Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Чирва Степан Никитович

Чирва Степан Никитович

Степан Чирва родился 27 декабря 1907 года на Херсонщине, в селе Ровное Елисаветградского уезда  (потом Кировоградская области)  Херсонской губернии, в крестьянской семье. В 1929 году добровольно ушёл в ряды Красной Армии, в 1930 году окончил Ленинградскую годичную теоретическую лётную школу, а в декабре 1931 года - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, после чего был направлен в 1-ю Краснознамённую истребительную эскадрилью 1-го авиаотряда Ленинградского военного округа  (где прослужил по январь 1934 года).

С февраля 1934 года и до 21 июня 1941 года служил в составе 1-й Истребительной авиаэскадрильи Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии. С 10 июля 1937 года по 18 января 1938 года - в 20-й Истребительной авиаэскадрильи Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии.

С 18 января по 20 мая 1938 года был слушателем Курсов Военных комиссаров полков в Москве. С 20 мая по 13 октября 1938 года - военный комиссар 1-й Истребительной авиаэскадрильи 48-го ИАП  (1-я Отдельная Краснознамённая Армии.). С 10 июня 1939 года по 16 июля 1941 года был помощником командира авиаэскадрильи 15-й Истребительнаой авиаэскадрильи Северной авиагруппы  (2-я Отдельная Краснознамённая Армия). С 10 июня 1939 года по 24 марта 1941 года служил командиром авиаэскадрильи в 14-м авиаполку 31-й авиадивизии  (2-я Отдельная Краснознамённая Армия). С 24 марта по 16 июля 1941 года был инспектором по технике пилотирования 31-й САД  (Дальневосточный фронт).

С 16 июля 1941 года в действующей армии. По 15 августа 1941 года командовал 247-м ИАП  (31-я САД, Западный фронт). Боевое крещение получил на Западном фронте  (на московском направлении)  с аэродромов Домислав - Ибудово. За месяц боевых действий полк произвёл 1400 боевых вылетов и сбил 6 самолётов противника, имея при этом одну боевую потерю и одну катастрофу. Лично майор С. Н. Чирва произвёл 70 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков СБ и прикрытие своих войск, не имея ни одной потери.

15 августа 1941 года Чирва направляется в Медынь, а затем   (19 августа) - в город Рыбинск, в 14-й ЗАП для формирования нового 520-го истребительного авиаполка на самолётах ЛаГГ-3. С конца сентября полк уже ведёт воздушные бои в районах Волхов и Тихвина.

С 20 сентября 1941 года по 12 апреля 1942 года лётчики 520-го ИАП действовали на Волховском фронте. За это время было произведено 450 боевых вылетов на сопровождение Пе-2 и сбито 9 самолётов противника. Майор С. Н. Чирва лично произвёл 15 боевых вылетов.

29 апреля 1942 года 520-й ИАП прибыл в 16-й ЗИАП  (посёлок Баланда Саратовской области)  на переформирование и переучевание на самолёты Як-1.

С 5 сентября 1942 года 520-й ИАП был переброшен на Сталинградский фронт. К 3 ноября 1942 года полк выполнил 667 боевых самолёто - вылетов, сбил в воздушных боях 39 самолётов противника. Лично майор С. Н. Чирва за этот период произвёл 7 боевых вылетов. Всего же, к этому времени, он выполнил 92 боевых вылета и участвовал в 10 воздушных боях, в которых сбил 2 самолёта противника.

Перед вылетом на Сталинградский фронт.

Перед вылетом на Сталинградский фронт:  майор Чирва Степан Никитович - командир 520-го ИАП,
майор Елисеев Фёдор Дмитриевич - комиссар полка, майор Родин Дмитрий Иванович - штурман полка.

8 сентября 1942 года группа в составе 10 истребителей Як-1 во главе с командиром 520-го ИАП майором С. Н. Чирва, перелетавшая с аэродрома Вихлянцево на передовой аэродром Алтухов под Сталинградом, неожиданно встретила 10 бомбардировщиков Hе-111. Несмотря на то что молодые пилоты ещё ни разу не встречались с врагом, майор Чирва, веря в своих питомцев, решил атаковать противника. Старший сержант Борис Мефодиевич Гомолко смело врезался в строй самолётов противника и сбил один бомбардировщик. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, будучи раненным, пилот пошёл на таран. Винтом своего самолёта он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, после чего покинул неуправляемый истребитель. Спускаясь на парашюте, Гомолко приготовился к бою с фашистскими лётчиками, также воспользовавшимися парашютами. Одного он застрелил при попытке оказать сопротивление, а другого взял в плен и доставил в штаб своего авиаполка. Вскоре старший сержант Б. М. Гомолко за храбрость получил звание лейтенанта и был награждён орденом Ленина.

Перед вылетом на Сталинградский фронт.

Личный состав 520-го ИАП  (283-я ИАД)  перед вылетом на Сталинградский фронт:
С. Н. Чирва, Ф. Д. Елисеев, Д. И. Родин, Б. М. Гомолко, Н. В. Харитонов, Кныш, Братонич, Вусиков...

В этом же бою было сбито ещё 3 бомбардировщика противника, отличились: майор С. Н. Чирва, лейтенант Н. В. Харитонов и сержант В. П. Вусиков. Согласно архивных документов: "08.09.1942 г. на самолёте Як-1 при перелёте с аэродрома Вихлянцево на аэродром Алтухово в 11 час. 50 мин. на высоте 3000 метров майор С. Н. Чирва сбил один самолёт противника ХЕ-111, который упал в районе Ольховки".

10 сентября 1942 года во время сопровождения группы Ил-2 на штурмовку в район Кузмичёв, в 17 часов 40 минут майор С. Н. Чирва сбил один самолёт Ме-110.

К концу января 1943 года, действуя под Сталинградом, 520-й ИАП произвёл 2147 боевых вылетов с общим налётом 1842 часа, за указанный период полк провёл 125 воздушных боёв, сбил 95 самолётов противника и 15 уничтожил на аэродромах. За отличное выполнение боевых заданий полк был преобразован в 56-й Гвардейский истребительный авиационный Алтуховский полк. За время пребывания на Сталинградско - Донском фронтах майор С. Н. Чирва сумел воспитать мужественных и отважных воздушных бойцов. Лучшими стали: майор Д. И. Родин, старшина В. Ф. Виноградов  (по 8 - 9 побед в воздухе), капитан А. А. Ефремов, лейтенант Н. В. Харитонов  (по 11 - 12 побед)  и другие.

Командира полка майора С. Н. Чирву командование наградило орденом Красного Знамени и выдвинуло на должность командира авиационной дивизии дивизии.

Аэродром Курск, апрель 1943 года.

Постановка задачи лётному составу 56-го Гвардейского ИАП.  Аэродром Курск, апрель 1943 года.

Подводя итог дейтельности Гвардии майора С. Н. Чирвы на посту командира 520-го  (56-го Гвардейского)  ИАП, следует отметить: с 15 августа 1941 года по 8 февраля 1943 года лётчики полка сражались на Северо - Западный, Волховском, Сталинградском и Донском фронтах; с 20 февраля по 20 октября 1943 года вели бои уже на Центральном фронте  (участвуя в Орловско - Курской и Белгородской операциях), а с 20 октября по 14 декабря 1943 года - на 1-м Белорусском фронте. Сам командир полка выполнил 94 боевых вылета, провёл 10 воздушных боёв и сбил лично 2 самолёта противника.

С 15 декабря 1943 года по 9 мая 1945 года Гвардии полковник Чирва Степан Никитович командовал 283-й истребительной Камышинской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизией  (13-й ИАК, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), в состав которой входили: 176-й ИАП, 519-й ИАП, 56-й ГвИАП, 116-ГвИАП.

С.Н.Чирва, 1943 г.

Под его руководством лётчики дивизии вели воздушные бои за освобождение Украины и Белоруссии  (операция Багратион). Во время Берлинской операции личный состав 283-й ИАД под командованием Гвардии полковника С. Н. Чирвы захватил сначала Центральный Берлинский аэродром, а затем аэродром Гутергарц, в районе которого взял в плен 512 солдат и заместителя коменданта острова Ванзей.

283-я истребительная авиадивизия, руководимая Гвардии полковником С. Н. Чирва совершила к концу войны около 60 тысяч боевых вылетов и уничтожила более 1000 самолётов.

С 20 сентября 1945 года по 8 мая 1946 года С. Н. Чирва был слушателем Курсов усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при Военной академии командного и штурманского состава ВВС КА. С 8 мая 1946 года по 24 июня 1947 года продолжал командовать 283-й ИАД  (11-я Воздушная армия). С 24 июня по 10 сентября 1947 года находился в Резерве Главнокомандующего ВВС ВС. С 23 июля 1947 года по 10 сентября 1948 года был заместителем командира 8-й Гвардейской ИАД  (5-й ИАК, 7-я Воздушная армия, Закавказский военный округ). С 10 сентября по 23 декабря 1948 года - врио командира 8-й Гвардейской ИАД. С 23 декабря 1948 года по 8 февраля 1949 года - в Резерве ВВС ВС СССР. С 8 февраля 1949 года по 20 декабря 1952 года был начальником Кузнецкого учебного центра ДОСААФ. С 20 декабря 1952 года по 8 января 1955 года - начальник Казанского аэроклуба ДОСААФ. Приказом Минобороны № 0118 от 8 января 1955 года Гвардии полковник С. Н. Чирва уволен в запас.

После войны жил в Таганроге, почётный гражданин города. Потом жил в Ростове-на-Дону, а затем в городе Ессентуки. Умер 2 сентября 1983 года.

За время службы С. Н. Чирва награждён орденами: Красного Знамени   (четырежды), Суворова 2-й степени  (дважды), Кутузова 2-й степени   (дважды), Красной Звезды; 12 медалями, в том числе: "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

*     *     *

Этапы большого пути Гвардии полковника С. Н. Чирва:

Классное отделение по занятиям по мотору, 1930 год.

Классное отделение по занятиям по мотору, 1930 год.  Крайний слева - курсант С. Н. Чирва.

С.Н.Чирва, 1935 г. С.Н.Чирва, 1944 г.

Германия, 9 мая 1945 г.

Гвардии полковник С. Н. Чирва у автомобиля "Форд".  Германия, 9 мая 1945 года.

С.Н.Чирва и Г.С.Кравцов на 40-летии 283-й ИАД в Грузии, 1982 год.

С. Н. Чирва и Г. С. Кравцов на 40-летии 283-й ИАД в Грузии, 1982 год.

Ветераны 283-й ИАД в музее на праздновании 40-летия соединения, 1982 год.

Ветераны 283-й ИАД в музее на праздновании 40-летия соединения, 1982 год.
*     *     *
Открытие выставки, посвящённой 70-летию 283-й ИАД. Открытие выставки, посвящённой 70-летию 283-й ИАД.

5 июля 2012 года в Камышинском краеведческом музее Волгоградской области
открылась выставка, посвящённая 70-летию прославленной 283-й истребительной
Камышинской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии.

Стенд 520-го ИАП. Камышинский краеведческий музей.

Один из стендов выставки музея, посвящённой 70-летию 283-й ИАД.

(Информацию и фотоматериалы прислал Юрий Анатольевич Какадий.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz