте, покинуть истребитель было бы невозможно. От этих мыслей неприятный холодок пробежал по телу. Юрий Антипов энергично повёл плечами, словно сбрасывая неприятные ощущения, и, улыбаясь, пошёл навстречу подбегавшим товарищам.

Через 2 часа на аэродром приехал Генеральный конструктор с группой специалистов. Тщательное обследование показало, что из - за непрочности обшивки произошла деформация и скручивание фюзеляжа. Самолёт отправили на доработку и ремонт.

Юрий Антипов полюбил этот самолёт за хорошие боевые качества и не мог допустить мысли, что такую машину не запустят в серию. Поэтому выразил желание провести после доработок заводские испытания.

Антипов Юрий Александрович.

Через несколько дней после этих событий был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. За мужество и героизм, проявленные при спасении опытного самолёта МиГ-9, за успешное проведение испытаний, позволивших запустить его в серию, Подполковника Антипова Юрия Александровича наградили первым орденом Ленина. Произошло это в 1947 году.

А в цехих экспериментальных заводов конструкторов Яковлева, Микояна, Лавочкина уже одевались в металл новые опытные самолёты. Впервые на Майском параде 1947 года на большой скорости прошли полки реактивных истребителей.

К началу 1948 года появились опытные образцы новых реактивных истребителей МиГ-15, Як-23, Ла-15. Ведущим лётчикам-испытателем на МиГ-15 назначили Антинона. За короткое время испытаний Юрий Антипов и его коллеги овладели техникой пилотирования на 3-х опытных реактивных машинах. Но больше других Антипову нравился МиГ-15.

В том же 1948 году в День авиации впервые над Тушинским аэродромом появился реактивный истребитель со стреловидным крылом. На громадной по тем временам скорости промчался он над трибунами. Затем истребитель взмыл в безоблачное небо. Юрий Антипов выполнил на нём комплекс фигур высшего пилотажа: бочки, петли, перевороты. Искрящейся точкой врезался в синеву, расчерчивая небо белой полосой инверсии. Наблюдая за полетом, трудно было поверить, что это современный реактивный истребитель, а не легкомоторная спортивная машина.

Демонстрация самолёта прошла блестяще. Опыт войны в Корее показал хорошие боевые возможности наших реактивных истребителей. Корейские лётчики в совершенстве освоили эти машины. Американская авиация в небе Кореи понесла большие потери от наших истребителей МиГ-15.

Ю.А.Антипов в кабине МиГ-15.

За успешное проведение испытаний истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на празднике в Тушино - третьим орденом Красного Знамени. В последующие годы в ВВС началось активное освоение полётов днём и ночью, в облаках и за облаками. За успешное освоение полётов в сложных метеоусловиях с боевым применением Антипов награждается вторым орденом Ленина, а в 1954 году за успешное освоение полётов на самолётах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях - четвёртым орденом Красного Знамени.

За всю историю НИИ ВВС никто из испытателей не удостаивался высоких правительственных наград так часто (и заслуженно!), как Юрий Алексеевич Антипов. Сам он, в своей повседневной работе не видел ничего героического, просто честно и с большой радостью выполнял любимую работу.

9 сентября 1957 года группе лётчиков-испытателей было присвоено высокое звание Героев Советского Союза. И среди них - Юрию Антипову.

Есть в авиации ещё одно отличие - звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". В числе первых этого звания удостаивают Героя Советского Союза Полковника Юрия Александровича Антипова. За свою лётную жизнь старший лётчик-испытатель НИИ ВВС Ю. А. Антипов освоил 203 различных типов самолётов и вертолётов.

Антипов Юрий Александрович

Пожалуй, на этом можно было бы закончить рассказ о жизни Юрия Александровича. Выйдя на пенсию, он продолжал служить в авиации, работая инструктором на авиационных тренажерах, в музее авиации при академии. Он учил молодых командиров руководить воздушным боем. Немало времени уделял сбору и сохранению исторических ценностей авиации. В музее, где он работал, его высоко ценили как большого знатока авиационного дела.

В квартире Юрия Александровича Антипова заполненные книжные шкафы. Очень много книг об авиации: технических и художественных. На шкафах модели самолётов с дарственными надписями от конструкторских бюро.

Во время одной из встреч с Юрием Александровичем ему задали несколько вопросов. На вопрос: "Самые радостные события вашей жизни. Как вы понимаете счастье ?" - он ответил:

- Почти вся моя сознательная, трудовая жизнь связана с авиацией: я начал летать, когда мне было 17 лет. Поэтому, почти все, наиболее радостные события связаны с авиацией: первый самостоятельный полёт на планере с большой горы, первый самостоятельный полёт на самолёте У-2 на Центральном аэродроме Москвы, окончание государственных испытаний самолёта МиГ-15, и, конечно же, рождение детей.

Когда труд даёт тебе радость, удовлетворение - это большое счастье. Работа лётчика-испытателя давала мне это счастье...



Один из боёв Юрия Антипова...

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz