Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Брыжко Леонид Арефьевич

Брыжко Л.А.

Родился в 1923 году. Лётчик - истребитель.

С 1942 года сражался в составе 21-го истребительного авиационного полка  (8-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота).

4 Марта 1943 года потерпел аварию, получил ранение глаза. После излечения продолжил боевую работу.

13 Апреля 1945 года был сбит в воздушном бою и погиб.

К тому времени имел на своём счету 8 личных побед.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени; медалью.

*     *     *

4 Марта 1943 года на моих глазах взлетал молодой лётчик Л. А. Брыжко. Не успел он убрать шасси, как отказал мотор. Чтобы не врезаться в препятствие за пределами лётного поля, он стал разворачиваться в сторону аэродрома на посадку. Но самолёт без скорости свалился на крыло и упал с высоты 30 метров.

Пострадавший имел обширную рану в области правой скуловой кости. Кожно - мышечный лоскут вместе с нижним веком отвернулся в виде треугольника с вершиной у внутреннего угла правого глаза. В обнажённой скуловой кости трещина. Сотрясение головного мозга с потерей сознания...

Висевший на тонкой ножке, почти совсем оторванный лоскут мы бережно уложили на место, зафиксировали стерильной повязкой и отправились в ближайший к аэродрому специализированный эвакогоспиталь Красной Армии. Решающую роль в выборе стационара играл фактор времени. Была на счету буквально каждая минута, ибо жизнеспособность лоскута уменьшалась и возрастала опасность его омертвения, что угрожало потерей правого глаза  (уцелевшего при падении). Вопрос стоял так: или омертвение, или приживление. В первом случае - тяжёлая и длинная перспектива осложнений и потеря Брыжко как лётчика. Во втором - относительно гладкий путь выздоровления и возвращения лётчика в строй.

Брыжко сразу взяли на операционный стол. Его общее состояние опасений не вызывало. Он был в ясном сознании и просил сделать всё, чтобы только летать. Опытный челюстно - лицевой хирург под местным обезболиванием с ювелирной точностью и аккуратностью приладил лоскут и по всем правилам пришил в моём присутствии.

Послеоперационный период прошёл отлично. Наступило, как говорят хирурги, заживление первичным натяжением - самый благоприятный вариант. Сыграли свою роль ранние сроки, быстрота и тщательность вмешательства, молодость оперированного, а также то, что лицо очень хорошо кровоснабжается. Поэтому раны лица заживают всегда лучше, чем в других местах.

Брыжко выздоровел. Острота зрения равна единице на оба глаза. Но имело место слезотечение, как результат "неизлечимого", по мнению окулиста, изменения слёзных путей. Имелась в виду "непроходимость" слёзно - носового канала, по которому избыток влаги  (слезы)  попадает в нос. Поэтому, когда человек плачет, он вынужден вытирать и нос. Когда же этот канал непроходим, глаз всё время слезится. Окулистом было сделано следующее заключение: "упорное слезотечение, зависящее от неизлечимого заболевания слезных путей. Статья 92-а, графа 2 приказа № 336 от 1942 года - не годен к лётной работе".

Молодой лётчик встретил суровый для него приговор с большим огорчением. В ожидании нелётной должности, которую ему подыскивали, Лёня Брыжко приуныл, стал угрюмым и неразговорчивым. Переживал неудачу и я, упрекая себя за допущенную переоценку значения гладкого приживления лоскута. Недоучёл, что и в этом случае возможны рубцовые изменения. Именно так и получилось...

События, однако, повернулись к лучшему так же неожиданно, как и начались.

- Доктор, нельзя заменить лекарство на светлое, чтобы не пачкать носовой платок ? - обратился ко мне Брыжко однажды в столовой.

По поводу конъюнктивита ему закапывали в правый глаз двухпроцентный колларгол. Это лекарство тёмно - коричневого цвета.

- Вытирать больной глаз носовым платком не рекомендуется. Лучше чистой и мягкой марлевой салфеткой. Возьмите в медпункте, - посоветовал я.

- Да не то. Глаз я платком не трогаю. Пачкает, когда сморкаюсь.

- Что-о ? - удивлённо спросил я, боясь ошибиться в своей догадке, и попросил показать платок. - Давно пачкает ?

- Второй день. Раньше такого не было.

- Идём, - предложил я, и мы направились в медпункт. Закапанный в глаз колларгол обнаружился после сморкания на салфетке.

- Может ли быть такое при "неизлечимой" непроходимости слезных путей ? - вырвалось у меня.

- Это вы мне, доктор ?   Я знаю, что такое прекращение подачи в мотор бензина и масла. А что бывает при закупорке ваших каналов, надо спросить кого - либо другого, - отозвался Брыжко.

- Не может, дорогой Лёня ! - воскликнул я весело. - Не может !

- А это хорошо ? - заулыбался Брыжко, вероятно в предчувствии благоприятной для него перемены.

- Думаю, неплохо, - ответил я, догадываясь, в чём дело.

К моменту выписки Леонида Брыжко из госпиталя слёзно - носовой канал оставался непроходимым из-за отека окружающих тканей, а не рубцовых   (необратимых)  изменений. Отёк рассосался, и просвет открылся. Проходимость восстановилась. Лекарство, пущенное в глаз, стало попадать в нос. Если бы канал был зарубцован, проходимость его не восстановилась бы !   Это было для нас приятным открытием. Выявившаяся неожиданная "мелочь" заставляла взять под сомнение "неизлечимость заболевания слёзных путей".

Я направил лётчика в лабораторию авиамедицины ВВС КБФ, снабдив его медицинской и строевой характеристиками. Доктор - окулист Папченко повторил наблюдение и послал Брыжко в отделение стационарной экспертизы при Первом ленинградском военно - морском госпитале. Предположение о функционировании слезопроводящих путей глаза подтвердилось. Первоначальная трактовка итогов лечения и заключение о негодности к лётной работе оказались ошибочными. Вместе с Брыжко радовался и я: действовал, выходит, правильно.

Л. А. Брыжко за боевые дела после возвращения в строй удостоился трёх орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени. К сожалению, Леонид Арефьевич погиб в одном из боевых вылетов 13 Апреля 1945 года, за 25 дней до Победы. Он был последним из 77 лётчиков полка, погибших за годы войны.

(Из книги В. Г. Митрофанова - "С крылатыми героями Балтики".)

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта Л. А. Брыжко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.08.1944 г.2  FW-190р-н порта Виндава
Як-1, Як-7, Як-9.


      Всего сбитых самолётов - 8  [ 2 ]  + 0.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz